Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ (Вместо предисловия)


 2.jpg
Арктика!... Край льдов и холодных морей, край долгой полярной ночи с ее свирепыми непогодами и незабываемой игрой северного сияния, край полуночного солнца и неповторимой красоты сурового Севера. Издавна человек старался проникнуть в Арктику, разгадать ее тайны, покорить ее неприступный нрав. Много было на земле смелых и упрямых людей, которые шли побеждать Север.

Но только советским людям впервые в истории человечества довелось прийти в Арктику полновластными хозяевами.
И в самом деле, вспомним воздушную экспедицию на Северный полюс под руководством академика О. Ю. Шмидта и полярного летчика М. В. Водопьянова в 1937 году, работу дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» И. Д. Папанина, дрейф парохода «Г. Седов», полеты и посадки на льды пилота И. И. Черевичного в район, называвшийся тогда Полюсом относительной недоступности, — все это привело к тому, что некогда далекий, незнакомый ледяной простор становился близким, все более и более знакомым краем.

В послевоенные годы для исследования Арктики снаряжались специальные высокоширотные воздушные экспедиции и группы научных работников Арктического, института Главсевморпути. Совершая посадки на дрейфующие льды в ранее намеченных пунктах, ученые проводили там разнообразнейшие исследования. В 1950 году в районе так называемого Полюса недоступности была создана научная станция «Северный полюс-2», которой руководил доктор географических наук Герой Советского Союза М. М. Сомов.
По решению Советского правительства весной 1954 года Академия наук совместно с Главным управлением Северного морского пути организовала новую грандиозную по своим масштабам воздушную высокоширотную экспедицию, которая явилась продолжением планомерного изучения и освоения Арктики.
В отличие от предыдущих экспедиция 1954 года вела работу одновременно в трех направлениях.

Высокоширотная воздушная экспедиция 1954 года должна была создать в Центральном Полярном бассейне две долговременные научные станции на дрейфующих льдах, исследовать малоизученные районы Центральной Арктики и провести детальные разведки погоды и льда с помощью самолетов, оборудованных под летающие обсерватории.
Наступление на Арктику началось с берегов Чукотки, откуда самолеты отряда полярного летчика М. А. Титлова вылетали на дрейфующие льды океана. Одновременно отряд Героя Советского Союза И. С. Котова был направлен к Северному полюсу с островов Северной Земли. В то же время третий отряд — «прыгающая» группа Героя Советского Союза М. Е. Острекина и Героя Советского Союза И. И. Черевичного - производил многочисленные посадки на льды океана в районе полюса и детально обследовал там склоны хребта Ломоносова.

Летные отряды Титлова и Котова в начале апреля высадили на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана две станции. На северной широте 75°48' и западной долготе 175°25' была обоснована и начала работу научно-исследовательская станция «Северный полюс-4» под руководством кандидата географических наук Е. И. Толстикова. Через несколько дней на северной широте 86000, западной долготе 175°45' начала свою работу научная дрейфующая станция «Северный полюс-3» под руководством кандидата географических наук Героя Социалистического Труда А. Ф. Трешникова.

Научно-исследовательские станции с первых же дней своего существования начали работу по широкой программе гидрометеорологического комплекса, и синоптические карты Советского Союза обогатились ценными сведениями о погоде в районе полюса и восточной части Северного Ледовитого океана.
И чем больше ученые узнавали нового, тем больше менялось наше представление о природе Центральной Арктики, тем больше наука обогащалась важными географическими открытиями.

Вот наиболее существенные из них, сделанные в последнее время.
До недавних пор считалось, что центральная часть Арктического бассейна представляет собою обширную глубоководную впадину с глубинами более 4 тысяч метров.
Такое представление сложилось на основе измерений глубин во время дрейфов нансеновского «Фрама», станции «Северный полюс-1» И. Д. Папанина и ледокольного парохода «Г. Седов». Но эти дрейфы захватили лишь небольшой район Арктического бассейна, а огромная область Центральной Арктики, расположенная между 150° восточной долготы и 70° западной долготы, оставалась неизученной. И значительная часть Арктического бассейна, по существу, представляла на батометрической карте «белое пятно».

