Страница 5 из 8

Стругацкий В. «Ленин» жив

СообщениеДобавлено: 09 Февраль 2010 22:02
[ Леспромхоз ]
(Продолжение. Начало в номерах за 11, 18, 25 января и 2 февраля)

Уж не знаю, правда это или нет, но один из создателей атомного реактора для «Ленина» академик Николай Хлопкин рассказывал, что после возвращения из Ленинграда и поездки на Адмиралтейский завод, где строился первый в мире атомный ледокол, Хайман Рикоувер потребовал у Конгресса не только форсировать строительство «Саванны», но и изъять из продажи детские игрушки, копирующие его «Наутилус». Чтобы Советы его идеи не украли. Кстати, свой первый поход детище адмирала Рикоувера - первая американская атомная подводная лодка с ядерным реактором «Наутилус», названная в честь подводного корабля жюльверновского капитана Немо и спущенная на воду в 1954 году, - предприняло именно к Северному полюсу… На самом деле плагиатом заниматься никто и не собирался.

«Трупы» с ледокола

Страхи, связанные с появлением надводного судна с атомным реактором, сопровождали «Ленина» многие годы.

И даже когда «Ленин» таскал за собой караваны судов, многие опытные моряки этого атомного ледокола побаивались.

Один из сотрудников «Атомфлота» Владимир Блинов - автор книги о первом в мире атомном ледоколе, выпущенной к его 50-летию, - рассказывает, как полярные капитаны в первое время старались избегать в Арктике встречи с «Лениным». А один из капитанов после выступления самого начальника Главного управления Северного морского пути перед моряками зимовавших в Тикси судов, пообещавшего, что скоро «Ленин» проведет их по трассе, в сердцах так и заявил: «Как придет «Ленин», я на всякий случай за Лялькин пуп спрячусь». Пришлось сконфуженным руководителям порта московскому начальству объяснять, что местные жители так именуют ближайшую сопку.

После первого прихода «Ленина» по Мурманску поползли разные страшные были-небылицы.

По городу гулял слух, что на берегу Кольского залива, возле базы атомфлота, валяются трупы погибших от радиации. Стали разбираться, откуда ветер дует. Оказалось, какие-то разгильдяи выбросили с атомохода на берег старые рабочие комбинезоны. Территория базы - объект строго охраняемый. Но если смотреть издалека, с железнодорожной насыпи, то белые комбинезоны, разбросанные по черным скалам, зрелище невеселое. Вот и поползли слухи.

Правда, первые жуткие слухи о «трупах с «Ленина» поползли еще задолго до того, как он пришел из Ленинграда в Мурманск, - во время швартовых испытаний под Приморском.

Повод опять нашелся. Из Ленинграда в Приморск с Адмиралтейского ходила машина с разными запчастями для заводской бригады. То ли другого транспорта судостроители не нашли, то ли специально для скорости доставки взяли сантранспорт, но автофургон имел на борту красный крест. Местные жители решили, что это труповоз - на нем погибших от радиации увозят с атомохода в Ленинград. «Вот для того, чтобы не видели, как люди загибаются, это атомное чудо и загнали в нашу глушь».

Настороженно восприняли первый рейс «Ленина» - переход из Балтики вокруг Европы в Арктику - во многих странах. Чехословацкий журналист Станислав Бартль, с которым в восьмидесятые годы прошлого века мы познакомились в Праге, в своей книге «Атом в Арктике» рассказывает, как во время перехода в Мурманск «Ленина» сопровождал датский сторожевой катер. «Он добросовестно проверял, не содержится ли в тех тысячах тонн воды, которые ледокол ежечасно высасывает из моря для охлаждения своих механизмов и вновь выбрасывает обратно, радиационных частиц больше, чем положено. Не содержалось».

О том, сколько страхов породило появление «Ленина», мне рассказывал и капитан атомного ледокола «Сибирь» Владимир Константинович Кочетков - многие годы он ходил на «Ленине» старпомом.

Мы с ним познакомились в апреле 1978 года в Арктике, на подходах к Ямалу, как раз когда два атомных ледокола - «Ленин» и «Сибирь» - прокладывали дорогу судам, спешившим с грузами для газодобытчиков.

Они встретились, и загудела «Сибирь», приветствуя первенца.

Весь свободный от вахты экипаж стоял у иллюминаторов, разглядывая «Ленина». Рядом с огромной «Сибирью» он казался не столь мощным, не столь величественным. Он казался уже стареньким. Но люди смотрели на него с любовью. Слишком многое для них было связано с первым в мире атомоходом, рискнувшим штурмовать такие льды, которые раньше были непреодолимы.

Стоял в рубке капитан «Сибири» Владимир Константинович Кочетков, смотрел на идущий мимо атомоход и, размечтавшись, вздыхал:

- Хотя бы на денек туда в гости.

Владимир Константинович обернулся ко мне и спросил:

- Вы, кстати, знаете, что первопроходцем на ямальских операциях был тоже «Ленин»?

Навигация - круглый год

Капитан Владимир Кочетков начинал еще на угольном «Ермаке». Семь лет на нем ходил - сразу после Высшего арктического морского училища, теперешней ГМА имени адмирала С. О. Макарова. Плавал третьим помощником капитана, вторым. И прямо с «Ермака» пришел в 1959 году на первый в мире атомоход «Ленин».

Вечером мы сидели в капитанской каюте и Кочетков, когда я спросил о первых плаваниях на первом в мире атомоходе, просто сказал:

- Появился «Ленин», и мы стали плавать тогда, когда обычно стояли. Навигация сразу удлинилась на два-три месяца. Ведь «Ермак» плавал только июль, август, сентябрь да октябрь...

Кочетков рассказывал мне о том дне - 5 января 1978 года, когда на стоящей у причала Балтийского завода «Сибири» был поднят флаг Советского Союза. Владимир Константинович волновался, заранее подготовил свое выступление. И подумал: обязательно надо будет сказать не только о том, что ему семнадцать лет довелось работать на атомоходе «Ленин», принимать «Сибирь» и он считает - атомные ледоколы, построенные ленинградскими корабелами, вобрали в себя все лучшее в отечественном судостроении, но и о том, что благодаря атомному флоту навигация в Арктике становится круглогодичной. Представитель Министерства морского флота почитал выступление капитана и сказал:

- Знаешь, Владимир Константинович, давай пока фразу о круглогодичной навигации уберем. Ведь пока это еще вопрос - удастся ли нам ее добиться.

И вот она - одна из первых круглогодичных навигаций. 12 февраля 1978 года атомоход «Арктика» привел в Мурманск последний караван судов из Дудинки, закончив навигацию 1977 года, а уже 16 февраля «Сибирь» повела первый караван 1978 года к Ямалу.

Опыт работы атомохода «Ленин» помог создать новые атомоходы - серии «Арктика». Именно благодаря им работы на трассах Арктики теперь не прерываются круглый год.

Школа атомохода «Ленин» стала отличной школой почти для всех, кто сейчас работает на атомном ледокольном флоте.

...На следующий день после встречи двух атомоходов у побережья Ямала «Сибирь» двинулась в обратный путь. Предстояло провести через тяжелые льды мощный дизель-электроход с грузами для газодобытчиков. На его борту белыми буквами выведено: «Павел Пономарев». В кают-компании судна - фотография известного полярного капитана, чье имя носит дизель-электроход, такая же, что теперь есть и в Музее Арктики и Антарктики. Первый капитан первого атомного ледокола стоит на мостике, вглядываясь в арктические льды. Через эти льды он за свою жизнь провел множество караванов.

(Продолжение в следующем номере)