Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 303

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Обзор производимых работ, состояние погоды по месяцам.


Октябрь мес. 1932 год.

Личный состав готовит зимовочное помещение, разбирает механизмы и приводит их в надлежащее зимовочное состояние.

12-го заключен договор с Чаунским кооперативом Интегралсоюза по закупке и подгону 300 оленей (возможно ближе) к месту зимовки судов.

13-го Избранный профессиональный комитет Экспедиции приступил к оборудованию в твиндеке трюма № 1 клуба для зимующих и туземного населения, которое должно закончиться к Октябрьским празднествам.

14-го Руководство Экспедиции созвало совещание, на котором обсуждались мероприятия по посылке бригады в Колыму, для руководства баржестроения и подготовки достаточного количества плавсредств к навигации 1933 года, о чем была послана телеграмма Народному Комиссару и Пом.Директора Дальстроя следующего содержания:
"Исходя из общего желания и необходимости добиться выполнения возложенной на Экспедицию задачи, организации уверенной выгрузки всех судов и особенно тяжеловесов и доставки основной массы их без перевалки через берег прямо в Среднекан в навигацию 1933 года, в чем заинтересованы КИУРТ и Дальстрой, Руководство и личный состав Экспедиции предлагает выделить административно-техническую руководящую специальную бригаду по практическому осуществлению постройки в Колыме барж также проведение перегрузки и транспортировки в Среднекан тяжеловесов. Проектируется постройка семи или десяти барж по 100 тонн, в крайности 10 барж по 60 тонн каждая, в зависимости от наличия или возможности заготовки достаточного количества лесоматериала, с расчетом перевозки тяжеловесов на палубах; тип барж - упрощенная конструкция трюмных плашкоутов существующих в странах Дальнего Востока. Состав бригады войдут из числа участников Экспедиции опытные плотники слесаря боцманы и такелажники, всего в бригаде 15 чел. Успех работы бригады зависит во многом от следующих мероприятий центра и его указаний соответствующим организациям:
1. Назначение Наркомводом упомянутых руководителей бригады с уведомлением Якутского Совнаркома необходимо в целях придания авторитета создания должной обстановки для работы на месте.
2. Категорическая директива КИУРТ'у об оказании содружества, содействия и помощи безоговорочного предоставления в пределах программы работ при наличии также возможности заготовки на месте главным образом лесоматериала, рабсилы и железа, исходя из срока окончания постройки барж и открытию речной навигации с расчетом возможной загрузки грузоподъемности плавсредств загруженными в Амбарчике одним рейсом в Среднекан, в крайности, в зависимости от обстановки в Средне-Колымск до подхода зазимовавших морских судов.
3. Обязать КИУРТ предоставить при перевозке тяжеловесов тяговую силу в пределах построенного также предоставленных им для этой работы плавсредств. Этом случае руководство администрирование выгрузкой тяжеловесов с доставкой Среднекан будет проведено бригадой Сиднева.
4. Обязать КИУРТ своевременно выставить ограждение до Среднекана включительно. Кроме того, нужно будет указание КИУРТ'а предоставлении бригаде Сиднева Рябоконь необходимых средств финансирования, консультации в составлении сметы и ведения отдельной отчетности по баржестроению."

19-го. Заболел Начальник Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ. Был созван консилиум врачей, который констатировал у тов.ЕВГЕНОВА сильное переутомление, связанное с тяжелым походом и настоятельно предложил тов.ЕВГЕНОВУ оставить зимовку, выехать зимним путем в Москву, считая состояние здоровья настолько подорванным, консилиум врачей также нашел необходимым обязательное врачебное сопровождение тов.ЕВГЕНОВА. Нач. Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ не согласился с предложением консилиума врачей, считая, что он должен остаться на зимовке.

20-го по инициативе Профессионального комитета было созвано специальное совещание, которое установило необходимость организации Техникума для личного состава и выработало мероприятия по выявлению имеющихся ресурсов.

22-го, с переходом личного состава на зимовочное положение, был установлен следующий распорядок дня:
побудка в 7 часов
завтрак до 8 часов
выход на работу в 8 часов
прогулка с 11 часов
обед с 12 до 13 часов
начало занятий в Техникуме с 13-30 до 18 часв
ужин с 18-30 до 19 часов
вечерний чай с 21 до 21-30 часов
С 23 часов тушатся все огни в общих помещениях

26-го Руководство Экспедиции созвало совещание капитанов, на котором вырабатывались необходимые мероприятия для успешного проведения навигации 1933 года, о чем была послана телеграмма на имя Наркома и Замнаркома т.РОЗЕНТАЛЬ следующего содержания: «Сообщаем перечень намеченных также необходимых своевременной подготовки и проведения навигации 1933 г. мероприятий в отношении зимующих судов Экспедиции. Предположено остатки грузов пароходов "Сучан", "Зиновьев", "Микоян" полностью перегрузить на п/х "Север" и "Анадырь", которых направить вновь к устью Колымы. Первые 3 парохода, также "Литке" направить на восток. В зависимости от состояния "Урицкого" его экипажа и запаса топлива на нем, направить в Колыму или восток. По предварительному подсчету, к концу зимовки сможем обеспечить суда, идущие Колыму запасом угля из расчета достижения Колымы и времени разгрузки там обратного перехода Чауна, где вынуждены будут ожидать прибытия угольщика из Владивостока. Остальные суда, следующие на восток, будут располагать бункерами примерно по 100 тон каждый, "Литке" около 200 тонн. Считаем необходимой отправку из Владивостока полярного судна специально углем количестве 2500 тонн, исходя из расчета дальнейшей бункеровке в Провидения. Одновременно, в целях страховки в случае тяжелого ледового года, на восток также на переход из Лены в Колыму на речных баржах направить ими максимально возможное количество угля. Для обеспечения предстоящих Анадырю, Северу, и Урицкому операций завершающих задачу Экспедиции, необходимо предусмотреть, на случай вынужденной вторичной зимовки, отправку из Владивостока навстречу этим судам в Полярное море полное годовое снабжение продовольствием, одеждой и материалами. В отношении направленных на восток Сучана, Микояна и Зиновьева необходимо будет выслать навстречу им пароходом, идущим в Колыму, подкрепление в виде живого скота, противоцинготных средств, овощей, также обуви и спецодежды. По поводу "Литке", учитывая возможную задержку его для оказания помощи полярным судам, при условии получения им высылаемого из Владивостока угля также бункеровки в Провидения также необходимо предусмотреть обеспечение его полным зимовочным запасом. Основным типом плавсредств, которые целесообразны и необходимы в условиях разгрузки судов у устья Колымы, подлежащих завозу максимально возможном количестве только на палубах пароходов, направляемых в Колыму, являются доставленные нами деревянные баржи по 50 тонн с учетом следующих изменений: увеличение площади рулей, надежного укрепления петлей, установка носовых козырьков ручных якорных лебедок, устройство трюмов по примеру судовых прямыми комингсами, деревянными бисами и толстыми крепкими люковинами, задраенными брезентами с шинами. Крепкие кунгасы полезны в помощь баржам».

Один раз в декаду выдается спирт в размере 25 грамм на человека.

В течение месяца на всех судах был проведен осмотр полученных во время плавания во льдах повреждений. П/х "Сучан" немедленно приступил к ремонту руля.

В течении октября же мес. Температура наружного воздуха достигала 23°, а обычно держалась 12-14°. Прошел жестокий штормовой ветер от зюйд-зюйд-оста. В остальное время стояла ясная погода, маловетрие, или же ветры от разных румбов, не свыше 2-3 баллов.

Личный состав здоров, бодр. Питание удовлетворительное, но совершенно отсутствует свежее мясо.


Ноябрь мес. 1932 г.

3-го Начальник Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ, в связи с ухудшением его здоровья и категорического настояния врачей о немедленном выезде на материк, был вынужден сегодня оставить зимовку, выехав на собачьих нартах в сопровождении врача Калиновской Е.Н. зимней дорогой в Москву. Руководство Экспедицией тов.ЕВГЕНОВ передал своему заместитель по морской части капитану т.БОЧЕК А.П.

Одновременно с тов.ЕВГЕНОВЫМ выехали в Москву: Зам.Нач. т.ОСТАЛЬЦЕВ А.В., сотрудник по экономико-эксплуатационной части т.ВЕДМЕДЬ И.А., и бывший в Экспедиции спецкор «Известий ЦИК» т.ЗИНГЕР М.Э.

4-го созванное специальное совещание установило необходимость открытия занятий Техникума в составе следующих Отделений: 1) штурманов дальнего плавания 2)судоводителей маломерных судов, 3) механиков 2-го разряда, 4) механиков 3-го разряда, 5) старшин катеров, 6) машинистов, 7) мотористов. Желающих заниматься выявлено 140 человек. Преподавательским составом Техникум обеспечен.

На данном совещании треугольника Экспедиции с приглашением компетентных лиц было распределено руководство Техникумом в следующем виде:
Начальник Техникума – Начальник Экспедиции т.БОЧЕК А.П.
Зав.Учебной частью – капитан ШМИДТ А.О.
Зав Судоводительским Отделен. – капитан л/р "Литке" – НИКОЛАЕВ Н.М.
Секретарь Техникума – врач п/х "Микоян" – т. ВЕРЖБИЦКИЙ

В связи с отсутствием специального помещения для Техникума, занятия будут происходить на кораблях по соответствующему расписанию.