В результате высокоширотных экспедиций последних лет стало ясно, что центральная часть Северного Ледовитого океана не является.единой глубоководной
впадиной и рельеф его дна имеет сложный характер, напоминающий собой дно Средиземного моря.
В 1948 году был открыт, а затем подробно обследован мощный подводный хребет, возвышающийся над ложем океана до 3 километров. Этот хребет, названный именем Ломоносова, имеет крутые склоны и простирается от Новосибирских островов к Северному полюсу и далее в сторону моря Линкольна и разделяет центральную часть Северного Ледовитого океана на два относительно обособленных бассейна. На хребте обнаружена вершина, не достигающая поверхности океана на 954 метра.
Помимо подводного хребта имени Ломоносова, в Северном Ледовитом океане были обнаружены и другие, хотя и менее высокие, но большие по протяженности и площади поднятия океанского дна. Следовательно, центральная часть Арктического бассейна, как установлено, состоит из нескольких впадин, расчлененных значительными по протяжению и высотам подводными возвышенностями.

От подводного хребта существенно зависит распределение и характеристика водных масс океана. Так, например, донные воды, заполняющие впадины, расположенные между Шпицбергеном, Северным полюсом и морем Лаптевых, холоднее вод в тех же слоях по другую сторону хребта.
До недавнего времени предполагали, что ледяной покров Центральной Арктики — это сплошной массив мощных паковых (многолетних) льдов. Исследования последних лет дали новые сведения о характере распределения льдов Северного Ледовитого океана.
Установлено, что в центральной части Арктического бассейна лед неоднороден и состоит из ледяных полей и обломков различной мощности и возраста — от паковых до самых молодых. Разводья встречаются среди разных льдов независимо от их возраста, торосистости и местоположения. Как правило, при движении с юга на север мощность льдов увеличивается. Однако это правило нередко нарушается. В южных районах океана иногда встречаются значительные по площади
зоны, занятые более мощными льдами, чем в приполюсном районе.

Наблюдения за таянием, нарастанием и разрушением пловучих морских льдов, образованием трещин и полыней позволили проследить сложную и интересную жизнь дрейфующих льдов. Оказалось, что таяние и нарастание льда наблюдается как сверху, так и снизу. Причем в районе, прилегающем к Канадскому арктическому архипелагу, таяние льда происходит медленней, чем нарастает его толщина. В более южных районах, прилегающих к Чукотскому, Восточно-Сибирскому и другим морям, льды при дрейфе с севера па юг за год нарастают меньше, чем тают. Летом лед стаивает сверху, а зимой нарастает снизу. Этот процесс происходит ежегодно, и лед частично обновляется.
Во время экспедиций советские полярники проследили и пути дрейфа айсбергов, «сползающих» в океан с архипелагов Земли Франца Иосифа, Северной Земли и шельфа Канадского арктического архипелага и подолгу плавающих в виде гигантских ледяных «островов». Эти «острова» были впервые исследованы советскими полярными моряками и летчиками. Они имеют различную форму и простираются на 600- 700 квадратных километров. Самый крупный из «островов», встреченный нами в апреле 1948 года на 82°30' северной широты и 173°00' восточной долготы, имел в длину 32 и в ширину 28 километров.

Наблюдениями последних лет установлено наличие антициклонального (по часовой стрелке) дрейфа морских льдов в восточной части Северного Ледовитого океана за хребтом имени Ломоносова. Движение льдов в этом районе происходит по замкнутым траекториям, положение которых изменяется в зависимости от синоптической обстановки. Это, в частности, подтверждается дрейфом льдины лагеря научно-исследовательской станции М. М. Сомова. Научная станция «Северный полюс-2» начала свой дрейф в марте 1950 года с 76° 10' северной широты и 167°00' западной долготы. Спустя год, в последний день существования станции, ее координаты были 81°45' северной широты и 162°20' западной долготы. В марте 1952 года эта льдина наблюдалась в районе 82°10' северной широты и 135°00' западной долготы. В апреле 1954 года — на широте 75°04' северной и долготе 170°20' западной. Таким образом, за четыре года льдина описала гигантскую замкнутую траекторию.

