Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ДВЕНАДЦАТЬ ПОДВИГОВ. Сборник.

 tit.jpg
 cover.jpg

Л., Гидрометеорологическое изд-во, 1964

УДК 551.5.551.46.98(023)
Ответственный редактор доктор географических наук Л. Ф. ТРЕШНИКОВ
Составитель сборника кандидат исторических наук В. М. ПАСЕЦКИЙ


Полна загадок далекая Арктика. Льды и воды Северного Ледовитого океана скрывают еще много тайн природы, которую настойчиво стремится познать человек. Путем отважных, который через студеное море проложила легендарная четверка папанинцев, прошли двенадцать советских научных станций. Их дрейф порой продолжался по нескольку лет. Течения и льды уносили смельчаков к берегам Гренландии и Канады. Тысячи километров отделяли их от Родины. Океан разбивал хрупкие пристанища полярников — ледяные, поля, гибли палатки и приборы, а советские люди продолжали нести вахту на льдах, вписывая в повесть о мужестве и отваге одну страницу прекраснее другой.
О жизни и труде на дрейфующих станциях рассказывают участники опасной и почетной научной вахты, в том числе известные всему миру полярные исследователи Э. Т. Кренкель, М. М. Сомов, А. Ф. Трешников, Е. И. Толстиков.
Книга рассчитана на массового читателя, она иллюстрирована интересными фотографиями.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ


