Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

П. К. Пахтусов - исследователь Новой Земли


© В. ЕЛИСЕЕВ
 13.jpg
Петр Кузьмич Пахтусов прожил очень короткую жизнь, всего 35 лет. Из них 15 лет — он отдал изучению Арктики, исследованию Новой Земли.
Петр Пахтусов родился в 1800 г. Его отец, старший шкипер Кузьма Пахтусов, служил в то время на Балтийском флоте. Семья жила сначала в Кронштадте, но вскоре отец вышел в отставку, и Пахтусовы переехали на его родину — в старинный русский город Сольвычегодск. Капитала за годы флотской службы старший шкипер сколотить, естественно, не смог, и семья еле-еле сводила концы с концами. Петру было семь лет, когда отец умер. Трудностей прибавилось. Перебравшись в Архангельск, мать определила мальчика в военно-сиротскую школу.
Учился Петр Пахтусов хорошо, и это помогло ему впоследствии получить морское образование в Кронштадтском штурманском училище, куда он был направлен из военно-сиротской школы как один из способнейших ее учеников.
В Кронштадтское штурманское училище принимали детей унтер-офицеров, которые происходили не из дво­рян. Поэтому училище в те годы выпускало не офицеров, а штурманских помощников в унтер-офицерском звании «кондуктор».
Будущие штурманские помощники изучали в училище не только навигацию, географию и астрономию, но и такие науки, как гидрография и гидрология.
В 1820 г. Петр Пахтусов успешно окончил штурманское училище и получил назначение в Архангельск, в отряд, занимавшийся гидрографическими работами на побережье Северного Ледовитого океана. Отрядом командовал штабс-капитан И. Н. Иванов, опытный гидрограф. Под его руководством П. Пахтусов получил первые навыки самостоятельной работы гидрографа. Он участвовал в описании дельты реки Печоры и части побережья Северного Ледовитого океана до острова Вайгач. Гидрографы тех лет имели в своем распоряжении обычные поморские карбасы — маленькие, но устойчивые и в общем-то сравнительно прочные при плавании во льдах деревянные суда.
Шли годы. Приобретая опыт, Петр Пахтусов становился знающим гид­рографом. Сослуживцы отмечали его огромную работоспособность, выносливость, добросовестность, заботливое отношение к подчиненным.
В 1826 г. П. Пахтусов проводил опись берегов Баренцева моря от устья реки Печоры до Канина Носа и вместе со своим новым начальником, подпоручиком корпуса флотских штурманов И. А. Бережных, обошел остров Колгуев, сделав опись его берегов и проведя промеры глубин вокруг острова.
Через год Пахтусов был переведен в Беломорскую гидрографическую экспедицию, которой командовал капитан-лейтенант М. Ф. Рейнеке, известный уже в те годы гидрограф и будущий член-корреспондент Петербургской академии наук.
Михаил Францевич Рейнеке, по отзывам современников, был гидро­графом одаренным, человеком чутким и отзывчивым. Встреча с ним имела для молодого полярника П. Пахтусова большое значение. У М. Ф. Рейнеке было чему поучиться. Именно в те годы у Пахтусова зародилась идея об исследовании берегов Новой Земли, лежащей на пути кораблей, идущих северной трассой на восток, к устьям великих сибирских рек.
Точная дата открытия Новой Земли пока не известна. Но многие крупные историки Арктики и географы считают, что русским поморам Новая Земля была известна уже в XI веке и, по крайней мере, с конца XV века они там бывали довольно часто.
Предшественники П. Пахтусова, к сожалению, оставили о своих посещениях Новой Земли не слишком много документов или каких-либо иных доказательств.
Однако известно, например, что первым из русских обогнул Мыс Желания, северную оконечность Новой Земли, и опустился вдоль ее восточного берега до Карских Ворот в 1760 г. олонецкий мореход Савва Лошкин. На это путешествие он затратил более двух лет.
