Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Из опыта работы метеослужбы ВВС в начале войны


Ю. М. ФЕЛЬШИН

Юрий Моисеевич Фельшин — авиационный метеоролог. Накануне Великой Отечественной войны окончил военный факультет Московского гидрометеорологического института. С 22 июня 1941 г. до конца войны служил в действующей армии — сначала начальником метеослужбы резервной авиагруппы при командовании Южного фронта, затем начальником метеослужбы ВВС Калининского фронта, а позднее 3-й воздушной армии Западного фронта. Войну закончил в Восточной Пруссии. В годы войны награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. После войны возглавлял метеослужбу ВВС Дальнего Востока, был начальником метеослужбы ВВС Ленинградского военного округа, последнее время — начальником Информационного центра погоды в Ленинграде. Ныне полковник-инженер в отставке.

С самыми большими трудностями метеослужба ВВС столкнулась в начальный период минувшей войны.
В условиях, когда линия фронта под напором превосходящих сил противника отодвигалась все дальше на восток, прекратили свое существование многие станции и территориальные управления Гидрометслужбы, расположенные к западу от Москвы. Это значило, что метеослужба ВВС, во многом опиравшаяся в своей работе на Гидрометслужбу, лишилась основного источника информации о погоде. Требования же командования с началом войны значительно возросли.

Сложная обстановка создалась, в частности, на Калининском фронте, который был образован 17 октября 1941 г. и сразу же приступил к боевым действиям. В районе базирования ВВС фронта почти не было станций Гидрометслужбы, а те, которые еще существовали, фактически не имели средств для передачи результатов своих наблюдений о погоде. Между тем для развертывания боевых действий ВВС фронта пополнялись все новыми авиационными частями. В кратчайший срок нужно было обеспечить прием большого количества самолетов и их боевые действия.

Авиация на фронте, как правило, базировалась на полевых аэродромах и площадках обычно небольших размеров. Это затрудняло взлет и посадку при сильном ветре (особенно боковом). Решать вопрос, с каких аэродромов проводить максимальное количество боевых вылетов, нужно было с учетом направления и скорости ветра. От состояния погоды зависели также способы нанесения бомбардировочных ударов, боевые действия штурмовой и истребительной авиации. Активность боевых действий зависела и от состояния аэродромов — полевые аэродромы часто выходили из строя, особенно в период весенней и осенней распутицы.

Летчики в прибывающих частях, в большинстве своем только что окончившие училище, не имели опыта полетов в сложных метеорологических условиях, а погода в этом районе в холодное время года особенно сложна для авиации. Как правило, со второй половины октября здесь преобладает низкая облачность, наблюдается большое число дней с туманами и снегопадами.

В этой ситуации нужно было незамедлительно сформировать ряд подразделений метеослужбы, обеспечить их необходимым оборудованием, средствами связи и расходными материалами, чтобы они были способны осуществлять метеорологическое обеспечение авиации, которая действовала в условиях быстро меняющейся метеорологической обстановки.

Сложность задачи состояла в том, что у нас не хватало опыта организации гидрометобеспечения, недостаточно было и специалистов метеорологов. Так, из шести офицеров, прибывших к нам в создававшееся метеобюро ВВС фронта в октябре 1941 г., только один был метеорологом, остальные — преподаватели географии, физики, математики средних школ. В большей своей части из военкоматов прибывали люди, призванные в армию в начале войны в основном из учебных заведений.

В сложной обстановке первого года войны решались главные задачи метеослужбы: сбор информации о погоде, доведение метеорологических данных до командования полков, дивизий и корпусов, разработка системы метеорологического обеспечения авиации, боевые действия которой в зависимости от потребностей наземных войск осуществлялись в любое время суток.

Главным источником информации о погоде стали организованные на аэродромах авиаметстанции и посты при батальонах аэродромного обслуживания.

