Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе.

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе. Мурманск: Кн. изд-во, 2003. — 64 с: ил. ISBN 5-85510-279-3
scan: porollo http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4857
OCR: polarpost.ru

Предлагаемая книга написана в жанре дневника. Автор — капитан даль­него плавания, работник Мурманского морского пароходства.
В основу сюжета положены подлинные события 1973 года, происходив­шие в период 18-й антарктической экспедиции по освобождению из ледово­го плена дизель-электрохода «Обь». Участником этого легендарного рейса был автор книги.
Книга будет интересна широкому кругу читателей.
Оглавление:
  1. От автора
  2. Совсем простое начало
  3. Антарктика. Знакомства и сюрпризы
  4. Есть остров среди океана
  5. 6000 миль до магазина
  6. Март, апрель, май — это осень
  7. Загадка для кенгуру
  8. Зимой в Антарктике яснее, кто is who
  9. Мы выведем вас на чистую воду
  10. Сделал дело, можешь уходить
  11. Эпилог

Мы выведем вас на чистую воду


Через двое суток мы вышли на чистую воду и легли в дрейф, а утром 26 июня к нам подошёл «Профессор Зубов», и оба суд­на пошли в лёд для грузовых операций, приёма продуктов и пересадки людей. В течение шести часов авральной работы перегру­зили продукты для антарктических станций, приняли более 90 тонн топлива и 65 тонн воды. Передали на «Зубов» 55 человек и повели судно на кромку льдов. 27 июня «Профессор Зубов» самостоятельно последовал в порт Фримантл, а мы взяли курс в направлении моря Дейвиса к «Мирному».

28 июня — важный день: в каюте капитана собран судовой совет (старший командный состав), решается вопрос о дальнейшей работе нашего судна в Антарктике. Предложено два варианта. Первый — следовать к полярным станциям «Мирный» и «Молодёжная» для снятия полярников 17-й экспедиции, которых должна была забрать «Обь». Второй вариант — освободить «Обь» из ледового плена, а затем совместно двумя судами провести операцию по снятию людей с полярных станций. После дискуссии приняли первый вариант. По­том наш неутомимый защитник — первый помощник поднял воп­рос о замене нашего экипажа. Его поддержал судовой врач, сказав, что в экипаже есть больные. Оказалось, что с простудой!.. А. Ф. Трёш­ников обратился к командирам с просьбой сделать всё возможное для выполнения поставленных задач и в данный момент выполнить главное — снять людей со станций «Мирный» и «Молодёжная» и обеспечить безопасность д/э «Обь». Тут-то и отличился помполит яркой речью: «Хватит призывать нас к долгу и чести, мы об этом уже наслышаны, и предостаточно!». Трёшникову пришлось ответить, что странно услышать такое от первого помощника капитана, тем более, что речь идёт не об отвлечённых понятиях, а о жизни людей — моряков и полярников.

Все остальные члены совета высказались за продолжение работы д/э «Наварин» в Антарктике без замены экипажа.

30 июня вышли к меридиану шельфового ледника Шеклтона и начали спускаться на юг. К этому времени командир авиаотряда Москаленко на самолёте Ил-14 выполнил ледовую разведку моря Дейвиса и нашел айсберг, пригодный для работы. Нам посоветовал Москаленко следовать к острову Победы, где можно провести опе­рацию по снятию людей со станции «Мирный».

К концу следующих суток, двигаясь в направлении этого остро­ва, мы в тяжелом десятибалльном льду прошли не более 60 миль. Мороз около 30 и весьма интенсивное ледообразавание. Оценив ус­ловия, решили следовать к западному шельфому леднику и попутно подыскивать льдину или айсберг для посадки вертолёта. Самолёт Ил-14 также ежедневно проводит ледовую разведку и поиск подхо­дящей льдины.

3 июля нашли айсберг, пригодный для посадки вертолёта, но от него до «Мирного» около 500 км. Это слишком далеко, поэтому Москаленко предложил с воздуха подыскать ещё айсберг, на кото­рый мог бы садиться Ил-14. И нашел на следующий день. Большой, столообразный, длиной 1200 и шириной около 1000 метров. Айсберг от нас в 60 км к востоку. После выгрузки и сборки и пробных полё­тов вертолёт, управляемый командиром Кошманом, улетел на этот айсберг готовить полосу для Ил-14. На вертолёте улетели несколько человек из нашего экипажа.

Взлётно-посадочную полосу приготовили к концу 5 июля. Утром 6-го начали эвакуацию людей. Подобная операция в условиях ан­тарктической зимы ещё никогда не проводилась кем-либо в мире. Поэтому опишу её подробнее.

