Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет

 0.jpg
Атомный ледокол "Ленин". 20 лет // Мурманское книжное издательство, 1980
Библиотека Ивана Паролова: http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4871

Над книгой работали:
    Б. М. Соколов, Ю. И. Казачков, В. С. Маслов, В, А. Мизгирев, В. Ф. Пирогов, 3. А. Вибах.
    Фото — В. Г. Кондратьев, Г. П. Погорелое, Е. А. Халдей
    Художник А. А. Куприянов
    Редактор А. Б. Тимофеев. Художественный редактор В. С. Жарков. Технический редактор А. Ф. Сергеев. Корректор 3. М. Лазько


Атомный ледокол "Ленин". 20 лет. Часть I

 01.jpg
 02.jpg
 03.jpg
 04.jpg
 05.jpg
 06.jpg
 07.jpg
 08.jpg
 09.jpg
 10.jpg
 11.jpg
 12.jpg
 13.jpg
 14.jpg
 15.jpg
 16.jpg
 17.jpg
 18.jpg
 19.jpg
УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
от 10 апреля 1974 года
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН» МУРМАНСКОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА
за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов
и использование атомной энергии в мирных целях
НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ЛЕНИНА



Атомному ледоколу «Ленин» - двадцать лет...

Официальная дата его рождения - 3 декабря 1959 года. В этот день закончились ходовые испытания и правительственной комиссией был подписан акт о приемке ледокола от завода в опытную эксплуатацию.

Заложен ледокол 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, 5 декабря 1957 года спущен па воду, 15 сентября 1959 года он вышел на ходовые испытания в Финский залив.

У колыбели первого в мире атомного ледокола стояли известные конструкторы и ученые нашей страны: главный конструктор В. И. Неганов, ведущие конструкторы Б. Я. Гнесин, А. Н. Василевский, А. И. Брандаус, конструкторы Л. П. Калинин, Р. Ю. Фреймам, Н. Л. Агафонов; создатели первой судовой атомной установки И. И. Африкантов, Е. Н. Черномордик, А. М. Шаматов, В. И. Ширяев и другие.

Научное руководство осуществлял выдающийся ученый академик А. П. Александров, ныне президент Академии наук СССР-В создании атомного ледокола, которому было присвоено имя основателя Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленина, участвовало около пятисот коллективов нашей страны: конструкторские бюро, научные учреждения, промышленные предприятия, организации. Краматорский металлургический завод поставил профильный прокат, Южнотрубный завод Днепропетровской области - нержавеющие трубы. Из труб Первоуральском завода смонтировано большинство систем ледокола. Харьковский электромеханический завод изготовил генераторы для главных и вспомогательных турбин и много другого оборудования. Самая разнообразная продукция для ледокола пришла с горьковских и московских предприятий. Одесса прислала холодильные установки, Николаев - якоря и якорные цепи. Но самый большой вклад в строительство ледокола внесли ленинградцы: на Кировском заводе были созданы мощные паровые турбины, на «Электросиле» - гребные электродвигатели, на Балтийском заводе-вспомогательные котлы и много типов различной судовой арматуры и теплообменных аппаратов.

На строительстве ледокола отличились плазовые бригадиры Н. Л. Орлов, Г. П. Кашинов, А. И. Мансиянов, А. П. Рыбаков, А. В. Васильев, Е. Н. Михайленков, П. Ф. Байков, А. А. Медведев; газорезчики Л. А. Макаров, Л. Б. Макаров, А. К. Павлов; правщики П. И. Абрамов, С. В. Васильев, A. Ф. Воробьев; монтажники Н. И. Озеров, А. Н. Лобанов, М. Ф. Арсеньев, В. К. Марков, М. А. Смирнов,

B. А. Ширяев; сборщики В. Г. Архипов, М. Л. Колосов, Б. П. Лобов; бригады маляров А. В. Митрофановой, А. И. Бариновой, В. И. Филимоновой; бригада судосборщиков Т. Т. Андреева; рабочие механосборочного цеха И. П. Жарков, Ф. 3. Васильев, Н. И. Беляев, Л. В. Никитин, М. Н. Медведев. За строительство ледокола 446 адмиралтейцев удостоены правительственных наград, а завод награжден высшей наградой Родины-орденом Ленина. Главному конструктору предприятия, проектировавшему ледокол, В. И. Неганову и лучшему слесарю Адмиралтейского завода П. С. Арцибасову присвоено высокое звание Героев Социалистического Труда.

