Страница 1 из 7

Стругацкий В. Один полет Матвея Ильича

СообщениеДобавлено: 05 Апрель 2010 20:35
[ Леспромхоз ]
© "Смена" 05.04.10

В Карских Воротах появилась первая возможность убрать в каюте кавардак, устроенный штормом в Баренцевом море: подобрать с палубы скинутые со стола кружки, кофеварку и расставить обратно на полку книги. Хорошо, что ноутбук я успел вовремя запрятать в рундук под койкой.

Арктическая жара

Серебристо-серое Карское море встретило летом 2004 года «Академика Федорова» озерным спокойствием, хотя его свинцовая гладь куда мрачнее то бирюзовых, то зеленоватых волн Баренцева моря, бивших по форштевню с такой силой, что брызги окатывали только что собранные полярниками на крышках трюмов желтые, из бакелитовой фанеры домики и долетали даже до ходовой рубки. На градуснике плюс девять.

Льдом еще и не пахнет - шпарим по чистой воде. По прогнозам, лед встретим только за проливом Вилькицкого, за 90-м меридианом.

Самое опасное для судоводителей из морей российской Арктики, как сказано о нем в раскрытом на штурманском столе «Руководстве для сквозного плавания судов по Северному морскому пути», на сей раз встретило нас благосклонно.

- Сейчас будем проходить остров Белый. - Вахтенный штурман циркулем промерил расстояние от карандашной линии, обозначающей наш путь, до маленького пятачка на карте с надписью «о. Белый» и добавил: - Мы его вряд ли увидим. Он останется на пятнадцать миль южнее.Один из самых больших в Карском море - площадью почти две тысячи квадратных километров - пустынный остров, отделенный проливом Малыгина от полуострова Ямал, штурманы стараются обходить стороной. То ли из боязни напороться на мелководье, то ли из суеверия - возле этого острова произошла самая крупная в арктической истории трагедия: на исходе Второй мировой войны погиб караван БД-5: Белое море - Диксон № 5. В Карском море из 636 участников этого похода навечно остались 362 полярника и моряка.

Ни один наш конвой не постигала столь тяжелая участь.

БД-5 погиб в августе 1944 года, когда войну в Арктике фашисты явно проиграли. Проиграли еще за два года до этого - в 1942-м, с провалом операции под громким названием «Страна чудес», когда громадный, водоизмещением почти 14 тысяч тонн, немецкий рейдер «Адмирал Шеер» в сопровождении четырех эсминцев и подводных лодок вышел в Карское море и попытался заблокировать Северный морской путь, уничтожить советский ледокольный и транспортный флот и полярную станцию на острове Диксон, высадив на нее десант. Немцы натолкнулись на столь яростное сопротивление советских моряков и полярников, что «Шеер» вынужден был покинуть Карское море. Бесславный финал операции «Страна чудес» заставил гитлеровскую Германию отказаться от планов воевать в Арктике с помощью крупных надводных кораблей и попытаться с подводных лодок наносить удары по Северному морскому пути - главной советской морской магистрали, по которой шли грузы в Сибирь и на Дальний Восток.

Гибель «Марины Расковой»

12 августа 1944 года у острова Белый немецкие подводные лодки своими торпедами потопили громадный пассажирский теплоход «Марина Раскова». В сопровождении трех тральщиков он шел с грузами для полярных станций и строек. На его борту разместились 354 пассажира, многие из них семьями ехали на зимовки - среди пассажиров было 116 женщин и 24 ребенка.

Произошло это, когда караван с северо-востока обходил остров Белый, стараясь держаться поближе к его мелководным берегам с расчетом, что малые глубины для фашистских «акул» недоступны. Для конспирации он шел «молча»: чтобы противник не мог запеленговать суда, радистам запрещалось выходить в эфир. Для переговоров между кораблями использовали световой семафор.

О том, что в Карском море рыскают фашистские подводные рейдеры, наши моряки знали. Накануне с подводной лодки был обстрелян гидросамолет известного полярного летчика Матвея Козлова. Он летел на ледовую разведку Карского моря и отразить атаку противника не смог: на самолете не было авиабомб. Спасла низкая облачность: Козлов вынырнул из нее всего на несколько секунд и, чуть не задевая днищем волны, успел определить координаты атакующей его лодки и предупредить суда, идущие из проливов Карские Ворота и Маточкин Шар, что им грозит смертельная опасность.

Ну а на караване БД-5 фашисты, похоже, решили отыграться за все свои неудачи в Арктике.