Много внимания приходилось уделять вопросам организации и ведения разведки погоды. Поскольку специальных подразделений разведки погоды в то время у нас еще не было, ее осуществляли в каждой части перед началом боевых вылетов экипажи одновременно с боевой разведкой. Маршрут и профиль разведки погоды зависели главным образом от поставленных перед данной частью задач. В донесении о погоде указывались количество облаков, видимость, высота облаков по маршруту и в районе цели. При встрече с опасными явлениями (туман, гроза, сильные ветры и др.) разведчик, как правило, возвращался на свой аэродром или на один из аэродромов фронта.

Было организовано получение и использование при анализе карт погоды данных наблюдений экипажей самолетов на территории за линией фронта как нашей воздушной армии, так и соседних фронтов.

Неоценимую помощь в работе при составлении прогнозов погоды оказывала Главная авиаметстанция (ГАМС.) ВВС в Москве, которая сообщала сведения о синоптических процессах, а также об ожидаемой погоде в полосе фронта. Почти не было дня, чтобы мы не разговаривали по телефону или по рации со специалистами ГАМС.

Главная авиаметстанция ВВС по существу осуществляла и метеорологическое обеспечение перелетов самолетов с тыловых аэродромов на базовые аэродромы воздушной армии. Ни одна операция или вылет больших групп на боевое задание не проходили без консультации работников ГАМС. С начальником ГАМС В. И. Альтовским и его заместителем И. В. Кравченко у нас была повседневная деловая связь. При докладах о погоде командованию воздушной армии или представителям Ставки Верховного Главнокомандования всегда подчеркивалось, что данный прогноз согласован с Главной авиаметстанцией ВВС.

При составлении прогнозов погоды мы в то время пользовались также цифровыми радиотелеграфными синоптическими консультациями, которые два раза в сутки передавал Центральный институт погоды из Москвы. В этих консультациях указывалось положение изобар и атмосферных фронтов на картах погоды, в том числе в прифронтовой полосе и на территории, оккупированной противником.

Получая необходимую информацию о метеорологической обстановке на территории планируемых боевых вылетов, наше командование учитывало ее при принятии решений об использовании авиации в той или иной конкретной обстановке.

Предъявляя серьезные требования к метееобеспечению, командование нашей армии вместе с тем относилось с большим вниманием к нуждам метеослужбы. В частности, по указанию начальника штаба армии было установлено время передачи сведений о погоде с аэродромов в ее штаб и подразделения. Штормовая информация передавалась немедленно.

Телеграфная и телефонная связь в боевых условиях работала с большим напряжением, к тому же немцы систематически разрушали узлы и линии связи. Чтобы использовать любую возможность для сбора информации о погоде из частей и ее передачи в подразделения, которым она была нужна для обеспечения боевых вылетов самолетов, на основном и запасном узлах связи ВВС фронта постоянно находился офицер-метеоролог. Он консультировал о погоде метеоспециалистов частей и соединений, а также анализировал результаты разведки погоды и передавал их в метеоподразделения частей и соединений. У офицера-метеоролога на узле связи всегда были кольцевые и синоптические карты.

В особо напряженные моменты, когда командующий и начальник штаба находились на узле связи или в помещении рядом с ним, здесь же был и начальник метеослужбы. Это помогало ему быстро ориентироваться в воздушной и наземной обстановке, чтобы сосредоточить внимание на сборе и передаче необходимых данных о погоде в направлении действия ВВС фронта.

Вначале мы недооценивали радиосвязь, стремились использовать для сбора и передачи метеоинформации только проводную связь, поскольку для передачи и приема радиотелеграмм требовалась дополнительная работа, связанная с их кодированием. Однако вскоре так называемая радиобоязнь была преодолена и радиосвязь стала одним из основных средств сбора и передачи метеоинформации.

При осуществлении боевых операций в штабы наземных войск направлялись представители воздушной армии. Им, а также офицерам, находящимся близко от линии фронта, на станциях наведения, вменялось в обязанность сообщать в штаб воздушной армии состояние погоды. Кроме того, наша метеослужба регулярно обменивалась всеми видами метеорологической информации с метеослужбами Западного и Северо-Западного фронтов, которые возглавляли опытнейшие метеоспециалисты Н. В. Азаров и Н. А. Стаховский соответственно.

