Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Высокие широты


Я уже говорил, что перед отправкой из Москвы начальство нас уведомило, что мы выезжаем в Арктику на один год. Однако к кон¬цу первого года зимовки нам предложили остаться на второй год при тех же условиях. Продукты питания обещали пополнить в навигацию. Так мы остались на второй год, не испытывая каких-либо затруднений. Прошла зима 1937 года и быстро пролетело время до августа в постоянных заботах. Мы получили известие, что наша станция будет снята одним из кораблей, находящихся в Арктике. Но прошел август и начался сентябрь, но никаких кораблей не приходило. Наконец в конце сентября нами был получен приказ законсервировать станцию и приготовиться к погрузке на корабль «Диксон», который уже находится в районе пролива Вилькицкого. Наконец, не заходя в бухту, бросил якорь норд-шип «Диксон», новейшей постройки. На погрузку в шлюпку корабля времени не потребовалось, т.к. кроме чемоданов и небольших наших запасов, других вещей у нас не было. Собакам мы заготовили достаточное количество моржатины и надеялись, что найдутся умные руководители, которые используют их на дело. А это было со щенками 25 собак, в основном породы кавказских овчарок. Мы думали, что так или иначе, но полярная станция «остров Встречный» должна существовать, как одна из важнейших в Центральной Арктике.
На корабле нас поселили в благоустроенных каютах по два человека и поставили на корабельное довольствие. Оставшиеся у нас яйца кайры, в довольно большом количестве, были переданы на кухню корабля. Мы долго стояли на палубе и прощались с нашим островом, на котором мы прожили с 19 августа 1935 года до конца сентяб¬ря 1937 года. На острове мы оставили частицу своих жизней. На широте пролива Вилькицкого наш корабль остановился среди забросанных и недвижимых кораблей числом не менее десяти. Они спо¬койно стояли в молодом льду. Среди них бросался в глаза ледокол «Ленин», остальные были обычные лесовозы. Я не помню всех кораблей по их именам, но запомнились такие: «Рабочий»,» «Сакко и Ванцетти» и наш. Ходили разные слухи и в частности говорили, что в восточной части моря Лаптевых находятся ледоколы «Красин», «Малыгин» и «Садко», так¬же «Г. Седов », что наш караван без этих кораблей не может идти на за¬пад, а на восток путь прегражден тяжелейшими паковыми льдами. Потом нам сказали, что ледокол «Красин» находится совсем недалеко от наше¬го каравана и он пробивается к нам. На судах каравана находилось около -200 полярников, которых нужно было высадить на станциях островов и берега Центральной и Восточной Арктики, в том числе нас 4 человека, но следующих на материк после зимовки. А между тем, матросы кораблей и полярники организовали футбольные команды и на молодом ровном, слегка запорошенном снегом, льду шли футбольные баталии. В кают-компаниях шли бои за шахматными досками. Между судами были протоптаны хо¬довые дорожки. Так мы и жили до конца Октября, с каждым днем теряя надежду попасть на материк. Наконец в один из прекрасных дней мы услышали гудки ледокола «Красин»,которому все же удалось пробиться к нашему каравану. Мы даже знали, что в отдельные дни ему удавалось проходить лишь несколько десятков метров в сутки. И вот мы наблюдаем как этот работяга Арктики, как утюг, спокойно идет по молодому льду. Остальные же ледоколы были зажаты льдами на широте 75-19 северной широты и 132-25 восточной долготы. С этой точки моря Лап¬тевых начался их совместный дрейф сначала на север, затем на восток и потом уже на запад. «Малыгин», «Садко» и «Г. Седов» в апреле 1938 года находились между 79 и 80 параллелью северной и только тогда с них было снято и вывезено самолетами 184 человека. 28 августа 193 года ледокол «Ермак» вывел «Садко» и «Малыгина» на чистое ото льдов море. «Г.Седова» освободить изо льда не удалось и он с 15-ю добровольцами во главе с капитаном К. С. Бадигиным был оставлен опять дрейфовать по Ледовитому океану. 29 августа 1938 года «Г.Седов» был в самой северной точки своего дрейфа - 86-39-55 северной широты и 47-56 восточной долготы. Это была рекордная широта, достигнутая когда либо дрейфующими судами. Напомним, что норвежский исследователь Арктики Нансен Фритьоф, летом 1893 года на специально построенном судне «Фрам» решил подтвердить свою идею о возможности достигнуть северный полюс на дрейфующем судне, использовав сущес¬твующие течения, идущие с востока на запад вдоль берегов Азии че¬рез Центральную часть Арктики. Для этих целей он начал дрейф в сентябре на запад от Новосибирских островов и закончил его в 1896году у острова Шпицбергена.
Однако, после этой краткой справки вернемся к 1937 году и нашему путешествию.
