Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

  1. САЛЯЕВ Рашид. А среди волн укрыться было негде. © "Мурманский вестник" от 14.01.2010
  2. ЛЕДОВСКАЯ Александра. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 09.09.2009
  3. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. «Как хочется, чтобы скорее кончилась война» © "Полярная правда" от 02.07.2009
  4. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. В морских конвоях. © "Полярная правда" от 28.08.2008
  5. ШУЛИНИН Сергей. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 31.07.2008 и 07.08.2008
  6. ШУЛИНИН Сергей. Карская экспедиция-2009. © Журнал "Ямальский меридиан", № 11, 2008 год, стр. 47-52.
  7. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2009 год, стр. 58-61.
  8. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 7, 2008 год, стр. 42-45.
  9. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность. © Журнал "Ямальский меридиан", № 8, 2009 год, стр. 44-47.
  10. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (продолжение). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 9, 2009 год, стр. 40-43.
  11. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (окончание). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 10, 2009 год, стр. 48-50.
  12. ШУЛИНИН Сергей. "Такое желание жить!" © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2010 год, стр. 62-67
  13. СТРУГАЦКИЙ Владимир. Один полет Матвея Ильича © "Смена", №№ 05.04.10, 12.04.10


Просьба помещать здесь публикации по теме из периодической печати.

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

Ушедшие в вечность
(продолжение)


Памяти трагедии с конвоем БД-5 посвящается


II. Гибель конвоя (краткое изложение основных событий)


После ремонта «Марина Раскова» должна была принять несколько тысяч тонн различных грузов и несколько сот пассажиров для доставки в Диксон, где продолжалось формирование Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии (КВМБ БВФ), и далее пароход направлялся на полярные станции Карского моря и моря Лаптевых для смены зимовщиков и снабжения их топливом, снаряжением и продовольствием. Груз был очень разнообразный – от строительных материалов и оборудования до запасов муки, бланков книжек метеорологических наблюдений, живых коров и свиней. Пассажиров также было много, и для них во время стоянки на заводе оборудовали твиндек (межпалубное пространство), построив там нары. После нескольких дней погрузки у различных причалов Архангельска и Молотовска на борту оказалось 6300–6600 тонн различных грузов. Люди сели, видимо, в Молотовске. На борту парохода находилось 55 членов экипажа во главе с капитаном В.А. Демидовым, в том числе шесть членов военной команды (помощник по военной части В.И. Венников) и 354 пассажира, в том числе 124 женщины и 16 детей (семьи зимовщиков и военнослужащих), 116 военнослужащих Карской ВМБ, а также направлявшиеся в порт Нордвик (море Лаптевых) строители и рабочие Нордвикской нефтеразведочной экспедиции, «Нордвикстроя» и треста «Нордвиксоль», подчинявшихся Горно-геологическому управлению (ГГУ) Главного управления Северного морского пути (ГУСМП).

Справка.
Карская военно-морская база в составе Беломорской военной флотилии (БВФ) создана в соответствии с решением ГКО 9 марта 1944 г. (Супрун, 1997; Пузырёв, 2000; Щедролосев, 2001) приказом наркома ВМФ № 0062 от 11 марта 1944 г. с местом дислокации на Диксоне. Командиром назначен капитан 1-го ранга С.В. Киселёв, бывший командир бригады траления КБФ, начальником штаба – капитан 2-го ранга П.Н. Васильев, бывший флагштурман БВФ. В её состав вошли 2-й дивизион больших и малых охотников за подводными лодками, 5-й дивизион сторожевых кораблей (СКР), два дивизиона тральщиков (10 кораблей), аварийно-спасательный отряд, 93-й артдивизион, гидрографический район, подразделения тыла и связи, 44-й смешанный авиаполк (командир полка – майор С.М. Рубан), в 1-й экскадрилье – капитан С.В. Сокол, также В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков (Супрун, 1997, с. 332; http://www.airpages.ru/cgi-bin/). Расформирована весной 1945 г., личный состав вывезен в июле – сентябре в Архангельск.

