Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

  1. САЛЯЕВ Рашид. А среди волн укрыться было негде. © "Мурманский вестник" от 14.01.2010
  2. ЛЕДОВСКАЯ Александра. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 09.09.2009
  3. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. «Как хочется, чтобы скорее кончилась война» © "Полярная правда" от 02.07.2009
  4. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. В морских конвоях. © "Полярная правда" от 28.08.2008
  5. ШУЛИНИН Сергей. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 31.07.2008 и 07.08.2008
  6. ШУЛИНИН Сергей. Карская экспедиция-2009. © Журнал "Ямальский меридиан", № 11, 2008 год, стр. 47-52.
  7. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2009 год, стр. 58-61.
  8. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 7, 2008 год, стр. 42-45.
  9. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность. © Журнал "Ямальский меридиан", № 8, 2009 год, стр. 44-47.
  10. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (продолжение). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 9, 2009 год, стр. 40-43.
  11. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (окончание). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 10, 2009 год, стр. 48-50.
  12. ШУЛИНИН Сергей. "Такое желание жить!" © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2010 год, стр. 62-67
  13. СТРУГАЦКИЙ Владимир. Один полет Матвея Ильича © "Смена", №№ 05.04.10, 12.04.10


Просьба помещать здесь публикации по теме из периодической печати.

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

Карская экспедиция-2009


Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

]Джон Донн



В 2008 году продолжила свою работу комплексная международная научно-исследовательская программа «Международный полярный год». Российская Арктика – регион особых геостратегических интересов государства и долговременных экономических интересов общества, прежде всего, с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия, что обусловливает её выделение в самостоятельный объект государственной политики. Как было заявлено В.В. Путиным на заседании президиума Госсовета Российской Федерации, который проходил в апреле 2004 г. в городе Салехарде, государственная политика на Севере и в Арктике должна быть адекватна современным условиям развития нашей страны и одновременно учитывать особое для страны геополитическое, хозяйственное и оборонное значение этого региона.
Одним из основных направлений деятельности нашего государства в этой области является поддержка общественных движений и благотворительной деятельности, направленных на достижение устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации.
В Арктике сегодня идёт конкурентная борьба, и она будет только усиливаться. Именно здесь пересекаются интересы НАТО, стран циркумполярной зоны, Евросоюза и России. Здесь – на Севере и в Арктике – проходят перспективные транзитные и транспортные коридоры. Коридоры, в которых заинтересованы и российская, и мировая экономика.
Для усиления и закрепления позиции России в Арктике вплоть до Северного полюса имеет немаловажное значение реализация крупномасштабных научных проектов, в том числе и исследовательских, по маршрутам, связанным с историческими событиями освоения россиянами просторов Северного Ледовитого океана.
В V номере журнала «Ямальский меридиан» в статье «Карское море, обагрённое горем», было выдвинуто предложение об организации похода к месту гибели конвоя БД-5. Эта операция получила название «Карская экспедиция-2009».