Северный полюс! Эта географическая точка Земли в течение нескольких веков привлекала внимание ученых и путешественников всего мира.
Сейчас в околополюсном районе трудятся во славу науки коллективы советских дрейфующих станций. Данные их наблюдений ежедневно передают по радио. А между тем полвека назад путешественники, направлявшиеся в высокие широты, на долгое время оставались оторванными от всего мира и зачастую исчезали во льдах Северного Ледовитого океана.
История Арктики — это история героических подвигов многих поколений мореплавателей и путешественников, пытавшихся на протяжении нескольких столетий достичь таинственного района Северного полюса. Первые попытки проникнуть в высокие широты были предприняты мореходами, искавшими в XVI—XVII вв. северный путь в Индию. Это были англичане Д. Рутт, Р. Тон и Г. Гудзон. Рядом с ними следует упомянуть безвестных славных русских мореходов, которых в конце XVI в. встречал Баренц у северных берегов Новой Земли. На утлых ладьях они пускались в далекие путешествия, пересекали моря, зимовали на Шпицбергене и лучше, чем кто-либо в Европе, знали условия плавания в полярных водах.
Начало планомерному изучению берегов и островов Северного Ледовитого океана положила Великая Северная экспедиция (1733—1743 гг.). Пять ее отрядов совершили научный подвиг — берега и моря Сибири впервые были пройдены и положены на карту. Севером глубоко интересовался великий русский ученый М. В. Ломоносов. Изучив записки и дневники путешест-
[3]
венников, ревностно собирая материалы Великой Северной экспедиции, он дал первое научное представление о Северном Ледовитом океане; им была высказана мысль о возможном существовании поднятий морского дна в районе Северного полюса. Эта гениальная догадка почти через два века была подтверждена работами советских высокоширотных экспедиций.
В начале XIX в. русскими моряками была предпринята грандиозная по тем временам экспедиция в высокие широты не только северного, но и южного полушария. Южный отряд этой экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыл шестую часть света — Антарктиду. Северный отряд, над которым начальствовал М. В. Васильев, поднялся в такие широты, куда до того не проникал ни один корабль.
Спустя несколько лет в Центральную Арктику попытались пробиться англичане. Летом 1827 г. ученый Парри высадился на северном берегу Шпицбергена и направился со своими спутниками к полюсу на собаках. Любопытно, что архангельские промышленники, узнав о намерении англичан, предсказали им неудачу. Они говорили, что путешественники окажутся как бы в беличьем колесе. Действительность подтвердила слова поморов. Путешественники шли на север, а лед почти с такой же скоростью несло к югу. И Парри вскоре вынужден был повернуть назад.
Начиная со второй половины XIX в. достижение Северного полюса становится предметом международных состязаний. В них принимают участие англичане, американцы, немцы, шведы, итальянцы. Все их экспедиции заканчивались неудачно, а иногда и трагически. Так, в 1881 г. к северу от Новосибирских островов было раздавлено льдами судно «Жаннетта». Значительная часть членов американской полярной экспедиции во главе с начальником Джорджем Де-Лонгом погибла от холода и голода в дельте Лены.
Через три года эскимосы из Южной Гренландии обнаружили вблизи берега льдину с вещами, принадлежавшими путешественникам с «Жаннетты». Было очевидно, что в Северном Ледовитом океане существует течение, которое принесло эту льдину от Новосибирских островов к Гренландии.
[4]
Этим открытием воспользовался выдающийся норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен. На специально построенном судне «Фрам» он в 1893 г. вошел в лед в районе Новосибирских островов, чтобы вместе со льдом пересечь высокие широты Северного Ледовитого океана. Этот замечательный дрейф продолжался три года. Когда «Фрам» находился на 84°04' с. ш. и 102°51' в. д., Нансен вместе со штурманом Иогансеном покинул зимовавший корабль и направился к полюсу. За три недели они продвинулись вперед более чем на 200 км, но дальше идти не смогли. Узнать, куда унесло дрейфовавший корабль, было невозможно, и Нансен со своим спутником повернул на юг.
10 августа они достигли северных островов Земли Франца-Иосифа. Здесь, на острове Джексона, путешественники построили хижину из камней, земли и мха. В неимоверных лишениях и трудностях провели они зиму, а летом направились морем к южным берегам, рассчитывая найти спасение. И вот однажды вблизи мыса Флоры Нансен услышал лай собак, а затем человеческий голос.
«Сердце забилось, — писал Нансен, — кровь прилила к голове; я взбежал на торос и закричал изо всей мочи своих легких. Вскоре я опять услышал крик и с одного из ледяных хребтов различил темную фигуру, двигавшуюся между торосами. Это была собака; но еще дальше двигалась другая фигура... человек. .. Мы постепенно приближались друг к другу, я замахал шляпой, человек сделал то же. Потом мы протянули друг другу руки».
Через несколько недель английская экспедиция Джексона доставила Нансена и Иогансена на родину. Вскоре туда возвратился и «Фрам», благополучно продрейфовавший через Северный Ледовитый океан и освободившийся из льдов в Гренландском море. Экспедиция Фритьофа Нансена провела первые научные наблюдения в высоких широтах Арктики, приподняв «часть завесы, покрывавшей большую неисследованную область около полюса».
Но это был только первый вклад. В дальнейшем исследователям предстояло много и самоотверженно потрудиться, чтобы составить достоверную картину этого края Земли.
[5]