Полярные станции тогда подчинялись Управлению полярных станций (УПС), находившемуся в составе ГУСМП. На пароходе было и много командировочных, направлявшихся в различные учреждения на маршруте. Так, на пароходе оказался сотрудник Архангельской таможни Эммануил Горелик, направленный в Диксон на таможенный пост вместо Ю. Петровой (Барашков, 2001).
Пароход был снабжён достаточным количеством спасательных средств. Кроме 4 штатных шлюпок (каждая – на 37 человек), имелись 4 надувных плота (каждый на 16 человек), круги и нагрудники, а на крышки трюма погружены вместительные деревянные кунгасы на 105 человек (деревянное парусно-гребное или несамоходное судно с малой осадкой, на котором на Дальнем Востоке перевозят обычно рыбу, соль, уголь и т.д.).
Пароход сопровождали три тральщика американской постройки серии АМ (Т-114, командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк; Т-116, капитан-лейтенант В.А. Бабанов; и Т-118, капитан-лейтенант С.М. Купцов), конвоем командовал командир бригады траления Северного флота капитан 1 ранга А.З. Шмелёв, шедший на Т-118.
Из Молотовска конвой БД-5 (Белое море–Диксон) вышел утром или днём 8 августа, 11 августа через пролив Югорский Шар вышел в Карское море и лёг на курс к о. Белому.
12 августа 1944 г. в 1957 немецкая подводная лодка U-365 (командир – капитан-лейтенант Х. Ведемейер) в 60 милях к западу от о.Белого (73°22' сш, 66°35' вд) атаковала конвой БД-5, повредив сначала транспорт «Марина Раскова», а затем утопив флагманский тральщик Т-118 (отказались сойти с корабли и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов).

Справка.
Подводная лодка U-365 (Тип VII-C) заказана 21 января 1941 г.; заложена 21 апреля 1942 г., «Фленсбургер Шиффсбау», Flensburger Schiffsbau- Ges, FlensburgФленсбург), спущена на воду 9.03.43 г., вступила в строй 8.06.43 г.. Сначала находилась в составе 5-й учебной флотилии, введена в боевой состав 29 февраля 1944 г. До 8 июня 1944 г. – в составе боевой 9-й флотилии (Брест, Франция), переведена в 13-ю флотилию (Берген, Тронхейм, Норвегия) 9 июня 1944 г. (Блэйр, 2001; Бишоп, 2008; http://www.uboat.net). Первый командир (10 плаваний, 145 дней) – обер-лейтенант, затем (с 1.11.1943 г.) капитан-лейтенант цур зее Хеймар Ведемейер (Heimar Wedemeyer род. 22 сентября 1906 г. в Марбурге, на флоте с 1934 г., умер 13 ноября 1998 г.). Торпедировал суда конвоя БД-5 в ходе своего седьмого плавания (5–25 августа 1944 г.), уйдя в море из Хаммерфеста и вернувшись туда.
С 18 ноября 1944 г. лодкой командовал Дитер Тоденхаген (Diether Todenhagen род. 22 июля 1920 г. в Ганновере, на флоте с 1937 г., с 1 апреля 1942 г. – обер- лейтенант цур зее). 13 декабря 1944 г. потоплена глубинными бомбами самолётов «Суордфиш» с британского эскортного авианосца «Кампэния» юго-восточнее о. Ян-Майен в Норвежском море. Погибло 50 человек (весь экипаж) (Курушин, 2004, с.362).
Всего лодка совершила 11 боевых походов, 4 судна потопила, 1 повредила.