В ноябре — декабре 1941 г. проводилась подготовка к операции по освобождению города Калинина, в которой принимала участие наша воздушная армия. Как известно, 16 декабря войсками Калининского фронта город Калинин был освобожден. Вспоминаю, сколько дней и ночей провели мы за составлением плана метееобеспечения операции, где должны были быть отражены главным образом порядок обеспечения всеми видами метеорологической информации командования армии, частей и соединений, вопросы проведения разведки погоды и использования ее результатов. До этого никто из наших специалистов не знал вообще, как такие планы составляются. На военном факультете Московского гидрометеорологического института таких вопросов в программе обучения не было. Так или иначе с помощью опытных офицеров оперативного отдела штаба ВВС фронта план был в конце концов составлен и оказал нам большую помощь при метееобеспечении операции по освобождению города Калинина.

Во время подготовки к этой операции мы встретились с трудностями и тогда, когда командование ВВС фронта и командующий Калининским фронтом И. С. Конев потребовали от меня как начальника метеослужбы ВВС фронта (гидрометслужба при штабе наземных войск еще не была организована) авиационно-климатическое описание района планировавшихся боевых действий. Как ни странно, но мы перед началом операции не располагали ни данными о климате Калининской области, ни информацией о замерзании рек и озер в полосе наступления. Необходимую информацию о климате района нам помогли собрать работники ГАМС и Центрального института погоды.

Интересно, что когда Калинин был освобожден от немецких захватчиков, эти материалы были обнаружены в помещении бывшего штаба одного немецкого соединения. Германский фашизм долго и тщательно готовился к нападению на нашу страну и в метеорологическом отношении. Он располагал данными о гидрометеорологическом режиме нашей территории.
Первый период войны показал, что недостаточно разведки погоды одновременно с боевой разведкой. Нужны специальные отряды разведчиков погоды, какие, кстати, имела авиация противника.

В 1942 г. был издан приказ о создании в воздушных армиях звеньев разведчиков погоды. Совместно с офицерами оперативного и разведывательного отделов штаба мы представили командующему нашей воздушной армией предложения по созданию звена, способного обеспечить разведку погоды в различных метеорологических условиях. Это звено состояло из самолетов разных типов, а именно: истребителей (Як-1), бомбардировщиков (Пе-2), штурмовика (Ил-2) и самолета По-2. Выбор типа самолета, производящего разведку погоды, зависел от состояния погоды-при низкой облачности (100-200 метров), как правило, использовались Ил-2, при высоте облаков 300- 400 метров — Як-1, при высоте облаков более 500 метров — Пе-2.

Были разработаны маршруты разведки погоды, порядок передачи результатов разведки на командный пункт армии. Маршруты, как правило основной и запасной, составлялись с учетом поставленных задач в направлении, откуда возможно смещение зоны плохой погоды. Если ожидалось улучшение погоды, разведку производили также и в том направлении, откуда улучшение погоды ожидается.

Доклад командующему армией о целесообразном маршруте разведки погоды заканчивался распоряжением командиру разведывательных частей, в котором указывались тип самолета и время, к какому он должен быть готов к вылету на разведку погоды, номера основного и запасного маршрутов, а также ожидаемая метеорологическая обстановка. Заканчивалось распоряжение словами: "Время вылета по дополнительному распоряжению штаба воздушной армии".

На аэродромы, где базировались самолеты — разведчики погоды, передавалась вся имевшаяся метеорологическая информация, в частности фактическая погода на территории базирования армии и соседних фронтов, прогноз погоды по намеченному маршруту полетов, направление, откуда ожидаются резкие изменения погоды, а также признаки в полете, какие будут на это указывать.

