Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Алтунин Е.В. Крылья Севера

 cover.jpg
Алтунин Е. В.
Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР. Издание 2-е, перераб. и доп. Магадан, Кн. изд-во, 1976.
206 с. с ил.

На основе документальных материалов автор рассказывает о том, как создавалась и развивалась гражданская авиация на Крайнем Северо-Востоке, о героическом вчерашнем и сегодняшнем труде летчиков, авиаинженеров и техников в суровых условиях Колымы и Чукотки
.

Содержание


OCR, правка: Леспромхоз

ОСОБАЯ ВОЗДУШНАЯ ТРАССА


Одной из важнейших задач, поставленных перед местными партийными и советскими органами в начале Великой Отечественной войны, было строительство на Северо-Востоке участка Особой воздушной линии Фербенкс — Москва для перегонки самолетов из Соединенных Штатов Америки.
В первый же год войны Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве воздушной линии Москва — США. В конце 1941 года в Анадырь прибыли первый секретарь Хабаровского крайкома ВКП (б) Н. М. Пегов, секретарь крайисполкома Мальцев и начальник строительства Чусов. Они поставили перед местными партийными и советскими организациями задачу — совместно со специалистами определить места, пригодные для аэродромов, и в кратчайшие сроки закончить их строительство. Н. М. Пегов предупредил бюро Чукотского окружкома ВКП (б), что строительство воздушной трассы имеет исключительно важное значение и рассматривается оно как оборонное строительство во время войны, что выполнение поставленной задачи — это ответственный экзамен для коммунистов Чукотки.
[122]
Зимой невозможно было точно определить места строительства, поэтому, как только сошел снег, экспедиции изыскали участки в ранее намеченных поселках — Уэлькаль и Марково.
Вечером 13 августа 1942 года в Уэлькаль прибыл первый пароход «Волховстрой», которым были доставлены различные материалы и строительная часть. Первым строителям пришлось вести работу в четырех направлениях: разгружать пароход, строить основную взлетно-посадочную полосу и временную для приема самолетов, возводить жилые здания и подсобные службы.
Рабочих на строительстве не хватало. Тогда по решению бюро окружкома ВКП (б) в Уэлькаль было командировано из Анадыря 140 человек и выделено 2 катера и 4 кунгаса для выгрузки парохода.
За летнюю навигацию было выгружено 12 па¬роходов. Только одной деревоплиты прибыло 700 вагонов, около пяти тысяч тонн горючего, шестнадцать сборных домов, много других строительных материалов, а также продовольственных и промышленных товаров.
Разгрузка проходила в исключительно тяжелых условиях, частые осенние штормы опрокидывали груженые катера и кунгасы, но люди, не считаясь с опасностью, самоотверженно трудились по 16-18 часов в сутки, вытаскивали из ледяной воды грузы.
Высокий патриотический подъем, хорошо налаженная партийно-политическая работа среди строителей обеспечили высокую производительность груда и на строительстве основной взлетно-посадочной полосы, К середине октября была
[123]
закончена подготовка ее основания. С 23 октября приступили к укладке деревоплиты. Строители Сапров, Демидов, Сюсин, Николаев, Молчанов и многие другие систематически выполняли норму на 300-400 процентов. Высокий трудовой героизм, вызнанный смертельной ненавистью к фашистским захватчикам, желанием отдать все для победы над врагом, обеспечил окончание строительства в невероятно короткие сроки.
Уже 25 сентября 1942 года бюро Чукотского окружкома ВКП (б) на основании сообщения начальника Особой воздушной трассы, известного полярного летчика Ильи Павловича Мазурука приняло постановление о том, что «Особая воздушная линия правительством принята и пущена в действие».
[124]
Таким образом, временные аэродромы вступили в строй. Несмотря на то, что очень много сил и времени отнимала очистка взлетно-посадочной полосы, дорог, карьеров от снега, уже к 6 февраля 1943 года была закончена укладка деревоплиты на основной взлетно-посадочной полосе. 17 апреля 1943 года аэродром Уэлькаль был передан для эксплуатации Гражданскому воздушному флоту,
Большой вклад внесли трудящиеся Чукотки в строительство аэропорта Маркове. По решению бюро окружкома ВКП (б) и окрисполкома к строительству аэропорта было привлечено все население Маркова, Марковский райком ВКП(б) взял под непосредственный контроль организацию строительства и воспитательной работы среди строителен. 14 октября 1942 года постановлением бюро РК ВКП (б) в аэропорту создается кандидатская группа, парторгом утверждается Н. А. Милюков.
В ходе строительства аэропорта выяснилось, что летное поле будет подготовлено в срок, но отсутствие бензина для заправки самолетов создает большие трудности в обеспечении перелетов по воздушной трассе. В связи с этим бюро Чукотского окружкома ВКП(6) 29 августа 1942 года приняло постановление о выделении горючего, необходимого количества плавсредств и утвердило заведующего отделом окружкома партии Гончарука ответственным за доставку в Марково каравана с горючим. В течение одних суток был собран весь наличный флот Анадырского куста, горючее погружено и отправлено в Марково. Оно было доставлено по назначению, но на обратном пути весь флот замерз в реке
[125].
Окружной комитет вместе с хозяйственными организациями и специалистами приняли соответствующие меры, которые обеспечили спасение флота.
Таким образом, под руководством Чукотского окружкома партии коммунисты, трудящиеся округа с честью справились с заданном Государственного Комитета Обороны — в установленные сроки ввели в действие участок Особой воздушной линии на Чукотке.
За ударную работу на строительстве аэродромов Особой воздушной линии многие были поощрены. Среди них — Дмитрий Павлович Дьячков, чуванец по национальности, секретарь Марковского сельсовета. В характеристике, представленной на поощрение, отмечалось:
«Тов. Дьячков с первых дней строительства аэродрома активно принимал участие в подготовке летного поля, давая на раскорчевке леса высокие показатели производительности труда.
После неоднократных безуспешных попыток доставить с места выгрузки своим ходом на аэродром тракторы за это важное дело взялся тов. Дьячков. Дьячков, впервые видя трактор, изыскал дорогу, отдельные места ее сделал проходимыми и доставил тракторы за 12 часов. Этим тов. Дьячков опроверг утверждения в невозможности доставлять тракторы в тундровых условиях, окончательно решил задачу строительства летного поля до наступления морозов.
С прекращением доставки в порт бензина катерами тов. Дьячков организовал доставку бензина на карбасах, принимая личное участие в этом деле. С вводом в действие нартового пути
[126]
тов. Дьячков честно работает на доставке в порт бензина на собаках».
Жители поселка Анадырь за лето 1943 года на общественных началах также построили аэродром, значение которого очень трудно переоценить. На строительстве аэродрома было проведено 3 массовых воскресника, в которых одновременно принимало участие около 500 человек, и, кроме того, ежедневно в течение двух месяцев работали на строительство аэродрома более 50 человек.
Широкую и всестороннюю помощь оказывало авиаторам также и население Чаунского
района.
В годы Великой Отечественной войны трудящиеся округа внесли большой вклад в развитие аэродромной сети на Чукотке, которая легла в основу послевоенного авиационного строительства в округе.

Пред.След.