Пахтусов предполагал не просто обойти остров, а исследовать карское побережье Новой Земли и, когда это осуществилось, оставил после себя подробнейшее гидрографическое описание берегов, подходов к ним, заливов, бухт и островов восточного побережья Новой Земли.
В 1821 -1824 гг. известный полярный исследователь Ф. П. Литке совершил четырехкратное путешествие на Новую Землю и довольно подробно описал ее западный берег — от южной оконечности до мыса Нассау. Северная же часть Новой Земли и весь ее восточный берег ждали своего исследователя. Им и стал Петр Кузьмич Пахтусов.
В 1831 г. П. К. Пахтусов был произведен в подпоручики, а в следующем году, получив двухлетний отпуск, возглавил первую новоземельскую экспедицию. Следует заметить, что Гидрографический департамент, рассмотрев и одобрив проект экспедиции, составленный Пахтусовым, финансировать ее не смог. Средств на снаряжение экспедиции и постройку судов для нее не нашлось. Тогда П. К. Пах­тусов сумел заинтересовать своим проектом смотрителя корабельных лесов Архангельской губернии П. Клокова и архангельского купца В. Бранта. Экспедиция П. К. Пахтусова интересовала их прежде всего с коммерческой точки зрения. Им хотелось узнать, есть ли проход во льдах к Новой Земле и дальше, к Енисею, и найдутся ли на Новой Земле удобные бухты для зимовки зверобойных судов.
Решено было идти на Новую Землю на двух судах: на шхуне «Енисей» и на карбасе «Новая Земля». Командовать шхуной был назначен лейтенант В. А. Кротов. Командиром второго судна стал сам П. К. Пахтусов. Карбас «Новая Земля», кстати, и строился по его собственному проекту на верфи В. Бранта.
Чтобы представить, на каких судах уходили тогда в Арктику исследователи, напомним, что длина, скажем, карбаса была около 13 метров, ширина — 4,3 метра, осадка — 1,8 метра. Экипаж вместе с командиром насчитывал 10 человек.
Помощником Пахтусова на карбасе «Новая Земля» был штурманский кондуктор Крапивин, помощником лейтенанта Кротова на «Енисее» — подпоручик Казаков.
1 августа 1832 г. экспедиция вышла из Архангельска. У Канина Носа суда расстались. Больше П. К. Пахтусов ни шхуну «Енисей», ни ее командира В. А. Кротова, ни членов его экипажа (всего 10 человек) не видел. Арктика редко открывала свои секреты, не взяв за это суровую дань. Шхуна «Енисей» была раздавлена льдами и погибла при входе в губу Серебрянку. Погиб и весь экипаж. Через год П. К. Пахтусов нашел в этой губе обломки шхуны.
Двигаясь вдоль южного берега Новой Земли, П. К. Пахтусов описал проливы Петуховский Шар и Никольский Шар, острова Большой Олений и Кусова Земля и побережье Новой Земли от устья Петуховского Шара до губы Каменки. Дальше не пустили льды, и П. Пахтусов принял решение зазимовать. Условия зимовки были не легкими. Найдя полуразвалившуюся промысловую избу, решили восстановить ее. В качестве строительного материала использовали бревна плавника, собирая их по берегу, иногда за 5-6 километров от зимовки. Тем не менее построили избу и даже маленькую баню с крытым переходом в нее из избы. Пахтусов участвовал во всех тяжелых физических работах наравне с другими зимовщиками, делил с ними все трудности и лишения, выпавшие на долю участников экспедиции...
19 сентября 1832 г. П. К. Пахтусов начал систематически вести, метеорологические наблюдения. Каждые два часа он измерял атмосферное давление, скорость ветра, влажность и температуру воздуха, это были первые постоянные метеорологические наблюдения в истории освоения Новой Земли. Петр Кузьмич измерял также магнитное поле Земли, изучал природу острова.