Самолёт Ил-14 вылетал из «Мирного». Примерно за 30 минут до его подлёта к айсбергу наш вертолёт Ми-8 выполнял посадку на ай­сберг и давал самолёту радиопривод. После посадки самолёта его пассажиры перебирались в вертолет, а из вертолёта в самолёт пере­гружались продукты для зимовщиков «Мирного». Самолёт взлетал и уходил к «Мирному». Следом поднимался и летел к судну наш вертолёт. Полёты обеих машин выполнялись в светлое время и, ко­нечно, после радиообмена сообщениями: «Взлетел. На борту всё в порядке».

Только днём 7 июля закончили эту сложную операцию: приняли на борт 38 полярников и взяли в «Мирном» для них 700 кг продуктов.

От выхода из района дрейфа «Оби» до швартовки к айсбергу в море Дейвиса прошли по чистой воде окало 900 миль, а в тяжелых льдах почти 1200. Теперь курс в море Космонавтов: нужно закон­чить эвакуацию людей со станции «Молодёжная».

9 июля. В широте 58°40' ю. и долготе 82°56' в. вышли на кромку льда. Идём круглосуточно, но условия плавания отвратительные: встречный ветер ураганной силы, нулевая видимость и огромное количество айсбергов и их обломков вокруг. Постоянно работает локатор, и вахтенный помощник все четыре часа не отрывает глаз от экрана.

С 13 по 18 июля. Ледовая обстановка по-прежнему тяжелая. Про­должаем следовать на юго-запад к 47 градусу долготы. Пользуемся рекомендациями синоптиков станции «Молодёжная»: они получа­ют данные с американских спутников и от авиаразведки. На 65°52' ю. и 47°32' в. вошли в полосу дрейфующих льдов и начали поиск айс­берга или хорошей льдины, пригодной для выгрузки и сборки вер­толёта. В воздухе почти постоянно в светлое время суток работает авиаразведка: самолёт Ил-14. По этим данным, на обширном про­странстве море представляет собой огромное поле битого льда, слов­но вспаханное гигантским плугом. И ещё впечатление, что здесь из Антарктики исчезли все айсберги. Удивляюсь работоспособности авиагруппы Москаленко. Вот уже несколько суток всё светлое время они в воздухе: отыскивают подходящую для посадки льдину. А бли­жайший айсберг, пригодный для посадки вертолёта, только у мыса Танг, но лёд там непроходимый. За эти дни авиаторами и нами об­следован район между 50 и 32 градусами долготы.

19 июля в точке 65°30' ю. и 45°30' в. находится теперь научно-ис­следовательское судно «Профессор Зубов». Мы прекратили поиски и вышли навстречу для пересадки к нам полярников из «Мирного», приёма продовольствия, топлива и воды. Это и сделали. Приняли: 160 тонн топлива, 30 тонн воды и продовольствие. Затем продолжи­ли поиск льдины или айсберга.

22 июля. Восьмые сутки, как мы утюжим льды в районе станции «Молодёжная». И пока бесполезно. Погода отвратительная и ночью и днём. Пурга и ураганный ветер от норд-оста, давление ниже ра­зумного предела. На открытых палубах просто невозможно пока­заться. С полудня повернули к Северу, и погода стала чуть улучшать­ся. А с 2 часов 50 минут по московскому времени получили известие: «Обь» освободилась из ледового плена. Объявили об этом по судо­вой трансляции. Во всех каютах крики «Ура!». Пожалуй, сегодня са­мый радостный день за все восемь месяцев нашей работы в Антарк­тике. И ещё радостно за моряков «Оби», выдержавших битву с ледя­ной стихией и вышедших победителями. Блистательно оправдался прогноз А. Ф. Трёшникова, который за месяц предсказал, что «Обь» выйдет из ледового плена в конце июля. Мы послали капитану и эки­пажу «Оби» поздравительную радиограмму.

24 июля. Тяжелые, напряженные вахты изматывают штурман­ский состав. Особенно тяжело на ночных вахтах, когда судно дви­жется при свете прожекторов. Ночью в течение всей вахты штурман не отходит от радара. И днём ландшафт всё тот же — гигантское перепаханное ледовое поле, с которого убрали все айсберги и круп­ные, не изломанные льдины. Здесь лёд дрейфует на запад — юго-запад в район моря Космонавтов. А. Ф. Трёшников составляет для нас прогнозные карты и периодически пьёт валерьянку.

29 июля ночью на своей вахте по радиолокатору наконец-то об­наружил айсберг, подошел к нему и только после этого разбудил капитана. Айсберг оказался не слишком ровным, с озером и промо­иной с одного бока, но на другом есть ровная площадка, пригодная для посадки вертолёта. Капитан осмотрел всё сам и признал айсберг пригодным для выгрузки и базирования вертолёта.

Утром ошвартовались у айсберга и сразу же начали выгрузку: керосин, аппаратура ионосферной станции, контейнер с вертолет­ными лопастями и, наконец, вертолёт. Экипаж и вертолётчики пове­селели, и уже вечером вертолёт поднялся и после пробных полётов был признан готовым к работе.