Руководство Техникума немедленно приступило к организации и уточнению всех необходимых мероприятий, как-то программы, учебные пособия и т.п. с расчетом начать занятия 15-го ноября.

Согласно выработанных мероприятий, Начальник Экспедиции и Техникума отправил телеграмму на имя Наркома следующего содержания: «Личный состав Экспедиции просит Вашей санкции открытия профтехнических курсов на время зимовки судов в составе следующих Отделений: штурманов дальнего плавания, судоводителей маломерных судов, механиков 3-го разряда, машинистов, мотористов и старшин катеров, всего 140 человек. Преподавательским составом курсы обеспечены. Своей стороны считаю открытие курсов в условиях зимовки для повышения квалификации вообще крайне желательным. Одновременно вашим утверждением необходимо выделение специальных сумм для оплаты преподавательского состава в размере ориентировочно 20.000 руб. Занятия начнем 15-го ноября. Окончание курсов в июне. Прошу назначить из комсостава Экспедиции правомочную особую Квалификационную комиссию, учитывая, что зимующие суда не смогут прибыть во Владивосток во время действия таковой там.

5-го 8-ми киловаттная динамо-машина с п/х "Красный партизан" передана на время стоянки судов на зимовке на п/х "Микоян", где устанавливается экспедиционная электростанция (с моторным двигателем), для освещения судов и питания энергией рации.

6-го состоялось в клубе торжествееное собрание зимующих совместно с собравшимся из окрестностей туземным населением, посвященное 15-й Годовщине Октябрьской Революции. По поручению собравшихся, треугольником Экспедиции была отправлена поздравительная телеграмма на имя Наркома.

7-го ноября личный состав празднует 15-летие Октябрьской революции. В виду жестокого зюйдового шторма с пургой, демонстрация личного состава, совместно с туземным населением не состоялась. Не состоялись также, вследствие шторма, спортивные игры, стрелковые соревнования и национальные игры туземного населения.

8-го происходят торжественные вечера по судам, посвященные празднованию 15-летия Октябрьской революции. В течении 7-го и 8-го на всех судах устроено улучшенное питание. Вышел первый номер ежемесячного журнала под названием «За Советский Север», который вызвал необычайный интерес у зимующих.

10-го вышел первый номер пятидневной газеты, под названием «За Советский Север», встреченный личным составом с большим восторгом. Сего числа обнаружено хищение груза на п/х "Микоян" и немедленно назначена комиссия для расследования.

14-го в клубе состоялось торжественное открытие Техникума с докладом Начальника Экспедиции и Техникума т.БОЧЕК А.П.

15-го начались занятия в техникуме, при наличии учащихся по отделениям:
штурманов дальнего плавания -11 чел.
судоводители маломерных судов -28 чел.
механики 2-го разряда -12 чел.
механики 3-го разряда -29 чел.
старшины катеров -20 чел.
мотористов -19 чел.
машинисты -21 чел.
Всего 140 чел

Число преподавательского состава выражается в 29 чел., из которых преподаватели по основным дисциплинам имеют достаточный опыт и знания по педагогике, т.к. преподавали ранее на материке в Техникуме. Учитывая требуемое время для прохождения программы, выходной день техникума установлен один раз в декаду.

16-го начали заниматься кружки по изучению Английского языка, в количестве трех кружков – три ступени, в зависимости от степени знания английского языка. Старшим кружком руководит Начальник Экспедиции.

В связи с ощущаемым сильным недостатком в писчей бумаге, Начальник Экспедиции обратился телеграммой во ВЦИК к Председателю К-та Крайнего Севера т. СМИРИДОВИЧУ, следующего содержания:
«Среди личных вещей покойного Лукса хранящихся на ледорезе "Литке" в Чауне имеется значительное количество чистой бумаги и тетрадей. В связи с открытием на судах Северо-Восточной экспедиции профтехнических курсов, ощущается острый недостаток в бумаге. Прошу Вашего разрешения изъять из вещей Лукса неиспользованные личные принадлежности».
Т.СМИРДОВИЧ просьбу Начальника Экспедиции удовлетворил.

17-го, согласно телеграфного приказа Начальника бассейна от 10/XI за № 402 п/х "Григорий Зиновьев" переименовывается в "Красный партизан".

18-го Руководство Экспедиции созвало совещание капитанов для обсуждения мероприятий по отправке лесовозов на Лену в навигацию 1933 г., о чем Начальник Экспедиции отправил ЦЭМОР т.Романову телеграмму следующего содержания:
«27344 Ваше предложение обсудил совместно с капитаном. Признаем посылку лесовозов возможной и целесообразной с учетом безусловной доставки тоннажа в Колыму. Для обеспечения успеха операции считаем необходимым: отправить из Тикси с лесовозами также «Ленина» и "Темп", дать категорическое указание Колымским организациям о заготовке и доставке к 15 июля в устье Колымы не менее трехсот, а лучше пятисот тонн угля, назначение и отправку в феврале из Чауна в Якутск капитана ЧЕЧЕХИНА для подготовки буксируемого тоннажа к морскому переходу, отправка на судах, идущих из Владивостока в Колыму зимовочного запаса Микояну и Зиновьеву на случай вторичной вынужденной зимовки, а также снабжение их в Тикси живьем и овощами. Прошу сообщить, сколько и каких судов предположено направить из Лены в Колыму. Ответ задержан неисправностью рации».

20-го в клубе состоялся вечер, доклад и постановка пьесы драмкружка. С сего числа в целях сохранения мотора радиостанции, информация в Наркомвод и в Управление ТОБ’а будет посылаться раз в декаду.

21-го выработан нижеприведенный план работ по обслуживанию радиосвязи зимующих судов:
1. Радиостанция п/х "Север" на всю зимовку остается в полном рабочем состоянии. Рация п/х "Красный Партизан" имеет в рабочем состоянии аварийный радиопередатчик, длинноволновый и коротковолновый приемники.
2. На рацию п/х "Север" возлагается поддержание регулярной связи в течении всей зимовки с материком, а также прием метеосводок.
3. На рацию п/х "Красный Партизан" возлагается несение круглосуточного наблюдения за п/х "Урицкий", а также обмен с ним.
4. На рацию л/р "Литке" сохраняется в рабочем состоянии коротковолновый приемник и принимает ежедневно сводки ТАСС’а
5. Для обслуживания рации на п/х "Север" назначаются опытные радисты т.т.МАТЮНИН И.П. и Ушаков Н.К. Для обслуживания рации п/х "Красный Партизан" назначаются радисты т.т. ЛИТВИНОВ, КУР, ЛЕБЕДЕВ и ШАНДРОВСКИЙ. Для приема сводки ТАСС’а назначаются радисты т.т. КУКСИН и СИЛОВ.
Заведующим радио назначается т.Перелыгин Н.К. В целях экономии энергии и мотора ограничивается подача частных радиограмм до 20 слов в месяц на человека.
Зарядка аккумуляторов производится периодической электростанцией п/х "Микоян".

23-го началась полярная ночь.

26-го выехали на собачьих нартах зимним путем летный состав самолета Р-5 и старший помощник капитана п/х "Север" – КНИЖНИКОВ, на материк.

29-го, в виду сильных морозов и развернутой наружной работы и отсутствия в зимовочном запасе Экспедиции ватного обмундирования, пришлось изъять таковой из груза Комсеверпути для наружной группа обслуживающего персонала Электростанции, описным работникам и для лиц по заключению медико-санитарной части.

30-го, в связи с низким общеобразовательным уровнем большей части учащихся, профкомом организованы кружки для отстающих. Днем с 10-12 час. Происходили Осоавиахимовские занятия на свежем воздухе. В клубе состоялся вечер, лекция и постановка пьесы драмкружка клуба.

Один раз в декаду выдается по 25 грамм спирту на человека.

В течении ноября мес. Температура наружного воздуха достигала 32°, а держалась 18-20°. Три раза проходили жестокие штормовые ветра с пургой от зюйд-зюйд-оста. В остальное время стояла ясная погода, сопровождавшаяся ветрами от разных румбов, не свыше 4-5 баллов и маловетрием. Занятия протекают нормально. Личный состав, а также пассажиры здоровы.

Экспедиция взяла на себя шефство над туземной школой, профком выделил специальную шефскую комиссию, которая занимается культурным, санитарным обслуживанием туземцев и оказанием материальной помощи. Профком также организовал пионер-отряд из туземных детей, выделив специального пионер-вожатого.


Декабрь месяц 1932 г.

1-го. Район нашей зимовки - Чаунская губа на карте нанесен пунктиром, как совершенно необследованное, неизученное место. В связи с этим положением, Комитет Севера и прибывший с Анадыря заместитель председателя Исполкома Чукотского национального округа обратились к Начальнику Экспедиции с предложением организовать опись, промер и обставить триангуляционными знаками, составить планшет данного района, а также просили руководство этими работами взять на себя. В целях использования научной силы, капитанов и штурманов, имеющих опыт в этой работе, т.к. они ранее занимались гидрографическими работами, решили создать специальную бригаду для выполнения описных работ Чаунской губы, - количестве 31 чел.

