Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе.

Колесников В. Д. Записки о южном рейсе. Мурманск: Кн. изд-во, 2003. — 64 с: ил. ISBN 5-85510-279-3
scan: porollo http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4857
OCR: polarpost.ru

Предлагаемая книга написана в жанре дневника. Автор — капитан даль­него плавания, работник Мурманского морского пароходства.
В основу сюжета положены подлинные события 1973 года, происходив­шие в период 18-й антарктической экспедиции по освобождению из ледово­го плена дизель-электрохода «Обь». Участником этого легендарного рейса был автор книги.
Книга будет интересна широкому кругу читателей.
Оглавление:
  1. От автора
  2. Совсем простое начало
  3. Антарктика. Знакомства и сюрпризы
  4. Есть остров среди океана
  5. 6000 миль до магазина
  6. Март, апрель, май — это осень
  7. Загадка для кенгуру
  8. Зимой в Антарктике яснее, кто is who
  9. Мы выведем вас на чистую воду
  10. Сделал дело, можешь уходить
  11. Эпилог

Совсем простое начало


Дизель-электроход «Наварин» — сухогруз типа «Амгуэма», во­доизмещением 9,4 тыс. тонн, класс корпуса — усиленный ледовый арктический, построенный на отечественных верфях в 1967 году и включенный в Мурманское морское пароходство, в самом начале октября 1972 года был передан в аренду Арктическо­му и Антарктическому научно-исследовательскому институту для участия в работах 18-й Советской антарктической экспедиции. При­няв в Архангельске более 700 тонн горюче-смазочных материалов, судно перешло в Мурманск для комплектации экипажа, бункеровки топливом, водой, продовольствием и уже к 28 октября пришло из Мурманска в Ленинград для приёмки антарктических грузов.

10 ноября 1972 года в 20 часов. «Наварин» медленно отходит от причала. Отданы и выбраны швартовные концы. С каждым оборотом винта растёт полоса воды между причалом и судном. На причале самые близкие люди — матери и отцы, жены и дети. Судно уходит в рейс на край света, в Южное полушарие Земли, в 18-ю Со­ветскую антарктическую экспедицию. И никто из экипажа не знает, что ждёт нас там, впереди. Мы уходим, оставляя дорогих нам людей, обрекая их на долгие месяцы одиночества. А какое оно, одиноче­ство, знают только жены и матери моряков. Но, может, и радость свиданий более всего известны и дороги только им и нам.

В составе судового экипажа 61 человек. Еще на борту 24 человека из экспедиционного состава. Каютных мест на всех не хватает, по­этому 8 полярников размещены в сборных геологических домиках, закреплённых на палубе. А ещё на борту 2455 тонн груза для антар­ктических станций, три вертолёта и «аннушка» — самолёт Ан-2.

В три часа ночи, закончив девиационные работы на Кронштадт­ских створах, расстались с родной землей. Следуем на выход из Бал­тийского моря.

Через трое суток в Северном море встретили перевёрнутое рыбо­ловецкое судно «Холст Нордиа». Людей на воде нет. Оповестили об этом береговые радиостанции. Теперь наш курс на Канарские острова.

22 ноября вышли из Лас-Пальмаса. Это последний порт захода на пути к неизвестной для меня и большинства экипажа Антарктике и загадочному, закованному в лёд континенту, — Антарктиде.

Только океан вокруг нас. И мы — горстка людей — вместе с суд­ном кажемся такими маленькими на поверхности огромного бассей­на. Жизнь наша после свидания с берегом входит в привычную ра­бочую колею. Меняются вахты, идёт осмотр и профилактика меха­низмов, систем и приборов. Готовятся механизмы для будущих грузовых операций.

Утром 3 декабря — экватор. Переход через нулевую широту — это всегда традиционно праздник моряков в честь бога морей Не­птуна. К празднику экипаж, экспедиция и авиаотряд готовились за­ранее: подыскивали «артистов» на роли Нептуна, Наяды, начальни­ка стражи, лекаря, виночерпия и морских чертей. Изучали сценарий, подправляли текст применительно к нашему судну, репетировали. И вот он — экватор!

Праздник Нептуна — зрелище красочное, запоминающееся на всю жизнь. Поперёк палубы — цепь, символизирующая экватор. По одну её сторону — Нептун со свитой, по другую — капитан и штурман. Нептун в короне, в забавном одеянии морского царя, с трезубцем в руке. Вокруг царя свита; черти разодеты и разукрашены, кто во что и на что хватило фантазии.

Сценарий праздника и тексты существуют разные: в стихах и в прозе. Первый — стихотворный — для антарктических рейсов написан ещё в 1956 году участниками второй экспедиции — курсантами ЛВИМУ им. С. О. Макарова. Этот текст и поныне «работает» на разных флотах и судах, его изменяют, но многое оставляют. Напри­мер, начало — традиционный грозный вопрос Нептуна:

    Что привело вас на экватор?
    Вы из каких идете стран?
    Механик кто? Кто навигатор?
    Пусть мне доложит капитан.
На это капитан отвечает, что судно мирное, российское держит курс на край света, что он, капитан, просит владыку морей пропус­тить судно и обеспечить хорошей погодой. Нептуну подносят чарку, дары и список «нехристей». Нептун задаёт вопросы:

    Это что за провокация?
    Что за выдумка кустарная:
    В океане — авиация?
    На экваторе — полярная?!
Но приняв дары и чарку, добреет, вручает капитану огромный дере­вянный ключ от экватора и отдаёт распоряжение страже и чертям:

    Некрещенных окрестить!..
    Судно к Югу пропустить.
Затем черти начинают «крещение» в бассейне тех, кто пересекает экватор впервые. Вскоре в бассейн попадают и все остальные. Зву­чит музыка. Возле бассейна бочка с мыльным раствором, рядом «од­ноглазый пират» со зверским выражением лица, с огромной дере­вянной «бритвой» в руке и малярной кистью — «помазком». Перед обрядом черти каждого подводят к этому «брадобрею». А после «кре­щения» Наяда подаёт ему кубок вина. Праздник заканчивается вру­чением грамот о пересечении экватора. Текст «Грамоты Нептуна» тоже традиционен.

В момент пересечения экватора судно даёт три продолжительных гудка.

Ну, вот мы и в Южном полушарии Земли, где многое наоборот: например, вместо зимы теперь лето. Идём в тропиках. Провели спар­такиаду. Вечерами под звёздами, прямо на палубе, смотрим фильмы.

Становится всё прохладнее, и вскоре: вот они — ревущие сороко­вые широты: здесь почти не бывает безветрия. Длинные океанские волны, ветер и альбатросы, низко парящие над судном. Размах кры­льев у этих птиц обычно превышает два метра, и впечатление, будто в полёте они только чуть шевелят концами перьев, как планер элеро­нами крыльев, меняя «угол атаки».

12 декабря пересекли 50-ю параллель и вошли в воды Антаркти­ки. Наши радисты приняли от станции «Молодёжная» первую карту ледовой обстановки, полученную через американский спутник. 15 декабря на широте 60° ю. и долготе 41° в. встретили дрейфующий лёд. На следующий день вошли в приматериковую зону дрейфующе­го льда. Теперь курс строго на юг.

Пред.След.