Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Пролог


Небывалый полярный рейс и авария "Малыгина"

 005_cr.jpg
В начале декабря, поздним вечером, я сидел в кабинете редактора информации Ефима Владимировича Бабушкина. Под зеленым абажуром настольной лампы Бабушкин перебирал листы телеграмм ТАСС. Он бегло просматривал страницы и, бормоча сквозь сжатые губы «ин-тересно», бросал их в корзину. Телеграммы, переполняя корзину, с тихим шелестом вываливались на пол.

Но вот Бабушкин что-то задержался. Он пододвинул лампу, медленно прочел листок и... ничего не сказал.

Он не выбросил телеграмму и протянул ее мне: — Наконец-то настоящий материал.

Я прочел и сильно взволновался. Телеграмма сообщала о небывалом рейсе в Арктику. Разездной корреспондент — автор настоящей хроники — был вне себя оттого, что пропустил интереснейшую экспедицию. Вот что сообщал ТАСС:

    "Ночной рейс двух ледоколов

    В ближайшие дни из Архангельска на Шпицберген отправляются ледоколы «Малыгин» и «Седов». Ледоколы повезут рабочих и грузы на советские угольные концессии в Баренцбург. Никогда еще в истории полярного мореплавания не было случая, чтобы на Шпицберген совершались рейсы зимой. Полярная ночь делает этот рейс исключительно трудным. Как известно, по международным законам навигация в полярном секторе прекращается с 15 октября до 15 мая. Ночной рейс совершается впервые. «Седова» ведет опытный полярный капитан Швецов; на «Малыгине» капитан Филатов,— он несколько раз руководил походами на Шпицберген. Все это дает уверенность в том, что оба ледокола успешно закончат трудный рейс и благополучно дойдут до берегов Шпицбергена».

Спустя несколько дней в том же кабинете мы читали сообщение о выходе ледоколов из Архангельска.

«Малыгин» — знаменитый краснознаменный л докол. Я вспомнил замечательную историю славного корабля. Двадцать лет насчитывает это судно, ставшее известным всему миру. Двадцать лет назад со стапелей английской верфи в Глазго сошел мощный ледокол «Брюс» с машиной в 2 800 лошадиных сил. Он ходил между Гудзоновым заливом и Канадой. В августе 1915 года его купили для России. Он прибыл в Архангельск и был назван «Соловей Будимирович». В 1920 году под командой капитана Рекетона он совершил дрейф во льдах; его угнало на тысячу миль от материка, пронесло через Карские ворота, и он бы погиб, о ли бы не подоспела помощь «Красина» и ледореза «Литке».

«Малыгин» проводил к Оби и Енисею караваны Карской экспедиции, а в 1928 году он был послан правительством в экспедицию по спасению экипажа дирижабля Нобиле «Италия». Он зашел севернее 79-й параллели и вел поиски у острова Надежды, в восточной части Шпицбергена. В 1931 году я участвовал в путешествии на Землю Франца-Иосифа. Легко и смело «Малыгин» в шесть суток достиг острова Гукера архипелага Земли Франца-Иосифа; сквозь туманы, неисследованными, неизвестными проливами он пробился к самой последней земле перед полюсом — к острову' кронпринца Рудольфа.

Гудки «Малыгина» ликовали у пристани советских зимовщиков. С палубы «Малыгина» мы открыли таинственные острова моря королевы Виктории, в Карском море крошили бурый лед, занесенный с Оби и Енисея, неслись в шторме у берегов Новой земли, под незаходящим солнцем летней Арктики прошли Маточкин Шар и со шкурами белых медведей на вантах вернулись к зеленым берегам, к- жаркому летнему солнцу «большой земли», как называют полярники материк.

Вполне естественно, что я с интересом следил за газетными сообщениями о походе знаменитого корабля. Но вскоре и вся страна с волнением читала радио с берегов Шпицбергена.

Без изменения мы даем эти сообщения, ежедневно публиковавшиеся в газетах. Они лучше всего расскажут об исключительном, дерзком походе и о трагической аварии.

    Во тьме Ледовитого океана;
    4 января

    21 декабря ледоколы «Малыгин» и «Седов» вышли из Мурманска на Шпицберген. Они шли в темноте полярной ночи. 29 декабря «Малыгин», находясь вблизи Грингарбургского залива, попал на подводные камни, получив несколько пробоин. Вода стала заливать машинное отделение и каюты. Во избежание взрыва котлы были погашены. «Седов», следовавший за «Малыгиным», снял малыгинских пассажиров и перевез их на берег.

    Наготове мощный ледокол «Ленин», который по первому сообщению «Седова» выйдет на помощь «Малыгину».