Краткая историческая справка.
Конвой БД-5 (Белое море – Диксон-5) отправился в рейс на Диксон и в порты моря Лаптевых. В трюмах транспортного судна «Марина Раскова» находилось 6310 т продовольственных и технических грузов. Для смены зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпути в плавание уходило 354 человека, среди них женщины и дети. 8 августа 1944 года «Марина Раскова» снялась с якоря в Северодвинске. Командование Беломорской военной флотилии поручило охрану транспорта отряду кораблей в составе трёх тральщиков – «ТЩ-114», «ТЩ-116» и «ТЩ-118». 12 августа 1944 года суда этого конвоя были торпедированы немецкой подводной лодкой в 60 милях недалеко от острова Белый в водах Карского моря, омывающего полуостров Ямал. Трагедия унесла по разным данным от 260 до 380 жизней советских военнослужащих и работников тыла. Погибли все дети. События, произошедшие в августе 1944 г., являются трагической страницей истории Великой Отечественной войны в Арктике.
Организаторами «Карской экспедиции-2009» стали городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард) и региональная общественная организация «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург). Организаторы начали проводить консультации и переговоры с организациями в разных регионах нашей страны об их участии в организации и проведении экспедиции. На данный момент согласие оказать помощь в организации и проведении «Карской экспедиции-2009» выразили Российский государственный музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Архангельский областной краеведческий музей, газета «Правда Севера» (г. Архангельск), газета «Моряк Севера» (г. Архангельск), Архангельский государственный социально-мемориальный центр «Поиск», молодёжная общественная организация «Союз поисковых отрядов «Имени павших» (г. Архангельск), администрация муниципального образования городское поселение Диксон, Ямало-Ненецкое региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ ЖИЗНЬ» (г. Салехард), региональная общественная организация краеведов «Обдория» (г. Салехард), ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского», филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Ямал» (г. Салехард), ГУ «Северное издательство» (г. Салехард), интернет-газета «Ямал-информ», газета «Красный Север» (г. Салехард), информационное агентство «Север-Пресс» (г. Салехард). География и список участников расширяются. В связи с участием в «Карской экспедиции- 2009» организаций и лиц из различных регионов России, она получила статус Всероссийской.
Карские экспедиции проводились в Обский бассейн с 1919 года по 1932 год. В честь руководителя «Карских экспедиций» 1919–1925 гг. М.В. Николаева названа одна из улиц г. Салехарда.
«Карскую экспедицию-2009» предполагается провести в два этапа – подготовительный и завершающий. Предварительный этап: сбор, анализ данных по истории конвоя БД-5, проведение PR-компании, поисковой операции участников конвоя БД-5 или их родственников, выявление архивных и музейных источников информации. Завершающий этап – осуществление похода к месту гибели конвоя БД-5. Поход предполагается провести на двух судах: гидрографическом и пассажирском. На гидрографическом судне расположится научная партия «Карской экспедиции-2009», целью деятельности которой будет выполнение и комплексное научно-техническое обеспечение поисковых работ месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5. Координаты места гибели конвоя будут переданы в соответствующие органы для фиксации на картах. На пассажирском судне предполагается доставить к месту гибели конвоя участников конвоя или их родственников, представителей электронных и печатных СМИ, церкви, организаторов и участников экспедиции.
Цели «Карской экспедиции- 2009» – поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и проведение траурной церемонии отдания воинских почестей погибшим с возможной установкой памятного знака на одном из близлежащих от места гибели островов, приуроченные к празднованию 65- летия Победы в Великой Отечественной войне.
Обсуждение темы организации «Карской экспедиции 2009» нашло широкий отклик в российских электронных и печатных средствах массовой информации.
Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009», могут быть:
- генеральным спонсором;
- спонсором;
- информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по наличию форм СМИ: печатный, электронный, комбинированный);
- региональным представителем;
- участником экспедиции;
- помощником;
- организатором проведения определённых работ;
- сочувствующим.
Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется:
1. Информационная помощь.
1.1 Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие.
1.2 Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие.
1.3 Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции.
2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009».
3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов.
4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции.
5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009».
Организаторы и участники экспедиции приглашают всех желающих принять участие и всячески содействовать проведению «Карской экспедиции-2009». Мы только в начале пути. От каждого из нас будет зависеть, состоится ли эта экспедиция, и сможем ли мы сделать шаг вперёд. Помните: «кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию».
Информация о проведении экспедиции, истории конвоя БД-5, поисковой операции сосредоточена в Интернете на форуме «Полярной почты» по следующим адресам:
http://www.polarpost.ru/f/ viewtopic.php?id=612 тема «Карская экспедиция -2009»
http://www.polarpost.ru/f/ viewtopic.php?id=606 тема Конвой БД-5
http://www.polarpost.ru/f/ viewtopic.php?id=607 тема Козлов Матвей Ильич
http://www.polarpost.ru/f/ viewtopic.php?id=788 тема Внимание! Ведётся поиск
На подготовительной стадии «Карской экспедиции-2009» проводится большой объём поисковых работ. Собираются в одну базу данных публикации об истории конвоя БД-5, её участниках. Разыскиваются родственники погибших и спасённых в этой трагедии. Сначала мы не рассчитывали найти в живых участников конвоя, но, к счастью, просчитались. Ждали нас и новые открытия.