В официальном сообщении правительственной комиссии, опубликованном в «Правде», говорилось: «В результате проведенных всесторонних испытаний правительственная комиссия установила, что атомный ледокол «Ленин» обладает высокими ходовыми качествами, которые в сочетании с хорошо управляемой и надежно работающей атомной энергетической установкой обеспечивают ледоколу высокие маневренные качества, необходимые для выполнения ледокольных работ при проводке судов в Арктике. Технические характеристики ледокола полностью соответствуют утвержденному проекту. Установленная биологическая защита на ледоколе обеспечивает полную радиационную безопасность личного состава при всех режимах работы атомной установки.

Проведенные испытания подтвердили, что средства очистки воздуха, сбора и хранения воды на ледоколе исключают возможность загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды. На ледоколе «Ленин» созданы все необходимые условия личному составу для длительного пребывания в суровых условиях Арктики.

Безотказность действия механизмов, приборов и всех средств управления кораблем и его атомной установкой, а также высокая степень непотопляемости обеспечивают надежность и безопасность плавания ледокола. Атомный ледокол передан морскому флоту для использования его в условиях Арктики».

Итак, 3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» вступил в строй.

Энергетическая установка его включала в себя три реактора водоводяного типа, парогенераторы, паро-вые турбины, электрогенераторы и гребные электродвигатели. Мощность АЭУ 44 тыс. л. с. распределялась на три гребных электродвигателя (в соотношении 1:2:1), которые вращали три гребных винта. Вся эта могучая техника заключалась в стальном корпусе повышенной прочности, длина которого 134 м, ширина 27,6 м.

* * *


История экипажа, как и история ледокола, началась задолго до подъема флага. Мурманское морское пароходство (ММП), которому ледокол передавался для эксплуатации, приступило к подбору и комплектации экипажа еще в 1957 году. На «Ленин» направлялись лучшие представители флота, а также молодые выпускники высших инженерных морских училищ. Кандидаты в экипаж ехали в Ленинград на Адмиралтейский завод и поступали в группу наблюдения за постройкой ледокола, в которую входили опытные инженеры-корабелы и моряки: М. Я. Роговой, К. К. Долгополов, М. И. Чухманенко, А. А. Ждан-Пуш-кин, С. И. Ухищ М. И. Бардин, капитан ледокола П. А. Пономарев. Возглавлял группу наблюдения инженер А. Н. Стефанович.

Выпускники высших инженерных морских училищ В. А. Мизгирев, М. Я. Семин, В. И. Соколов, В. М. Смирнов, А. П. Шубин, Ю. К. Степанов с большим энтузиазмом взялись за освоение совершенно нового для морских специалистов оборудования. Большую помощь в освоении новой техники оказали им уже имевшие опыт работы на реакторах В. В. Каратеев, С. И. Дождиков, Н. Р. Гурко, Р. Л. Тимошенко.

К 15 сентября 1959 года, т.е. к началу ходовых испытаний, экипаж был укомплектован и насчитывал 210 человек, которые в период строительства и швартовных испытаний АЭУ и ледокола были подготовлены к работе.

Ледокол с необычной энергетической установкой потребовал для своего обслуживания целый ряд новых профессий, не встречавшихся до сих пор на морском транспорте. На «Ленине» появились специалисты: инженер-оператор атомной установки, инженер службы КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики), инженер-дозиметрист, инженер-химик-радиофизик, техник-дезактиватор и другие.

Весь экипаж распределялся на пять основных служб: палубную, атомно-механическую, электромеханическую, службу КИПиА и службу РБ (радиационной безопасности). Медицинское обслуживание экипажа осуществляли два врача и клинический лаборант.

Велико было доверие, оказанное партией и народом, и велика была ответственность моряков Мурманского морского пароходства, в чьи руки передавался атомный ледокол для дальнейшей эксплуатации. Сама атмосфера того времени и обстановка в пароходстве были такими, что назначение на атомный ледокол рассматривалось как самое почетное.

Из разных уголков нашей страны ежедневно приходили десятки писем с просьбой зачислить в экипаж. Большое внимание подбору и комплектованию команды ледокола уделяли начальник ММП И. Д. Данилкин, егозаместитель по кадрам В. И. Тихонов, работники отдела кадров Э. С. Вересоцкий, А. М. Епифанов.

В состав первого экипажа входили 66 человек в возрасте до 25 лет, 63 человека-от 25 до 30 лет, 26 -от 30 до 35 лет и 24 человека старше 35 лет.

Возглавил экипаж известный полярный капитан П. А. Пономарев, отдавший морскому флоту около 50 лет своей жизни.

* * *


Закончив ходовые испытания в Финском заливе, «Ленин» 29 апреля 1960 года в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел на север, в порт приписки Мурманск.

6 мая 1960 года атомный ледокол «Ленин» встречали трудящиеся Мурманска. На причалах морского торгового порта состоялся торжественный митинг. Ледокол посетили делегации от предприятий и организаций, на его борту побывали партийные и советские работники города и области.