Спуском кунгасов с «Марины Расковой» руководили пассажир Михаил Петрович Макаровский и работник полярной станции Карпов. Женщин и детей эвакуировали на Т-114, вставший неподалеку на якорь, мужчин – на Т-116, крейсировавший в нескольких кабельтовых.
Поначалу командование конвоя решило, что корабли попали на минное поле, и не предприняло никаких мер противолодочной обороны. Суда оставались без движения и тем самым облегчили лодке прицеливание. Атака производилась неизвестными советским морякам торпедами нового типа – бесшумными и бесследными акустическими торпедами класса Т-5. После первой атаки подлодка легла на грунт для перезарядки торпедных аппаратов, одновременно с отсутствием активности, подтверждая версию командира конвоя о минном поле.
Через четыре с лишним часа, когда спасательные работы завершались, новым залпом был потоплен Т-114 вместе со всем экипажем и перевезёнными туда ранее женщинами и детьми (всего около 200 человек), спаслись немногие (среди погибших – краснофлотец Семён Рудской). Перед командиром Т-116, который принял на борт 186 человек, встала труднейшая проблема, что делать – уходить, спасая людей, или вступать в бой, подвергая их опасности. В.А. Бабанов решил передать людей на берег в становище Хабарово у восточного входа в Югорский шар, а затем вернуться для поисков людей, остававшихся в море (около 150 человек) и борьбы с противником. Ему удалось благополучно дойти до Хабарова, но там тральщик задержали до выяснения обстоятельств. Пока не прилетел с Новой Земли командующий БВФ вице-адмирал С.Г. Кучеров, корабль не мог выйти в море.
Подводная лодка новым залпом потопила покинутый людьми транспорт «Марина Раскова», прошла мимо шлюпок и ушла в надводном положении догонять ушедший Т-116. Но он имел небольшое преимущество во времени, и лодка его, к счастью, не обнаружила. После этого в море осталось более 150 человек, разместившихся на трёх шлюпках-вельботах (одна с Т-116, 26 человек, старший – старшина 1-й статьи М.Х. Булатов; вторая тоже с него, 6 человек, командный состав «Марины Расковой», капитан В.А. Демидов; в третьей с Т-114, 2 военных моряка), кунгасе (86 человек, старший – старший техник-лейтенант инженерной службы М.П. Макаровский) и моторном катере с Т-114 (29 человек, в т.ч. 5 женщин, старший – капитан-лейтенант З.С. Рашев). На кунгасе находились: инженер Малинин, капитан Воеводин, моряк Бакланов, научный работник Кухарёв, медсестра А. Галстухова, Мамедов, завхоз Корельский (Капралов, 1974). На вельботе находились: моряки с Т-116 – старшины Н.И. Алексеев, А.И. Пожинский, Е.Митрофанов, краснофлотцы Б. Демьяненко, М. Шандыбин, И. Назаренко; 3-й штурман «Марины Расковой» И.Д. Вондрухов и 3-й механик Ф.А. Родионов; 17 пассажиров с транспорта – 11 мужчин (в т.ч. Желдыбин), 5 девушек (в т.ч. Н.В. Морозова, К. Кузнецова и подросток). 16 августа умерло три человека.
Поиски людей из конвоя БД-5 продолжались больше двух недель, в них приняли участие лётчики КВМБ на «Каталинах» (С.М. Рубан, С.В. Сокол, В.А. Гуричев, Е.Е. Федуков), Новоземельской ВМБ (В.Н. Евдокимов, Беликов, Хотулев) а также самолёты Управления полярной авиации (УПА) ГУСМП на МБР-2 (М.И. Козлов, И.И. Черевичный).

Справка.
Новоземельская ВМБ (НВМБ) создана 18.08.1942 г. приказом НК ВМФ № 00301 «О сформировании Новоземельской ВМБ». Ей передан 54-й смешанный авиаполк в составе эскадрильи МБР-2 (10 самолётов), эскадрильи истребителей И-15 и отдельного отряда из шести полученных из США по ленд-лизу бомбардировщиков A20G «Бостон» с дислокацией их на аэродромах Рогачёва, Амдермы и Нарьян-Мара (Щедролосев, 2006).