Архангельск


Среди участников конвоя было много архангельцегородцев. И, естественно, мы начали поиск именно с этого города. В 1995 году вышла книга Александра Григорьевича Сомкина «Мы помним Вас…». Глава 10 – «Гибель «Марины Расковой». Автор собирал материалы о трагедии, произошедшей в море с транспортом «Марина Раскова» в течение нескольких лет. Переписывался с архивами, встречался с очевидцами. Александр Григорьевич не на словах знает о трудностях морских походов – он несколько десятков лет проработал на судах дальнего плавания Северного морского пароходства. В 1968 году А.Г. Сомкин совершил уникальное плавание вдвоём с Дмитрием Буториным на деревянном баркасе «Щелья» от Архангельска до Диксона. Я связался с Александром Григорьевичем, он выслал мне книгу «Мы помним Вас…», поделился информацией о трагедии с конвоем, которая в дальнейшем послужила подспорьем в поисках. Сейчас А.Г. Сомкин работает над следующей книгой, и хотелось бы поблагодарить его за помощь и предоставленную информацию и пожелать дальнейших творческих успехов.
Александр Григорьевич, проанализировав воспоминания участников конвоя и данные документов, описал картину происходящей трагедии. Выдержка из книги: «Оставив шлюпку у борта парохода, катер, взяв на буксир кунгас, направился к тральщику. В оставленную шлюпку спустились шесть человек: военный помощник В.И. Венников, старший штурман П.И. Меньшуткин, стармех Волочкова Алексея Николаевича, второй штурман А. А. Казимир и четвертый помощник капитана Н.А. Баганов, отправивший перед этим свою сестру Нину вместе с остальными женщинами на «Т-114», и четыре матроса.
Последним тонущее судно покинул капитан В.А. Демидов.
Натужно ворочая винтом, волоча за собой переполненный кунгас (в нем находилось уже 86 человек, подобранных по пути с плотиков, а то и прямо из воды), катер медленно шёл к тральщику. Моряки с грустью оглядывались на высокий, чуть накренившийся корпус «Марины Расковой». Казалось, пароход и не собирается тонуть, и не знавшие, что сейчас происходит в недрах судна, военморы недоверчиво спрашивали:
– Неужели пароход тонет?
– Да, медленно, но верно...– отвечали им.
Вдруг там, где покачивался на якоре тральщик «Т-114», прогрохотал оглушительный взрыв. В небо взметнулся высокий столб воды и дыма, взлетели обломки корабля, и когда вода опала, дым рассеялся, над поверхностью моря виднелась только носовая часть тральщика. Через три минуты на глазах оцепеневших людей она медленно перевернулась и скрылась под водой.
Ужас охватил всех, кто наблюдал эту картину. На погибшем тральщике кроме экипажа находилось свыше двухсот человек, спасённых с «Марины Расковой» и тральщика «Т-118» и, что самое страшное, 136 из них – женщины и маленькие дети... Жутко даже представить себе, что творилось в эти мгновения в переполненных кубриках опрокинувшегося корабля...»
