Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Алтунин Е.В. Крылья Севера

 cover.jpg
Алтунин Е. В.
Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР. Издание 2-е, перераб. и доп. Магадан, Кн. изд-во, 1976.
206 с. с ил.

На основе документальных материалов автор рассказывает о том, как создавалась и развивалась гражданская авиация на Крайнем Северо-Востоке, о героическом вчерашнем и сегодняшнем труде летчиков, авиаинженеров и техников в суровых условиях Колымы и Чукотки
.

Содержание


OCR, правка: Леспромхоз

ВО ИМИ ПОБЕДЫ


На сороковой день Великой Отечественной войны газета «Правда» опубликовала передовую статью под заголовком «Фонд обороны — новое проявление советского патриотизма», в которой одобрялась и поддерживалась патриотическая инициатива советских трудящихся — часть заработка, личные сбережения вносить в фонд обороны, чтобы дать Красной Армии больше пушек, самолетов, разных машин для разгрома гитлеровской Германии.
Трудящиеся Северо-Востока с большим энтузиазмом откликнулись на эту патриотическую
[127]
инициативу. Их жизнь определялась лозунгам: «Все для фронта, все для победы!». Организаторами движения трудящихся по сбору средств на строительство боевой техники для Красной Армии, по укреплению связи тыла с фронтом выступали коммунисты и комсомольцы.
В октябре 1941 года комсомольцы и молодежь Магадана — Розанцев, Зоткин, Дюбин, Давыдов, Ерохин и другие обратились через газету «Советская Колыма» ко всем комсомольцам и несоюзной молодежи Колымы с призывом — сверх производимых отчислений в фонд обороны в ноябре передать двухдневный заработок и провести ряд массовых воскресников с отчислением заработанных средств на постройку эскадрильи самолетов.
На собраниях в коллективах предприятий Дальстроя этот призыв нашел горячий отклик, причем не только у молодежи. В течение одного месяца трудящиеся Дальстроя собрали 5278666 рублей на строительство боевых само¬летов. И уже 23 декабря 1941 года звено бомбардировщиков, на фюзеляжах которых стояла надпись «Комсомол Колымы», было отправлено на фронт.
Патриотический почин был поддержан также авиаторами. Личный состав Магаданского авиаподразделения только в 1942 году отчислил в фонд обороны 387 813 рублей, в том числе на постройку самолетов 43 924 рубля. За первое полугодие 1942 года работники авиамеханических мастерских отработали без оплаты 1 310 часов. За 9 месяцев итого года летный и технический состав после работы заготовил 40 тонн морской капусты, более 7 тонн рыбы, 2 тысячи кубомет-
[128]
ров дров. Работники аэропорта на Чукотке в 1942 году внесли 75 781 рубль.
В 1943 году, идя навстречу 25-летию ВЛКСМ, комсомольцы и молодежь Западного управления выступили с инициативой в честь юбилея комсомола силами молодежи Дальстроя собрать средства на постройку эскадрильи боевых само¬летов. С большим подъемом развернулся сбор средств. Инициаторы — молодежь Западного управления внесли 180 тысяч рублей. Около 200 тысяч рублей, заработанных на воскресниках и отчисленных из своих личных сбережений, внесла молодежь Магадана. Более чем но 100 тысяч рублен внесли комсомольцы Тенькинского и Юго-Западного управлений. К юбилею ВЛКСМ молодежью было внесено более одного миллиона рублей.
В мае 1944 года в одной из воинских авиационных частей состоялся митинг, посвященный получению летчиками эскадрильи самолетов «Комсомолец Дальстроя». Участники митинга тогда обратились с письмом к комсомольцам Колымы.
«Дорогие товарищи, комсомольцы Дальстроя!
... Сегодня мм получили от ваших товарищей эскадрилью боевых самолетов «Комсомолец Дальстроя», построенных на ваши средства. В этом большом боевом подарке мы видим воплощение любви и заботы о нашем воздушном флоте, мы видим, что комсомольцы и вся молодежь Дальстроя упорно и настойчиво работает над выполнением задачи... — обеспечить Красную Армию всем необходимым для разгрома врага. У вас лозунг: «Все для победы!» — полу-
[129]
чая достойный ответ делом. Гордимся вами, как и вся наша Советская страна, герои труда!
