Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе.

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе. Мурманск: Кн. изд-во, 2003. — 64 с: ил. ISBN 5-85510-279-3
scan: porollo http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4857
OCR: polarpost.ru

Предлагаемая книга написана в жанре дневника. Автор — капитан даль­него плавания, работник Мурманского морского пароходства.
В основу сюжета положены подлинные события 1973 года, происходив­шие в период 18-й антарктической экспедиции по освобождению из ледово­го плена дизель-электрохода «Обь». Участником этого легендарного рейса был автор книги.
Книга будет интересна широкому кругу читателей.
Оглавление:
  1. От автора
  2. Совсем простое начало
  3. Антарктика. Знакомства и сюрпризы
  4. Есть остров среди океана
  5. 6000 миль до магазина
  6. Март, апрель, май — это осень
  7. Загадка для кенгуру
  8. Зимой в Антарктике яснее, кто is who
  9. Мы выведем вас на чистую воду
  10. Сделал дело, можешь уходить
  11. Эпилог

Зимой в антарктике яснее, кто is who


Мы можем двигаться только в короткое светлое время су­ток, когда хорошо просматривается ледовая обстановка. Но ледового поля, достаточного для выгрузки и сборки на нём вертолёта, нужного нам для ледовой разведки, пока не находим. А сегодня ночной ураган взломал и перетёр в мелкие льдины вообще все ледяные поля. И обстановка неустойчива: то сжатие, то разгоны, то взломы полей. И как ни странно, пока мы не встретили ни одного айсберга.

Рейсовая усталость экипажа, конечно же, сказывается всё силь­нее. И нужно учитывать это в ежедневной работе. Но почему-то пер­вый помощник в обеденный перерыв и после ужина ведёт активное обсуждение на тему как побыстрее вырваться из Антарктики домой и выдвигает по сему поводу «проекты». Для обсуждения им предла­гаются примерно такие варианты:

— Всем идти к капитану, требовать обращения к руководству, чтобы направили сюда вместо нас ледокол из Владивостока.

— Пусть на другом судне нам доставят замену из Мурманска.

— Пусть все напишут заявления, чтоб спецрейсом самолёта эки­паж заменили в Австралии. И к «Оби» не идти. Сами попали в плен, пусть сами и выбираются.

Для любого нормального моряка уровень таких разговоров ясен. И, к сожалению, могу констатировать, что за пятнадцать лет рабо­ты на судах я встретил лишь трёх первых помощников, которые со­ответствовали должности комиссара. Впечатление, словно на эту, очень важную, должность кто-то специально подбирает умственно ущербных людей.Наши моряки понимают, что от нас сейчас в значительной мере зависят судьбы людей из экипажа «Оби». Слушают первого помощ­ника с интересом, и не более. И многие сразу говорят, что вернутся только на «Наварине» — судне, на котором пришли в Антарктику. Но я вынужден был поговорить с капитаном о «задушевных бесе­дах» первого помощника. Юрий Константинович мне сказал: «Зна­ешь, в прошлую экспедицию он был другим, сейчас просто не узнаю его. Видно, рейс тогда был полегче и покороче, я и не распознал его до конца».

5 июня. Сегодня днём на моей вахте стал невольным свидетелем радиоразговора. Первый помощник капитана д/э «Обь» Виктор Алексеевич Ткачёв попросил меня пригласить для разговора нашего помполита. Ткачёв сказал коллеге, что врачи Медицинской акаде­мии, которые сейчас на «Оби», настоятельно советуют ему как мож­но скорее выехать на Родину для лечения. И он, Ткачёв, просит кол­легу поменяться с ним судами. Наш ответил таким категорическим вердиктом: «Каждый должен оставаться на своём судне. Мне нет дела до Вас и ваших проблем». Виктор Алексеевич извинился и на этом разговор прекратил.

Пословица гласит, чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Но это на суше. А в море нужен, пожалуй, всего один, но тя­желый, напряженный или изматывающе длительный рейс. И кто есть who — будет ясно.

Мы продолжаем утюжить льды в поисках пригодной для посад­ки самолёта льдины. Но лёд в движении: то сжатия, то растяжки. Во время сжатий он сдавливает судно, словно тисками, и даже наши че­тыре двигателя мощностью в 7200 лошадиных сил не справляются с этими объятиями.

7 июня. В 6.00 в координатах 64°29' ю. и 151°09' в. подошли к боль­шому массиву сильно торошенного, смёрзшегося льда. Слой снега над этим льдом толщиной до метра. Выбрали и обследовали сравни­тельно ровный участок. Врезались в него судном, но вертолёт вы­гружать не стали: при толщине льда около 50 см риск потерять верто­лёт слишком велик. На «Оби» есть такой же вертолёт, который они отремонтировали сами. И он базируется на корме, на вертолётной площадке. Договорились, что будем принимать их вертолёт и теперь на льду из брусьев и досок сооружаем для этого «посадочную пло­щадку».

На следующий день вертолёт доставил к нам первую группу лю­дей «Оби». Командир — опытный лётчик, человек большой воли и выдержки. Второй пилот, человек тоже в годах, сказал нашему вра­чу, что заболел и лететь обратно не может. По инструкции без вто­рого пилота вертолёт летать не должен. Но и оставлять вертолёт возле нашего борта на ночь опасно из-за пурги и возможных подвижек льда. Связались с начальником авиагруппы Москаленко, и он на­значил было вторым пилотом молодого парня из двух наших «нава-ринских» вертолётных экипажей. Но тот лететь на «Обь» отказался категорически.