Едва Нансен возвратился в Норвегию, как в России родился новый план достижения полюса и исследования Северного Ледовитого океана. Этот план принадлежал выдающемуся ученому, адмиралу Степану Осиповичу Макарову. По его проекту был построен первый в мире линейный ледокол «Ермака.
С. О. Макаров совершил на нем три плавания в полярные воды. Хотя «Ермак» и не пробился в околополюсный район, его первые арктические походы показали, что лед можно победить силой машин. Это было замечательное достижение, открывавшее новые возможности для исследования и освоения Северного морского
пути.
В то время как «Ермак» пытался пройти сквозь льды высоких широт, американский полярный исследователь Роберт Пири готовил санную экспедицию к Северному полюсу. Много раз он пытался достичь этой географической точки, но всякий раз терпел неудачи. Лишь в 1909 г. его поход увенчался успехом.
«После 23 лет борьбы и разочарований, —- писал Пири в дневнике 6 апреля, когда он вместе со своими спутниками-эскимосами достиг Северного полюса, — я наконец водрузил флаг своей страны на оси Земли. Об этом нелегко писать, но я знал, что мы вернемся домой с повестью, которую мир жаждал услышать в течение четырех столетий, с победной повестью о разрешении человеком труднейшей географической задачи.»
Спустя три года известный русский путешественник Г. Я. Седов предпринял новую героическую попытку достичь полюса, но умер в пути.
После окончания первой мировой войны снова усилился интерес к изучению Арктики. В 1918 г. Руал Амундсен — замечательный норвежский путешественник, открывший северо-западный проход и первым достигший Южного полюса, — направляется на судне «Мод» в высокие широты северного полушария, но после многолетних усилий его экспедиция была вынуждена покинуть Северный Ледовитый океан, не достигнув
полюса.
В 1931 г. Герберт Уилкинс пытался достичь Северного полюса на подводной лодке «Наутилус», но из-за неисправности рулей глубины не смог даже уйти под лед.
[6]
С конца XIX в. до 30-х годов нашего столетия было организовано несколько воздушных экспедиций к полюсу. Но большинство из них, за исключением экспедиций Бэрда и Амундсена, закончилось трагически.
Следующее слово в завоевании воздушных пространств Арктики и изучении Центрального Арктического бассейна предстояло сказать советским летчикам, морякам и полярникам.
С первых лет существования Советской власти в нашей стране изучению Крайнего Севера уделялось большое внимание. Еще не отгремели бои на фронтах гражданской войны, а по указанию В. И. Ленина была создана Северная научно-промысловая экспедиция, превращенная впоследствии в Арктический институт, задачей которого являлось изучение Северного Ледовитого океана и арктических морей.
С 30-х годов началось планомерное освоение Северного морского пути. После знаменитых рейсов ледокольных пароходов «Сибиряков», «Челюскин», «Литке» на великую северную магистраль вышли десятки транспортных судов. Число их возрастало год от года. Развивавшееся мореплавание предъявляло все новые требования к науке; стала ощущаться необходимость всестороннего изучения центральной части Северного Ледовитого океана, оказывающего существенное влияние на ледовый, гидрологический и метеорологический режим арктических морей.
21 мая 1937 г. на дрейфующие льды в районе Северного полюса приземлился четырехмоторный самолет выдающегося полярного летчика М. В. Водопьянова. С самолета сошли на лед четыре участника первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1»: И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель.
В том самом году, когда отважная четверка дрейфовала через Северный Ледовитый океан, на севере моря Лаптевых были пленены льдами три ледокольных парохода. В навигацию следующего года два из них («Садко» и «Малыгин») были освобождены ледоколом «Ермак», а третий — «Седов» — вывести не удалось. Корабль был превращен в плавучую научную станцию, которая до января 1940 г. успешно вела исследования в Ледовитом океане.
[7]
Экспедиция собрала материалы о глубинах океана и его гидрологическом режиме, о дрейфе льдов, структуре стратосферы, магнитных явлениях.
Изучение Центральной Арктики было продолжено в 1941 г. экспедицией на самолете Н-169, выполнившей исследования в районе так называемого полюса недоступности.
Через три года после окончания Великой Отечественной войны исследование
Весной 1948 г. высокоширотная воздушная экспедиция приступила к исследованию еще не изученных районов Арктики. Самыми замечательными оказались результаты измерения глубин. При взятии одной из гидрологических станций к северу от Новосибирских островов глубина океана оказалась необычно малой. Выполненные в прилегающих районах наблюдения дали такие же результаты.
Сомнений быть не могло: на дне Северного Ледовитого океана существовала подводная гора. Чем больше производилось наблюдений, тем четче вырисовывался рельеф дна Северного Ледовитого океана. Стало очевидным, что работа полярных исследователей привела к выдающемуся географическому открытию: был обнаружен подводный хребет, простирающийся от Новосибирских островов через район Северного полюса к Земле Элсмира. Он делит Северный Ледовитый океан на две части: приатлантическую и притихоокеанскую. По предложению Арктического научно-исследовательского института хребту было присвоено имя основоположника отечественной океанографии Михаила Васильевича Ломоносова.
Исследование Северного Ледовитого океана не ограничивалось измерением глубин. Высокоширотные воздушные экспедиции, работавшие в Арктике в 1948— 1950 гг., вели наблюдения по многим отраслям науки. Ученые получили данные, не только уточнявшие прежние представления об Арктике, но иногда в корне изменявшие их. Выяснилось, что подводный хребет оказывает влияние на гидрологический режим Северного Ледовитого океана, что химический состав и температура вод в котловинах, расположенных по его сторонам,