Мы предвидели, что на пути выполнения этой работы мы встретим ряд трудностей, как-то: отсутствие (недостаточное количество) меховой одежды, собачьего транспорта, необходимого для производства работ вдали от зимующих судов и т.п., но считали своим долгом использовать зимовку и наличие соответствующих сил для выполнения данной работы. Местный Райисполком обязался на Перове время снабдить бригаду описных работников меховой одеждой, собачьим транспортом и всем необходимым. Райисполком также обязался уже теперь начать заготовку всего необходимого для полного размаха описных работ, т.к. по плану намечалось полностью развернуть их с наступлением солнца. Сего числа созданная бригада приступила к описи, съемке и промеру Чаунской Губы.

6-го выявили, что телеграммы из Москвы, адресованные через радиоцентр Хабаровска, задерживаются в пути до 20-ти суток. По этому поводу Начальник Экспедиции отправил радиограмму Заведующему радиоцентром в Хабаровске и копию в Краевую РКИ следующего содержания:
«При наличии хорошо налаженной связи через рацию Петропавловска, мною получены телеграммы, адресованные через Радиоцентр за № 46/2994 и 2993 от Наркома Янсона и Замнаркома ЗОФ чрез 20 дней после подачи их в Москве. Имеются опасения в неполучении личным составом Экспедиции частных, что вносит в обстановку зимовки излишнюю нервозность. Прошу выявить по чьей вине задерживаются телеграммы, а также проверить, все "Литке" адресованные Экспедиции переданы, в особенности после первого ноября с прекращением работы на "Литке" и переходом на работу парохода "Север". О выявленных виновниках срыва связи и принятых Вами мерах прошу сообщить».

По истечении некоторого времени после отправки приведенной радиограммы стало улучшаться поступление радиограмм из радиоцентра Хабаровска.

10-го, несмотря на морозы, достигающие свыше 30°, продолжает производить промер пролива между берегом Большой и Малый Раутаном и приступили к установке триангуляционных знаков.
Вечером состоялся в клубе вечер вопросов и ответов на всевозможные темы, после чего происходили игры и была поставлена пьеса.

14-го прошел снежный ураган южного направления в 11 баллов.

20-го утром с 10-12 часов проходили Осоавиахимовские занятия на свежем воздухе, с участием всего личного состава. Вечером состоялся вечер в клубе, доклад, после чего подвижные игры, постановка пьесы и выступления пионеров-чукчей. Стало заметно, что небольшая часть личного состава уклоняется от обязательных ежедневных прогулок, в том числе некоторые судовые врачи. По этому поводу треугольником Экспедиции было созвано совещание капитанов и судовых врачей, на котором судовые врачи, которые саботируют выполнение ежедневных прогулок, также недостаточно разъясняют целесообразность таковых, – были осуждены.

21-го закупленные для личного состава олени подогнаны с тундры к месту убоя на расстоянии около 100 километров от места зимовки судов. В виду отсутствия собачьего транспорта для доставки на зимующие суда оленей, Начальник Экспедиции обратился радиограммой адресованной Замнаркому т.РОЗЕНТАЛЬ с просьбой разрешить ему сноситься с Совнаркомом Якутской республики с просьбой прислать из Нижне-Колымска шесть собачьих нарт в наше распоряжение на все время зимовки. Ближе чем на 100 км подогнать оленей было нельзя из-за гололедицы.

Сего числа Руководство Экспедиции созвало совещание капитанов для проработки мероприятий по полученной телеграмме Наркомвода о Лено-Колымской Экспедиции 1933 г., о чем Начальник Экспедиции отправил радиограмму на имя ЦЗВОД т.Розенталя с изложением необходимых мероприятий, следующего содержания:
«На основании опыта прошедшей навигации считаю совместно с капитанами обязательным участие одного морского судна для проводки речных судов из Тикси в Колыму, а также крайне желательным участие буксира «Ленин», что большой степени обеспечит успех проводки, в особенности в районах приглубых берегов, как Верхоя, а также против Лаптева. При наличии 5 буксиров 200-300 сил, полагаем, что необходимость участия лесовозов и "Темпа" отпадает. С мнением Миловзорова о самостоятельной буксировке речными буксирами барж по мелководью и чистой воде – солидарны. В Чауне будем строить свою работу с расчетом выделения для этой операции парохода "Север" имеющего ледокольные образования, пошлем в Якутск капитана т.ЧЕЧЕХИНА с опытным помощником для подготовки речных судов к морскому переходу, а также самостоятельному выходу из Тикси в море, на случай моего опоздания прибытием "Севером" и "Лениным".
Распоряжение центра, Ленречфлот заготовляет "Северу" 800 тонн отборного угля, а также 500 тонн "Ленину" и речным буксирам, обеспечивается содействие Якутвластей, суда комплектуются в Якутске отборными командами с участием т.ЧЕЧЕХИНА, топки котлов буксиров приспосабливаются к угольному топливу, устанавливается на буксире коротковолновая рация, заготавливается в центе и направляется в Якутск продовольствие, одежда, снабжение материалами экипажам переводимых судов "Севера" и "Ленина", по полярным нормам 220 чел, на один год. "Северу" выделяется 400 тонн угля, что обеспечивает время стоянки для разгрузки в Колыме и достижения Тикси или до встречи в море речными судами. Необходимо ваше указание Колымским организациям принять все меры для добычи угля, обнаруженного в затоне Лобу близ Средне-Колымска и доставки к устью Колымы снабжения "Ленина" и увеличения запасов на судах Экспедиции хотя бы 300 тонн. Вашим утверждением нашего плана операции вышлем в конце января ЧЕЧЕХИНА с подробной инструкцией.

22-го получили сведения от приехавшего из Нижне-Колымска сотрудника Экспедиции т.ВЕДМЕДЬ о том, что там заготовленного леса для строительства барж не имеется. Сегодня удалось установить связь с зимующей у устья Колымы шхуной "Темп".
Наблюдаем прекрасные виды северного сияния.

30-го в клубе состоялся вечер, посвященный дню Ударника – 1 января, с докладом о выполнении 5-летки в 4 года и о задачах второй пятилетки, после чего была поставлена пьеса. Днем, на свежем воздухе, устраивались стрелковые соревнования совместно с туземным населением и подвижные игры.

Несмотря на большие морозы, описные работы продолжаются. Измерен двух-километровый базис для съемки. Успешно протекают работы по исправлению повреждения руля п/х "Сучан". Учеба протекает удовлетворительно. Развернутые соревнования между группами, охватив всех учащихся. Небольшое, совершенно малоподготовленное число учащихся отпало. Профессиональным комитетом организован кружок по судам по повышению грамотности. С сего числа, в каждый выходной день, раз в декаду, для штурманов и учащихся Техникума судоводительского отделения Начальник Экспедиции читает лекции о случаях из морской практики. Профкомом созвано первое производственное совещание поваров по вопросу об улучшении приготовления пищи. Эти совещания будут созываться каждые две недели.

Все суда соревнуются между собой на лучшую чистоту, трудовую дисциплину и подсобные объекты работ.

Помимо устраиваемых вечеров в клубе, периодически, по плану профкома устраиваются лекции на разнообразные темы, вечера самодеятельности. Полярная ночь мало ощущается. В течении месяца температура наружного воздуха достигала 32°, а обычно держалась 24-26°.

Личный состав, а также пассажиры здоровы и бодры.

Раз в декаду в помещении кают-компании л/к "Литке" происходят занятия марксистско-ленинского кружка, с числом участников свыше 100чел. Помимо этого, происходят раз в декаду занятия комсомольской политшколы и кандидатской группы. По всем судам проведены доклады о предстоящей чистке партии, на основе решения ЦК ВКП(б).

Вышел второй номер ежемесячного журнала. Газета пятидневка продолжает выходить регулярно.

Один раз в декаде выдается 25 грамм спирту на человека.


Январь месяц 1933 г.

2-го получили сведения, что у устья Колымы баржевики Совфлота приступили к строительству деревянных барж из имеющегося лесоматериала и плавника. Временно работы приостановлены в виду отсутствия теплой одежды, краткости дневного света и сильных морозов.

Начальник Экспедиции отправил радиограмму на имя ЦЗМОР т.Романова и Дальстроя т.Алмазова о том, что отправка капитана Сиднева осложняется из-за отсутствия собачьего транспорта и при первой транспортной возможности будет отправлен в Колыму капитан Сиднев для выявления возможности постройки причала, состояния ремонта речного флота и выявления необходимости отправки в Колыму строительной ремонтной бригады. Начальник Экспедиции указал на необходимость дачи категорического указания КИУРТ'у и Дальстрою об оказании капитану СИДНЕВУ всемерного содействия в проведении работ по подготовке Колымы по приему грузов.

Временно, до марта месяца, вынуждены описные работы приостановить, в виду краткости дневного света, сильных морозов и отсутствием меховой одежды, а также из-за беспрерывных поломок шлямбуров, которыми пробивается лед, толщиной 2-2 ? метра для измерения глубин.

