Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные гидрометеорологи

Воспоминания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
П. А. Гордиенко,
доктор географических наук

К началу 40-х годов в Арктике была сформирована сеть гидрометеорологических станций, бюро погоды, районных радиоцентров. На арктических морях планомерно осуществлялись морские и воздушные экспедиции. В Арктическом институте активно велись комплексные научные исследования.

Разразившаяся война прервала осуществление планов освоения Арктики и развития Северного морского пути. Деятельность Арктического института и полярных станций стала направляться главным образом на гидрометеорологическое обслуживание транспортных операций флота и полярной авиации.

Понимая, какое значение для фронта и населения северных и северо-западных районов нашей страны имеют коммуникации с востока (из портов Дальнего Востока и западного побережья Америки по Северному морскому пути) и с запада (из портов Англии и восточного побережья Америки через Северную Атлантику), враг осуществлением специального плана «Вундерланд» намеревался, полностью перерезать эти транспортные пути.

Уже осенью 1941 г. немцы перебросили на север крупнейший линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», крейсеры, миноносцы и отряды подводных лодок, которые нападали на союзные конвои, следующие в Белое море «атлантическим вариантом», топили транспортные суда, а с 1942 г. стали прорываться восточнее Новой Земли вплоть до пролива Вилькицкого.

В этих условиях особое значение приобрели краткосрочные прогнозы погоды. Их составляли в арктических бюро погоды, которыми руководили В. В. Фролов, Н. В. Шацилло, К. И. Чуканин, Е. И. Толстиков, Г. В. Волков, С. Т. Серлапов и др. Прогнозы этих синоптиков высоко ценились моряками и летчиками.

Малочисленные тогда коллективы полярных станций вели непрерывные гидрометеорологические и ледовые наблюдения, осуществляли постоянную радиосвязь, держали «под контролем» и воздух, и море, и прилегающую территорию, передавали в бюро погоды в установленные сроки метеорологические и ледовые сводки.

Летчики и моряки тогда еще молодого Северного флота осуществляли охрану транспортов, уничтожали вражеские корабли и самолеты в Баренцевом и Норвежском морях.
В зиму 1941-42 г. в Архангельске действовала группа научно-оперативного обеспечения проводки судов с запада во главе с профессором Н. Н. Зубовым.

На Северном морском пути, где гитлеровские пираты в расчете на беззащитность этой трассы и свою безнаказанность ужесточили налеты, удары врага вместе с военными моряками отражали экипажи ледоколов, транспортных судов, сотрудники полярных станций и радио­центров.
Весь ритм трудовой жизни полярников был подчинен требованиям военного времени. Радиосвязь и передача научно-оперативной информации были переведены па особый режим работы (была резко сокращена открытая связь). Были определены места эвакуации на случай угрожаемого положения, устроены запасные склады продовольствия, средств связи, топлива, отработана система сигнализации и т. д.

В июле и августе 1942 г., когда некоторые участки Карского моря очистились от льда, гитлеровцы пытались блокировать восточную часть Баренцева моря и все Карское море.
27 июля фашисты разрушили старейшую полярную станцию Малые Кармакулы на юго-западном берегу Новой Земли. 23 августа на подходах к проливу Вилькицкого «Адмирал Шеер» встретил караван из девяти транспортных судов, ведомых на восток ледоколом «Красин». Но туман, накрывший караван, и активные действия советских моряков, быстро вошедших в лед, не позволили фашистам выполнить свое преступное намерение. 25 августа пираты с подводной лодки обстреляли станцию Мыс Желания, но ее персоналу удалось отразить попытку врага высадить десант. В этот же день в неравном бою с немецким крейсером был потоплен ледокольный пароход «Сибиряков» — ветеран советского арктического флота, прославившийся в навигацию 1932 г. первым сквозным проходом Северного морского пути. 27 августа «Адмирал Шеер» напал на радиоцентр и порт острова Диксон. Три батареи, установленные на острове, и находившийся в бухте ледокольный пароход «Дежнев» ответили залпами своих орудий. Большую роль в обороне острова сыграли противодесантные операции групп народного ополчения острова, в числе которых были синоптики В. В. Фролов, Н. В. Шацилло, гидрологи М. М. Сомов, А. Г. Дралкин, К. А. Сычев и др. В этот же день при перелете из Усть-Таймыры на Диксон бесследно исчез гидросамолет «Сикорский», выполнявший ледовую разведку. Вместе с экипажем, который возглавлял полярный летчик И. Черепков, погиб находившийся на его борту молодой талантливый ученый гидролог-разведчик И. Г. Овчинников. Никаких следов этой катастрофы так и не удалось найти. 8 сентября немецкая подводная лодка обстреляла и разрушила несколько зданий полярной станции на острове Уединения. Полярники не прервали радиосвязь и вскоре восстановили здания.