Конечно, движение льдов не является строго постоянным и изолированным друг от друга. В восточной части океана льды нередко выносятся в различные районы Полярного бассейна и, в частности, в Чукотское море, в Восточно-Сибирское море, поступают также в район Айонского ледяного массива, лежащего на трассе Северного морского пути.
Таким образом, работы экспедиций опровергли неправильное представление о Центральном Полярном бассейне как о безжизненной неподвижной зоне.
Все это имеет огромное значение для правильного составления прогнозов ледовой обстановки на огромной трассе Северного морского пути.
Длительное время в науке держалось мнение о существовании в атмосфере центральной части Северного Ледовитого океана постоянной «шапки» высокого давления и преобладании в околополюсном районе антициклона. Советские ученые опровергли это представление и доказали, что в районе Северного полюса и прилегающих к нему областях довольно часто наблюдается интенсивная циклоническая деятельность.

Так, весной 1954 года в Арктике происходили сложные синоптические процессы с интенсивным выносом теплых воздушных масс в приполюсный район. Анализ синоптических карт показал, что на окраинные моря циклоны зачастую приходят с хорошо выраженными теплым и холодным фронтами.
Большой интерес представляют данные о проникновении в высокие широты теплых воздушных масс из Тихого океана через Охотское и Берингово моря. Эти массы теплого воздуха в ряде случаев распространяются над «приземным» 200-метровым холодным слоем до высоты 7-8 километров по периферии высотного антициклона, центр которого располагается над Аляской и медленно смещается к востоку. При такой синоптической обстановке с околополюсного района часто происходят «обвалы» холодных масс арктического воздуха на европейскую территорию Советского Союза и Западную Сибирь.

Активная циклоническая деятельность, весьма существенные сезонные ее колебания, взаимодействие холодного арктического воздуха с теплыми воздушными массами, поступающими в Центральную Арктику из Атлантики и Тихого океана, своеобразный процесс трансформации воздушных масс в периоды полярного дня и полярной ночи — таковы новые сведения, весьма и весьма важные для наших служб погод и успешного плавания по Северному морскому пути.
Конечно, в коротком предисловии трудно дать полную картину всех последних открытий, сделанных советскими полярниками. Но как ни велики они были, наша наука еще нуждалась в дальнейшей детальной разведке природы высоких широт. Многое еще нужно было узнать, детально изучить, чтобы в конечном итоге превратить Северный морской путь в постоянно действующую и надежную транспортную магистраль..

Успешно летать и плавать по трассе этого пути можно будет только тогда, когда мы до конца уясним и изучим все процессы, происходящие в природе Центрального Арктического бассейна. Ведь все арктические моря, по которым плавают советские суда, представляют собой заливы Северного Ледовитого океана. Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться, что моря эти открыты на север и ничем не защищены от сурового океана.
Детально изучить законы, управляющие погодой и состоянием льдов, исследовать все магнитные особенности северного полушария, столь важные для штурманов кораблей и самолетов, снабжать нашу службу погоды точными сведениями — вот главные задачи, стоящие перед коллективом ученых дрейфующих станций, созданных весной этого года.

Автор книги «В краю Большой Медведицы» П. Барашев, специальный корреспондент «Комсомольской правды», принимал участие в высокоширотной воздушной арктической экспедиции 1954 года. Он побывал на полярных станциях, ставших в те дни временными базами экспедиции, и вместе с летчиками отряда Героя Советского Союза И. С. Котова принял непосредственное участие в создании научной дрейфующей станции «Северный полюс-3».

Вместе с коллективом полярников он делил трудности первых дней новоселов научного городка, что был заложен на дрейфующих льдах океана в приполюсных широтах.
Барашев принял участие в работе воздушного научно-исследовательского отряда геофизика М. Е. Острекина и летчика И. И. Черевичного. Вместе с группой ученых и летчиков автор совершал посадки на дрейфующие льды в районе полюса.

Сборник «В краю Большой Медведицы» — это сборник путевых очерков и впечатлений человека, впервые побывавшего в высоких широтах Арктики, увидевшего трудности работы и мастерство советских полярных летчиков, пытливость и настойчивость полярных исследователей.
Несмотря на то, что эта книга не является сборником сугубо научных очерков, широко рассказывающих об арктических исследованиях, она знакомит читателя с Центральной Арктикой и людьми, штурмовавшими ее весной 1954 года.
Когда читаешь эти записки, словно еще раз совершаешь путешествие на далекие льды Арктики.

Действительный член Всесоюзного Географического общества В. Бурханов

Пред.След.