Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

30 лет экспедиции на ледорезе "Литке"

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
Рассказывают участники экспедиции кандидаты географических наук
Н. И. БЛИНОВ и В. Н. МОРЕЦКИЙ


Ледорез "Литке" во льдах к северу от Шпицбергена во время экспедиции 1955 г. : 150илл.jpg
Тихим августовским утром 1955 г. от причала Мурманского морского порта отошел ледорез «Литке» и взял курс в район Земли Франца-Иосифа. На борту судна находились участники высокоширотной морской экспедиции Арктического научно-исследовательского института. В те времена это была крупномасштабная океанографическая экспедиция в Арктику. В ее составе, наряду со специалистами гидрометеорологического профиля (океанологами, метеорологами, актинометристами), находились гидробиологи, геологи, гидрохимики и гидрографы. Руководил экспедицией видный полярный исследователь Л. Л. Балакшин, его заместителем был Я. П. Кобленц. Экипаж судна возглавлял опытный полярный капитан В. И. Поташников, старшим помощником был назначен недавний выпускник Ленинградского высшего инженерно-морского училища имени адмирала С. О. Макарова Б. С. Майнагашев. В распоряжение экспедиции был предоставлен ледорез, на борту которого красовалась фамилия выдающегося русского мореплавателя и географа, одного из организаторов и президентов Русского географического общества Федора Петровича Литке. В истории освоения Северного морского пути этот ветеран ледокольного флота занимает такое же видное место, как «Ермак», «Красин» и другие прославленные ледоколы. Поэтому, прежде чем рассказать об экспедиции 1955 г., нам хотелось бы несколько строк посвятить самому ледорезу. Его построили в Великобритании в 1909 г. В начале первой мировой войны судно купила Россия, надеясь использовать его в зимнюю навигацию в Архангельском порту. В 1923 г. оно было направлено на Балтику, а в 1925 г. — на Черное море. Когда в 1929 г. для доставки смены людей, а также продовольствия на полярную станцию на острове Врангеля потребовалось судно ледового класса, вспомнили о ледорезе «Литке». Ледорез с честью справился с серьезной задачей, которая стояла перед ним. Затем в течение пяти лет он успешно участвовал в навигации на восточном участке трассы Северного морского пути. В 1934 г. ледорез «Литке» впервые в истории Северного морского пути совершил за одну навигацию сквозное плавание по всей трассе из Владивостока в Мурманск. За этот переход ледорез наградили орденом Трудового Красного Знамени, а эмблему ордена закрепили на его ходовом мостике. Руководил экспедицией Д. С. Дублицкий, капитаном ледореза был Н. М. Николаев, научным руководителем — профессор В. Ю. Визе. После этого исторического перехода ледорез «Литке» ежегодно работал на трассе Севморпути, обеспечивая проводку транспортных судов на самых сложных в ледовом отношении ее участках. А в 1958 г. он был снят с эксплуатации.

Ледорез несколько раз в своей жизни перестраивался. Вот его последние данные: водоизмещение — 4850 тонн, длина — 83 метра, ширина — 14,5 метра, мощность — 7000 индикаторных сил. Корпус ледореза был достаточно прочным и имел форму, которая позволяла ему льды не колоть, а как бы разрезать, раздвигать. Потому и назывался «Литке» ледорезом, а не ледоколом.

Вернемся теперь к экспедиции 1955 г. Ее задача заключалась прежде всего в выполнении комплексных глубоководных океанографических наблюдений преимущественно в малоисследованных или вообще никогда не посещавшихся районах Арктического бассейна. Кроме того, экспедиция должна была при благоприятной ледовой обстановке обследовать район загадочной Земли Джиллиса и дать окончательный ответ — существует она или нет.

Экспедиция вышла на ледорезе «Литке» из Мурманска 24 августа 1955 г. Выполнив попутное задание руководства Главсевморпути (проводку транспорта из Белого моря на Диксон), ледорез 8 сентября направился, в район работ-на север от Земли Франца-Иосифа. Здесь удалось, впервые обогнув со стороны Карского моря Землю Франца-Иосифа, выполнить океанографическую съемку в пределах акватории, значительная часть которой ранее никогда не посещалась исследовательскими судами в свободном плавании, т.е. в плавании в сплоченных льдах. Во время работ в этом районе была достигнута рекордная широта свободного плавания — 83°21' с. ш. на меридиане 53°11' в. д. [ прим.:* Рекорд побил атомоход «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев»), когда в августе 1977 г. достиг Северного полюса. ] Плавание проходило в сложных условиях: стояла преимущественно пасмурная погода, часто были весьма плотные туманы. Встречалось большое количество айсбергов и их обломков. Участники экспедиции очень часто видели на льду белых медведей. Звери приближались к ледорезу на 200-300 метров. А иногда, когда выполнялись наблюдения и судно дрейфовало, подходили к нему и охотно лакомились кусками хлеба, которые им бросали с борта. Вспоминаются случаи, когда подходили одновременно 3-5 медведей. Услышав гудок, медведи разбегались.