Вскоре высшее руководство решило оставить наш караван на зимо¬вку в море Лаптевых, т.к. возможность пробиться на запад или вос¬ток окончательно была утеряна. По чьей это вине произошло, - сейчас трудно судить и не нам. Скажу только, что в тот год в Арктике был заморожен весь ледокольный флот нашей страны и десятки торговых кораблей. Это, в сущности, была трагедия. Мы же, все полярники с кораблей, и часть их команд, были пересе¬лены на «Красина». Наверно 3-го или 4-го ноября, идя в кильватер за ледоколом вытянулся наш караван.С палубы ледокола, мы наблюдаем как ледокол, без малейшего сопротивления, движется по льду, толщина которого была уже около 60 см. Впереди четко виден наш остров и разводье. Вот и остров, недалеко от которого мы проходим, и как только показался наш дом. Было видно, как свора собак отгоняет заше¬дшего на остров белого медведя. Защемило сердце, стало грустно почему-то смотреть на все это. День короткий. В районе нашего острова с 22 ноября наступает полярная ночь и «Красин, уходя на юг, как-бы убегает от нее: - на 4 минуты времени, при прохождении расстояния длиною в одну минуту широты.Уходя из района пролива Вилькицкого, мы уже убежали от полярной ночи на 8 суток. В заливе Кожевникова, куда держит путь наш ледокол полярная ночь наступит 30 ноября. Полярная ночь на нашем острове длится немного больше двух месяцев и заканчивается 22 февраля. Правда, за счет гражданских и астрономических сумерек в полдень будет сначала светло, а затем и нет, уже темно. Таким образом на нашем острове полярная ночь с полной, темнотой длится немного меньше месяца. В периоды когда на небе висит полная луна и тихо, - это что-то сказочное. А если в это время будут всплески северного сияния, -это что-то фантастическое!
На траверзе слева - остров Бегичева, справа- берег Таймырского полуострова . Об истории этого острова известно, - что описывавшие берега моря Лаптевых руководители групп Великой северной экспедиции Харитон Лаптев и В. Прончищев в 1739 году, считали, что у входа в море Хатангского залива никакого острова нет. Лишь в 1908 году Никифор Бегичев установил, что есть остров в этом месте, который он обошел кругом. Тогда же он открыл и еще один малый остров рядом с большим немного западнее. Водное пространство между мысами Пакса и Нордвик и открытым БЕГИЧЕВЫМ островом на карте именуется бухтой Нордвик. В честь этого русского промышленника и исследователя и названы открытые им острова. На «Красине» в левом носовом угольном бункере было оборудовано общежитие, перешедших на ледокол полярников и членов команд судов, расста¬вленных в Хатангском заливе на зимовку. Металлически корпус бункера обит досками и построено большое количество 4-х ярусных нар. Поскольку нас, старых полярников, было четыре человека, мы заняли один ярус. По устроенным лестницам можно без особых затруднений забраться на 4-й ярус, до которого около 4-х метров. Я, как более молодой, нахожусь на последнем ярусе, валяюсь на топчане без матраца и рассматриваю: жилье, попавших в беду людей. Посредине бункера установлена огромная бочка, оборудованная под печь, с длиннющей трубой, в которую то и дело подбрасывается каменный уголь. В залив Кожевникова «Красин» пришел 5-го ноября. Чувствовалось приближение праздника Великой Октябрьской социалистической революции. На мачтах корабля развешаны флаги расцвечивания, каждый из которых соответствует букве алфавита. Таким образом набран лозунг, прославляющий революцию. Наступило 7-е ноября. В бункер пришел какой-то важный начальник и в короткой речи поздравил нас с праздником. Мы получили каждый по бутылке «Мадеры» и отличную закуску. В бункере довольно тепло, шум, гам, смех, восклицания. Начальство и команда, ледокола праздник отмечало в кают-компании корабля, куда никто из нас не был вхож. Здесь, в заливе Кожевникова, а вернее в районе этого залива и поселка, организованного Нордвикской экспедицией, велись геологора¬зведочные работы. Здесь были открыты залежи каменного угля и камен¬ной соли, добыча которых в малом обьеме была организована сразу же. Геологи не теряли надежду обнаружить в этом районе и нефть. Бухта названа в честь участника Хатангской экспедиции Русского Геогра-фического общества топографа капитана русской армии М.Я. Кожевникова, описавшего ее в 1905 году.
Вечером 7-го ноября наш старший Сергей Иванович возвратился от начальства и сообщил нам, что завтра нас четверо отправляются первыми нартами в путешествие через Таймырский полуостров в Игар¬ку, а оттуда и в Москву. Это нас воодушевило. На следующий день разыг¬ралась непогода: шел снег и завывала буря, видимость ничтожная, сбивает с ног. Мы опустили носы. Но во второй половине дня совершенно неожиданно нам сообщили, что нарты нас ждут. Рядом с ледоколом сто¬яло две оленьих упряжки и молодой долганин, как потом мы узнали, по имени Максим. Страшная пурга и темно. Однако, мы расселись по два на нарту и олени рысцой понесли нас неведомо куда, но по ветру. Ехали около часа и неожиданно оказались рядом с чумом. Приехали, как нам, сказал Максим, к их стойбищу.

Пред.След.