3-го. На обращение Начальника Экспедиции в Якутский Совнарком с просьбой о присылке шести собачьих нарт до сего времени ответа не получено. В связи с предстоящей большой работой по перевозке оленьего мяса с места убоя к месту зимовки судов, для личного состава, и отсутствия какого-либо транспорта в районе нашей зимовки, Начальник обратился радиограммой в Москву на имя ЦЗМОР т.Романова, с просьбой срочного оказания содействия в отправке шести нарт из Колымы в наше распоряжение на весь период зимовки.
5-го получили сообщение из Москвы, что Начальником Ленно-Колымской экспедиции назначен капитан Миловзоров. Дальстрой из Колымы сообщил, что отправляет к нам 3 собачьих упряжки для отправки на Колыму капитанов СИДНЕВА, ЧЕЧЕХИНА и механика КУЛЯЕВА.
10-го утром с 10-12 час. Происходила маршировка личного состава на свежем воздухе. Вечером в клубе состоялся вечер с докладом о цинготных заболеваниях, после чего была проведена самодеятельность.

15-го. Уполномоченный Дальстроя в Колыме т. ШИФРИН обратился к нам с просьбой откомандировать в Колыму Начальника медико-санитарной части доктора СТАРОКАДОМСКОГО, в виду большого наличия среди дальстроевцев заболевания цингой. Немедленно приступили к подготовке для отправки в Колыму доктора СТАРОКАДОМСКОГО. Полагаем, с первой возможностью, отправку д-ра СТАРОКАДОМСКОГО и капитана СИДНЕВА.

18-го, в виду необходимости срочно отправить доктора СТАРОКАДОМСКОГО в Колыму, вынуждены были снять дежурные у п/х "Урицкий" нарты. Из Колымы транспорт не присылают несмотря на распоряжение Совнаркома Якутии.

20-го намеченный в клубе вечер не состоялся, в виду сильного ветра и большого холода, камельки не в состоянии было отапливать клуб.

21-го, по истечении двухмесячной полярной ночи, появилось солнце.

28-го в клубе состоялся вечер, посвященный Дню смерти Ильича. Вышел 3-й номер журнала посвященный Дню смерти Ленина и газета.

30-го состоялся вечер в клубе с докладом и постановкой пьесы.

В течение месяца на всех судах происходят шахматные и шашечные турниры, как подготовка к межсудовому турниру.

Газета-пятидневка выходит регулярно, а также и журнал.

Исправление руля п/х "Сучан" протекает нормально несмотря на низкие температуры.

Все кружки работают нормально. Учеба в Техникуме протекает нормально, установился твердый кадр учащихся.

Состояние здоровья личного состава, а также пассажиров удовлетворительное, бодрое.

В течении 20- дней выделенными из личного состава лицами построена показательная яранга для председателя местного Райисполкома. В виду того, что ощущается большой недостаток в собачьем корме, решили для прибывающих собачьих нарт из Колымы построить две поварни для варки пищи собакам, одну на мысе Певек на месте зимовки судов, а вторую на озере Миливо – на середине между Певеком и местом убоя оленей.

Треугольником Экспедиции выделена комиссия для осмотра грузов и выработки мероприятий по сохранению их.
Со стороны отдельных работников поступают заявления о недостатке в спецодежде и спецобуви, почему по выявлению их наличия, будут приняты меры к приобретению.

В течении месяца температура наружного воздуха достигала 40°, а обычно держалась 28°-30°. Погода преимущественно штилевая. В течении месяца проходят жестокие штормы от зюйда с пургой не менее 2-3 раз, продолжительность от суток до 3-х суток.

Личный состав отказался совершенно от выдаваемого раз в декаду 25 грамм спирта.


Февраль мес.1933г.

4-го отправились к устью Колымы на собачьих нартах доктор СТАРОКАДОМСКИЙ и капитан СИДНЕВ, первый для организации помощи по ликвидации цинготных заболеваний, а второй – для выявления возможности строительства на мете бар и состояния ремонта речных судов, а также для выявления необходимости посылки в Колыму строительно-ремонтной бригады.

Судовой врач "Литке": по донесению д-ра СТАРОКАДОМСКОГО и по материалам обследования его работы установлено, что доктор МИТКЕВИЧ халатно относится к своим обязанностям, не проявляет достаточного внимания к состоянию здоровья экипажа, не принимает мер к предупреждению цинготных заболеваний. Он же явно нарушает установленный режим в части ежедневных прогулок – спит до 12-ти позже ежедневно. Бывали случаи, что он не принимал пришедших к нему больных, не желая вставать с постели. Учитывая его отношение к служебным обязанностям, считали, что врачу МИТКЕВИЧ нельзя доверять столь многочисленный экипаж л/р "Литке", на котором больше чем где-либо требуется бдительность в части предупреждения от заболеваний экипажа и решили врача МИТКЕВИЧ перевести на п/х "Красный партизан", а врача АБАШИДЗЕ перевести на л/р "Литке".

10-го утром с 10-12 часов проходили осоавиахимовские занятия не свежем воздухе. На судах усиленно готовятся к проведению конкурсного стрелкового соревнования в день Красной Армии. Вечером в клубе состоялся доклад, после чего была поставлена пьеса силами драмкружка.

12-го нарты с доктором СТАРОКАДОМСКИМ и капитаном СИДНЕВЫМ прибыли в устье Колымы – бухту Амбарчик.

13-го выделена тройка для выявления наличия лесоматериалов на судах, которые требуются на строительство барж и на постройку Райисполкому дома для школы и больницы туземному населению. Ответственным по баржестроению назначен капитан РЯБОКОНЬ, а по домостроению Зам.пред.Профкома т.т. ЛОШКАРЕНИН и ТАРАСОВ.

Поручено Зав.радиостанции л/р "Ф.Литке" сконструировать радиостанцию небольшого размера, которая потребуется к началу вскрытия льда и для наблюдения за ледоходом.

Пом.повара л/р "Литке" т. ЗЕЙНАЛОВ халатно относился к своим обязанностям, проявляя симуляцию и саботаж. Добывая неизвестно где спирт, спаивал чукчей, пытаясь использовать чукчанку для своих физиологических надобностей, за что Райисполкомом был оштрафован на 200 рублей и профкомом исключен из членов Союза. Обсудив изложенное на заседании треугольника, решили, что т.ЗЕЙНАЛОВА необходимо перевести на п/х "Красный партизан", ч взаимным перемещением.

16-го приступили к постройке из судового зимовочного леса баржи по проекту ответ.руководителя – капитана РЯБОКОНЬ, грузоподъемн. 65 тонн. Сего числа также приступили к постройке Райисполкому, в счет расплаты с ним за оленей, из освободившихся на судах деревянных распор – школы, больницы-интернат, 2-х домов. По указанию Руководства Экспедиции рабочая сила выделена с каждого судна.

20-го выходной день перенесен на 23-е – День Красной Армии. Зимовочные бригады расформированы. На судах приступили к производству мелкого ремонта по палубе и машине. В виду развернувшихся работ, личный состав переведен на 8-"Микоян" часовой рабочий день, учащиеся продолжают работать 4 часа в день. Предполагаем с 1-го апреля учебу перевести на вечерние занятия.

23-го проводим День Красной Армии, совместно с туземным населением. Днем на свежем воздухе проходят конкурсные стрелковые соревнования, спортивные игры, соревнование на лыжах, бега на собачьих нартах, с участием чукчей. Вечером в клубе состоялся вечер с докладом и постановкой пьесы и самодеятельности. Вышел 4-й номер ежемесячного журнала, посвященный дню Красной Армии, а также специальный номер газеты. На суда доставлены первые олени. Проведены химическая и пожарная тревоги.

24-го состоялось заседание инженерно-технической Секции, которая обсуждала план строительства домов и барж. В виду отсутствия достаточного количества горючего для работы электростанции, вынуждены электроосвещение на судах прекратить и производить работы мотором только для питания аккумуляторов рации и освещения клуба по надобности.

Переведенный т.ЗЕЙНАЛОВ с л/р "Ф.Литке" уборщиком на п/х "Красный партизан" продолжает симулировать и халатно относиться к своей работе, за что он переводится на п/х "Север" с последним предупреждением, что в случае повторения будет уволен.

27-го уехали на собачьих нартах в Колыму капитан ЧЕЧЕХИН и механик КУЛЯБА для совместной работы с капитаном СИДНЕВЫМ по подготовке речного флота и берега в бухте Амбарчик к разгрузке судов Экспедиции в навигацию 1933 года.

28-го прибыли 3 собачьих упряжки из Колымы в распоряжение Экспедиции, которые немедленно приступили к подвозке оленей на зимующие суда, после чего будут отправлены для попытки достичь п/х "Урицкий", зимующий в открытом море.

В виду отсутствия возможности приобрести спецробу, а также обувь, предложено капитанам судов организовать по судам починку старой обуви и пошивку спецробы из матрацных чехлов, с расчетом, чтобы к началу судоремонтных работ спецроба и обувь были готовы.
Экипажи распределены на следующие работы: на самообслуживание – шьют шлюпочные чехлы, рукавицы, починяют шлюпочные брезенты, исправляют мебель, делают швабры, кисти и т.д.; по машине: изготовляют машинный инструмент, ремонтируют мелкие механизмы, зачеканивают ослабевшие заклепки. Исправление руля на п/х "Сучан" протекает успешно. Учеба проходит нормально. Все кружки политшколы работают регулярно. Благодаря хорошо налаженной работе рации, имеем бесперебойную связь с материком.

В течении всего месяца держатся холодные погоды, температура наружного воздуха достигала 46°, прошли жестокие шторма с пургой с юга, продолжительностью каждого от 1 до 2-х суток.