16–17 августа лётчики НВМБ Евдокимов и Беликов сняли в проливе Малыгина 29 человек с катера З.С. Рашева. 18 августа М.И. Козлов доставил на Диксон 25 человек с вельбота М.Х. Булатова, к которым присоединились два моряка, поначалу плывших вдвоём (во время гибели Т-114 они были в море). На следующий день лётчик С.В. Сокол с большим трудом снял с кунгаса двоих. Он снял бы и больше, но эти двое, одним из которых был завхоз Корельский, перевернули резиновый клипер-бот, который быстро унесло ветром, и ослабевшие люди не могли добраться в волну до самолёта. Лётчик сбросил (или передал) на кунгас анкерок с пресной водой и немного еды и взлетел.
Следующие несколько дней стояли густые туманы, нелётная погода, штормило, и только 23 августа М.И. Козлов в сильный шторм сумел сесть у кунгаса и принять на борт своего самолёта оставшихся в живых 14 человек. Между самолётом и кунгасом был протянут трос, механик Н.П. Камирный и штурман Леонов на клиперботе перевозили людей по двое на самолёт, самостоятельно двигаться они не могли. Кунгас был наполовину затоплен. Когда все живые были переправлены на самолёт, трос обрезали.
Взлететь при волне высотой три метра на перегруженной машине было невозможно, и командир самолёта принял решение идти к проливу Малыгина, недоступному для подводных лодок. Через 12 часов хода против волны самолёт М.И. Козлова встретил (в 7 часов утра 24 августа) наведённый самолётом Е.Е. Федукова тральщик Т-906, который принял спасённых на борт. К этому времени ещё один человек (Мамедов) умер.

Справка.
Т-906 (бортовой номер 60, поэтому иногда называется Т-60) – до 20 сентября 1941 г. рыболовный траулер РТ-410 «Пеликан» Севгосрыбтреста Народного комиссариата рыбной промышленности (НКРП). Заложен в начале 1931 г., спущен на воду в октябре, вступил в строй в марте 1932 г. 13 августа 1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 1 сентября 1941 г. включён в состав судов СФ. Водоизмещение 1255 тонн, длина 54,8 м, ширина 9 м, осадка 4,6 м. Мощность паровой машины 475 л.с., скорость 10 узлов, дальность плавания 3600 миль, экипаж 43 человека. Вооружён двумя 45-мм пушками и двумя пулемётами калибра 7,62 мм. Снаряжен тралом МТШ и двумя тралами МЗТ (Широкорад, с.496).

Поиски с участием кораблей и самолётов продолжались до 3 сентября, но больше никого найти не удалось. Осталась неизвестной судьба шлюпки капитана В.А. Демидова. Таким образом, из 636 человек, находившихся на борту потопленных судов, удалось спасти 259 человек (186 человек – на Т-116, 73 человека – самолётами). Погибло 377 человек, в том числе 107 женщин и все дети.
Это была крупнейшая военная катастрофа в Арктике…
В конце августа к о. Белому прибило баркас с телами погибших (около 30 человек), они были похоронены в братской могиле на северо-западной оконечности острова, и над ней был поставлен деревянный памятник, впоследствии уничтоженный волнами.

ХРОНОЛОГИЯ КОНВОЯ БД-5
(составлено по всем перечисленным в списке литературы источникам)


