Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные дороги "Бурана"


В. Д. ГРИЩЕНКО

«Буран» — первый отечественный серийный снего­ход. Две широкие гусеницы, впереди рулевая лыжа, мощность двигателя 25 лошадиных сил, грузоподъемность 2 человека и 250 килограммов груза на лыжном прицепе, скорость до 50 километров в час — таким он был задуман конструкторами, таким вышел из цехов Рыбинского моторостроительного за
вода. Его давно ждали изыскатели и охотники, рыбаки и спортсмены — все, кто живет и работает на севере и в Сибири, где снега высоки, а дороги длинны.
 СП-74.jpg
Ранней весной 1974 г. группа, состоявшая из сотрудников Арктического и антарктического научно-исследовательского института, вылетела на дрейфующую станцию «Северный полюс-22». Одним из разделов программы научных исследований предусматривалось проведение наледных и подводных наблюдений за строением ледяного покрова в точках, удаленных от основного лагеря станции на расстояние до 3—4 километров. Для обеспечения этих наблюдений единодушно был избран снегоход «Буран». На капоте одного из них надпись «СП-74». Оказывается, завод готовил эту машину для экспедиции газеты «Комсомольская правда», собиравшейся весной 1974 г. совершить поход к Северному полюсу. Но попала она в центр Арктического бассейна быстрее и проще: на самолете Ил-14.
Примечательно начало трудовой деятельности «Бурана». Одним из первых его пассажиров был Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Б. Б. Егоров, который 27 марта 1974 г. прибыл с кратковременным визитом на дрейфующую станцию СП-22. На «Буране» почетного гостя доставили с ледового аэродрома в лагерь станции. А через несколько минут, освоив управление снегоходом, Егоров мчался по льдине, поднимая облака снежной пыли. «Отличная машина!» — так отозвался о снегоходе Борис Борисович.

 СП-22.jpg
После этого у «Бурана» были долгие месяцы непрерывной работы. Весной — морозы ниже 30°С, снежные заструги, высокие торосы. Летом — болота мокрого снега, превращавшиеся в бешеные ручьи и реки талой воды, целые озера глубиной более метра, опасные сквозные проталины во льду. Конечно, инструкции по эксплуатации снегохода запрещали его работу в таких условиях, но срывать научные наблюдения было нельзя, и от «Бурана» брали все, что он мог дать. Обычно для проведения наблюдений на выносной точке мы выезжали вчет­вером. Причем двое из нас, как правило, должны были погружаться под лед, а полное водолазное снаряжение в полярном варианте лишь одного аквалангиста весило свыше 50 килограммов, а еще подводная кино- и фотосъемочная аппаратура, специальные измерительные приборы и подводные аккумуляторные светильники (под толстыми арктическими льдами естественная освещенность даже летом очень мала). Продрогшим после выхода из-под воды аквалангистам нужно было поскорее добраться до теплого домика в лагере станции, а с помощью «Бурана» это можно было осуществить в считанные минуты.
Конечно, не всегда наш снегоход выдерживал суровые условия эксплуатации. Случались поломки отдельных узлов и механизмов. Исправлять их приходилось своими силами. Приведу такой случай. Однажды ранней осенью руководитель нашей группы Вадим Углев и инженер-гидролог Геннадий Кадачигов, бессменно исполнявший обязанности водителя и шефа «Бурана», отправились с грузом на одну из выносных точек и, переезжая замерзшую речку, провалились вместе со снегоходом в ледяную воду так, что едва был виден край ветрового стекла. Промокшие и озябшие, они прибежали в лагерь, а машину лишь через несколько часов вытащили с помощью трактора. Однако к вечеру того же дня треск ее мотора вновь разносился над станцией.
Оценивая более чем годовой опыт использования «Бурана», следует сказать, что без него мы бы не смогли выполнить и десятой части объема работ на выносных точках, и в частности интересных систематических наблюдений за стаиванием подводной части льда.
Фото Н. Шестакова.

Пред.След.