Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет

 0.jpg
Атомный ледокол "Ленин". 20 лет // Мурманское книжное издательство, 1980
Библиотека Ивана Паролова: http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4871

Над книгой работали:
    Б. М. Соколов, Ю. И. Казачков, В. С. Маслов, В, А. Мизгирев, В. Ф. Пирогов, 3. А. Вибах.
    Фото — В. Г. Кондратьев, Г. П. Погорелое, Е. А. Халдей
    Художник А. А. Куприянов
    Редактор А. Б. Тимофеев. Художественный редактор В. С. Жарков. Технический редактор А. Ф. Сергеев. Корректор 3. М. Лазько


Атомный ледокол "Ленин". 20 лет. Часть III


 41.jpg
 42.jpg
 43.jpg
 44.jpg
 45.jpg
 46.jpg
 47.jpg
 48.jpg
 49.jpg
 50.jpg
 51.jpg
 52.jpg
 53.jpg
 54.jpg
 55.jpg
 56.jpg
 57.jpg
 58.jpg
 59.jpg
 60.jpg
 61.jpg
26 мая 1971 года атомный ледокол «Ленин» вновь покинул Мурманск и совершил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний по тому времени высокоширотный переход до Певека. Ледоколы прошли севернее Новой Земли, оставили к югу Северную Землю и Новосибирские острова, спустились к мысу Шелагскому и, взломав припай Чаунской губы, 22 июня бросили якоря в Певеке. Главная задача - в минимальный срок провести ледокол «Владивосток» в Восточный район Арктики - была выполнена.

Оперативное руководство плаванием осуществляли подвижные штабы Запада и Востока с приданными им научными группами. Переходами самых трудных участков в районе Северной Земли руководил с самолета капитан-наставник Е. В. Акивис.

Благодаря устойчивой и надежной работе новой атомной установки на протяжении всего периода гребные двигатели могли развивать полную мощность. Высокоширотное плавание еще раз подтвердило высокие мобильные качества ледокола.

Закончив работу на востоке, «Ленин» 13 июля направился обратно в Западный район, впервые в истории мореплавания вскрыл пролив Вилькицкого с востока и 23 июля, т.е. к началу нормальной навигации в Западном районе, был уже у Диксона.

Подводя итоги навигации 1971 года, капитан отметил хорошую работу большинства членов экипажа. Среди отличившихся - старшие инженеры-операторы И. А. Андрианов, В. Г. Ханларов, помощник старшего вахтенного механика Ю. К. Степанов, мастера АППУ М. В. Зенков и Ф. Ф. Асхадуллин, механик А. В. Плоский, старший техник-дезактиватор Н. Т. Шмелев, штурманы Е. А. Вавилов, 3. А. Вибах, радиооператоры В. П. Кузнецов, К. В. Маслов, В. Т. Серегин, электромеханики А. К. Сукач, К. К. Хомченко, мастер-электрик Г. К. Галь, электрики И. С. Белый, Н. П. Бурмистров, А. В. Попов, В. А. Соколов, машинисты В. М. Карпухин, Л. А. Лешков и многие другие.

* * *


Знаменательное событие в жизни атомохода «Ленин» и всего экипажа произошло 10 апреля 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях» атомоход «Ленин» был награжден высшей наградой Родины - орденом Ленина.

По этому случаю на ледоколе состоялся митинг. На нем выступили первый помощник капитана В. А. Гудков, начальник Мурманского морского пароходства В. А. Игнатюк, капитан-дублер В. К. Кочетков, мастер АППУ В. А. Мантула, главный инженер-механик И. К. Мочешников. В этот же знаменательный, радостный для экипажа «Ленина» день была получена телеграмма:

    «Мурманск пароходство Игнатюку Данилову капитану ледокола «Ленин» Соколову = Дирекция партком местком и коллектив Института атомной энергии им. И. В. Курчатова сердечно поздравляют экипаж атомного ледокола «Ленин» Мурманское пароходство с высокой правительственной наградой атомного ледокола «Ленин», заслуженной самоотверженным трудом в суровой Арктике, мы гордимся вашими успехами и восхищены вашей способностью решать важные народнохозяйственные задачи в сложных условиях. Желаем дальнейших успехов на благо нашей Отчизны.