    В последнюю минуту
    5 января

    В двенадцать часов дня из Архангельска к острову Шпицбергену вышел мощный ледокол «Ленин» для оказания помощи «Малыгину».

    Утреннее сообщение
    7 января

    На Северном Полярном море, у острова Шпицбергена, свирепствует шторм. Ледокол «Малыгин» заливает водой. Команда ледокола вынуждена оставить судно, высадившись на берег.

    Вышедший 5 января на помощь «Малыгину» ледокол «Ленин» сейчас находится в пути. 8—9-го «Ленин» должен подойти к «Малыгину».

    Сегодня по радио Наркомвод запросил, нужно ли, кроме «Ленина», послать еще спасательный буксир «Руслан».

    В последнюю минуту
    7 января

    Вместе с ледоколом «Ленин» на помощь «Малыгину» послан спасательный буксир «Руслан», обладающий водоотливными средствами.

    На помощь ледоколу "Малыгин"
    11 января

    Из Ленинграда телеграфируют: «Вышедшие на помощь «Малыгину» ледокол «Ленин» и спасательный буксир «Руслан» успешно продвигаются вперед. Завтра они должны подойти к «Малыгину». Погода в районе аварии сейчас благоприятствует спасательным работам. Там около 0°. Ветер слаб».

    15 января

    «Ленин» и «Руслан» вчера в 4 часа 30 минут прибыли к месту аварии ледокола «Малыгин». Команды судов приступили к работам по спасению «Малыгина».

    Ледокол "Малыгин" будет спасен
    19 января

    Вчера ночью «Ленин» должен был взять на буксир «Малыгина». Капитан «Ленина» сообщает, что откачка воды из трюмов ледокола начата в одиннадцать часов ночи.

    «Если погода сильно не помешает, —сообщает командир «Ленина», — полагаю, что сегодня ночью могу взять «Малыгина» на буксир».

    Положение "Малыгина" ухудшилось
    21 января

    Ледокол «Малыгин» в прежнем положении. Капитан «Ленина» т. Печуро сообщает по радио, что последние две электропомпы выбыли из строя.

    Вода прибывает.

    «Руслан» прекратил работу, так как угля имеется всего на сутки. «Руслан» возобновит спасение «Малыгина» после того, как наберет уголь.

    Ледокол «Ленин» попрежнему находится возле «Малыгина», но близко подойти к нему не может.

    "Малыгин" лежит на камнях
    25 января

    Командир ледокола «Ленин» т. Печуро, — ответственный за спасение «Малыгина», сообщает подробности о положении ледокола:

    «Малыгин» от середины до кормы лежит на камнях и ударяется из-за большой зыби о подводные скалы. «Ленин» ближе, чем на триста метров, подойти к «Малыгину» не может».

    31 января

    Капитан Печуро сообщает:

    «При невероятно трудных условиях работы спасательная экспедиция добилась пуска насоса на «Малыгине». Казалось бы, что положение постепенно стало поправляться, но из-за бури «Малыгин» ударился о грунт, вследствие чего появились новые значительные повреждения.

    «Малыгин» имеет крен на левый борт в 23 градуса. Волны перекатываются через палубу».

    4 февраля

    Положение «Малыгина» резко ухудшилось. Вся бухта Айсфиорда покрыта движущимися льдами.

    Капитан ледокола «Малыгин» Филатов в последней радиограмме сообщает, что весь инвентарь, снятый с «Малыгина», перевезен на ледокол «Ленин».

    Команда «Малыгина» также переведена на «Ленин».

    Как спасти "Малыгина"

    — Как спасти «Малыгина»?—-с таким вопросом обратились представители печати к начальнику управления морского флота Северного бассейна т. Э. Ф. Крастину.

    — Героические усилия команд ледокола «Ленин» и спасительного парохода «Руслан», к сожалению, не увенчались успехом, — сказал т. Крастин.

    — В результате двенадцатидневной работы удалось откачать кормовой трюм, машину и кормовую кочегарку и ввести в действие собственные помпы «Малыгина».

    Однако чрезвычайно неблагоприятные метеорологические условия (штормовые ветры и полярная ночь) и окончательный выход из строя электропомп «Руслана» не дали возможности откачать носовой трюм. В результате снять «Малыгина» с камней не удалось.

    То, что «Малыгин» получил некоторую пловучесть, даже несколько ухудшило его положение, так как теперь судно ударяется о каменистый грунт и имеется некоторая деформация корпуса «Малыгина».

    Техническое совещание на месте аварии решило работы по спасению «Малыгина» прекратить.