Ежемесячный журнал и газета пятидневка «За Советский Север» продолжают выходить регулярно.

Состояние здоровья личного состава, а также пассажиров удовлетворительное. Все бодры. Сего Числа состоялось совещание партийного и профессионального актива, на котором был заслушан доклад Начальника Экспедиции о перспективном плане работы и содоклад о трудовой дисциплине.


Март месяц 1933 г.

1-го возобновили производство описных работ. Начальником Экспедиции, он же и Начальник описных работ назначен руководящий состав по описи следующего перечисления: помощник по административной части и начальник триангуляционной партии – капитан л/р "Ф.Литке" – НИКОЛАЕВ Н.М., оперативные руководитель описных работ – руководитель научной группы гидролог – ГАКЕН Н.М., начальник описной части – капитан п/х "Сучан" ХРЕНОВ П.И., пом.нач. описной части – помощники капитана т.т. Манн И.А, и Ухов Г.А., начальник промерочной партии – капитан п/х "Анадырь" т. СТЕХОВ В.М., помощники нач.промерочной партии – пом.капитана т.т.ЖЕЖЕРЕНКА "Л.Шмидт"А. и ГОЛУШКО Ф.М., начальник стройпартии – капитан катера т.СКИВИН П.С., зав.хоз.части описных работ - пом.капитана п/х "Север" - КОНДРАТЬЕВ К.Г. и начальник нивелировочной партии – научный сотрудник РАДВИЛЛОВИЧ К.А.

Для производства гидрологических работ и составления географического очерка назначаются научные сотрудники – т.т. ИСТОШИН Ю.В. и АЛЕКСЕЕВ Ю.К.

3-го состоялось заседание инженерно-технической секции, на которой обсуждались планы судоремонта по каждому судну. Созданная комиссия для проверки состояния грузов в трюмах, в частности, продовольственных, выработала мероприятия по их сохранению.

5-го приступил к работе Педагогический Совет по проверке успеваемости учащихся.

7-го в клубе состоялся вечер, посвященный международному дню работниц с докладом, после чего постановка драмкружка и игры.

8-го в помещении экипажа п/х "Север" был устроен вечер, посвященный Международному Дню Работниц, на котором присутствовало около 90 чел., основная часть жены с мужьями, туземцы, на котором впервые был продемонстрирован кукольный театр Экспедиции со специальным репертуаром из чукотского быта. Чукчанки выступали в своих национальных танцах, после чего состоялся ужин и раздача подарков шефской комиссии пионеротряду и чукчанкам. В этот день была организованы пошивочная артель из женщин для пошивки меховой одежды. На 8-е марта съехались чукчи из всей окрестности. Днем состоялось стрелковое соревнование русских и туземных женщин, в результате которого первый приз получила жена председателя Райисполкома - чукчанка. После 15 дней работы сегодня закончена постройка яранги для интерната туземной школы. Среди туземного населения праздник произвел громадное впечатление.

10-го состоялось лыжное состязание. Педагогический совет закончил свою работу, выявив хорошую успеваемость учащихся. 3 человека, в виду малоуспеваемости, переведены из группы судоводителей маломерных судов в группу старшин катеров.

15-го особая ударная бригада п/х "Сучан" сегодня закончила исправление значительно поврежденного баллера руля, требовавшего в процессе работы съемки румпеля, сектора и стопорного круга.

18-го в клубе состоялся вечер, посвященный Дню Парижской Коммуны и МОПР’а с докладом о международном положении, после чего была поставлена пьеса. Был устроен аукцион с целью сбора средств в пользу МОПР’а. Вышел 5 номер ежемесячного журнала.

20-го начался межсудовой шахматный турнир, в котором принимали участие 43 человека. Профкомом объявлен конкурс на лучшую судовую стенгазету. Днем состоялись осоавиахимовские занятия на свежем воздухе.

22-го состоялось заседание инженерно-технической секции, на котором рассматривался план перевалки продовольственных грузов.

29-го, с наступлением продолжительного дневного света, значительно ухудшились условия передачи радиограмм на материк, а также вследствие ограниченности технических средств для работы рации, установленная ранее ежемесячная норма частных радиограмм в 20 слов, с сего числа отменяется. Частные радиограммы будут разрешены только в исключительных случаях.

Сего числа прибыл с острова Айон олений чукча, привезший своих 2-х обмороженных детей, которых, по просьбе Национального туземного совета, Руководство Экспедиции поместило на п/х "Анадырь" в лазарете для лечения.

30-го проведен субботник всем личным составом по доставке лесоматериалов к месту строительства барж и домов. Сего числа было созвано совещание парт. и проф. актива, на котором обсуждали вопросы связанные с трудовой дисциплиной.

Учеба протекает нормально. Все кружки, политшколы работают регулярно. Проводившийся шахматный турнир вызывает огромный интерес у всего личного состава. Кают-компания л/р "Ф.Литке", в которой происходит шахматный турнир всегда переполнена.

Пошивка спецробы и починка обуви закончена. Помимо устраиваемых в клубе лекций и докладов, на каждом судне по определенному плану проводятся лекции, беседы, доклады, а также занятия ячейки Осоавиахима по соответствующей программе.

Строительство домов, барж и описные работы протекают спешно специально выделенными на эту работу бригадами. Чаунский кооператив Интеграл союза не предпринимает достаточных мер по заготовке, помимо уже доставленных 100 шт., еще 200 штук оленей, обусловленных договором. По этому поводу председатель Кооператива был вызван на заседание треугольника, на котором он обязался в ближайшее время заготовить остальное количество оленей. Экипажи продолжают производить мелкий ремонт по палубе и машине.
Личный состав, а также пассажиры здоровы и бодры.

В течении месяца держалась холодная погода, прошли штормы с пургой от зюйд-зюйд-оста. Температура наружного воздуха достигала 36°, а обычно держалась 30-31°.

Ежемесячный журнал и газета-пятидневка «За Советский Север» продолжают выпускаться.


Апрель мес. 1933 г.

11-го объявлен 7-ми дневный ударник по перевалке производственных грузов. Созданы специальные бригады. В перевалке грузов принимает участие весь личный состав, за исключением лиц, занятых на самообслуживании. Все работы на этот период времени приостановлены. С сего числа переведены на вечерние занятия группа механиков 3-го разряда и группа судоводителей маломерных судов.
С сего числа вводится общий выходной день раз в шестидневку.

2-го получена радиограмма из Наркомвода, в которой указано о назначении председателем Квалификационной Комиссии по судоводительскому отделению капитана КАРАЯНОВА П.П., председателем Квалификационной Комиссии по судо-механическому отделению – механик 1-го разряда ФРИДВАЛЬД Э.А., с возложением общего руководства работой Комиссии на Начальника Экспедиции и Техникума.

4-го, согласно рапортов Председателя Комиссии судоводительского отделения капитана КАРАЯНОВА и председателя Комиссии Судо-механического отделения механика 1-го разряда ФРИДВАЛЬДА Э.П.,, Начальником Экспедиции и Курсов издан приказ по судам северо-Восточной Полярной Экспедиции следующего содержания:
«Для производства испытаний учащихся курсов по подготовке следующих специальностей: штурманов дальнего плавания, механиков второго разряда, механиков третьего разряда, судоводителей маломерных судов, мотористов, машинистов и старшин катеров – назначаю постоянный состава членов Особой Квалификационной Комиссии из следующих лиц: капитан дальнего плавания ШМИДТ А.О., капитан дальнего плавания НИКОЛАЕС М.Н., механик 1-го разряда КУВШИНОВ Ф.А., механик-техник 2-го разряда ЛОШКАРЕВ П.В, представитель от парторганизации – КОЗЛОВСКИЙ К.И., представитель от профорганизации КОНЕВ Б.К., представитель от комсомола и научной группы – ИСТОШИН Ю.В. и секретарь Комиссии – ВЕРЖБИЦКИЙ В.К. Комиссии приступить к работе с сего числа.»

5-го досрочно выполнили – вместо 7-"Микоян" в пять дней – перевалку всех продовольственных грузов, при отсутствии механической силы (работать приходилось исключительно человеческой силой). Перевалено всего около 2.000 тн. разных продовольственных грузов. Починена и заменена тара на 600 тн. груза. Отобрано затверделой слежавшейся муки, требующей перетолчения и пересеивания – всего 700 мешков.

7-го для производства описных работ в районе устья р.Чаун выехала на собачьих нартах часть работников описной бригады на место.

9-го состоялся вечер в клубе, с докладом, после чего была проведена самодеятельность.

10-го прошли лыжные состязания и стрелковое соревнование, как подготовка к 1-му мая.

12-го в кают-компании л/р "Ф.Литке" производилось медицинское освидетельствование выпускников учащихся Техникума в часы твердого расписания.

15-го в кают-компании л/р "Ф.Литке" Квалификационная Комиссия начала производить испытания Техникума, начиная с младших групп. Сего числа кончили заниматься группы штурманов дальнего плавания, судоводителей маломерных судов и механиков 2-го разряда. На некоторых судах начался судоремонт.