Морозы в начале зимы были небольшие, всего 15 градусов, но в избе, где жили зимовщики, стояла страшная сырость. Во мху, которым в свое время проконопатили стены, прорастала зелень. Но как бы ни было трудно, П. К. Пахтусов понимал, что выстоять, победить полярную стихию людям могут помочь только сплоченность, железная дисциплина и разумный, но напряженный физический труд. Все поднимались в 5 часов утра, а ложились спать в 10 часов вечера. Днем укладываться на нары строго запрещалось. Посредине избы Пахтусов, через систему блоков, подвесил двухпудовую балясину. Все по очереди, включая и начальника экспедиции, должны были по нескольку раз в день поднимать ее.
В апреле 1833 г., взяв с собой трех матросов, П. К. Пахтусов отправился по берегу для описи Петуховского Шара.
Первая новоземельская экспедиция П. К. Пахтусова длилась 297 дней. За это время было подробно описано восточное побережье южного острова Новой Земли до Маточкина Шара, нанесены на карту все заливы и устья рек. Рукой Пахтусова пролив Никольский Шар впервые был нанесен на географическую каргу.
Экспедиция П. К. Пахтусова на Новую Землю, ее итоги и подробный отчет исследователя вызвали огромный интерес в Архангельске и особенно в Петербурге, в Гидрографическом департаменте. Своей экспедицией Пахтусов доказал доступность восточного берега Новой Земли и возможность мореплавания вблизи него.
Однако сам Петр Кузьмич относился к себе и к результатам своей экспедиции весьма сдержанно и достаточно требовательно. Он не был удовлетворен результатами своей первой экспедиции и для того, чтобы описать восточный берег Северного острова Новой Земли, задумал организовать второй поход на Новую Землю. С этой целью П. К. Пахтусов приехал в Петербург и провел там зиму 1833-34 г., составляя проект новой экспедиции. Ему удалось не только защитить свой проект в Гидрографическом департаменте, но и добиться, чтобы на этот раз были выделены необходимые для экспедиции средства.
Во вторую экспедицию на Новую Землю Пахтусов вышел также из Архангельска 5 августа 1834 г. Вместе с ним в Арктику на двух судах уходили на этот раз 17 человек. Помощником начальника экспедиции и командиром второго судна, карбаса «Казаков» (назван в честь штурмана Казакова, погибшего на шхуне «Енисей» в первой новоземельской экспедиции), был назначен штурманский кондуктор Август Карлович Циволька, человек, чей вклад в изучение Арктики достоен отдельного рассмотрения.
Впервые в истории полярных плаваний П. К. Пахтусов добился, чтобы в составе экспедиции был фельдшер. И хотя для этого пришлось отказаться от двух других специалистов, фельдшер В. Ф. Чупов отправился на борту шхуны «Кротов» и много сделал для того,. чтобы участники экспедиции благополучно вернулись домой после длительного арктического плавания. Впоследствии стало обязательным правилом брать в полярные экспедиции медика.
Проведя опись западного берега Новой Земли до Маточкина Шара, П. К. Пахтусов вынужден был зази­мовать в устье реки Чиракиной, так как лед в тот год оказался очень тяжелым и пройти проливом в Кар­ское море оказалось невозможно.
Из развалин избы гидрографа поручика Ф. Розмыслова, зимовавшего на Новой Земле в 1768-69 г., и плавника зимовщики построили избу несколько просторнее, чем в первой экспедиции. Но сырость и цинга наступали на зимовщиков с прежней настойчивостью. В ту зиму, как свидетельствует в своих дневниках фельдшер В. Ф. Чупов, болели 12 человек, болел и сам П. К. Пахтусов.
С апреля 1835 г. работы по гидрографической описи возобновились. Одну из пеших групп возглавил А. К. Циволька, которому удалось подняться на север от Маточкина Шара на 160 километров.