Для иллюстрации условий работы приведем отрывок из дневника одного из авторов этих воспоминаний: «15 сентября 1955 г. Станция 13. Широта 82° 18' с. ш., долгота 60°04' в. д. Туман. Температура воздуха -1,5°С, ветер 255°, его скорость 8 метров в секунду. Температура, поверхности воды — 1,2°С. Работать на палубе неуютно. Дрейф судна 67° со скоростью 0,64 узла. По радару просматривается земля. После 14 часов московского времени понемногу стало проясняться. Пошли малым ходом к земле с целью привязки координат. В 18 часов подошли к мысу Фличели (остров Рудольфа). Около острова много айсбергов и их обломков. Намеревались подойти к одному из них, но его подводная часть была настолько велика, что позволила приблизиться лишь на 200 метров (при подходе к айсбергу по эхолоту его подошва под килем судна фиксировалась гораздо раньше)».

После завершения исследований к северу от Земли Франца-Иосифа и бункеровки на острове Шпицберген в Баренцбурге экспедиция продолжила их к северу от Шпицбергена и между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Здесь ее работы проходили в очень неблагоприятных метеорологических условиях. Погода почти постоянно была пасмурной, ветры дули преимущественно северного направления, их скорость была более 10 метров в секунду. Дожди сменились снегопадами. Преобладание северных ветров вызвало перемещение кромки сплоченных дрейфующих льдов на юг. Температура воздуха стала постоянно отрицательной и к концу рейса довольно, часто понижалась до -10, -15 °С. Поверхность воды в маловетреную погоду покрывалась первоначальными формами льда: салом, шугой, нилосом. Особенно интенсивно образование этих форм льда шло среди старых льдов. Выполнять наблюдения стало сложно. Палуба и палубное гидрологическое оборудование (лебедки, кран-балки, блок-счетчики и т. п.) покрывались слоем льда.

Работы к северу от Шпицбергена также проводились в малоисследованных или вовсе не посещавшихся исследовательскими судами районах. До плавания ледореза «Литке» в 1955 г. наиболее северная точка в этих районах, 81°59' с. ш., была достигнута в 1931 г. экспедицией под руководством X. Свердрупа и Г. Уилкинса на судне «Наутилус». Экспедиции на «Литке» удалось провести исследования севернее 82°23' с. ш. К числу рекордных достижений экспедиции необходимо отнести обнаружение в Арктическом бассейне к северу от Шпицбергена впадины глубиной 5449 метров, названной впоследствии впадиной Литке. Эта глубина пока остается наибольшей в Северном Ледовитом океане. Обнаружение впадины для участников экспедиции было полной неожиданностью. Для того, чтобы убедиться, нет ли тут ошибки, измерение глубины в данной точке производилось трижды. Вот краткая выдержка из дневника: «16 часов 10 минут. В третий раз начали измерять глубину. Вместо концевого груза к тросу прикрепили грунтовую трубку конструкции Ю. К. Алексеева, утяжелив ее дополнительным грузом весом 30 килограммов. Это обеспечило уверенное фиксирование момента касания трубкой грунта. Вытравили троса 5566 метров, его наклон за счет дрейфа судна составлял 20°. Когда трубку подняли на борт, то оказалось, что она вошла в грунт на 80 сантиметров. Грунт — песчаный ил».

Во время работ между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа был произведен тщательный промер эхолотом района предполагаемого нахождения Земли Джиллиса. Одновременно с ним выполнялись визуальные и радарные наблюдения. Достаточно скоро мы убедились, что никакой Земли Джиллиса здесь нет и не было, так как глубины моря в этом районе превышали 400 метров.

В конце октября наступила полярная ночь. Температура воздуха опустилась ниже 20°С, и выполнять работы на открытой палубе, с которой не успевали убирать снег и иней, стало сложно. 29 октября было принято решение экспедицию закончить и возвращаться в Мурманск.

Экспедиция на ледорезе «Литке» выполнила 57 глубоководных (до глубины 4000 метров) станций, подняла со дна 84 пробы грунта. При этом впервые в Северном Ледовитом океане с большой глубины (более 3000 метров) с помощью поршневой трубки была взята проба грунта в виде колонки длиной 412 сантиметров. Предварительный макро- и микроскопический просмотр проб помог в ряде случаев обнаружить новые типы донных отложений, ранее не наблюдавшиеся в Центральной Арктике. Анализ проб грунта позволил также определить мощность современного слоя осадков и скорость их накопления. Большую ценность представляли гидробиологические материалы экспедиции. Они дали возможность уточнить картину проникновения тепловодных видов планктона и бентоса в Арктический бассейн. В ходе работы экспедиции с помощью глубоководных эхолотов постоянно выполнялся попутный промер, результаты которого существенно дополнили, а в ряде мест изменили имеющиеся представления о рельефе дна Северного Ледовитого океана. Подытоживая сказанное, следует признать, что весь собранный экспедицией материал послужил основой для последующих комплексных натурных экспериментов и исследований гидрометеорологического и ледового режима не только тех районов, в которых она работала, но и всего Северного Ледовитого океана.

Пред.След.