Применив совершенно новое, неизвестное советским морякам оружие - гидроакустические торпеды, - гитлеровские подлодки потопили «Марину Раскову» и два из трех сопровождавших ее тральщиков. На один из них - Т-114 - после взрыва теплохода эвакуировали 144 пассажира - в основном женщин и детей. И как только их пересадили на тральщик, по нему ударили торпеды. Он затонул за считанные минуты.После взрывов те, кто уцелел, оказались в штормовом море: на переполненных шлюпках, катерах, вельботах, кунгасах и плотах… Без запасов продуктов и пресной воды, без теплых вещей.

Эти крохотные суденышки разбросало по бушующему морю.Капитан единственного уцелевшего тральщика - Т-116, взяв на борт 150 пассажиров с «Марины Расковой» и 36 военных моряков с погибшегоТ-118, принял решение не рисковать жизнями спасенных и своего экипажа. Опасаясь новых подводных атак, он направил тральщик на береговую базу, надеясь, высадив людей, вернуться к острову Белый.

Через несколько дней в сильный шторм и туман, так и не дождавшись улучшения погоды, несколько тральщиков и морских охотников двинулись к острову Белый. Но отыскали они только обломки катеров, пустые плотики, бочки и буи. Ни одного человека обнаружить так и не удалось.

Людей пытались искать и самолеты. Но первый вылет оказался неудачным: из-за тумана и обледенения самолеты вернулись на Диксон и в Усть-Кару.

16 августа «Каталина» летчика Павла Евдокимова обнаружила у побережья Ямала катер с обессиленными людьми. 18 человек на клипер-боте удалось переправить на гидросамолет и доставить в госпиталь на Новой Земле.

Вечером 17 августа, когда чуть распогодилось, удалось вылететь Матвею Козлову. Десять часов его «Каталина» пилила море галсами. Утром, уже собираясь возвращаться на берег, Козлов наткнулся на вельбот. Издали показалось - пустой. Прошли над ним - люди! Живые!

Сели, подтащили вельбот. То, что летчики в нем увидели, было ужасно. Двадцать шесть человек, изможденных за неделю скитаний без пищи и воды, с опухшими, раздутыми ногами, руки окровавлены. «Пить! Пить!» - стонали они. У летчиков был морс, всем дали по кружке.

Не просил пить только средних лет мужчина в военной форме. Механики еле втащили его в самолет. Он как сел, так и не шелохнулся. Механики разжали ему зубы, влили морс. У него хватило сил только облизать губы. Летчики попробовали снять с него сапоги, но ноги так опухли, что пришлось разрезать голенища. Пальцы растирать было уже бесполезно: черные как угли. Придется, видно, ампутировать.

Рядом с военным сидела девушка.

- У него дочь и жена погибли, когда «Раскова» тонула. Он их посадил на моторный катер и отправил на тральщик. В катер всех с маленькими детьми посадили. Ну а мы - на веслах, на шлюпке. Они до тральщика быстро добрались. Только их на палубу подняли - взрыв. И 114-й на глазах на две половины. Вот он с тех пор ни слова и не сказал.

...В тот же день, 17-го, следом за Козловым вылетели еще два самолета - никого не нашли.

А на следующий день из четырех вылетевших на поиски экипажей повезло только экипажу Станислава Сокола - в сотне миль к западу от острова Белый он наткнулся на кунгас с людьми. Сокол сумел благополучно посадить тяжелую «Каталину» в штормовое море и подойти к подбрасываемому волнами суденышку. На нем оказалось 60 человек.

На клипер-боте переправили им воду и продукты. В этот момент двое мужчин с кунгаса прыгнули на надувную лодку и она перевернулась - людей из воды вытащили, но других спасательных средств «Каталина» не имела. А на призывы летчиков: «Прыгайте. Плывите к самолету. Мы вас вытащим» - на кунгасе никто не среагировал: то ли у них не осталось сил, то ли нетерпеливо делили продукты и воду. Шторм усиливался, самолет потерял радиосвязь с землей. Взлететь удалось с трудом.

Жестокие штормы еще пару дней держали экипажи гидросамолетов на земле.

21 августа рискнул взлететь только Матвей Козлов. Но после десятичасового полета погода вынудила его вернуться на Диксон.Лишь еще через день - в ночь на 23 августа - Матвей Козлов вновь вылетел на поиски. Пошли уже одиннадцатые сутки после гибели каравана. На удачу почти никто и не рассчитывал: вряд ли в бушующем море без пищи и воды люди могли продержаться так долго. И на посадку во время шторма никто не рассчитывал: перед взлетом договорились, что если Козлов вдруг обнаружит шлюпку с людьми, то экипаж тут же вызовет корабль, а сам будет кружить над суденышком и наведет по своему радиопеленгу спасателей.

Этот полет Матвея Козлова стал арктической легендой.

Мне повезло: подробности непревзойденного по своей смелости полета я успел узнать от самого Матвея Ильича Козлова.


Продолжение в следующем номере