Вы нам доверили грозные боевые машины. Ваше доверие мы оправдаем. Самолеты «Комсомолец Дальстроя» вручены в надежные руки летчиков Героя Советского Союза Виталия Попкова, служащего части, которой командует прославленный летчик-истребитель, советский ас — дважды Герой Советского Союза Василий Александрович Зайцев, «части старой авиационной гвардии», где семья Героев Советского Союза исчисляется шестнадцатью человеками, где выросли известные теперь всей Советской стране Герой Советского Союза Ефремов, прославленные летчики-гвардейцы Песков, Лавейкин, Дмитриев, Городничев, Попков, Сытов, Шердаков, Глинкин, Баевский и многие другие герои Отечественной войны.
Мы оправдаем ваше высокое доверив новыми боевыми делами во имя полного разгрома немецких захватчиков.
По поручению митинга, посвященного получению самолетов эскадрильи «Комсомолец Дальстроя»
Дважды Герой Советского Союза Зайцев Герой Советского Союза Лавейкин, Герой Советского Союза Попков Летчики-гвардейцы Рулин, Калашников».
Внесли свой вклад в укрепление Военно-Воз-душных Сил и колхозники Дальстроя, собравшие на постройку самолетов «Колхозник Колымы» 525 тысяч рублей.
[130]
3 июля 1944 года женщины Магадана начали сбор средств на строительство самолета «Общественница Дальстроя». Сотрудники Госбанка Зенкова, Федорова, Должкова и другие отчислили в фонд строительства самолета свой трехдневный заработок. В течение трех дней женщинами Магадана было внесено 65 тысяч рублей.
Как только в Певеке узнали о патриотическом почине, в первый же день здесь было внесено свыше 10 тысяч рублей. Многие женщины внесли по 200-300 рублей. Так, А. В. Дятлова внесла 350 рублей, Воробьева и Матвеева — по 300 рублей. Всего на строительство боевого самолета «Общественница Дальстроя» было внесено около 200 тысяч рублей.
За годы Великой Отечественной войны рабочие и служащие Колымы собрали и перечисли-
[131]
ли в распоряжение Главного командования Красной Армии более 13 миллионов рублей, собранных на строительство боевых самолетов. На эти средства построено и передано Красной Армии звено бомбардировщиков «Дальстроевец», авиаэскадрилья самолетов «Комсомолец Дальстроя», авиазвено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», звено санитарных самолетов, самолеты «Колымский колхозник», «Общественница Дальстроя».
 131-рис.jpg
Председатель Государственного Комитета Обороны от имени ЦК ВКП (б) и Советского правительства в адрес Главного и Политического управлений, Магаданского горкома партии прислал благодарственную телеграмму, отмечающую значительный вклад трудящихся Дальстроя по оказанию помощи Красной Армии. В ней сообщалось:
«Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим, собравшим, кроме первых 4 миллионов 800 тысяч рублей на строительство бомбардировщиков «Дальстроевец», дополнительно 16 миллионов рублей на строительство танковой колонны им. Феликса Дзержинского, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. Сталин».
Используя разнообразные формы пропаганды и агитации, партийные организации Чукотского национального округа возглавили патриотический подъем среди трудящихся по внесению личных сбережений на строительство боевой техники для Красной Армии. Вот что, например,
[132]
сообщал Чукотскому окружкому ВКП (б) секретарь Чаунского райкома партии П. Ф. Пугачев в радиограмме от 5 декабря 1941 года.
«Сегодня получил Вашу радиограмму № 1378 и сегодня же дали указание по всем организациям района о проведении собраний и митингов по коллективам, а также дано указание заведующим красных яранг о проведении разъяснительной работы среди кочевого населения поддержать замечательную инициативу (хабаровских) колхозников. Вместе с этим сообщаем, что двадцать дней назад мы получили с самолетом из Магадана газету «Советская Колыма», из которой узнали, что в Магадане идет сбор средств на постройку боевых самолетов. Мы провели собрания и митинги. Трудящиеся района поддержали инициативу магаданцев и хабаровчан. Начался сбор средств на постройку боевых са¬молетов. На сегодняшний день, т.е. на 5 декабря 1941 года, в районе собрано средств 196 тысяч рублей, в том числе на 27 тысяч рублей облигаций. Деньги эти переводятся в Магадан. Приняли участие в сборе средств на постройку боевых самолетов 207 человек. Исключительное большинство из них — работники промкомбината. Плюс к этому комсомольцы собрали на постройку боевых самолетов 14 тысяч руб....»