    А. П. Александров, А. И. Васин, Н. С. Хлопкин, В. М. Балебанов, А. Г. Рощин».

Успешная работа первенца атомного флота вызывала постоянный неослабевающий интерес как в пашей стране, так и за рубежом.

В Ленинграде, в Мурманске и во всех арктических поселках, куда ходил ледокол, на судне побывали сотни экскурсий, а также сотни моряков с судов, проводимых или стоящих по соседству.

Активисты судового общества «Знание» читают лекции о ледоколе, проводят множество бесед как у себя на борту, так и на берегу - в различных городах Советского Союза.

На ледоколе побывало много писателей - в том числе такие, как Константин Симонов, Аркадий Первенцев, Михаил Стельмах, Виктор Конецкий, причем некоторые из писателей посещали ледокол неоднократно, выходили в море и оставались на нем на долгие арктические рейсы. Так, например, несколько раз был в рейсах чехословацкий писатель Станислав Бартл, автор книги «Атом и льды»; написал книгу о ледоколе Иван Ковалкин, также неоднократно выходивший в Арктику.

В 1964 году на борту атомохода «Ленин» в Арктику из Мурманска ушли двадцать корреспондентов, в том числе двенадцать иностранных: Шандор Пирити (Венгерское телеграфное агентство), Бронислав Майтчак (Польское агентство печати), Ришард Бадовский (Рабочее агентство Польши), Тайтельбаум (журнал «Нойче Берлинер Иллюстрирте», ГДР), Милико Шундич (Радиовещание СФРЮ, Югославия), Аарре Найонен (газета «Консул уутисет», Финляндия), Туре Эриксон («Нью даг», Швеция), Питер Темпест («Дейли уоркер», Англия), Бхагат Вате (Агентство Пресс Траст оф Индиа, Индия), Георгиас Бейкос («Авги», Греция), Теодор Шабад («Нью-Йорк тайме», США), Роберт Бриген («Лайф», США), - и восемь советских, представляющих практически всю центральную прессу СССР: В. Головачев («Правда»), В. Кондратьев («Известия»), В. Чертков («Труд»), П. Барышев (АПН), М. Альперт (АПН), Г. Величко (телевидение), А. Сериков («Огонек»), В. Богачев (ТАСС).

Необходимо сказать про одну замечательную особенность наших советских представителей всех средств информации. Они не только смотрели и писали, но вместе с экипажем жили активной судовой жизнью. Вот один пример. В приказе капитана атомохода от 24 октября 1961 года объявлена благодарность как особо отличившимся при строительстве станции «СП-10» корреспонденту «Комсомольской правды» В. Кукушкину, корреспонденту «Известий» О. Строганову, корреспонденту ТАСС В. Дмитриеву, корреспонденту «Советской России» А. Тараданкину, а в приказе от 7 ноября 1961 года за помощь в организации на ледоколе праздничного вечера объявлена благодарность корреспонденту АПН Г. Макарову.

Экипаж «Ленина» благодарен представителям газет, радио, телевидения за доброе внимание, которое неизменно чувствовалось в течение двух прошедших десятилетий.

* * *


Активной общественной жизнью живет экипаж атомохода. В системе политического образования - в теоретических семинарах, в школах коммунистического, труда - занимаются все члены экипажа.

Целенаправленно ведется техническая учеба. Большое влияние на членов экипажа оказывает совет ветеранов-наставников, возглавляемый мастером АППУ Н. Т. Большаковым.

Командование ледокола и общественные организации держат под постоянным контролем заочную учебу моряков, ежегодно утверждая судовую комиссию содействия заочной учебе. Из числа наиболее теоретически подготовленных членов экипажа ежегодно утверждались и общественные консультанты, которые помогали учащимся в приобретении знаний. Для учащихся заочной школы моряков оборудован специальный класс. Активно работают судовые рационализаторы и изобретатели. Только из службы КИПиА за ценные предложения неоднократно поощрялись В. П. Иванов, А. А. Пантелеев, В. Л. Сушков, И. И. Чапля, О. М. Хованский, По данным БРИЗа, одной этой службой подано 139 рацпредложений.