    Сейчас практически возможны два выхода: либо взамен «Руслана», у которого выбыли из строя электропомпы, послать в помощь «Ленину» другое спасательное судно с небольшой осадкой и мощными водоотливными средствами, либо затопить освобожденные теперь от воды кормовой трюм и кочегарку, с тем чтобы «Малыгин» осел на дно и оставался в таком положении до весны..

    Вопрос о продолжении спасательных работ будет окончательно решен в Москве Наркомводом.



Шесть дней прошло в неизвестности. По всему можно было понять, что спасение «Малыгина» отложено до лета. Спасательные работы зимой в Арктике полярной ночью — дело неслыханное (чем и обясняется неудача экспедиции). Спасти зимой судно невозможно, и если льды не раздавят «Малыгина», то при первых же теплых днях на Шпицберген, отправится новая экспедиция.

Но однажды январским вечером, сидя в кабинете редактора информации Бабушкина, я с изумлением прочел телеграмму:

    "Новая экспедиция по спасению "Малыгина"

    Наркомвод решил отправить новую экспедицию на Шпицберген для спасения "Малыгина". На-днях из Мурманска на возвращающемся со Шпицбергена ледоколе "Седов" к месту аварии "Малыгина" отправится экспедиция с мощными техническими средствами и лучшими водолазами Советского союза. Дело спасения "Малыгина" поручено ЭПРОН (краснознаменная Экспедиция подводных работ особого назначения). В состав экспедиции входят также находящиеся на Шпицбергене ледокол "Ленин" и спасательный буксир "Руслан". Руководителем экспедиции назначен начальник главного управления ЭПРОН т. Ш. И. КРЫЛОВ".

— Ну, что вы думаете? — покачиваясь на кресле, спросил Бабушкин.

Я растерянно пожал плечами.

— Надо думать, — сказал Бабушкин, — что вы успеете отправиться вместе с этой экспедицией. О-о, конечно успеете, — посмотрел он на, часы, — уйма времени. «Красная стрела» уходит через два часа, завтра вы в Ленинграде, и завтра же по телефону я получаю самую подробную информацию. Бабушкин склонился над ворохом бумаг, произнес «ин-тересно», но голос его звучал необычно...

На следующий день из Ленинграда я передавал по телефону информацию:


 017_cr.jpg
    На-днях мы покинем материк

    В окне — зимняя Нева.

    Белая Нева сливается с белым небом, и кажется, что тот берег повис, как растянувшееся облако, и силуэты людей движутся, расползаются, шевелят ногами, шагая в воздухе и свете.

    Далеко на том берегу, над ледяной рекой, распростерши лапы, осыпанные снегом, лежат древние египетские сфинксы. Каменные человеческие головы смотрят загадочным взором в даль реки. Примерно такое же выражение лица следовало бы принять и нам, когда в кабинете главного управления ЭПРОН мы рассматривали мореходную карту.

    С Кольского полуострова, от Мурманска к Шпицбергену пунктиром прочерчена одна линия. Она напоминает караванную тропу в пустыне, и, увы, это вовсе не образное сравнение. Это — тропа в океане. Один путь к Шпицбергену известен мореплавателям. Стоит сойти с этой единственной тропы — и каждый миг корабль стережет неожиданность.

    Смелый рейс «Малыгина» кончился аварией. Сквозь ночь и ураганы, не страшась великой опасности, несмотря на то, что в это время года в Арктику никогда не ходили суда, на помощь «Малыгину» пошли ледоколы «Ленин» и «Руслан». Ни на минуту не покидая товарища, рискуя собою, у «Малыгина» все время находился «Седов». С аварийного судна тотчас были сняты люди и грузы. Как ни старались пришедшие ледоколы снять «Малыгина», это оказалось им не по силам.

    «Седов» возвращается в Мурманск; как только будет получено из Германии оборудование, новая большая спасательная экспедиция отправится на Шпицберген. На Шпицберген вместе с «Седовым» пойдет «Буревестник». Но, спеша по приказу управления в Мурманск, «Буревестник» получил аварийное радио «Колы». В норвежских шхерах «Буревестник» спас «Колу», и сейчас его каждую минуту ждут в Мурманске.

    Стихия неистовствует. Получены сообщения о том, что «Седова» в пути захватил шторм в двенадцать баллов. И вот мы ждем его из урагана, чтобы немедленно итти к берегам Шпицбергена, к «Малыгину».

    В кабинет начальника ЭПРОН, где мы рассматриваем карту, приносят новое радио. «Андре Марти» вышел из Гамбурга с оборудованием экспедиции. Самыми мощными мото и электропомпами, под'емными механизмами и насосами вооружена экспедиция. Достаточно отметить, что новейшие технические средства экспедиции дадут возможность откачивать четыре тысячи тонн воды в час. И все же экспедицию ждут невероятные трудности.