Навигация 1943 г. проходила также в сложной военной обстановке, хотя ледовые условия в целом были легче, чем в 1942 г. Группы вражеских подводных лодок проникали во многие районы Карского моря. Эскортировали наши ледоколы и транспорты в Карском море в эту навигацию корабли Беломорской флотилии.

Неудачи в охоте за ледоколами, в нападении на Диксон и в других попытках нарушить судоходство в Арктике вынудили гитлеровцев направить удар на самые беззащитные объекты- полярные станции и экспедиционные суда. 27 июля 1943 г. они потопили экспедиционное судно «Академик Шокальский». В августе под обстрел вражеского самолета попала возглавлявшаяся А. Ф. Трешниковым ледовопатрульная экспедиция Арктического института на парусно-моторном судне «Мурманец», следовавшая к мысу Желания на помощь зимовщикам. 18 сентября артиллерийским огнем подводной лодки была уничтожена полярная станция на острове Правда. Спасшихся зимовщиков А. Будылина и И. Ковалева доставил на Диксон возвращавшийся из моря Лаптевых «Мурманец». 25 сентября фашисты сожгли здания полярной станции в заливе Благополучия (персонал станции через несколько дней был вывезен на Диксон летчиками И. И. Черевичным и А. Т. Стрельцовым).

Несмотря на варварские действия, экипажам фашистских подводных лодок не удалось прервать гидрометеорологическое обеспечение судоходства на западном участке Северного морского пути. В 1942 и 1943 гг. по его трассе было проведено 92 транспорта, доставивших в Арктику и северо-западные районы страны несколько сотен тысяч тонн грузов, жизненно важных для фронта и населения.

В навигацию 1944 г. в Карском море действовало 11 вражеских подводных лодок, вооруженных электроакустическими торпедами. Им противостояли корабли Беломорской флотилии, тем не менее врагу удалось нанести немалый урон.

12 августа в районе острова Белый при торпедной атаке был потоплен транспорт «Марина Раскова», направлявшийся на Диксон и в пункты моря Лаптевых с новой сменой полярников (их было 354 человека, в том числе женщины и дети). Полярным летчикам, среди которых особенно отличились М. И. Козлов и С. Сокол, и экипажам тральщиков эскорта удалось спасти лишь 256 пассажиров и военнослужащих.

26 сентября две вражеские подводные лодки высадили десант на мысе Стерлегова. Только авиатехнику полярной станции А. Г. Бухтиярову и краснофлотцу Ногаеву удалось бежать в бухту Воскресенского. Начальник станции радист Л. М. Поблодзинский, радист Д. Э. Венцковский, метеоролог Д. С. Марков, краснофлотец Н. Уткин и рабочий В. Кондрашев были захвачены в плен.
Немцы пытались скрыть захват станции на мысе Стерлегова и заставили ее радистов продолжать передачу метеосводок на Диксон. Во время сеансов связи Поблодзинский, находившийся под постоянным наблюдением, всё же сумел передать в штаб морских операций сигнал бедствия. Отказавшиеся служить фашистам советские полярники были брошены в тюрьму.
Усилия врага не достигли цели. Водная полярная магистраль продолжала выполнять свои функции. В навигацию 1944 г. по Северному морскому пути было проведено 61 транспортное судно, доставившее 251 тысячу тонн груза. В среднем за каждую военную навигацию по Северному морскому пути проводилось судов и перевозилось грузов больше, чем за любую навигацию в довоенное время.

Военные действия в 1942-1944 гг. развернулись главным образом на западном участке Северного морского пути. Но и на восточную часть Советской Арктики война наложила свой отпечаток. Как и на западе Арктики, здесь были установлены непрерывные наблюдения за морем, воздухом и сушей; велась военная подготовка; проводились занятия по проверке готовности коллектива к нападению противника; оборудовались запасные склады и т. п.

Крупнейшим на востоке Арктики был радиометцентр на мысе Шмидта, которым руководил М. И. Ходов. На его коллектив (а в состав радиометцентра входили радиоцентр, бюро погоды и полярная станция) легли важные задачи по обеспечению радиосвязью огромного района от Берингова моря до проливов у Новосибирских островов, по прогнозированию погоды, обеспечению флота ледовой информацией, координации и руководству научными наблюдениями сети полярных станций района. Эти задачи радиометцентр с честью выполнял.
Значительно возросла в годы войны нагрузка на коллектив радиометцентра в Тикси. Он обеспечивал все возраставшие по объему мирские операции, а также снабжение Якутии морским путем. В Тикси был центр ледовой авиаразведки моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Со всеми своими задачами и радиоцентр, и бюро погоды (им руководил К. И. Чуканин) успешно справлялись.

