Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Полярные конвои (Публикации в периодической печати)

  1. САЛЯЕВ Рашид. А среди волн укрыться было негде. © "Мурманский вестник" от 14.01.2010
  2. ЛЕДОВСКАЯ Александра. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 09.09.2009
  3. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. «Как хочется, чтобы скорее кончилась война» © "Полярная правда" от 02.07.2009
  4. ДОМОРОЩЕНОВ Сергей. В морских конвоях. © "Полярная правда" от 28.08.2008
  5. ШУЛИНИН Сергей. Трагедия в Карском море © "Полярная правда" от 31.07.2008 и 07.08.2008
  6. ШУЛИНИН Сергей. Карская экспедиция-2009. © Журнал "Ямальский меридиан", № 11, 2008 год, стр. 47-52.
  7. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2009 год, стр. 58-61.
  8. ШУЛИНИН Сергей. Конвой памяти. © Журнал "Ямальский меридиан", № 7, 2008 год, стр. 42-45.
  9. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность. © Журнал "Ямальский меридиан", № 8, 2009 год, стр. 44-47.
  10. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (продолжение). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 9, 2009 год, стр. 40-43.
  11. РОМАНЕНКО Федор. Ушедшие в вечность (окончание). © Журнал "Ямальский меридиан",№ 10, 2009 год, стр. 48-50.
  12. ШУЛИНИН Сергей. "Такое желание жить!" © Журнал "Ямальский меридиан", № 1, 2010 год, стр. 62-67
  13. СТРУГАЦКИЙ Владимир. Один полет Матвея Ильича © "Смена", №№ 05.04.10, 12.04.10


Просьба помещать здесь публикации по теме из периодической печати.

Трагедия в Карском море

Она произошла 65 лет назад. О ней стало известно Верховному Главнокомандующему Сталину.

Нам, архангельским девчонкам военной поры, нравились молодые советские моряки - сильные, мужественные, красивые в своих бушлатах, бескозырках с надписями на лентах. Даже в тяжелое время войны мы с подругой Клавой Коробковой не только успевали после работы ходить в кино, театр, на концерты, танцплощадки в клубе третьего лесозавода, но и активно участвовать в общественной жизни молодежи. А еще мы любили гулять по набережной Северной Двины и смотреть на заграничные и советские корабли и суда, которые во время войны часто приходили в наш город.

В декабре 1943 года мы с Клавой познакомились в кинотеатре «Эдисон» с двумя нашими моряками. Это были два друга - Вася Ледовский и Коля Корякин. После кино мы долго гуляли, разговорились. Оказалось, они оба с одного корабля - тральщика ТЩ-116, служат акустиками, знают, что такое полярный конвой, у них своя рубка, в которой масса акустических приборов, благодаря которым они разбираются в подводных шумах, шорохах - для определения скорости, направления подлодок. Мы узнали еще, что тральщик - это корабль, задача которого - установка своих и обезвреживание вражеских мин.

Зачем в Америку?

Вступление Советского Союза в войну внесло существенные коррективы в использование Северного морского пути. Помимо задач по снабжению арктических строек, полярных станций и пунктов ГУЛАГа возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, доставки грузов из США и Канады.

В начале войны в Карском море велись незначительные оборонительные мероприятия, единственным вооруженным пунктом был порт Диксон. Суда транспортные и ледоколы были оснащены вооружением слабо.

Общие цели союзников по антигитлеровской коалиции позволили государствам выработать единую стратегию экономической взаимопомощи. В основе ее лежал американский закон о ленд-лизе, идея которого заключалась в том, что каждая из стран-союзниц вкладывала в общее дело что могла, а брала из «пула» (резервуара) то, что было ей нужно.

В соответствии с ленд-лизовской программой строились в США тральщики. Строились бесплатно, но с условием: оставшиеся после боевых действий должны быть возвращены Штатам. Членами экипажа одного из тральщиков стали Николай (Николай Павлович) Корякин и Василий (Василий Васильевич) Ледовский. Они вместе с другими моряками прибыли в Сиэтл - сначала поездом до Владивостока, а потом океаном. Почти полгода советские моряки изучали устройство корабля, механизмы и приборы по своим специальностям. Им читали лекции по конвойной службе, их обучали на тренажерах и так далее.

