Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Стругацкий В. «Ленин» жив

(Продолжение. Начало в номере за 11 января)

«Ленин» должен был стать воплощением гигантских возможностей и безудержной мощи Советского Союза. Такой же визитной карточкой нашей страны, как за?пуск на орбиту первого искусственного спутника Земли.

Как писали в те годы газеты, «Коммунистическая партия и Советское правительство, по достоинству оценив достижения наших ученых, приняли решение о широком применении атомной энергии в народном хозяйстве. XX съезд КПСС нацелил на развертывание работ по созданию атомных силовых установок для транспортных целей, на постройку ледокола с атомным двигателем. Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом». Ну и конечно, судостроители весть о том, чье имя будет присвоено первенцу атомного ледокольного флота, «восприняли с особым воодушевлением» и тут же стали «благодарить родную коммунистическую партию за оказанное им доверие». (Словом, восторг был почти такой же, как на недавнем ноябрьском съезде «Единой России» в выставочном павильоне петербургского «Лен­экспо».)

На берегах Невы рождалось чудо

В газетах приводились какие-то фантастические по тем временам цифры: писали, что «атомный ледокол в сутки будет расходовать все­го 45 граммов ядерного топлива - столько, сколько уместится в спичечной коробке», что он сможет работать в Арктике без заходов в порт чуть ли не круглый год, что «при экономичном режиме работы реакторов он мог бы пройти без перегрузки топлива вокруг Земли аж 10 раз», что «скорость хода «Ленина» в два раза выше скорости лучших надводных кораблей, а ресурс основного оборудования определен в 100 тысяч часов», что «льды не устоят перед его мощью». «Ленин» действительно проектировался как самый мощный в мире ледокол - в 44 тысячи лошадиных сил. Он должен был в два раза превзойти по мощности американский ледокол «Глетчер», считавшийся в те времена крупнейшим в мире. Писали, что на «Ленине» будет около тысячи помещений. Во многих из них предстояло работать краснодеревщикам - салоны и каюты, как и мебельные гарнитуры, должны поражать и своей роскошью.

Если учесть, что на арктических трассах еще вовсю трудился «дедушка русского ледокольного флота» - детище адмирала Степана Осиповича Макарова - ходивший на угле знаменитый «Ермак», рожденный еще в последний год XIX века, то понятно, сколь фантастичным казался этот проект. (Кстати, именно капитальный ремонт «Ермака» в 1928 году на Адмиралтейском открыл для судостроителей этой верфи возможность строить ледоколы. И накануне Великой Отечественной войны завод построил ледоколы и ледокольно-транспортные суда «Семен Дежнев» и «Леваневский», прославившие себя потом во многих арктических походах.)

Но о чем не шумели газеты - так это о том, что одной из главных целей скорейшего строительства «Ленина» было желание наших вождей «утереть нос американцам». Словом, как тогда говорили, «во что бы то ни стало догнать и перегнать Америку», где тогда рождалось первое грузопассажирское атомное судно «Саванна». На его строительство планировалось затратить громадную по тем временам сумму - полмиллиарда долларов. И от того, чье надводное транспортное судно первым выйдет на морские просторы, зависел престиж двух самых мощных держав-соперников.

Вот почему «Ленин» строился такими темпами, которых, кажется, еще не знали советские судоверфи.

Строился он, конечно, на берегах Невы - в городе, где потом создавался весь российский атомный ледокольный флот. Строился на Адмиралтейском. «Когда весть об этом пришла на завод, адмиралтейцев охватила радость и гордость за оказанное доверие».

На страницах заводской многотиражки труд судостроителей воспевали даже в стихах:

Мы люди великих стремлений,
Девиз наш: смелее вперед!
Наш флагман с именем «Ленин»
Пойдет в заполярный поход.

И ветры, и бури, и штормы,
И Арктики льды, как гранит,
Под флагом Отчизны любимой
Гигант-ледокол победит...
Путь добрый тебе, наш красавец,
Свершение смелых идей!
И атом нам служит для мира,
Для счастья советских людей!


Одного из строителей «Ленина» - слесаря-монтажника Владимира Горбунова - избрали даже делегатом на предстоящий съезд КПСС от ленинградской партийной организации. «Коммунисты поручили В. Горбунову заверить Центральный Комитет и XXI съезд КПСС, что рабочие, инженеры и техники завода сделают все, чтобы атомный ледокол «Ленин» скорее вступил в строй. В честь открытия съезда, на два дня раньше срока, строители запустили главный турбогенератор в первом машинном отделении».

Строки из старой «Смены»

В те дни наша «Смена» чуть ли не каждый месяц на первых полосах публиковала репортажи с ударной стройки. Репортажи были, конечно, в духе тех лет - даже без помощи журналистов сами рабочие порой шпарили заезженными газетными фразами, тем более что корреспондента к рядовым судостроителям, как правило, одного не подпускали: только с представителями парткома или комитета комсомола. Вот несколько строк из таких «чистосердечных признаний».

- Я счастлив, что строю атомный ледокол, - говорил корреспонденту газеты «Сме­на» слесарь Альберт Чертовский. - Здесь я познал настоящую романтику труда и встретил настоящих героев - самоотверженных и настойчивых.

- И мне выпала огромная честь трудиться на чудесном судне, - поддержал судосборщик Виктор Архипов. - Стараешься работать так, чтобы все было красиво и прочно. Ведь смотреть на творение наших рук будут миллионы людей мира.

А трудились действительно по-ударному. В июле 1956-го на стапеле была заложена первая секция корпуса будущего ледокола, на следующий год, 5 декабря, его спустили на воду, 20 октября 1958 года начались швартовые испытания, а уже 12 сентября 1959-го строительство закончилось и «Ленин» встал на якорь у моста Лейтенанта Шмидта, «в том самом месте, где в памятную ночь 25 октября 1917 г. стояла «Аврора» - легендарный корабль Октябрьской революции». Через несколько дней ледокол мощностью 44 тысячи лошадиных сил - их обеспечивали три реактора мощностью 90 мегаватт - из Невы отправился на ходовые испытания по осенней Балтике.

Не знаю уж, случайно или нет, но строительство «Ленина» закончилось как раз во время «исторического визита» Никиты Сергеевича Хрущева в Соединенные Штаты Америки.

«Наша поездка в США, - писал Хрущев, - совпала с двумя величайшими событи­ями: впервые в истории успешно осуществлен полет космической ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»...
Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, на согревание его души и тела, на создание всего необходимого, в чем нуждаются люди...»

На всех заводах громадного Советского Союза любым заказам адмиралтейцев был дан зеленый свет. Прямо на борту строящегося ледокола время от времени проходили заседания Совнархоза. Сам Анастас Иванович Микоян - тогда он был первым замом председателя Совмина - приезжал на строительство. Приезжал вместе с тогдашним министром иностранных дел всемогущим Андреем Андреевичем Громыко.

Громыко, видно, ехал на Адмиралтейский еще и потому, что Хрущев при любом случае активно приглашал на строительство «Ленина» разные иностранные делегации - в основном, конечно, «из стран социалистического лагеря». Будущий атомный ледокол стал почти таким же обязательным пунктом программы любой коммунистической делегации, как посещение «Авроры», которая, кстати, тоже в свое время строилась на том же Адмиралтейском.

(Продолжение в следующем номере)

Пред.След.