19-го возвратился из командировки в б/х Амбарчик на р. Колыме начальник медико-санитарной части доктор СТАРОКАДОМСКИЙ Л.М., который за два месяца пребывания в Амбарчике с исключительной энергией и успехом ликвидировал заболевания цингой среди рабочих Дальстроя.
Сего числа было созвано совещание парт. и проф. Актива, на котором прорабатывался план судоремонта и строительства домов, барж и производимых описных работ.
Развернута кампания по судам по учету опыта зимовки, создана специальная комиссия, которая собирает все предложения, прорабатывая их, после чего будет вынесено на обсуждение широкого актива совместно с судовыми треугольниками. В клубе была поставлена пьес, после чего проходили подвижные игры.

20-го утром с 10-12 часов проходили осоавиахимовские занятия на свежем воздухе, также продолжалось стрелковое соревнование для выявления лучших классных стрелков на предмет участия в межсудовом стрелковом соревновании, совместно с туземцами, назначенном на 2-е мая.

25-го выехала для производства описи в район устья р. Чаун остальная часть описной бригады.

26-го треугольником созвано совещание судовых треугольников совместно с парт и проф активом, на котором прорабатывались поступившие предложения по учету опыта зимовки.

30-го первая баржа грузоподъемностью ориентировочно 65 тн. полностью готова.

Строительство домов туземному населению в основном закончено. Судоремонт производится ударными темпами. К 1-му мая каждое судно проработало сверхурочное время, как производственный подарок к пролетарскому празднику. Описные работы в Чауне производятся с большим подъемом.

В основном испытание учащихся Техникума, за исключением группы механиков 3-го разряда, которые продолжают заниматься вечером – закончено.

Сего числа в клубе состоится вечер, посвященный 1-му мая. После сделанного доклада была поставлена пьеса, выступления туземцев. Организован красный обоз пушнины в фактории. Прибыло 12 собачьих нарт. Съехались чукчи из окрестности. Все корабли расцвечены.

Личный состав, также пассажиры, здоровы и бодры. Имеется два случая начального заболевания цингой.

В течении месяца держатся холодные погоды, температура наружного воздуха достигала -31°, обычно держалась 28-29°. Прошли штормовые ветра от зюйд-зюйд-оста с пургой.

Вышел 6-й номер журнала. Ежемесячный журнал и газета пятидневка «За Советский Север» продолжают выпускаться регулярно.

К празднику подготовили улучшенное питание.


Май месяц 1933 г.

1-го. Личный состав, пассажиры, совместно со съехавшимися из окрестностей туземцами празднуют международный пролетарский праздник. Утром состоялась демонстрация всего населения мыса Певек: впереди колонны шли собачьи нарты, прибывшие с красным обозом пушнины в подарок празднику, вслед за ними шли пионер отряд, чукотские дети из школы и экипажи. Демонстрация остановилась около специально оборудованной трибуны, разукрашенной первомайскими лозунгами, возле вновь построенных домов туземному населению, где происходил митинг с выступлениями пионера, председателя Национального туземного Совета и на котором лучшие охотничьи артели и лучшие охотники были премированы ценными предметами, которые там же поднесены. Вечером в клубе было устроено выступление кукольного театра и самодеятельность.

2-го до обеда состоялись стрелковые соревнования и лыжные состязания. После обеда чукчи соревновались в беге на собачьих нартах, с призами. Была продемонстрирована борьба чукотских детей. Проходили эстафетные игры на специально оборудованной площадке, бега на скорость, на выдержку и т.п. Состоялся первый футбольный матч. Все это вызвало громадный интерес и восторг среди личного состава и туземного населения.

3-го обычный рабочий день. На основании проработанных мероприятий по учету опыта зимовки, Начальник Экспедиции отправил радиограмму о части мероприятий, которые необходимы для отправляющейся Экспедиции в 1933 г., адресованную ЦЗВОД т.Розенталь и Совфлот Владивосток т.Гончарову, следующего содержания:
«По опыту зимовки необычного числа судов и команд, после коллективной проработки всем составом, считаем необходимым учесть при организации новой полярной экспедиции следующие дополнения в снабжении экспедиции в целом: двигатель Кельвина в 20-30 сил с динамомашиной 220 вольт для общего освещения и радиосвязи, полуторатонный автогрузовик, 2-х коротковолновые передвижные рации для санных партий и катеров, швейная машина,…………….для приемки воды, байдары 2, парусинки 2, механический стиральный аппарат, аппарат для выжимания белья, керосинокалильные лампы 2, стекол и сеток к ним 10, сапожный инструмент, кожа для починки сапог, подошвы и набойки по 2 пары на человека, мощная приемная радиоаппаратура, мыло туалетное, белья 3 комплекта легкого и 3 теплого на человека, кожаные куртки на меху и брюки на байке, ватное обмундирование с запасными брюками, теплых портянок 2 пары, валенки 2 пары, сапоги на кожаной подошве 1 1/2 пары, спецодежды 2 пары, меховой одежды не менее 10 комплектов, торбаза и чижи 1 пара каждому.
Маломерные предметы обмундирования недопустимы. Обязательна квашеная капуста, пюре-томат, настоящее консервированное молоко коровье а не соевое, сушеная черная смородина, моченая брусника, горошек и варенье, сушеная рыба пимикан для собак. Обязательно исключить из снабжения солонину и заменить ее мороженым мясом, рыбой, при возможности – консервами. Традиционное снабжение спиртом считаем совершенно излишним и вредным, предлагаем заменить легким виноградным вином. Спирт необходим для медицинских надобностей в размере 15 литров. Зимовку хорошо выносят и размножаются свиньи, желателен большой запас их. Обязательно на каждом судне подобранная разнообразная библиотека, общеобразовательные специальные пособия, большой запас писчей бумаги и канцелярских принадлежностей, кусковой мел, акварель, карандаши. Желательно иметь один на экспедицию стеклограф или шапирограф для издания газеты и журнала, «кинопередвижка»».
Заложили и приступили к постройке второй баржи грузоподъемностью в 65 тонн.

8-го. Кооператив Интегралсоюза Чауна не выполняет договора по заготовке 300 оленей, состоявшееся сегодня заседание треугольника в третий раз разбирало этот вопрос. Опять получили обещание, что будет заготовлено.

9-го в клубе состоялся вечер самодеятельности.

10-го утром с 11-12 часов проходят осоавиахимовские занятия на свежем воздухе. Проводился футбольный матч.

Закончили промер и опись реки Чаун, расстоянием в 10 км, работы перенесены на морской берег по описи и промеру подхода к реке. Промер реки при наличии двухметрового льда происходил с большими трудностями, поломками инструментов во время пробивке лунок для измерения глубин.

Появились первые птицы, быстро сдает снежный покров.

12-го выделена бригада для установки и обслуживания «Гидроцентрали» на время приема пресной воды судами Экспедиции из озера с приступом к работе не позже 13-го с.м.

13-го обслуживающий состав мотористов освобождается от обслуживания электростанции, в виду необходимости их участия в работе по судоремонту.

14-го закончила заниматься группа механиков 3-го разряда.

15-го начались испытания учащихся группы механиков 3-го разряда.

16-го приступила к работе назначенная Комиссия по составлению плана перегрузки с судов, идущих на восток п/х "Сучан" и "Красный Партизан" на суда, идущие к устью Колымы - пп/хх "Север", "Анадырь" и "Микоян", с учетом необходимости максимальной экономии топлива во время перегрузки, а также выявить возможность поставить тяжеловесы на палубу п/х "Север" , направляемого после разгрузки в бухту Тикси.

17-го в виду недостаточного количества оленьего мяса, приступили к заготовке нормы для питания экипажей, а также корма для собак. Создана бригада в количестве 3-х человек их лучших охотников, которые к моменту перелета гусей поедут в Чаун для охоты на них и отправки на зимующие суда.

Квалификационная Комиссия закончила производство испытания учащихся группы механиков 3-го разряда, а также Комиссия закончила всю свою работу.

19-го в клубе состоялся вечер выпускников, на котором сделал доклад об итогах учебы Зав.учебной частью Техникума. Начальник Экспедиции и Техникума торжественно вручил каждому в отдельности свидетельства на право получения диплома, после чего происходили выступления с номерами самодеятельности. Вечер прошел с большим подъемом.

Краткий обзор об итогах работы техникума.

Первоначально записалось учащихся до 140 человек, но потом путем естественного отбора, частично по личной косности некоторых слушателей, общее число учащихся сократилось до 115 чел.
Преподаванием было занято 35 чел.

1. Группа штурманов дальнего плавания – всего 12 ч. Испытания выдержали всего 12 чел. По рабочему стажу: двое имеют до 18-ти лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 1 штурман малого плавания, остальные – слушатели Владивостокского морского техникума; по занимаемым должностям: 2 помощника капитана, остальные матросы 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), один кандидат партии, 7 комсомольцев и 1 беспартийный.

2. Группа механиков 2-го разряда – всего 11 человек. Испытания выдержали всего 11 чел., их них успешно 5 ч. По рабочему стажу: 4 имеют от 12-19 лет, остальные не ниже 5 лет. По стажу плавания 4 имеют от 10-15 лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 6 слушателей Владивостокского морского Техникума, 4 – окончившие курсы механиков 3-го разряда и 1 с неоконченным высшим техническим образованием. По занимаемым должностям: 4 занимают должности 3-х и 4-х механиков, 2- машинистов 1-го класса и 5 кочегаров 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), 1 кандидат, 5 комсомольцев и 2 беспартийных. Все- члены профсоюза водников.