Любовью и заботой окружена судовая библиотека, насчитывающая более 8000 книг. Заведует библиотекой на общественных началах служба радиационной безопасности. Поскольку в библиотеке немало старых и редких книг, судовым обществом книголюбов организован переплетный кружок, который следит за состоянием библиотеки. Общество книголюбов организует встречи с писателями, читательские конференции, книжные выставки. Так, последняя выставка была посвящена 50-летию Василия Макаровича Шукшина. На ней были собраны книги, газетные и журнальные публикации В. М. Шукшина, многочисленные критические работы о Шукшине-писателе, актере, режиссере и драматурге. В организации книжных выставок - большая заслуга заботливых хозяев библиотеки В. В. Ишина, О. С. Пиканорова, М. П. Филиппова, руководителей общества книголюбов Г. К. Галя, В. А. Коротича. На ледоколе постоянно работает кабинет политпросвещения.

Выходит стенная газета «Атомоход», в выпусках которой принимают участие А. А. Пушкин, М. В. Зенков, Ю. С. Бандалетов, В. Н. Розанов, в рейсах выходят, кроме того, радиогазета и «боевые листки».

Неизменный интерес вызывает фотогазета. В фотолетопись атомохода заметный вклад внесли Э. А. Филатов, М. С. Гурьян, В. Г. Кондратьев, Г. П. Погорелов.

Во время рейсов много внимания уделяется художественной самодеятельности и организации вечеров отдыха.

Как правило, товарищи, активно участвующие в общественной жизни, являются п активными производственниками.

В разное время по многим видам спорта, как общим, так и профессиональным, честь ледокола успешно отстаивали Ю. И. Смирнов, Ф. Ф. Асхадуллин, Г. Григорьев, В. В. Коропецкий, В. Г. Кондратьев, К. М. Николаев, А. А. Пушкин, В. М. Смирнов, Л. А. Лешков, Н. Чаплюк и другие. Радиооператор В. П. Лунин на всесоюзных соревнованиях радиоспециалистов-профессионалов показал лучшие результаты из всей команды Мурманской области, а его товарищ по работе и спорту К. В. Маслов во время несения вахты принял сигналы тревоги и координаты терпящего бедствие самолета настолько слабые, что их не смогла принять ни одна из станций, находившихся ближе к месту бедствия, чем атомоход «Ленин». В результате люди с упавшего самолета были спасены. В. П. Лунину и К. В. Маслову за высокое профессиональное мастерство капитаном ледокола объявлена благодарность.

Особо следует сказать о шефской работе, которую с первых лет существования ледокола ведет экипаж.

Вот уже пятнадцать лет крепкая морская дружба объединяет экипаж ледокола с подшефной школой-интернатом № 100 г. Львова - интернатом для слепых детей. Экипаж и школа отчитываются друг перед другом о своей работе, ребята шлют отчеты-записи о линейках и сборах. Надо было видеть, каким счастьем для Львовских ребят были поездки на ледокол к шефам! В интернате вот уже пятнадцать лет идет соревнование за право поездки на ледокол, за право рапорта своим шефам. Тепло встречали дети у себя во Львове членов экипажа мастера-электрика А. Пушкина и повара Т. Полторак. Командование ледокола и руководство интерната понимают: ничем нельзя заменить того, что дает детям дружба с моряками. Не может не вызвать глубокого уважения труд, педагогическое мастерство преподавателя интерната С. М. Либкинда и пионервожатой Олеси Кутня, которая сама окончила этот интернат и вот уже много лет работает с ребятами.

Шефские связи поддерживаются со многими школами Советского Союза.

Не прерывается воспитательная работа среди членов экипажа, она каждодневно велась и ведется под руководством партийной организации и ее секретарей Г. В. Шленова, В. С. Лазарева, В. Г. Лазарева, Н. С. Лисицина, В. А. Гудкова, Ю. И. Казачкова, комсомольской организации, которую в разное время возглавляли А. Зюганов, С. Лукиных, А. Лобовский, Ю. Афанасьев, Р. Рашитов, профсоюзной организации и председателей ее судового комитета В. Д. Перушкина, В. Ф. Борзых, И. В. Голубушкина, А. А. Перелыгина.