В конце 1942 года колхозники Тамбовской области и саратовский колхозник Ферапонт Головатый выступили инициаторами сбора средств на строительство танковых колонн и боевых са¬молетов для Красной Армии. Этот патриотический почин, забота о Красной Армии были
[133]
горячо поддержаны населением Чукотского национального округа. Так, оленевод ВосточноТундровского района товарищ Лелекай внес 19 000 рублей. Когда ему оказали, чтобы он оставил часть на свои хозяйственные нужды, Лелекай ответил: «Колхозник Головатый не оставлял. Я тоже вношу свои сбережения. Мы здесь живем в лучших условиях — есть мясо, рыба, жир — проживем, а вот фронту нужно больше и тогда быстрее разобьем врага».
Много средств было внесено трудящимися округа на строительство авиаэскадрильи «Камчатка — фронту». Здесь следует отметить колхозников Восточно-Тундровского района Тенемкуя, внесшего 27 000 рублей, Эткоя, сдавшего 42 000 рублей, оленевода Анадырского района Тевлета, внесшего 15 000 рублей, врача полярной станции мыса Шмидта Умнову, внесшую 21600 рублей.
Только 22 комсомольца — чукчи из колхоза «Турваургин» Восточно-Тундровского района за период Отечественной войны внесли из своих сбережений наличными 314000 рублей и облигациями 40400 рублей, в том числе на строительство эскадрильи «Камчатка — фронту» — 75 800 рублей.
Патриотический вклад рабочих, колхозников и служащих был по достоинству оценен прави¬тельством. В телеграмме Народного комиссара обороны на имя Камчатского обкома партии сообщалось:
«Передайте трудящимся Камчатской области, собравшим 8 658 259 деньгами и 6 100 000 рублей облигациями госзаймов на строительство эскадрильи боевых самолетав «Камчатка -
[134]
фронту», мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Большой вклад в дело сбора средств на строительство боевых самолетов внесли трудящиеся Анадырского района. К концу 1943 года рабочие, колхозники, служащие собрали на строительство звена истребителей 310 500 рублей, на звено бомбардировщиков-110400 рублей, эскадрильи самолетов — 500 тысяч рублей, на звено санитарных самолетов «Хабаровский комсомол» и «Осоавиахим» — 128 тысяч рублей.
В ответ на инициативу тамбовских колхозников шахтер Фединин, строитель Корнилов, радист Пушкин, тракторист Авдеенко и другие выступили через газету «Полярный шахтер» с обращением ко всем полярникам бухты Угольной о постройке на собственные средства самолета «Полярник бухты Угольной». За короткий срок было собрано 107 тысяч рублей. Инженер Вериго внес 2 500 рублей, слесарь Масальский — 2 000 рублей, строитель Карманов — 1 500 рублей.
Коллектив поселка Провидения собрал на строительство авиаэскадрильи «Советский полярник» 353 500 рублей, гидрографы внесли на авиационное звено «Провиденский гидрограф» 333000 рублей.
За весь период Великой Отечественной войны трудящиеся Чукотского национального округа внесли в фонд обороны из личных сбережений 15 429 930 рублей, передано облигаций на сумму 8250000 рублей, сдано 12300 оленей, собрано 55 268 штук теплых вещей для советских воинов и населения, пострадавшего от немецкой оккупации.
[135]
Так трудящиеся Колымы и Чукотки оказывали помощь фронту не только самоотверженным трудом, но и личными материальными средствами, направленными на укрепление Военно-Воз-душных Сил Красной Армии. И это еще один яркий пример проявления социалистического патриотизма советского народа, который способствовал укреплению союза рабочего класса и колхозного крестьянства, поднимал боевой дух воинов на фронте, приближал быстрейшую победу над фашистской Германией.

Пред.След.