Несмотря на трудности военного времени, продолжала расширяться сеть полярных станций. Именно в годы войны были открыты станция Певек, станции на острове Айон и озере Таймыр, расширен радиометцентр на мысе Шмидта, организованы станции на период навигации на острове Шалаурова и мысе Блоссом. Все это способствовало лучшему гидрометеорологическому обслуживанию мореплавания, по Северному морскому пути и нужд полярной авиации.

Основные кадры на полярных станциях в течение войны почти не менялись. Те же из них, кто к началу войны оказался на Большой земле, ушли в Красную Армию или в партизанские отряды, где высоко несли звание советского полярника. Так, начальник Управления полярных станций Главсевморпути (ранее начальник полярной станции на острове Уединения) А. Г. Капитохин прославился как командир дивизии, защищавшей Одессу и Севастополь. Организовывал радиосвязь с партизанскими отрядами известный полярный радиоинженер Н. Н. Стро-милов. В составе воздушно-десантных войск воевал первый начальник радиометцентра на мысе Шмидта и руководитель его строительства В. В. Ходов. Парторг строительства этого радиометцентра инженер И. И. Якубайтис защищал осажденный Ленинград, а затем руководил узлом связи в центре партизанского движения в Литве.

Многие полярники, воевавшие в частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, а также оказавшиеся в осажденном Ленинграде, погибли. Среди них аэролог Г. Н. Никифоров, механик В. С. Смирнов, метеоролог А. А. Асаевич и др. В Арктике их заменила молодежь. В навигацию 1944 г. больше 40 молодых метеорологов и радистов (почти все девушки), подготовленных на курсах полярников, организованных в Красноярске в начале войны, прибыли для работы на полярные станции Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Это была большая помощь небольшим тогда коллективам станций.

Арктический институт, возглавлявший все работы в Советской Арктике, с осени 1941 г. находился в Красноярске. Сюда были направлены полярные исследователи, которых война застала в арктических экспедициях. Весной 1942 г. летчики полярной авиации в очень сложных условиях эвакуировали в Ярославль и Череповец больных сотрудников из блокированного Ленинграда. Оттуда поездом они были переправлены в Красноярск. Одновременно с эвакуацией людей были вывезены материалы наблюдений полярных станций и экспедиций. Остальные научные фонды Арктического института спасли от уничтожения огнем и сыростью его сотрудники, оставшиеся в Ленинграде и жившие в здании института. В Красноярске были подготовлены и изданы разнообразные справочные и навигационные пособия, необходимые флоту в Арктике.

Из Красноярска посылались специалисты в штабы морских операций. Там же формировались экспедиции так называемого ледового патруля, которые на небольших моторно-парусных судах обследовали кромку льда в морях Баренцевом, Карском и Лаптевых. Эти суда не только собирали важную информацию о гидрометеорологических условиях. Они занимались также снабжением полярных станций, особенно тех, которые подверглись нападению вражеских подводных лодок.
Особо важное значение при проводке караванов судов имела ледовая авиаразведка. Гидрологов-разведчиков в период навигации посылали также из Красноярска. Некоторые, в частности автор статьи, овладевали этой профессией прямо на месте основной работы, в Арктике.

В то время методика ледовых условий только еще начинала разрабатываться, а прогнозы ледовых условий в арктических морях были крайне необходимы. В Красноярск был эвакуирован из Ленинграда руководитель советской школы ледовых прогнозов профессор В. Ю. Визе. На зимний период возвращалась в Красноярск и группа прогнозистов (Д. Б. Карелин, Н. А. Волков и др.), которая остальное время года в период войны в основном находилась в Арктике. Сотрудники Арктического института зимой интенсивно разрабатывали методы ледовых прогнозов с учетом конкретных запросов мореплавателей. Все годы войны специалисты по ледовым прогнозам на навигационный период в Арктике выезжали в штабы морских операций, на ледоколы, вылетали в ледовую разведку и на месте давали рекомендации о ледовых условиях проводки караванов судов.

К 1944 г. В. Ю. Визе обобщил весь опыт по методике и составлению ледовых прогнозов. Эти методические основы получили всеобщее признание и стали широко использоваться на практике.
Теперь, когда наш народ отмечает 35-летие победы над немецко-фашистскими захватчиками, есть все основания с удовлетворением сказать, что в эту победу достойный вклад внесли советские полярники. Их самоотверженный труд по гидрометеорологическому обеспечению флота и авиации на Северном морском пути, а также по обеспечению всех объектов этой магистрали радиосвязью существенно содействовал разгрому врага на северном театре военных действий.

Пред.След.