Хотелось бы сделать пояснение по поводу названий тральщиков. В различных публикациях они именуются по-разному: «АМ», «Т», «ТЩ». Дело в том, что данные тральщики были построены для Советского Союза в Америке – моряки называли их «наши амики». В документах они проходи под аббревиатурой ТЩ.
В приведённом отрывке указаны несколько фамилий людей, родственников которых мы в дальнейшем нашли. Часто у нас ругают интернет. И есть за что. Но часто интернет помогает найти людей. Наши поиски доказали это. Не выезжая из Салехарда, можно находить людей, живущих за тысячи километров от тебя. У газеты «Правда Севера» есть свой сайт. На этом сайте мы нашли материал от 25.02.2005 года, в котором её автор – Любовь Черепанова (Волочкова) – писала: «Каждый год перед 9 мая я езжу в Соломбалу к камню-памятнику морякам, не вернувшимся из походов, и очень надеюсь, что мне удастся съездить на место гибели парохода «Марина Раскова» и бросить в море венок в вечную память о моём отце». Поиск дочери погибшего старшего механика транспортного судна «Марина Раскова» Волочкова Алексея Николаевича вёлся извилистыми путями, но привёл к положительному итогу. Я созвонился с Любовью Алексеевной. Предложил ей стать участником «Карской экспедиции». Если сказать, что она сильно волновалась, наверное, это не передаст тех чувств, что она переживала.
Любовь Алексеевна – человек в Архангельске уважаемый. Она – заслуженный врач Российской Федерации. Нет ни одного района Архангельской области, где бы не побывала Любовь Алексеевна, где бы не знали её как опытного организатора здравоохранения и блестящего клинициста. Любовь Алексеевна провела огромную работу по выполнению программы ликвидации полиомиелита в Архангельской области. Она – главный эксперт по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей. Сердечность, душевность, профессионализм, открытость и заинтересованность в судьбе маленьких подопечных снискали Любови Алексеевне Черепановой уважение коллег.
В словах Любови Алексеевны звучала любовь к своему отцу, ушедшему в море и не вернувшемуся. Она бережно хранит фотографии и документы своего отца. Сохранились в семье последние письма Алексея Николаевича. Представляем вашему вниманию одно из них, датированное 8 августа 1944 года – днём выхода конвоя БД-5 из порта.
Добрый час, Анчик!
Ну как, хорошо ли ты доехала домой и как себя вели Вовик и Люба? Наверно, очень обрадовались, когда ты пришла, а мне теперь долго не бывать дома. Поцелуй их за меня. Передай, чтобы Вова тебя слушал и ждал папу. Аня, мы отходим в 5 час. утра, посылаю письмо с отходом последнего катера от нашего борта. Дела ничего, хорошо… (неразборчиво – С.Ш.) к отходу, жди первую весточку от меня с первого становища телеграммой дней через 10-15. Ну не скучай, ожидай меня, будет скучновато, как тебе, так же и мне, но делать нечего, береги себя и ребятишек. Крепко целую тебя, Вову, Любочку, пущай маму слушаются.
7/VIII-44 г. Привет, твой Лёня. Целую (всё по тексту).
Ушли в море 8/VIII- 9 ч. утра.
Счастливый путь!