21 июля в экспедиции случилась беда. У западного берега острова Берха карбас «Казаков» попал в сильное сжатие и был раздавлен льдами. Экипажу удалось сойти на берег и снять кое-что из снаряжения и продовольствия, но до основного зимовья было почти 400 километров безлюдной новоземельской тундры! Позже П. К. Пахтусов назовет место гибели своего судна Мысом Крушения.
Самая северная точка Новой Земли, которой достигла вторая новоземельская экспедиция П. К, Пахтусова, отмечена координатами 74°24' с. ш. Там, вблизи Новой Земли, была обнаружена группа островов, названная позже «островами Пахтусова». Дальнейший путь на север преградили сплошные льды, и Пахтусов был вынужден отправиться в обратный путь. Вторая экспедиция на Новую Землю продолжалась более года — 429 дней. 7 октября 1835 г. участники экспедиции вернулись в Архангельск.
Две зимовки на Новой Земле, в неприспособленных помещениях и тяжелых условиях, подорвали здоровье молодого полярного исследователя и ровно через месяц после возвращения в Архангельск Петра Кузьмича Пахтусова не стало. Его похоронили на Соломбальском кладбище в Архангельске. До наших дней на могиле сохранилось надгробие, на котором еще можно разобрать слова: «Корпуса штурманов подпоручик и кавалер Петр Кузьмич Пахтусов. Умер в 1835 году, ноября 7 дня...»
Отдавая дань памяти исследователя Новой Земли Петра Кузьмича Пах­тусова, потомки назвали его именем несколько географических объектов, транспортные и ледокольные суда. Есть в Карском море острова Пахту­сова. На подходе к Печорской губе, как сообщает лоция Баренцева моря, «лежит... обширная банка Пахтусова».
На Шпицбергене имя Пахтусова носит горный хребет, в Баренцевом море — пролив.
Еще в начале нынешнего века в Арктике работало гидрографическое судно пароход «Пахтусов». В 1966 г. в Ленинграде был построен и по сей день успешно работает на Севере современный дизель-электрический ледокол «Петр Пахтусов».
В Кронштадте, в городе морской славы нашей страны, в числе памятников выдающимся флотоводцам и мореплавателям, чьи имена вписаны в историю русского флота навечно, есть памятник П. К. Пахтусову работы скульптора Н. А. Лаверецкого. Памятник установлен на Июльской улице перед зданием, в котором с 1798 по 1896 г. размещалось Кронштадтское штурманское училище, которое в свое время окончил Пахту­сов. Памятник решен скульптором довольно оригинально (вы видите его на снимке). На пьедестале из серого гранита, высота которого около трех метров, поставлена бронзовая двухметровая фигура моряка. Поверх мундира, какие носили офицеры русского флота в XIX веке, наброшена шинель, спускающаяся с плеча. В правой руке моряк держит карту Новой Земли. На пьедестале надпись: «П. К. Пахтусову, исследователю Новой Земли. 1832—1835 гг.».
Небезынтересна история создания этого памятника. Приближалось 80-летие со дня рождения П. К. Пах­тусова, по профессии, как вы теперь уже знаете, штурмана и гидрографа. Штурманы Балтийского флота направили Александру II прошение о создании памятника. Разрешение было получено, но средств на памятник исследователю Новой Земли у царского правительства не нашлось. Тогда штурманы (в 1877 г.) постановили: отчислять из своего берегового жалованья 1 процент до тех пор, пока не наберется нужная для сооружения памятника сумма. На сбор средств ушло около 9 лет. В итоге было собрано 9200 рублей.
31 октября 1886 г. состоялось торжественное открытие памятника.
Стоит на Июльской улице Кронштадта, недалеко от Петровского парка, с картой своих походов в руке поставленный там навечно исследователь Новой Земли. И если вас судьба забросит случайно в Кронштадт, поклонитесь Петру Кузьмичу Пахтусову, русскому арктическому мореходу.

Пред.След.