Страница 12 из 12

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе.

СообщениеДобавлено: 30 Октябрь 2009 18:43
Иван Кукушкин
Колесников В. Д. Записки о южном рейсе. Мурманск: Кн. изд-во, 2003. — 64 с: ил. ISBN 5-85510-279-3
scan: porollo http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4857
OCR: polarpost.ru

Предлагаемая книга написана в жанре дневника. Автор — капитан даль­него плавания, работник Мурманского морского пароходства.
В основу сюжета положены подлинные события 1973 года, происходив­шие в период 18-й антарктической экспедиции по освобождению из ледово­го плена дизель-электрохода «Обь». Участником этого легендарного рейса был автор книги.
Книга будет интересна широкому кругу читателей.
Оглавление:
  1. От автора
  2. Совсем простое начало
  3. Антарктика. Знакомства и сюрпризы
  4. Есть остров среди океана
  5. 6000 миль до магазина
  6. Март, апрель, май — это осень
  7. Загадка для кенгуру
  8. Зимой в Антарктике яснее, кто is who
  9. Мы выведем вас на чистую воду
  10. Сделал дело, можешь уходить
  11. Эпилог

Эпилог

СообщениеДобавлено: 30 Октябрь 2009 19:12
Иван Кукушкин

Со времени того памятного рейса минуло почти тридцать лет. Многие из прекрасного экипажа д/э «Наварин» ушли на пен­сию. Иных уже нет в живых. Умер и наш замечательный по­лярный капитан Юрий Константинович Карлов. Многих моряков «Наварина» я вспоминаю теперь с искренним уважением к их муже­ству, стойкости и ответственному трудолюбию. И мне до сих пор досадно, что великолепная работа этих людей, столь ярко проявив­шаяся в условиях того плавания, так и не была отмечена по достоин­ству. Это не только моё личное мнение. Вот несколько отзывов, со­хранившихся в моём архиве.

    «...ясно, что Советская антарктическая экспедиция не смогла бы продолжить эффективную работу на полярных станциях, если бы не помощь моряков д/э "Нава­рин". Экипаж выполнил важнейшие работы по снабжению зимовок на станциях "Молодёжная", "Мирный" и "Новолазаревская". Вся работа выполнена добротно, хорошо. Особые, чрезвычайные обстоятельства — ледовый плен д/э "Обь" застави­ли д/э "Наварин" задержаться в Антарктиде. Понятно, это нарушило вам, дорогие моряки, ваши жизненные планы. Но не помешало с честью выполнить добавочную, очень трудную, очень опасную работу. Большое вам спасибо, дорогие товарищи».

    П. Н. Сенько, начальник 18-й Советской антарктической экспедиции.

    «Д/э "Наварин" второй раз участвовал в антарктической экспедиции. В восем­надцатой экспедиции кораблю и его команде пришлось проделать особенно боль­шую работу. Почти на все Советские антарктические станции корабль доставил всё необходимое для жизни, быта и научных исследований. После этого "Наварин" дол­жен был возвращаться на Родину, но д/э "Обь" был зажат льдами в районе станции "Ленинградская", и тогда "Наварин" при помощи авиации приступил к эвакуации людей, оборудования и груза с д/э "Обь", а также со станций "Ленинградская", "Мир­ный" и "Молодёжная".
    В период Антарктической зимы 1973 года в тяжелой ледовой обстановке, при низкой температуре, частых штормах и краткого светлого времени эта операция была выполнена. Людей и грузы доставили на Родину.
    Желаю личному составу д/э "Наварин" крепкого здоровья, большого счастья, успеха в плаваниях».

    П. П. Москаленко, заслуженный пилот СССР, командир авиа­отряда 18-й Советской антарктической экспедиции.

    «С удовольствием отмечаю, что д/э "Наварин", его капитан и команда внесли выдающийся вклад в историю современных исследований Антарктики. Я понимаю, что для многих членов команды это вынужденное зимнее плавание внесло сбой в личные планы. Но хотел бы подчеркнуть, что благодаря этому опыту впервые полу­чены ценные сведения о плавании во льдах Южного океана и теперь мы имеем воз­можность более реально планировать будущие научные работы в этом регионе и знаем как организовать помощь нашим полярникам зимой, если этого потребуют обстоятельства.
    Я проплавал на д/э "Наварин" месяц. Я полюбил этот корабль, оценил его дос­тоинства и. самое главное, приобрёл среди экипажа новых друзей, о которых буду вспоминать и гордиться знакомством и дружбой.
    Желаю капитану и его команде успехов, дружной, чёткой работы, счастья и сча­стливого плавания во всех водах Мирового океана».

    А. Ф. Трёшников, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии,
    директор ордена Ленина Арктического и Антарктического НИИ.

С 13 октября 1972 года по 14 сентября 1973 года д/э «Наварин» прошел 49 068 миль (90 874 километра). Весь рейс длился 324 суток. Из них: девяносто семь суток судно следовало во льдах Южного оке­ана, пройдя 5527 миль (10 326 километров). Впервые в мире в зимних условиях в активном антарктическом ледовом плавании было прой­дено 3094 мили (5730 километров).

В Мурманске членам экипажа был предоставлен отпуск. Из эки­пажа, бывшего в рейсе, остались три человека, которым отдел кад­ров не предоставил замены: главный механик, боцман Гопало и я.

Судно стало под погрузку на острове Шпицберген, где грузовые операции будут производиться силами и средствами экипажа. В чис­ле груза много тяжеловесов, при выгрузке которых на лебедках дол­жны стоять высококвалифицированные матросы. Весь состав эки­пажа новый. Среди матросов очень мало специалистов высокой ква­лификации. Не представляю, как мы будем выгружаться? Отдел кад­ров пароходства продолжает работать по принципу: укомплектовать экипаж количественно и вытолкнуть судно из порта, а там — дело ваше...

Что было — то было.


P.S. Капитан д/э «Наварин» Карлов Юрий Константинович скоропо­стижно скончался на судне 28 ноября 1975 года в возрасте 43 лет.