Всю эту важную работу возглавляли первые помощники капитанов. Ими на атомоходе становились люди, наиболее для этого подготовленные, имеющие глубокую разностороннюю под: готовку, большой жизненный опыт. Длительное время всю партийную работу на ледоколе возглавлял первый помощник капитана Василий Александрович Гудков, позже избранный секретарем парткома Мурманского морского пароходства.

Постоянно проводилась и ведется работа, направленная на закрепление опытных кадров.

Максимальная требовательность и максимальная внимательность к людям - вот те принципы, которые определяют психологический климат на ледоколе «Ленин» и позволяют добиваться высоких производственных ре­зультатов.

* * *


Очень серьезным шагом на пути к расширению сроков арктической навигации, на этот раз в сторону более раннего ее открытия, был рейс, вошедший в историю арктических плаваний как Первый Ямальский экспериментальный. В конце марта 1976 года атомоход «Ленин» шел в Арктику совместно с дизель-электроходом «Павел Пономарев». Рейс был труден: достаточно сказать, что последние 14 миль к месту выгрузки «Павла Пономарева» атомоход пробивался почти четверо суток. Задание было выполнено - 4000 тонн необходимого для газодобытчиков груза было доставлено и выгружено на берег через ледовый припай.

Успешное завершение экспериментального рейса доказало возможность регулярного снабжения газодобытчиков Ямала морским путем.

В 1977 году на полуостров Ямал в зимнее время было доставлено уже тридцать шесть тысяч тонн груза, а в 1978 году - семьдесят две тысячи тонн. С завершением рейса как с серьезной победой сердечно поздравил ато-моходцев президент Академии наук СССР А. П. Александров. Большой группе моряков были объявлены благодарности по ледоколу, многие получили грамоты Мурманского морского пароходства, Министерства морского флота.

Среди поощренных - второй помощник капитана С. С. Смирнов, инженер-электрорадионавигатор В. П. Кузнецов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1976 года группа моряков атомного ледокола «Ленин» была удостоена высоких правительственных наград. В числе награжденных: В. А. Мизгирев - орденом Ленина, Б. М. Соколов - орденом Октябрьской Революции, А. Н. Баранов, 3. А. Вибах - орденом Трудового Красного Знамени, А. В. Агарков, А. А. Котов и А. И. Обыденных - орденом Трудовой Славы III степени. И. С. Белый, А. Я. Бречалов, Н. Н. Савицкий, В. В. Ишин, А. Д. Краев, А. В. Шимко и другие награждены медалями.

* * *


Итак, в 1976 году навигация длилась 11 месяцев. А последний рейс атомохода «Ленин» в Арктику продолжался без перерыва 13 месяцев - 390 суток!

От трех месяцев до круглогодичной!...

Вспомним, что говорил атомоходцам директор Адмиралтейского завода Б. Е. Клопотов.

Сегодня атомоходцы отвечают ему: - Задача, поставленная славными кораблестроителями, выполнена, сезонные границы в Арктике стерты. Спасибо, дорогие товарищи судостроители, за прекрасный корабль!

* * *


Атомный ледокол «Ленин» - это кузница кадров для атомоходов. Здесь начинали свою трудовую биографию не только капитаны, главные и старшие механики «Арктики» и «Сибири» - здесь получило трудовую закалку подавляющее большинство специалистов атомного ледокольного флота. И экипаж ордена Ленина атомного ледокола «Ленин» гордится их успехами как своими собственными.

Да, первенцу атомного судостроения исполнилось двадцать. За кормой - более 350 тысяч миль; проведено во льдах Арктики около двух тысяч транспортных судов. Срок службы в двадцать лет - довольно серьезный трудовой стаж для любого обычного судна. Для атомного же ледокола, работающего в сложнейших условиях, - это вполне почтенный возраст.

Однако ледокол - в строю, и вместе с другими ледоколами он еще немало поработает на благо нашей Родины.

Пред.След.