8.08.1944, 10.00 – вышел в море конвой (Т–116).
Днём – авария с котлами или паропроводом на «Марине Расковой», ликвидирована через 8 часов.
11.08.1944, 16.10 – конвой БД-5 вышел в Карское море Югорским шаром, а не рекомендованными Карскими воротами.
12.08. 1944, 19.00 – конвой лёг на курс к о. Белому.
19.57 – первая торпеда попала в транспорт «Марина Раскова» между 2 и 3 трюмами с правого борта, начался спуск спасательных средств.
20.04 – в 2 кабельтовых от транспорта торпедирован Т-118.
20.25 – Т-114 стал на якорь и начал принимать людей со шлюпок.
20.31 – Т-118 затонул.
Вечером – 6 человек с Т-118 доставлено на «Марину Раскову», 2 из них умерли, на Т-114 доставлено 29 моряков с Т-118, в т.ч. командиры конвоя и Т-118. Т-114 принял на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей. Мужчин эвакуировали на Т-116.
23.00 – катер с Т-116 с Д.С. Ивановым на борту доставил на тральщик первую группу людей с «Марины Расковой».
К 24.00 – усилился северо-восточный ветер, заштормило.
13.08.1944, 0.15 – катер с Т-116, который вёл к нему кунгас с 90 пассажирами (на катере было 6 пасс.), заметил подлодку под перископом, и капитан-лейтенант Белоусов приказал обрубить буксир и направился к своему кораблю сообщить командиру об этом.
0.45 – Торпедирован Т-114.
0.49 – Т-114 затонул со всем экипажем и перевезёнными на него пассажирами «Марины Расковой», спаслось только 26 человек.
1.00 – Т-116, который принял на борт 150 пассажиров с транспорта и 36 моряков с потопленных тральщиков, взял курс на Хабарово, катер Белоусова догнал его, экипаж и пассажиры катера подняты на тральщик на ходу. На воде осталось около 150 человек: в кунгасе 86, в катере с Т-114 – 24 военмора (в т.ч. командир И.О. Панасюк) и 5 женщин; в вельботе с Т-116 – 7 моряков с Т-116, 2 – с «Марины Расковой», 17 пассажиров, всего 26; в вельботе с Т-114 – 2 военмора (затем присоединились к группе Булатова, где три человека умерло); в вельботе с Т-116 – 6 чел.
1.30-(153 или 215) – двумя торпедами добит и затонул транспорт. Командир Т-116 отправил донесение командующему БВФ.
Вскоре – подводная лодка в надводном положении ушла вдогонку за тральщиком Т-116, предварительно пройдя среди шлюпок с людьми.
6.30 – с Диксона на поиски людей вылетела «Каталина» № 3 (Е.Е. Федуков), но вернулась по погоде.
13.08 – на Т-116 получена радиограмма командующего БВФ С.Г. Кучерова с приказанием оставаться и вести противолодочную борьбу, если «Марина Раскова» и тральщики ещё на плаву, и уходить, если они затонули.
14.08 – из Усть-Кары вылетел Н-275 М.И. Козлова, вернулся по погоде.
22.00 или 2357 – Т-116 пришёл в Хабарово.
14.08.1944 – С.Г. Кучеров перелетел с Новой Земли в Хабарово для выяснения обстоятельств, послал на поиски малый охотник № 501 (командир – капитан-лейтенант Мартемьянов), не имевший радиолокатора. Совершено три поисковых самолёто-вылета, в том числе с Новой Земли два раза вылетал лётчик Хотулев, безрезультатно. В море – шторм.
18.00 – Кучеров прибыл на борт Т-116 и начал расследование, продолжавшееся всю ночь.
15.08.1944 – восемь безрезультатных самолёто-вылетов, в том числе гидросамолёта С.В. Сокола («Каталина» № 11) и М.И. Козлова.
14.00 – Т-116 ушёл в район катастрофы, но никого не обнаружил, шторм стих.
Вечер – Катер с Т-114 (капитан-лейтенант З.С. Рашев) достиг пролива Малыгина. На кунгасе умер мальчик.
16.08.1944, 4.30 – Козлов вылетел на поиски из Усть-Кары.
