Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 303

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Задержка "Литке" в полярном районе.


Кроме намеченной Руководством Экспедиции попытки оказать содействие "Свердловску" и "Л.Шмидту" оказалось необходимым задержать ледокол "Ф.Литке" в полярных водах для вывоза максимально возможного количества больных пассажиров с парохода "Анадырь", которых предполагалось перебросить самолетом Н-4 с места зимовки "Анадыря" на мыс Дежнева. Руководство вывозом пассажиров Правительством было возложено на Начальника Экспедиции на "Челюскине" т.ШМИДТ О.Ю. На Руководство же нашей Экспедиции было возложено выделить судно и продовольствие для перебрасываемых пассажиров. Так как лесовозы и "Монгол" по своему состоянию и отсутствию помещений для приема людей являлись совершенно непригодными для этой цели, то решено было использовать "Литке" для этой цели, несмотря на его аварийное состояние.

30-го сентября "Литке" с помощью экипажей остальных судов закончил бункеровку, приняв на борт 600 тонн угля, большого запаса топлива взять было нельзя, т.к. трюм был залит водой, и к полуночи вышел к мысу Дежнев. Лесовозам же и "Монголу" было дано задание выгрузить 6-ти месячный запас продовольствия на 108 чел, что ими и было выполнено. Буксировка аварийного "Партизана" была поручена "Микояну". Всем судам было дано распоряжение, чтобы не обезугливать "Литке", взять топлива с расчетом достижения Петропавловска: "Урицкому" 250 тн., "Микояну" – 350 тн., "Партизану" – 50 тн. и "Монголу" – 100 тонн. Такое распоряжение было дано потому, чтобы оставшегося угля на берегу хватило "Литке" на переход до Петропавловска.

1-го октября ночью ветер, перейдя на норд-вест усилился до 8 баллов. Учитывая совершенную бесполезность при таком ветре входа в Полярное море для попытки достичь "Свердловска" и "Л.Шмидта" и имея регулярную радиосвязь с этими судами, решено было укрыться в заливе Лаврентия и выгрузить там на культ базу продовольственный запас для перебрасываемых с зимующих судов пассажиров, на случай, если бы эти пассажиры, перебрасываемые самолетом Н-4 на Дежнев не могли быть сняты с Дежнева по ледовым условиям.

3-го октября с наступлением затишья, по договоренности с заведующим культбазой т.ХОРОЩАВЦЕВЫМ с ледокола было выгружено продовольствие - 7-ми месячный запас на 35 чел. В дальнейшем, выгруженное с судов Экспедиции продовольствие в б/х Провидения и Лаврентия было принято по распоряжению Начальника ГУСМП тов. Шмидта его представителями на местах. К вечеру этого же дня ветер от норд-веста снова усилился до 8 баллов, так что даже часть команды "Литке" не удалось снять с берега. Учитывая упорно держащиеся северные ветры при низких температурах, Руководство Экспедиции решило продолжать стоянку в защищенном месте, до изменения ветра и ледовой обстановки, производя чистку котлов, которые за отсутствием пресной воды питались соленой и были сильно загрязнены.
5-го октября с улучшением погоды сняли команду с берега.

Пароходы "Свердловск" и "Л.Шмидт" ежедневно сообщали что ледовая обстановка без перемен: суда по прежнему стоят вблизи Дженретлена, прочно вмерзши в лед. Метеорологическая станция на Уэлене также ежедневно сообщала, что весь видимый горизонт покрыт торосистым льдом.

7-го октября "Челюскин" сообщил, что с изменением ветра на слабый южный, ему удалось пробиться к образовавшимся разводьям и начать продвижение на восток от о-ва Колючина. Одновременно с этим, появились небольшие разводья в расстоянии трех миль к северу от места стоянки "Свердловска" и "Л.Шмидта". Изменений ледовой обстановки в районе м.Дежнева не наблюдалось.

8-го октября "Свердловск" и "Л.Шмидт" вместе со льдом медленно начали дрейфовать на норд-ост под влиянием слабого южного ветра. Оба судна вмерзли в большое поле торосистого льда. "Челюскин" в это время продвинулся вплотную к мысу Сердце-Камень, где его продвижение было приостановлено тяжелым льдом.

9-го октября, закончив чистку котлов, "Литке" вышел из Лаврентия к Дежневу, имея на борту около 400 тонн угля. Во время стоянки в Лаврентия была осмотрена 500 тонная баржа оставленная судами Экспедиции в 1932 г. из-за невозможности ее буксировки среди льдов в Колыму, благодаря слишком слабым креплениям и большой ширины барж, превышающей размеры парохода. Баржа оказалась без повреждений и из-за невозможности ее отбуксировки лесовозами в позднее время года, когда во время штормовых погод ее можно было легко потерять, она оставлена снова в Лаврентия. Наблюдение за баржей поручено начальнику пограничного пункта т. НЕБОЛЬСИНУ которому оставили денег за уже произведенные работы по сохранности баржи …….. руб. и по работам по сохранности баржи на будущее время ему же оставили под расписку 500 руб. – деньги, которые должны быть отнесены за счет владельца баржи – Дальстроя.
Вторая 500-тонная баржа Дальстроя находилась в глубине залива Лаврентия в расстояние приближенно 8-9 миль и по сведениям т.НЕБОЛЬСИНА уже затонула у берега б/х Стрелок еще в 1932 г., осмотрена нами не была из-за невозможности пройти туда на моторном боте при наличии молодого льда.