Я хорошо помню разговор с этим молодым пилотом на переходе к Антарктике. Тогда настроение у него было приподнятое, лириче­ское, и говорил он красиво: о доверии, ему оказанном, о возможности проверить силы в небе Антарктики, оправдать, не ударить в грязь лицом и прочие слова. Но вот он — момент истины, когда требуется реальное дело, поступок. И сразу виден человек: в чём слаб и на что способен.

Позже и второй пилот с «Оби», сказавшийся нездоровым, объяс­нял, что в Антарктику шел посмотреть мир. Что в Москве у него молодая жена, и не было у него ни желания, ни резона рисковать, возвращаясь на «Обь», так как совсем не известно было, чем закон­чится её ледовый плен.

Но всё-таки нашёлся доброволец из наших пилотов, которого утвердил Москаленко. Вертолёт вылетел уже в темноте. Обе радио­вахты следили за перелётом. И мы были рады узнать, что посадка вертолёта на «Обь» прошла вполне благополучно.

Вплоть до 15 июня стояла неустойчивая и совсем нелётная пого­да. Но мы за это время всё-таки подготовили в сотне метров от судна посадочную полосу для самолёта Ан-2. А сегодня прилетел вертолёт с «Оби», чтобы по их просьбе взять у нас запас краски: старпом хо­чет покрасить судно перед приходом на Родину. Вертолёт краску погрузил и улетел. А через несколько минут наши радисты сообщи­ли, что вертолёт, находясь где-то в средине пути, стал терять высоту. И с этого момента все мы следили за переговорами, которые вёл ко­мандир вертолёта с «Обью». Потом командир принял решение: выб­росил краску. Вертолёт перестал терять высоту и вскоре благопо­лучно сел на «Обь».

Позже люди из экипажа «Оби» рассказали подробности. После вылета от нас, где-то на полпути забарахлил двигатель, вертолёт стал терять высоту. Командир принял решение разгрузить машину и выбросить груз. Вертолёт перестал падать, но началась метель. На судне включили всё наружное освещение и все прожекторы. Но ви­димость была почти нулевая. Всё-таки вертолёт вышел прямо на суд­но. Крылатая машина почти упала на посадочную площадку. Не­сколько минут из вертолёта никто не появлялся. Наконец дверь от­крылась. Вышел командир. Сказал: «Всё в порядке».

Антарктика ещё раз напомнила лётчикам, что условия работы здесь посложнее, чем в Арктике. Что нельзя расслабляться, ибо про­счёт может стоить слишком дорого.

На следующий день самолёт Ан-2 доставил к нам 18 членов эки­пажа д/э «Обь» и 37 зимовщиков, возвращающихся на Родину. Ког­да самолёт коснулся лыжами посадочной полосы, поперёк её вдруг стали расходиться трещины. Весь наш экипаж с замиранием сердца следил за происходящим. Но, Слава Богу, самолёт остановился бук­вально в метре от самой большой трещины. Находившиеся в само­лёте, конечно, видели ситуацию и, выйдя из самолёта, еще долго не могли прийти в себя. И даже не представляю, как чувствовал себя командир и его экипаж.

Всего к нам на судно доставлено 18 человек из команды «Оби» и 37 полярников из 17-й экспедиции.

С полудня 17 июня подошла океанская зыбь. Началась подвижка льдов. Все ледяные поля, насколько хватает глаз, взломаны. В это время в воздухе находился Ан-2 с пассажирами, которых должен был доставить к нам. Мы сообщили, чтобы он срочно возвращался, и снова возобновили поиски прочной льдины или айсберга, куда мож­но было бы посадить вертолёт. Нам нужно еще забрать с д/э «Обь» двух человек, в том числе начальника 18-й зимовки Сенько. И ещё есть грузы для станции «Молодёжная» и для Ленинграда. Мы ищем в светлое время суток. Погода плохая. Лёд взломан крупной зыбью. Настроение у всех не слишком-то боевое: люди, конечно, устали. А вот и вдохновляющий пример — первый помощник, главный меха­ник (секретарь парторганизации) и второй штурман подали капита­ну заявления с просьбой отправить их домой самолётом через Авст­ралию.

20 июня приняли последний вертолёт с «Оби». Там осталось 50 членов экипажа и 23 человека из 18-й экспедиции. В поисках льдины для посадки вертолёта мы прошли почти 400 миль. После полудня вертолет возвратился на «Обь», а мы двинулись навстречу научно-исследовательскому судну «Профессор Зубов», которое идёт из Ле­нинграда для приёма на борт и доставки в порт Фримантл части зи­мовщиков и некоторых членов нашего экипажа. Оттуда самолётом они отправятся на Родину.

На «Зубове» находится директор ААНИИ А. Ф. Трёшников. Он направлен от правительственной комиссии для координации даль­нейшей работы судов и руководства заменой состава Антарктических полярных станций. Трёшников теоретически рассчитал, что «Обь» течениями вынесет на кромку льдов в конце июля.

Наука — она, конечно, «могёт». Но есть и некая вероятность, что дрейф изменится в направлении большого скопления айсбергов, и последствия этого для «Оби» непредсказуемы.

Пред.След.