16.08.1944 – с Диксона вылетел Е.Е. Федуков. 18 людей оставалась в катере Рашева, а 11 высадилось на побережье полуострова Ямал в поисках ненцев. Козлов вылетел из Усть-Кары ещё раз. «Каталина» Новоземельской ВМБ № 20 (В.Н. Евдокимов, штурман В.Я. Андреев) сняла с катера Рашева людей и привезла их в Белушью губу (5 женщин и 13 мужчин, в т.ч. командира Т-114 И.О. Панасюка), группе на Ямале сброшены продукты и одежда.
17.08.1944 – «Каталина» из Белушьей губы (лейтенант Беликов) вывезла 11 человек, высадившихся на Ямале. Из Хабарова на Диксон вышли Т-117, БО-203 и БО-210, имея на борту 122 человека спасённых и комиссию штаба БВФ, прошли через район катастрофы, нашли пустые шлюпки, спасательный плот.
Утро – вельбот Булатова встретил вельбот с Т-114 с двумя моряками. Люди пересели в их вельбот, лучший, с парусом.
21.00 – на поиски вылетел М.И. Козлов.
18.08.1944, 4.07-5.00 – Козлов нашёл гребной вельбот М.Х. Булатова с 25 пассажирами, которых вывез на Диксон (10 находились в тяжёлом состоянии).
9.00 – посадка Козлова в Диксоне.
18.08.1944 – Е.Е. Федуков с Диксона и В.Н. Евдокимов с Новой Земли ничего не обнаружили.
Вечер – на кунгасе умерло к этому времени 25 человек.
19.08.1944, 13.30-13.44 – С. Сокол (Карская ВМБ) на «Каталине» обнаружил кунгас с 35–37 людьми (оставленный 13.08. катером Белоусова), снял двоих, затем сбросил им продовольствие и воду, но большая часть сброшенного погибла – у людей не было сил их достать из воды.
19.08.1944 – М.И. Козлов, С.М. Рубан с Диксона, В.Н. Евдокимов с Новой Земли никого не обнаружили.
20.08.1944, 6.00-18.00 – М.И. Козлов и ещё три самолёта никого не обнаружили, из Хабарова вышел Т-906.
21.08.1944 – М.И. Козлов летал 10 часов при очень плохой погоде, ничего не обнаружил.
22.08.1944 – поиски были невозможны из-за погоды.
23.08.1944, 0.55 – М.И. Козлов вылетел на поиски.
8.15 – М.И. Козлов обнаружил кунгас с людьми в 45 милях к северо- западу от о.Белый и начал барражировать над ним, наводя суда.
15.10 – командир Карской ВМБ отказался послать самолёт на смену М.И. Козлову.
17.15-17.35 – М.И. Козлов сел в море на волну высотой 3 м рядом с кунгасом и экипаж начал с помощью клипербота перевозить людей на самолёт.
18.50 – закончена перевозка людей, 14 живых поднято на борт, в кунгасе оставлено 20–25 трупов, умерших до этого хоронили в море.
19.15 – лишённый возможности взлететь, М.И. Козлов начал руление к о. Белому.
24.08. 1944, 3.00 – вышел из строя один из двигателей самолёта.
7.00-7.30 – тральщик Т-906 подошёл к самолёту Козлова, найдя его с помощью Е.Е. Федукова, отбуксировал его в пролив Малыгина.
9.00 – Т-906 принял на борт 13 живых (в т.ч. медсестру Галстухову) и тело умершего Мамедова.
12.45 – Т-906 пришёл на Диксон.
24.08.1944 – МО-501 кунгаса не нашёл. Козлов перелетел на Диксон и сел на последних каплях бензина.
25.08.1944 – тральщики Т-114 и Т-118 исключены из состава флота.
26.08.1944 – Т-116 пришёл на Диксон.
25-29.08.1944 – ещё 4 самолёто-вылета, в том числе Н-339 И.И. Черевичного, никого более не обнаружено.
Конец августа 1944 – у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас с трупами людей, останки преданы земле.
3.09.1944 – командующий БВФ вице-адмирал Ю.А. Пантелеев приказал поиски людей прекратить.
3.10.1944 – приказ Наркомата МФ № 428с об исключении «Марины Расковой» из состава транспортных судов Наркомфлота СССР

Фёдор РОМАНЕНКО


продолжение следует

Пред.След.