Эти корабли имели на вооружении современные противолодочные комплексы: гидроакустическую станцию, которая могла обнаруживать подводную лодку не только по шуму работающих винтов, но и по отраженному от корпуса подводной лодки звуковому сигналу; 24-ствольную бомбометную установку и так далее. Таких комплексов в то время на нашем флоте не было. Тральщики имели также радиолокационные станции, надежные средства ближней и дальней связи. Обладая высокой мореходностью и большой дальностью плавания, имея различные виды оружия, корабли были способны решать в море не только задачи борьбы с минной опасностью, но и успешно бороться с подлодками и самолетами противника.

Советские моряки пробыли в США до мая 1943 года; в городах, где строили тральщики, наши моряки вели себя достойно; население Флориды относилось к советским людям доброжелательно, особенно женщины, которые всячески старались познакомиться, спрашивали, есть ли у них дети, какого возраста, и бескорыстно предлагали детскую одежду.

К февралю 1944 года построенные десять кораблей (ТЩ-111 - ТЩ-120) прибыли в состав Северного флота.

Моряки плакали и рыдали

В августе 1944 года в Карском море погиб конвой БД-5 (Белое море - Диксон № 5). Тогда немецкой подлодкой U-365, впервые применившей бесследные самонаводящиеся электроторпеды, был потоплен транспортный пароход «Марина Раскова», на борту которого находилось больше 350 человек, и два тральщика - Т-114 и Т-118. Уцелел ТЩ-116, на котором нес службу мой муж Василий Ледовский. Именно этот тральщик некоторое время спасал погибших, но был вынужден покинуть место трагедии, - иначе и он мог погибнуть. То тяжелое решение принял командир тральщика капитан-лейтенант В. А. Бабанов. Часть людей погибли в момент торпедирования, а многие - в последующие дни, когда пытались на спасательных судах достичь берега. Без пищи и воды десятки людей умерли в холодном штормовом море.

Моряки ТЩ-116 тяжело переживали самую страшную трагедию в Карском море во время Великой Отечественной. Она рассматривались на специальной комиссии, итоги ее работы были доложены (как мне говорил мой муж) Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину, который оправдал действия Бабанова.

Друзья моего мужа каждый раз плакали, некоторые из них рыдали, вспоминая о пережитом. А Васю моего обнимали, целовали, хвалили, благодарили за четкую службу.

Подводная опасность в Карском море продолжала оставаться серьезной. Моряки рассказывали, что страстно желали отомстить врагу.

В ходе поиска в районе острова Мока тральщик ТЩ-116 обнаружил фашистскую подводную лодку в надводном положении; она спешно погрузилась, но гидроакустики (Николай Корякин и Василий Ледовский) установили с ней так называемую акустическую связь. После нескольких часов преследований меткий залп реактивного миномета накрыл фашистскую субмарину. Тральщику помогали самолет «Каталина» и БО-206 («Большой охотник»).

В период с 10 по 14 сентября водолазы аварийного спасательного отряда Карской Военно-морской базы обследовали потопленную лодку. Это оказалась V-362, в ее корпусе было обнаружено множество пробоин и трещин. Кроме всего прочего, удалось узнать секрет акустической торпеды.

Экипаж тральщика был награжден орденами и медалями, в том числе получили их акустики Н. Корякин и В. Ледовский.

В характеристике на моего мужа написано командиром тральщика В.А. Бабановым, что В.В. Ледовский за время службы на ТЩ-116 в должности командира отделения акустиков показал себя дисциплинированным, грамотным, в совершенстве знающим свою специальность, требовательным к себе и подчиненным моряком.

В.В. Ледовский принимал непосредственное участие в потоплении трех немецких подводных лодок. Получил ряд государственных наград и благодарностей от командования.

ТЩ-116 еще весь 1946 год проводил траление северных морей. Уволился в запас Вася Ледовский 5 декабря 1946 года.

В мирное время В.В. Ледовский сначала работал в Архангельске на швейной фабрике механиком. Затем командиром отделения пожарных команд. Потом долго болел: сказались на здоровье стрессы, полученные в морских боях.

Александра ЛЕДОВСКАЯ. Ветеран Великой Отечественной войны.
09/09/2009

Пред.След.