29 мая «Ленин» вышел в Карское море на ледовые испытания. Закончив их в июне, ледокол вернулся в порт, высадил членов экспедиции, пополнил запасы продовольствия и вновь вышел в Арктику. Началась работа на трассе Северного морского пути, в проливе Вилькицкого.

Первая навигация продолжалась до 24 октября. За три месяца и десять дней ледокол прошел 10 008 миль, из которых 7327 - в тяжелых ледовых условиях, провел 92 транспортных судна. Период испытаний ледокола, переход его вокруг Скандинавии с Балтики в Мурманск, а также его первая арктическая навигация 1960 года были для экипажа периодом становления. Экипаж сплачивался, набирался опыта и в скором времени способен был решать сложные задачи безаварийной эксплуатации уникальной техники, выполнять проводку транспортных судов по трассе Северного морского пути в сложных ледовых усло­виях.

Рядом с молодыми моряками трудились опытные специалисты механики А. В. Неупокоев, Г. В. Гаршин, Г. Я. Орешкин, А. А. Гудимов, К. В. Ильин, М. П. Помазкин, М. М. Лукин, электромеханики С. А. Черняк, И. А. Домахин, В. В. Грозин, Ю. И. Шестопалов, главный инженер АППУ Н. Р. Гурко. Много сил вложили люди в освоение новой техники.

* * *


Во время второй арктической навигации перед экипажем была поставлена одна из наиболее сложных в его биографии задач. Во-первых, требовалось пробиться в район тяжелых льдов в Чукотское море и доставить на паковую льдину экспедиционный груз, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» и высадить на нее коллектив зимовщиков (до этого их на станции «СП» доставляли самолетами). Во-вторых, ледоколу было поручено расставить вдоль кромки многолетних льдов шестнадцать дрейфующих автоматических радиометеостанций - ДАРМСов.

Перед выходом в этот ответственный рейс на ледокол прибыла экспедиция: коллектив полярников будущей станции «СП-10», строители и корреспонденты различных газет.

Ледокол вышел из Мурманска 29 сентября 1961 года.

По пути в море Лаптевых с ледокольного парохода «Леваневский» и дизель-электрохода «Ангаргэс» было принято 510 тони экспедиционного груза. Льдину (толщина ее оказалась от 4 до 14 метров, диаметр - около шести с половиной миль) для станции отыскал экипаж самолета Ил-14, пилотируемый Героем Советского Союза В. И. Масленниковым. Самолет сел на эту льдину и подавал «Ленину» сигналы как приводной радиомаяк. На подходе к ней ледоколу пришлось пробиваться сквозь мощный паковый лед.

Большую практическую помощь ледоколу оказал базировавшийся на его борту вертолет Ка-15 (командир И. И. Гуринов).14 октября началась выгрузка экспедиционного груза на льдину (75° 30' с. ш., 177° 07' в. д.), а к 17 октября, ко дню открытия XXII съезда КПСС, выгрузка и строительство лагеря и ледового аэродрома были, в основном, закончены: смонтированы жилые домики, радиостанция, приготовлена к действию научная аппаратура. Все эти работы велись при участии экипажа ледокола.

Над лагерем был торжественно поднят флаг нашей Родины, на Большую землю - в Ленинград в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт - передана первая радиограмма начальника «СП-10» Н. А. Корнилова.

25 октября моряки распрощались с коллективом «СП-10», пожелали ему благополучного дрейфа и зимовки, и ледокол отправился вдоль кромки многолетних льдов выполнять вторую часть задания - расставлять ДАРМСы...

В условиях полярной ночи, пройдя севернее Новосибирских островов, ледокол поднялся за восьмидесятую параллель и 12 ноября на восточных подходах к мысу Арктическому выставил самую северную ДАРМС.

С хорошим настроением экипаж возвращался домой.

16 ноября ледокол прошел пролив Вилькицкого, 19 ноября - Диксон, а 22 ноября возвратился в Мурманск.

Рейс 1961 года показал, что ледокольный флот имеет реальную возможность приступить к расширению сроков арктической навигации. В следующем, 1962 году «Ленин» вышел из Мурманска в Арктику в необычно ранний по тем временам срок - 5 июня, а 12 июня совместно с ледоколом «Ленинград» он приступил к вскрытию припая в Енисейском заливе.

15 июня семидесятидвухмильный канал от моря до выхода на чистую енисейскую воду был пробит; 27 июня первые четыре лесовоза уже пришли в Игарку и встали под погрузку.

Закончившаяся 5 ноября арктическая навигация 1962 года продолжалась для ледокола ровно пять меся­цев.

Пред.След.