[8]
различны. Были обнаружены различия и в животном мире.
Еще недавно думали, что Центральная Арктика покрыта массивом многолетних, так называемых паковых льдов. Однако воздушные экспедиции выяснили, что лед в высоких широтах неоднороден: рядом с паковыми мощными льдами там встречаются молодые, недавно образовавшиеся льды.
Большой интерес у исследователей и полярных летчиков вызывали блуждающие ледяные острова. Впервые они были открыты русской полярной экспедицией Ф. П. Врангеля в 1821 г., а спустя 125 лет вновь были обнаружены советскими летчиками. Ледяные острова — это мощные ледяные образования, достигающие иногда 600—700 кв. км и возвышающиеся над окружающими льдами на 10—12 м. Они образуются в районе Канадского Арктического архипелага и затем приносятся течениями в центральную часть Арктики. Возможно, что огромные блуждающие ледяные острова были причиной возникновения легенд о землях Джилиса, Санникова, Андреева и др. Поиски этих земель продолжались иногда десятки лет, а иногда и несколько столетий и не принесли результатов, а экспедиция замечательного русского путешественника Э. В. Толля на Землю Санникова закончилась трагической гибелью ее начальника и его нескольких спутников, исчезнувших во льдах Арктика
Первые из открытых с воздуха ледяных островов наши современники также приняли за землю, но вскоре выяснилось, что -эти "земли" дрейфуют вместе со льдами океана. В настоящее время пути движения многих из них прослежены на значительных расстояниях.
Важные открытия были сделаны и в области метеорологии. Оказалось, что укрепившееся в науке представление о постоянной "шапке" высокого давления над околополюсным районом не соответствует действительности.
Совсем недавно считалось, что существует второй магнитный полюс; он был даже нанесен на некоторые карты. Однако данные последних лет показали, что северный магнитный полюс, как и географический, всего лишь один.
[9]
Работы высокоширотных воздушных экспедиций 1948—1950 гг. завершились высадкой дрейфующей научной станции «Северный полюс-2». Научные исследования, проведенные полярниками в течение 376 дней, показали насущную необходимость перехода к постоянным стационарным наблюдениям. К таким наблюдениям приступили спустя три года. Весной 1954 г. на дрейфующих льдах Центральной Арктики были организованы уже две постоянно действующие научные станции — «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4».
Многое изменилось в их оснащении и организации по сравнению с условиями работы в лагере И. Д. Папанина и на станции СП-2. Ручные гидрологические лебедки заменены электрическими, примусы и лампы, о которых упоминают в своих рассказах о дрейфе СП-1 Э. Т. Кренкель и П. П. Ширшов, вышли из обихода. На смену им пришли газовые плиты и электрическое освещение. На дрейфующих льдах появились дизельные электростанции, тракторы, автомашины, вертолеты, освободившие зимовщиков от перевозки вручную десятков и сотен тонн груза.
Э. Т. Кренкель не без оснований предполагал в 1938 г., что через несколько лет около Северного полюса будет людно, но ошибался, считая, что здесь никогда не появится надпись: «Мойте руки перед едой». Научные поселки на дрейфующих льдах полностью снабжены водой, и зимовщики не только ежедневно умываются, но и моются в бане, а вместо палаток живут в домиках.
Богатая техника, улучшение условий жизни, регулярная воздушная связь позволили значительно расширить круг научных наблюдений. В настоящее время на дрейфующих станциях проводятся океанографические, метеорологические, аэрологические, актинометрические, ионосферные, магнитные, биологические, ледоисследовательские и другие наблюдения.
До организации постоянно действующих станций огромный район Центральной Арктики оставался не освещенным в метеорологическом и аэрологическом отношении, что лишало синоптиков возможности достаточно ясно предвидеть развитие атмосферных процессов над Арктикой и прилегающими к ней районами.
Наблюдения дрейфующих станций помогли значи-
[10]
тельно улучшить научно-оперативное обслуживание арктического флота синоптическими и ледовыми прогнозами.
Двенадцать дрейфующих станций работали на льдах в общей сложности около 8000 суток и прошли путь, превышающий 47 000 км. Многократно пересекали они Северный Ледовитый океан с востока на запад. Каждый километр, каждый день их странствия на дрейфующих льдах отмечен новыми приобретениями для науки. Терпеливо и мужественно, настойчиво и хладнокровно полярники добывают бесценные знания о природе Центральной Арктики. Их окружают опасности и подстерегают лишения. Им мало приятны и теплые солнечные дни, когда талой водой заливает станцию, и суровые полярные ночи, когда морозы сменяются пургой, а пурга — морозами. И все это в кромешной темноте. Порой многие дни они не видят звезд и не могут узнать, куда же унесло их хрупкую льдину. Страшен Ледовитый океан, и ненадежен покрывающий его лед. Иногда вдруг, без треска и шума лопнет льдина, на которой находится лагерь, и полярники оказываются разделенными друг от друга полыньями и разводьями. Только на ледяном острове, на котором три с половиной года находилась станция «Северный полюс-6», ученые были застрахованы от внезапных разломов и связанных с ними неприятностей.
О нелегкой жизни на льду за тысячи километров от родных берегов и рассказывают в своих очерках и статьях участники почетной полярной вахты во имя науки и Родины.

Л. Трешников,
В. Пасецкий

Пред.След.