3. Группа механиков 3-го разряда . В Техникуме обучалось 25 чел. Экстерном держали экзамен 1 чел, всего 26 чел., не допущено к испытаниям – 1 чел. Не выдержало испытаний – 2 чел. Всего выдержали испытания -23 чел., из них 6 чел. успешно. По рабочему стажу – 3 имеют стаж 18-23 лет, 5 имеют свыше 10 лет, 12 – от 6-10 лет и 3 имеют 6 лет. По стажу плавания: 3 имеют от 18-23 лет, 15 от 5-10 лет, 4 имеют 4 года и один имеет 2-х годичный стаж плавания. По общему образованию: начальное обучение имеют 6 чел., ФЗУ – 4 чел., ШМУ – 4 чел., остальные 13 чел. Имеют образование в объеме 5-ти, 7-ми летки и курсы машинистов-мотористов. По занимаемым должностям: 2 чел 3-и механики, остальные - машинисты и кочегары. По партийности: 5 членов ВКП(б), 2 кандидата партии, 5 комсомольцев и остальные 13- беспартийные. Все, кроме одного, члены профсоюза водников.

4. Группа судоводителей маломерных судов – обучалось 23 чел., экстерном держал экзамен 1 чел. Всего 24 чел. К испытаниям не был допущен 1 чел., испытания не выдержали 3 чел., следовательно, выдержало испытания 20 чел., из них успешно 3 чел. В этой группе состав по занимаемым должностям самый разнообразный: боцмана, матросы, кочегары и лица обслуживающего персонала. По рабочему стажу: 4 имеют от 10-15 лет, большинство имеет 6-ти летний и 1 –трехлетний стаж. По стажу плавания: 2 имеют от 10-13 лет, 7 чел. Имеют 6-ти летний и остальные имеют от 3-6 лет стажа. По общему образованию: 4 чел – начальную школу, 10 ч. 5-ти летку, остальные 6 чел. – 7-ми летку. По партийности: 1 член ВКП(б), 3 кандидата партии, 6 комсомольцев и остальные 10- беспартийные. Все, кроме одного, члены профсоюза водников.

5. Группа машинистов - обучалось 15 чел., экстерном держали экзамен 5 чел., всего 20 чел., не допущен к испытаниям 1 чел., следовательно, выдержали испытания 16 чел. По рабочему стажу: 4 имеют от 10-15 лет, 8 имеют 5-9 лет и 4 чел. по 4 года. По стажу плавания 2 имеют от 7-10 лет, 12 имеют от 3-5 лет м двое имеют по 2 года. По общему образованию: 4 чел. – малограмотны, 12 имеют нисшее начальное. По партийности: 4 члена ВКП(б), 1 кандидат партии, 5 комсомольцев и 6 чел. беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

6. Группа мотористов – обучалось 16 чел., экстерном держало экзамен 2 чел., всего 18 чел. Не допущено к испытаниям 4 чел. Выдержали, следовательно, испытания 14 человек. По рабочему стажу: 3 чел. имеют от 20-30 лет, 9 имеют от 5-15 лети 2 имеют 4 года. По стажу плавания: 2 имеют от 15-20 лет, 3 имеют от 5-10 лет, 8 имеют 4-6 лет и 1 имеет 3-х годичный стаж. По общему образованию: 2 чел. самоучки, 8 нисшее начальное, 2 –пятилетку, 1 – ФЗУ и один закончил морской техникум. По партийности: 3 члена ВКП(б), 4 комсомольца и 7 беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

7. Группа старшин катеров. Обучалось 12 чел. и 1 перешел из группы водоводителей маломерных судов. Испытание выдержали все 12 ч. По рабочему стажу: 9 чел имеют от 5-15 лет и 3 чел. от 2-5 лет. По стажу плавания: 9 чел от 4-7 лет и 3 ч. от 3-5 лет. По общему образованию: все имеют нисшее начальное. По партийности 5 кандидатов партии, один комсомолец и 6 беспартийных. Все - члены профсоюза водников.

Всего техникумом выпущено учащихся, получивших вполне удовлетворительную теоретическую подготовку по разным морским специальностям – 108 чел.

Сего числа вернулась из Чауна часть бригады описных работников, закончивших свою работу на месте.

Сегодня впервые имеем заходящее солнце.

20-го «Гидроцентраль» установлен и подает пресную воду на суда из озера.
Закончена опись подхода также и устья р. Чаун, приступили к установке навигационных знаков у входа реки. Продолжаем промер от устья до моря. Днем происходили физкультурные игры на специально оборудованной физкультурной площадке.

21-го состоялось совещание инженерно-технической секции, на которой обсуждался план перегрузки грузов с судов, идущих на восток, на суда, идущие на запад.

22-го состоялось совещание парт, проф актива совместно с хозяйственниками, на котором был поставлен доклад Начальника Экспедиции о перегрузке грузов с судов, идущих на восток, на суда, идущие на запад, и о проводимой перекомплектовке личного состава.

23-го состоялось заседание треугольника, на котором был вызван председатель Чаунского кооператива «Интегралсоюза» по вопросу о незаготовке ими оленей в количестве, обусловленном в договоре, с требованием дачи письменного объяснения, с чем он согласился.

Начиная с первых чисел мая до последних дней треугольник Экспедиции, совместно с судовыми треугольниками, по каждому судну в отдельности, прорабатывал перекомплектацию личного состава, учитывая особую трудность и серьезность задачи – завершение операции Экспедиции и состояние здоровья отдельных лиц из судовых экипажей и дополнительного похода к устью р.Лены п/х "Север".

Сего числа объявлен приказ Начальника Экспедиции о перекомплектовании личного состава пп/хх "Анадырь", "Микоян", и л/р "Ф.Литке" работоспособными экипажами, сохранившими надлежащее моральное состояние. П/х "Север" укомплектован отборным экипажем, с учетом дополнительного задания по выполнению рейса к устью р.Лены.

Пп/хх "Красный Партизан" и "Сучан" укомплектованы физически более слабыми и небольшим количеством морально устойчивых.

27-го закончили межсудовой шахматный турнир, продлившийся 2 с лишним месяца.

31-го происходят осоавиахимовские занятия и физкультурные игры на свежем воздухе. Судоремонт производится ударными темпами. Суда соревнуются между собой на сроки и качество судоремонта, возглавляемое местной газетой. Суда продолжают принимать пресную воду со льда, после таяния снега брандспойтами и частично принимают с озера с помощью моторной турбинки. В среднем каждое судно уже приняло по 300 тонн. Вторая баржа имеет готовность 25%. В устье р. Чауна установлены навигационные знаки и закончен промер с моря у подхода реке, также приступили к переброске работников описной бригады на зимующие суда. Закончили постройку домов туземному населению, за исключением установки печей и мелких поделок.

Ежемесячный журнал и пятидневная газета «За Советский Север» продолжают выходить регулярно.

В салоне 1-го класса п/х "Север" устроена выставка судовых стенных газет, выпущенных с начала зимовки – на конкурсе.

Первую декаду месяца держалась теплая погода, 5-го и 6-го прошел сильный шторм от зюйд-оста. Во второй декаде наступило значительное похолодание, упорно держатся отрицательные температуры в пределах 7-12 °. К концу месяца стало тепло.

Здоровье личного состава, а также пассажиров удовлетворительное.


Июнь месяц 1933 г.

1-го выехала на собачьих нартах в Чаун бригада охотников в количестве 3-х человек для охоты на гусей.

3-го состоялся митинг по поводу подписки на заем «Первый год второй пятилетки», на котором присутствовало все население мыса Певек. Решили в течении 2-х дней реализовать подписку на заем. Создана Комиссия Содействия, выпускаются ежедневные бюллетени о ходе подписки. Подписка на заем проходит под углом широко развернутого соцсоревнования.

7-го подписка на заем реализована. Подписка по Экспедиции по отношению к 5-ти недельному окладу зарплаты выражается в 143 процентах: передовой корабль л/р "Ф.Литке" подписался на 180% по отношению к 5-ти недельной зарплате.

10-го проводится субботник по покраске судов. Суда закончили прием пресной воды, каждое судно приняло около 600 тонн воды. Закончены работы по описи и промеру подхода к р.Чаун.

Переброска работников описной бригады задерживается наличием воды на льду после таяния снега. В начале месяца появились 10 случаев заболевания цингой, преимущественно на л/р "Ф.Литке", тяжелых случаев пока нет.

11-го. Больные в свободное от работы время собирают растущие на сопках довольно полезный дикий лук и чаичные яйца. Бригада охотников прислала 26 гусей, больше убить не удалось ввиду неблагоприятных обстоятельств.

17-го в виду начинающегося интенсивного таяния льда близ судов, Начальник Экспедиции предложил капитанам судов с сего числа, ежедневно с 23 до 7 часов установить вахту на верхней палубе для наблюдения за безопасностью судов, а также наблюдения за людьми, проходящими по льду, на случай надобности оказания им помощи.

Также было предложено капитанам судов объявить судовым экипажам и пассажирам о необходимости применения сугубой осторожности при передвижении по льду.

Закончился конкурс на лучшую стенную газету судна.