Не знал он тогда, чем встретит их море 12 августа 1944 года.
Алексей Николаевич Волочков родился в корабельной Соломбале г. Архангельска в семье рабочего в 1902 г. Он был младшим (шестым по счёту) ребёнком в семье. С 9 лет начал ходить в приходскую школу, а в каникулы приходилось работать по очистке судовых котлов и трюмов и в мастерских завода «Красная кузница». Закончил техникум водного транспорта и с 17 лет стал работать механиком на судах Морфлота и групповым механиком Архангельского торгового порта.
С сентября 1940 г. работал в должности старшего механика на судах Северного морского пароходства (СМП). 12 августа 1944 г. исключён из списков личного состава СМП как погибший при исполнении служебных обязанностей вместе с транспортным судном «Марина Раскова». Был женат. Сын, Владимир Алексеевич, унаследовал отцовскую морскую профессию. Окончил ЛВИМУ им. адмирала С.О. Макарова. Кандидат технических наук. Трагически погиб в 1996.
Дочь, Черепанова Любовь Алексеевна, врач-невролог. Работает в Архангельской областной детской больнице по настоящее время.
Жена, Волочкова Анна Макаровна, воспитывала детей одна, умерла в 1982 г. Любовь Алексеевна сказала в телефонном разговоре про маму: «Она всё время ждала возвращения папы».
В газете «Правда Севера» (№ 141, 31 июля 2008 года, № 145, 7 августа 2008 года) была напечатана моя статья про трагедию в Карском море. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить членов редколлегии газеты за понимание и активное сотрудничество с организаторами «Карской экспедиции-2009». И были отклики на эту статью. В выпуске от 28 августа 2008 года заместитель главного редактора С.Н. Доморощенов опубликовал статью «В морских конвоях». Приводим выдержку из неё:
«На очерк салехардского краеведа откликнулся 87-летний архангелогородец В.П. Лаптев – моряк того самого уцелевшего корабля, ТЩ-116. Валентин Прокопьевич приготовил книги и документы и стал ждать журналиста «Правды Севера».
Валентин Лаптев родился 12 августа – как раз в день трагедии. Не до дня рождения было ему в 1944-м... Но по порядку.
После выпуска из Соловецкого учебного отряда старшина первой статьи Лаптев служил в 1943 году в штабе Северного флота, в Полярном. Шифровальщик, он контактировал с самыми высокими флотскими начальниками. Служба шла, в общем-то, спокойно, и можно было оставаться в штабе до окончания войны, а потом рассказывать детям и внукам, как приносил шифровки самому командующему Арсению Григорьевичу Головко. Но 21-летнему сибиряку хотелось в моря, туда, где его однокашники, защищая Отечество, уже заслужили ордена. Поэтому Лаптев написал два рапорта с просьбой перевести его на корабль. Начальство дало «добро» – и Валентин стал шифровальщиком ТЩ-116.
Такого типа корабли моряки называли «амиками». (Другое название серии – АМ). Эти тральщики занимались не только тралением мин (на счету 116-го их десятки), но и конвоированием транспортов союзников и наших, поиском и уничтожением подводных лодок. Для всего этого они были неплохо вооружены, надолго запасались горючим (хватало на месяц), хорошо маневрировали, имели свои опреснители воды, пекарни и так далее. То есть годились для автономного плавания. Команда состояла из 100 человек.
Остров Медвежий (где происходило «рандеву» судов сопровождения, наших и союзников), Диксон, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа – эти и многие другие географические точки знакомы В.П. Лаптеву не понаслышке. Его делом была не только шифровка сообщений. В частности, 12 августа 1944 года он поднимал на борт тральщика спасённых. Валентин Прокопьевич рассказал о трагическом событии следующее: «Во-первых, спасибо вашему автору – правильно написал. Только мы не с правого борта от «Марины Расковой» шли, а с левого, то есть, наш тральщик был левым курсовым. У нас служили прекрасные акустики, и если бы мы держали правый курсовой, то немецкую лодку обнаружили бы...
Во-вторых, я знаю, что видел. Когда произошёл взрыв, командир конвоя капитан первого ранга Шмелёв (он шёл на переднем тральщике, ТЩ-118) приказал всем снимать людей с парохода, который потерял ход. 118-й вскоре торпедировали, он затонул... Мы спустили катер, кунгас, шлюпки и проводили спасательные работы. То же делал и 114-й. Он стоял на якоре. А наш командир – капитан-лейтенант Василий Александрович Бабанов – на якорь не вставал. Торпеда утопила 114-й за четыре минуты... Там был командир конвоя, которого спасли после взрыва на 118-м, – и он погиб. Когда мы шли в конвое, на море был полный штиль, а когда спасали людей, разыгрался шторм. Кошмар: солярка с тральщиков, лесоматериалы с «Расковой», волны... В этих условиях мы и принимали людей на спасательные средства, затем на тральщик. Многие из них были ранены…»
Оценка участника конвоя моей работы очень важна для меня. Были и другие звонки из Архангельска. Мне позвонила дочь погибшего участника конвоя БД-5, на то время работника Архангельской таможни Корельского Ивана Михайловича. Людмила Ивановна Максимова находилась на лечении. Фотографий того периода у неё, увы, не осталось. Найдены и другие родственники участников той трагедии. Найдены и сами участники конвоя. Волны нашей памяти несут нас вперёд.

Сергей ШУЛИНИН

Пред.След.