Рейс проходит спокойно. Экипаж в дополнение к вахтам занят профилактикой механизмов систем и устройств. Проводим спортивные мероприятия. Судовая, размеренная вахтами и распорядком жизнь оставляет любому моряку совсем немного личных, свободных минут. И мало кто в длительных рейсах ведёт жизньзатворника. Сами по себе обязательно складываются дружеские компании из нескольких, объединенных общими интересами моряков. И у меня есть такие, приятные мне, люди...
Третий штурман Мухин — простой, любящий шутки человек. Электромеханик Бугаков, дублёр капитана Баринов, боцман Гопало. В экипаже вообще много специалистов высокого класса, в свободное время они ещё и умельцы.
Вот матрос моей вахты Бодров — мастер на все руки, и всякую работу делает неторопливо, основательно, качественна. Или Алёша Берник — хороший матрос, в антарктический рейс согласился пойти камбузником, моет посуду, убирает, приносит поварам из кладовых и рефкамер продукты — и не пищит: работа — это работа. А увлечение у него — инкрустация.
У помполита группка — два механика и судовой врач. Эти слишком хорошо знают свои права, а ещё лучше — чужие обязанности. Поэтому большие любители критиковать. Узнав, что после Фримантла мы пойдём не домой, а к зажатой льдами «Оби», крайне этим недовольны. Но начальство ругают сугубо между собой и выше диспетчеров пароходства на всякий случай не поднимаются.
11 мая в 07.00 местного времени пришли на рейд Фримантла. От «Новолазоревской» до Фримантла переход 4200 миль. В 8.30 приняли лоцмана и к 9.00 ошвартовались у причала.
Приход нашего судна в Фримантл вызвал большой интерес у жителей города и, конечно, у прессы. Интерес связан ещё и с тем, что у нас обычное судно, не ледокол, должно теперь, зимой, уходить в Антарктиду, где в этот период ещё ни разу не работало ни одно судно. Но здесь уже известно, что д/э «Обь» зажат льдами, и представители прессы, и обычные посетители буквально осаждают наш «На-варин».
Между тем мы пополняли запасы бункера, закупали свежие продукты для «Оби» и для экспедиции. Наконец за сутки до отхода получили распоряжение начальника Гидрометслужбы Е. И. Толстико-ва об отправке из Фримантла на Родину 14 полярников. Ещё с ними отправляем нашего четвёртого электромеханика. Уезжает и американец Грэг Вэйн. Доброго всем им пути.
Утром 15 мая отошли от причала Фримантла. Генеральный курс к «Оби». А не тут-то было! Прошли 125 миль и развернулись обратно во Фримантл: Толстиков прислал радиограмму-распоряжение — нам закупить во Фримантле 60 тонн авиакеросина и ожидать присылки самолётом из Москвы цепи Галля. Цепь эта нужна для ремонта вертолёта Ми-8, имеющегося на «Оби».
Итак, развернулись и к 8 утра следующих суток пришли на рейд Фримантла.
Пресса приезжает на катерах и буквально штурмует «Наварин». Интересует всех причина нашего возвращения. Домыслы в газетах печатают самые разные. Например, в одной газете крупными буквами на первой странице заголовок: «Русские забыли купить бензин!». Ниже мелко: «Поэтому вернулись во Фримантл». Керосин на следующий день нам доставили. Дополнительные закупки овощей для зимовщиков мы сделали и погрузили. А цепи из Москвы всё нет. Эта цепь напоминает велосипедную и, конечно, нужна. Но нас она приковала к Фримантлу, похоже, надолго.
Вот уже на исходе неделя, как стоит наше судно в порту. Все это деньги, и деньги немалые. И какая поразительная безответственность — идти на край света, не имея в достаточном количестве запасных деталей для ремонта. Вероятно, цена доставки этой цепи уже больше, чем стоила бы такая же цепь, будь она из чистого золота или платины. А местные власти в недоумении: почему стоим? Хотя внимание прессы к нам остыло, но причина нашей стоянки так и осталась загадкой для всех живущих в Австралии, включая кенгуру.24 мая в полдень цепь Галля наконец-то доставлена. Снялись с якоря, снова курс в район дрейфа «Оби». Потеряно почти 9 суток.
30 мая в 14.00 в координатах 60°44' ю 151° 11' в. Подошли к кромке льдов. От Фримантла по чистой воде пройдено 2430 миль. Вошли в лёд. Теперь задача в том, чтобы подойти к «Оби» на расстояние, доступное вертолёту и самолёту Ан-2, найти ледяное поле, которое можно использовать как посадочную полосу для самолёта, и с помощью этой авиации забрать с «Оби» людей, возвращающихся домой.