2 августа. Вертолёт сделал три вылета на «Молодёжную». Доста­вил три тонны продовольствия, а обратными рейсами к нам — 31 человека из отзимовавших на «Молодёжной» полярников. Этих людей забрал «Профессор Зубов». А сегодня ночью началась силь­ная подвижка льда и сжатие. Нас сорвало с трёх ледовых якорей (вес каждого по 100 кг), которые забросило на нашу палубу. К счастью, всё произошло ночью, никто не пострадал. Удивительно, якоря за­бросило на палубу, а повреждений от их падения не было — ни гру­зу, ни судну. «Зубов» стоял в стороне. Мы отошли от айсберга, обко­лоли «Зубова» и легли в дрейф до утра. И счастье, что вчера из-за плохой погоды вылет вертолёта с «Молодёжной» не состоялся.

Осмотрели айсберг. Результаты неутешительные: швартовка к нему теперь невозможна из-за зыби и сплошного мелкобитого льда. Всё, что было выгружено на айсберг: керосин, контейнер, авиаиму­щество, ионосферная станция — смыто в море. Через айсберг пере­катываются крупные волны.

4 августа. Сегодня зыбь улеглась, и погода улучшилась до «по­лётного минимума». Мы подошли к айсбергу и ошвартовались. Ут­ром приняли вертолёт, сняли лопасти, погрузили вертолёт на борт и закрепили. Это последний полёт в этом рейсе. Пересадили одиннад­цать зимовщиков на «Зубов», передали продовольствие. Всего со станции вывезено 42 человека, доставлено на станцию четверо из нового состава зимовщиков. С полудня оба судна следуют на север­ную кромку дрейфующего льда.

5 августа. В 12.17 в широте 61°35' ю. и долготе 43°27' в. вышли на кромку льдов. Оба судна на чистой воде. Отсалютовали прощаль­ными гудками: мы — им, они — нам. Дальше «Профессор Зубов» последует самостоятельно.

Подвёл кое-какие итоги нашего южного плавания.

Всего во льдах Южного океана нами пройдено 5011 миль (9280 км).

Из них 2864 мили (5304 км) впервые в мировой практике пройде­ны в активном безледокольном зимнем плавании вне действия ка­ких-либо береговых систем навигационного обеспечения и обжитых районов побережья. Это мили большой нервной нагрузки и напря­женного труда, легших на судоводителей, механиков и экипаж д/э «Наварин» и, конечно, его капитана.

И не так уж страшны оказались айсберги, как их обломки, когда при волнении и ветре ночью они неразличимы локатору, а днём не видны от ураганного ветра, когда поверхность моря покрывается сплошной белёсой пеленой пены и брызг. Для судоводителей эти вах­ты — сотни часов непрерывного, напряженного внимания и готов­ности к маневру. И столкновений не было. Не было и отказов в ра­боте главных двигателей и вспомогательных механизмов или элект­роснабжения. В этом ежедневный упорный труд всей машинной команды. А куда б мы сгодились без уверенной радиосвязи, без боцмана и матросов палубной команды, без наших поваров, кам­бузников, дневальных. Все эти люди работали добросовестно. Чест­но работал весь экипаж.

На следующий день мы получили массу поздравительных и бла­годарственных радиограмм.

29 августа встали на короткую стоянку в порту Санта-Крус де Тенериф (Канарские острова).

11 сентября 1973 года ошвартовались у причала Ленинградского морского торгового порта.

Закончился самый длительный по активному безледокольному плаванию, продолжительный и тяжелый антарктический рейс. Эки­пажу выпали большие моральные и физические нагрузки, сложные грузовые операции, профилактические и текущие ремонтно-наладочные работы. Всё сделано вовремя. Экипаж нормально принял и вы­нужденную обстоятельствами тесноту, и перенаселённость судна (до 150 человек при норме 65), и длительность тяжелого полярного пла­вания. Антарктический рейс д/э «Наварин» завершён.

Нас встречали родные и близкие, представители прессы и телеви­дения, Арктического и Антарктического НИИ и нашего Мурман­ского пароходства в лице двух сотрудников отдела кадров. (Других лиц, «видимо», не нашлось.)

После долгой разлуки у всех радость свидания с дорогими людь­ми, с Родиной. Только у капитана теперь ещё и печальная встреча с родителями погибшего Валерия Карлова. И ещё предстоят беседы в транспортной прокуратуре.

К полудню 14 сентября д/э «Наварин» был предъявлен морской инспекции и портнадзору, выполнены необходимые контрольные проверки, включая водолазный осмотр. Повреждений обнаружено не было и соответствие классу Регистра подтверждено.

Пред.След.