10-го октября "Литке" по чистой воде подошел к мысу Дежнева, где встретил кромку смерзшегося торосистого совершенно непроходимого льда. Лед прижат вплотную к берегам, кромка его от мыса Дежнева тянулась на норд-ост, затем норд - на видимость с марса, ни малейших прогалин среди этого льда не было видно. В это время "Свердловск" и "Л.Шмидт" продолжали дрейфовать на ост вместе со льдом. "Челюскин" же находился без движения в тяжелых льдах близ Сердце-Камень. В течение ночи на 11 октября при начавшемся ветре от зюйд-оста "Литке" начал дрейфовать вместе со льдом на норд-норд-вест и к рассвету оказался на 15 миль севернее мыса Дежнева. Лед медленно отходит от берега к норду, образовались большие разводья и войдя в узкую береговую прогалину, следуя этими разводьями, продвинулся к вечеру этого дня навстречу "Свердловску" и "Л.Шмидт" до мыса Икигур, где встретил вплотную к берегу совершенно непроходимый торосистый непроходимый лед. Имея к времени резко изменившийся ветер на норд со снежной пургой при сильно падающем барометре и при начавшемся движении льда обратно к берегу, Начальник Экспедиции считал положение "Литке" опасным и отдал распоряжение о немедленном выводе ледокола обратно к кромке отрытой воды.

В течение почти всей ночи на 12-е октября при сильном ветре от норда и плохой видимости "Литке" пробивался в обратном направлении, но к утру оказался зажатым сплотившимся льдом по счислению примерно в 12 милях на норд-ост от мыса Уникан; дрейфуя вместе со льдом на зюйд-ост вдоль берега. На борту ледокола осталось 500 тонн угля.

В это время "Свердловск" и "Л.Шмидт" продолжали медленно дрейфовать на ост, находясь в северо-восточнее о-ва Идлидля.

13-го октября по прежнему продолжался сильный норд-норд-вест со снегом "Литке" в полдень, дрейфуя со льдом, оказался в 7 милях от м.Инцова. утором этого же дня сильным сжатием льда разрушилось поле, в котором находились "Свердловск" и "Шмидт", затем началось сжатие судов, "Свердловск" при этом накренило на правый борт до 30°, "Л.Шмидт" также на правый борт до 20°, суда при этом получили значительные повреждения. Капитаны и экипажи судов держали себя в этот опасный момент мужественно. Энергично была заделана появившаяся течь на судах. Суда, лежа на боту, продолжали дрейфовать на ост. "Челюскин" в это время оказался зажатым вблизи мыса Сердце-Камень, мелено дрейфуя со льдом на зюйд-ост.

14 октября "Литке", дрейфуя, оказался к полудню вблизи кромки открытой воды, лед несколько ослаб, и ледокол, имея возможность пробиться на открытую воду в широте 66-25 северной и долготе 169-17 западной. Кромка льда была расположена приближенно по меридиану, спускаясь к югу неширокой полосой вокруг мыса Дежнева.

Вечером "Литке" прибыл к посту Дежнев и приступил к выгрузке противоцинготных продуктов для больных пассажиров, согласно указанию Наркомвода. При последней попытке пробиться к "Свердловску" и "Шмидту" в тяжелых льдах "Литке" получил еще дополнительные повреждения корпуса. Малые запасы топлива и плохое техническое состояние ледокола не позволяли предпринять вторичную попытку проследовать к "Свердловску" и "Шмидту", несмотря на то, что эти суда находились в опасном положении, о чем и были информированы экипажи "Свердловска" и "Шмидта", и командование "Челюскина".

Состояние "Литке" в этот момент было следующее: сильная течь в носовом трюме, центральной и бортовых угольных ямах, для откачки воды работают спасательная и центробежная помпы по 6 часов сутки каждая, остальные же водоотливные средства работают круглосуточно. Следствие потери лопасти, сильно разработан правый дейдвуд, наблюдается угрожающий стук, сотрясающий все судно, что вынуждает работать правой машиной только малыми ходами, поврежден баллер руля, поломана рулевая машина, исключающие работу ледокола во льдах задними ходами, основные крепления носовой части сильно нарушены поломкой шпангоутов, трещинами в листах и повреждением переборки, ослаблено большое количество заклепок, некоторые из них вращаются от руки. Все это исключает возможность форсировать тяжелые льды, заставляет избегать ударов и делает ледокол неактивным.

15 октября "Литке" принял на борт людей ГУСМП, прибывших пешком со "Свердловска", "Л.Шмидта" и "Челюскина" и продолжал стоять в ожидании перебрасывания самолетом больных пассажиров с п/х "Анадырь" и 29 октября, всего с запасами угля на двое суток, дождавшись только одной партии пассажиров в количестве 11-ти чел., вынужден был последовать в Провидения для новой бункеровки. В это время пароходы "Свердловск" и "Л.Шмидт" исправив крен, 18-го октября дрейфовали вместе со льдами вначале в направлении м. Сердце-Камень, затем под влиянием слабых восточных ветров суда были отнесены вместе со льдом приближенно миль на 50 к северу от этого мыса и с переходом ветра на норд-вест 26-го октября эти суда возобновили дрейф в благоприятном направлении, т.е. на юго-восток и 1-го ноября, оказавшись вблизи кромки открытой воды в разреженном льду приближенно в широте 65-30 нордовой и долготе 169-00 западной вышли на открытую воду.

2-го ноября благополучно прибыли в б/х Провидения .

В этот момент п/х "Челюскин", оказавшись в огромной смерзшейся льдине, дрейфовал со всей массой льда и находился вблизи мыса Дежнев.

Пред.След.