Сведения о погоде с территории противника, получаемые от разведчиков погоды, значительно повысили качество метеорологической информации, что положительно сказывалось на выполнении боевых заданий. Так, 25 ноября 1942 г., в период проведения Великолукской операции, в которой я участвовал, после неоднократной разведки погоды самолетами Ил-2 и По-2 мы рекомендовали командованию действовать мелкими группами на предельно малых высотах. Благодаря правильному учету условий погоды поставленная перед воздушной армией боевая задача была выполнена. Враг понес большие потери. Группа метеорологов нашей армии была тогда награждена командованием фронта орденами и медалями.

В 1942 г. при метеослужбе воздушных армий были созданы радиометцентры, которые сыграли большую роль в передаче различных видов метеоинформации, а также краткосрочных прогнозов погоды.

По нашему предложению штат нашего радиометцентра и техника были переданы в состав полка связи, который круглосуточно передавал все виды метеоинформации, укомплектовывал станцию высококвалифицированными специалистами, обеспечивал содержание ее в технически исправном состоянии. Материал для метеопередачи готовился офицером метеобюро армии. В результате в самой сложной боевой обстановке передача метеоинформации через радиометцентр армии велась непрерывно как с основного, так и с запасного командного пункта. Наш радиометцентр не прекращал свои передачи до конца войны.

В первые годы войны мы приобрели большой опыт организации и проведения метеорологического обеспечения боевых действий авиации. В эти трудные годы значительно расширились функции метеорологической службы и она заняла важное место в боевой работе авиации.

Несмотря на то что от описываемых событий нас отделяет четыре десятка лет, вспоминаю товарищей по службе в штабе 3-й воздушной армии Рубашко, Савастюка, Родькина, Тюрина, Лащенко, Александровского и др., с которыми мне довелось переносить тяготы войны, переживать ошибки, радоваться успехам.

Метеорологи штаба 3-й воздушной армии. Кенигсберг (с 4 июля 1946 г. Калининград), май 1945 г. : F-75.jpg
Выполнению задач, поставленных перед метеослужбой, способствовала тесная связь с офицерами оперативного, разведывательного отделов и службы связи. Добрым словом вспоминаю начальника оперативного отдела Колчанова, начальника разведывательного отдела Якубовича, офицеров оперативного отдела Кузнецова и Саблера, которые во многом помогали нам при организации метееобеспечения боевых вылетов, особенно в первые годы войны. Верные друзья, которых я приобрел в штабе ВВС фронта, облегчали трудную работу начальника метеослужбы.

Деятельность метеослужбы направлял начальник штаба воздушной армии генерал Н. П. Дагаев. Человек высокой культуры и большого трудолюбия, он относился с уважением к метеоспециалистам, всегда подробно выслушивал наши доклады, не устраивал "разносов" и никогда не повышал голоса. Наши метеорологи тщательно готовились к докладам о погоде вообще, а к докладам Дагаеву — особенно. Николай Павлович установил схему ежедневного доклада начальника метеослужбы о погоде (кроме докладов обо всех погодных изменениях): фактическая погода на территории базирования и боевых действий, правильно ли была оценена и использована метееобстановка (ответ на этот вопрос мы готовили с начальником оперативного отдела), прогноз погоды и предложения к ведению разведки погоды. В заключение указывалось, какие встретились трудности в работе, и наши предложения. Обычно они касались вопросов своевременности сбора и передачи информации.

Все, кто работал с Н. П. Дагаевым, воевал вместе с ним, на всю жизнь запомнили этого прекрасного человека. Когда мы встречаемся теперь с фронтовыми друзьями, всегда разговор заходит о нем. Много теплых слов и пожеланий в адрес Николая Павловича высказывается, особенно в День Победы!

Усилия метеорологов 3-й воздушной армии по метеорологическому обеспечению боевых операций были по достоинству оценены. Большинство метеоспециалистов закончили войну, имея по две правительственные награды и более.

Трудным был для военных метеорологов начальный период войны. Но они выдержали все испытания. Выявив слабые места, они нашли пути к их преодолению, подготовили себя к решению сложных задач и, как и все воины, проявили беспредельную преданность Родине, высокий моральный дух.

Пред.