    «Малыгин» на мели, но рядом, сразу за грудой камней, — глубина в триста метров. Кругом плавают айсберги. Не хочется думать, но «Малыгина» может снести с «банки», он может потонуть в океане...

    Наркомвод принял самые экстренные меры и дело спасения передал ЭПРОН.

    Странно, до чего мало популярно это учреждение— ЭПРОН! В Черном море, на Дальнем Востоке и на полярных широтах —всюду, где ходят суда, ЭПРОН занят своей героической работой. Он спасает корабли со дна морей и океанов, он поднимает затонувшие суда, и люди ЭПРОН — каждый человек, каждый водолаз— имеют исключительно интересную, захватывающую историю. Вскоре мы будем наблюдать работу подводных людей и расскажем о ней читателю.

    Наркомвод руководителем экспедиции назначил начальника главного управления ЭПРОН т. Ф. И. Крылова. Недавно т. Крылов за заслуги перед страной был награжден правительственным орденом Красной звезды. Он скуп на слова. До-сих пор нам не удалось узнать, что мыслит он по поводу предстоящего похода. Остается предугадывать, воображать, но разве можно представить, что будет происходить ночью на океане?

    Рано угадывать, еще ничего нельзя предвидеть, и потому не следует предаваться воображению: на-днях мы покинем материк.

    А сейчас в окне — белая Нева и сфинксы. На столе— мореходная карта; пунктиром тянется тропа в зеленом океане. Скоро, через несколько дней, мы пойдем по ней в темноту полярной ночи».

Через два дня я сообщил редакции о совещании ЭПРОН:

    "Спасать невозможно

    В шесть часов утра 17 февраля в Ленинград приехал вернувшийся со Шпицбергена начальник эпроновской группы на ледоколе «Ленин» П. В. Симонов. На набережной Красного флота с понятным нетерпеньем ждали вестника полярной ночи.

    Как только было получено радио об аварии «Малыгина» и «Ленин» отправился на Шпицберген спасать ледокол, ЭПРОН командировал на место аварии известного водолазного специалиста т. Симонова. Симонов детально ознакомился с положением судна и, вернувшись на «Седове» в Мурманск, немедленно выехал для доклада начальнику главного управления ЭПРОН Ф. И. Крылову.

    В четыре часа дня Крылов созвал в своем кабинете экстренное совещание специалистов ЭПРОН и командный состав.

    Крылов. Вернувшийся со Шпицбергена т. Симонов сейчас доложит нам о положении «Малыгина». Это важное сообщение впервые даст нам представление о том, какие средства придется применить, чтобы спасти ледокол.

    Симонов. Круглые сутки темнота. Лед стал сжимать корпус «Малыгина». Свирепствуют сильные штормы. Старый норвежский лоцман Иоргсен, с которым я познакомился в Баренцбурге, рассказывал из своих наблюдений, что март и апрель в Айсфиорде, уде находится «Малыгин», — время наиболее сильных: штормов. Низкая температура, образование айсбергов, движение льда — все эти обстоятельства не позволяют вести спасательные работы. Сейчас «Малыгина» снять невозможно. Иное положение летом, когда круглосуточное солнце, когда тепло. Вся палуба «Малыгина», спардек, ванты и мостик сейчас представляют собою сплошную ледяную глыбу. Таким образом я полагаю, что экспедицию нужно отложить до лета.

    Крылов. Прошу товарищей высказаться, как оказать помощь «Малыгину», не ожидая благоприятного времени. Не исключена возможность, что у ледокола и второе дно имеет повреждение; в таком случае он все время подвержен сильной опасности.

    Молчание.

    Крылов пытливо всматривается в присутствующих, выжидает, но все молчат...

    Выступает крупнейший специалист—корабельный инженер Бобрицкий. Бобрицкий высказывает свои соображения, за ним выступают другие специалисты, после чего Симонов опять заявляет:

    — Мое мнение — это дело не начинать. Он умолкает и тихо произносит:

    — Против стихии не пойдешь. Крылов закрывает совещание:

    — Нечего и говорить о том, что-работа зимой, при тех условиях, в которых находится «Малыгин», представляет совершенно исключительные трудности. Но я думаю, что с нашей стороны будут приложены вся энергия, все сознание долга, и «Малыгин» будет спасен. О весне не может быть и речи. Не задерживаясь, как можно скорее мы отправимся на помощь славному «Малыгину» и свой долг перед партией и правительством выполним.

    На этом закончилось заседание».

Пред.След.