18-го, на свежем воздухе, близ построенных баржей, было собрано общее собрание зимующих экипажей, а также пассажиров, на котором был заслушан отчет Профессионального Комитета о его работе за весь период работы.

Сего числа налетевший штормовой ветер от зюйд-оста взломал торосистый лед, в который суда были вморожены с начала зимовки. Заведенные на берег с судов концы лопнули. Суда продрейфовали вдоль берега на небольшое расстояние вместе со взломанным льдом, который быстро стал разрушаться прибрежной полосой. Лед в Чаунской губе еще не взломан.

20-го л/р "Ф.Литке" и п/х "Север" уже в навигационной готовности. Оставшиеся в Чауне работники описной бригады и бригада охотников вернулись на суда с большими трудностями. В виду наличия трудностей при передвижении с судна на судно, с сего числа прекращено издание пятидневной газеты и ежемесячного журнала «За Советский Север».

25-го п/х "Микоян" поднял пары, для перегрузки груза с п/х "Красный партизан".

27-го п/х "Микоян" и "Красный партизан" приступил к перегрузке груза – около 1000 тн. , которая была закончена 29-го с.г.

В виду тревожного положения п/х "Урицкий" срочно готовили л/р "Ф.Литке" для похода к нему. Лед в проливе, меду островами Большой и Малый Раутан и берегом взломан, а в губе стоит целый.

29-го при свежем ветре от норда суда сдрейфовало вместе со льдом в проливе, пп/хх "Анадырь" и "Красный партизан" были прижаты близко к берегу. С помощью л/р "Ф.Литке" благополучно отведены на середину пролива. Повреждений суда не получили.

30-го Начальник Экспедиции перешел на борт л/р "Ф.Литке" для похода на помощь п/х "Урицкий". П/х "Сучан" подошел к п/х "Микоян" для перегрузки на него продовольственного груза и небольшого количества технического груза. Все суда в навигационной готовности. Вечером п/х "Сучан" подошел к п/х "Анадырь" для перегрузки оставшегося груза – тяжеловесов.

Новых заболеваний нет, больные поправляются, участвуют в работе. В течение месяца стоят ясные погоды и теплые дни. 2 раза прошли жестокие штормовые ветры.

В течении последней декады водолазы осмотрели винты и рули всех пароходов и производили возможный ремонт.


Июль месяц 1933 года.

1-го л/к "Литке" вышел с места зимовки на помощь п/х "Урицкому".

5-го перегрузка груза, производившаяся ударными темпами, закончилась. Всего выгружено 1750 тн. и суда прекратили пары, за исключением п/х "Север". В виду беспокойной стоянки суда часто дрейфуют ломаным льдом со свежими ветрами, чтобы, в случае необходимости мог оказать помощь остальным судам.

9-го мелко битый лед с большими полями с южной части губы забил весь пролив.

10-го: в течение декады выявлено новых заболеваний цингой -11. Баржи готовы к спуску.

11-го, вследствие сильных приливно-отливных течений, взломанный лед между островами Раутан и берегом, носит по проливу, что создает неспокойную стоянку судов.

12-го в связи с наступлением навигационного времени, введено 2 выходных в месяц, согласно колдоговора.

По договоренности с ЗавФакторией, в виду особой нужды, ощущаемой личным составом, отправлен катер-разведчик для закупки оленей.

1-го прибыл катер-разведчик, доставивший 22 оленя, которые сразу были распределены на суда.

Заболевший капитан п/х "Микоян" РЯБОКОНЬ, по заключению консилиума, должен быть отправлен на судне, идущее на восток. Сего числа капитан РЯБОКОНЬ А.Д. был пересажен на п/х "Сучан" для следования во Владивосток. Временно исполняющим обязанности капитана на п/х "Микоян" назначен старший помощник – ЖЕЖЕРЕНКО "Л .А. Баржи спущены с берега и подняты тяжеловесной стрелой п/х "Север" на борт п/х "Микоян".

15-го начавшимся с полночи свежим ветром с зюйда очищается Чаунская губа в районе Раутанов и острова Айон. Начальник Экспедиции дал распоряжение 16-го сняться с места зимовки и следовать к устью р. Колымы.

16-го по нашему заданию шхуна "Темп" дошла до устья Большой Баранихи и выявила возможность прохода на этом участке в Колыму и вернулась обратно. Сего числа в 14 часов суда Экспедиции покинули место зимовки, пп/хх "Север", "Анадырь" и "Микоян" последовали к устью р. Колымы для разгрузки, а п/х п/х "Красный партизан" и "Сучан" последовали на восток.


ВЫВОДЫ

Считаем долгом отметить, что небывалая в истории Арктики зимовки в столь большом количестве судов и личного состава прошла исключительно организовано, с пользой для личного состава и правительства, благодаря большевистской сплоченности всего коллектива, устремленной во что бы то ни стало выполнить задания, возложенные на Экспедицию.

Хандра, уныние, оторванность, действующие на психику человека, среди личного состава места не находили. В лице зимующих мы представляли трудовой коллектив, с энтузиазмом выполнявший задания Партии и Правительства, под углом широко развернутого социалистического соревнования и ударничества, охвативших всех зимующих.

Основным средством по организации нашего коллектива была широко развернутая, повседневная, умело построенная культурно-массовая работа, которая не только распространялась на зимующие суда, но и внедряла большую культуру среди туземного населения.

В периоде зимовки имелись случаи нарушения трудовой дисциплины, некоторые морально разложившиеся лица пытались нарушить нашу твердо и хорошо организованную жизнь, но они были в каждом отдельном случае резко осуждены всей самой личного состава и их поступки не распространяли никакого отрицательного влияния, а наоборот – действовали мобилизующее на всех зимующих.

Для характеристики произошедшего во время зимовки приведем следующее: кок л/к "Ф.Литке" за спаивание чукчи постановлением Райисполкома был оштрафован на 200 р., Судовым Комитетом и общим собранием был исключен из членов профсоюза. Постановлением Райисполкома, впредь посещение яранг без разрешения штрафуется суммой в 200 р. Зейналов, получив подобный удар, старался не исправиться, а наоборот халатно относиться к своей работе, учиняя скандалы. Он был переведен на другой пароход, но и эта мера не помогла: получив неоднократные предупреждения о том, что в случае неисправления будет уволен и переведен на положение пассажира, что и было сделано после повторного нарушения труддисциплины, Зейналов, пробыв некоторое время на положении уволенного, подал заявление о своем исправлении, после чего был восстановлен на работу.

Уборщик л/к "Ф.Литке" КОПЦЕВ за неоднократное нарушение труддисциплины и порядка в школе, где он занимался, получив множество предупреждений, был исключен из членов профсоюза и впоследствии исключен из слушателей курсов. В тот же вечер уборщик КОПЦЕВ сделал попытку в красном уголке л/к повеситься. Ему вовремя сняли петлю и после выздоровления его поведение стало безупречно.

Уборщик КОПЦЕВ – участник Экспедиции КИУРТ'а попал на ледокол в обратное следование из устья Колымы в Чаунскую губу совершенно недисциплинированный, морально разложившийся. Не выдержав экзамена на машиниста, он вторично 12-го июня совместно с коком ледокола дезертировал в далекую неизвестность искать золото. Кок ГОРШКОВ в прошлом, как это впоследствии выяснилось, имеет за собой подобные похождения, он просто любитель приключений. В августе мес. Оба они прибыли в устье р Колымы на п/х "Свердловск".

Попавший из Колымы пассажир, впоследствии введенный в состав экипажа уборщик КИРЮШКИН, как видно из оставленного им дневника, разочаровался в социалистическом строительстве, характеризуя это подобной фразой: «раньше попы проповедовали, а теперь коммунисты» - разложившийся нытик и невер. 10-го апреля произвел выстрел из малокалиберной винтовки себе выше груди. После выздоровления КИРЮШКИН стал самым тихим и незаметным, а также исполнительным. По его личной просьбе уволен и доставлен во Владивосток пассажиром.

Приведенные характерные случаи дают полную ясность, что они не оставляли никакого отрицательного влияния на коллектив зимующих, а наоборот, резко, самым жестоким образом были осуждены всеми, как морально разложившиеся, политически совершенно безграмотные, которые могли то же сделать, будучи на материке.

За время зимовки вынуждены были произвести 6 увольнений, с последующим восстановлением 3-х, в том числе и водолаза Экспедиции.

Благодаря сочетанию чуткости, гибкости, с своевременным осуждением требующих этого поступков, нам удалось сохранить коллектив в 300 человек с социалистической дисциплиной.

Большая организаторская роль в нашей полезной работе принадлежит пятидневной газете «За Советский Север», сумевшей своевременно бичевать отстающих и поощрять передовых, умело организовывать и проводить соревнования, явившиеся динамикой всей нашей жизни на зимовке.

Бичь полярников – полярная ночь – прошла совершенно незаметно, в углубленной кропотливой работе.

За период зимовки сохранили корабли, грузы, подготовили пролетарские кадры Советскому торговому флоту, произвели ударный судоремонт, составили два планшета Чаунской губы, построили две баржи, построили школу, больницу и интернат туземному населению, построили две показательных яранги, проделали большую культурную работу по обслуживанию туземного населения, сохранили и воспитали личный состав на успешной выгрузке грузов в навигацию 1933 г., завершив этим задачи Экспедиции.

Пред.След.