Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 859

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Неудачная попытка "Анадыря" И "Сучана"

самостоятельно пробиться на запад

Пароход "Анадырь" первым вошел в Восточно-Сибирское море утром 22-го и, став на якорь, против селения Уэлен, получил у местных жителей сведения о ледовой обстановке близь-лежащего района к западу от м.Дежнева. По словам чукчей, зимний лед в районе Уэлен отошел от берегов в этом году ранее обычного срока – половины июня, но далее к западу от м.Сердце Камень, хотя ледяной покров и взломан, все льды стоят вплотную к берегу, что объясняется отсутствием южных ветров.

В полдень сего же числа п/х "Анадырь" последовал по назначению, имея открытую воду, приближенно через час вошел в густой туман. Вечером при слегка рассеявшемся тумане обнаружил слева лед, прижатый к берегу. Намереваясь войти в прибрежную полосу, где обычно бывает лучшая ледовая обстановка, капитан "Анадыря" вошел в лед, расположив курс судна с расчетом подойти на 3-4 мильное расстояние от берега. Державшийся туман при маловетрии не позволял выявить общую картину расположения льдов, а, следовательно, не было возможности выбирать путь наиболее благоприятный, - судно следовало самым малым ходом. К утру 23-го июля "Анадырь" продвинулся к траверсу мыса Икигур, характер льдов – крупно-мелко битый с небольшими ледяными полями, который позволял продвигаться на запад малым ходом. Временами приподнимавшийся туман давал возможность определиться и выявить наличие течения на зюйд-ост, т.е встречного со скоростью 1/2 мили в час. Утром 24 июля на расстоянии 4-х миль от берега в районе между мысами Икигур и Сердце Камень, пароход "Анадырь" в тумане подошел к непроходимым ледяным полм и с полудня уже находился в невольном дрейфе на зюйд-ост, не имея возможности в тумане выбирать путь среди больших полей и густого битого льда. С сего же числа ночью п/х "Анадырь" вступил в связь с зимовавшими пароходами "Колымой" и "Л.Шмидт", вышедшими на восток от места своих зимовок, первый – острова Шалауров, второй - в Чаунской губе. Обнаружив невозможность продвижения на запад в прибрежных водах, п/х "Анадырь" в течении 25, 26, 27-го июля пробивался на норд-вест, с расчетом найти лучшую ледовую обстановку на 25-30 мильном расстоянии от берега; тяжелый лед чередовался ч крупно-мелко-прессованым льдом; временами создавал непроходимую ледяную преграду, судну приходилось выжидать перегруппировку льдов во время дрейфа, который иногда открывал небольшие прогалины чистой воды, но такие вынужденные остановки уничтожали достигнутый успех продвижения на запад обратным дрейфом. Около полудня 27-го июля, выйдя на чистую воду в расстоянии 30 миль от берега, "Анадырь" последовал в норд-вестовом направлении вдоль кромки льда и вечером сего же числа вынужден был вновь войти в лед вследствие отклонения ледяной кромки на норд. В полночь, находясь по исчислению на широте 67°34’ нордовой и долготе 173°10’ вестовой, при удовлетворительной видимости "Анадырь" подошел к кромке невзломанного ледяного покрова, который тянулся по всему видимому горизонту от норд-норд-оста до зюйд-зюйд-веста через норд. Видя бесполезность попытки пройти на запад вдали от берегов "Анадырь" последовал вдоль кромки невзломанного ледяного покрова на зюйд-зюйд-вест, с расчетом вновь пробиться в прибрежную полосу, где и ожидать улучшения ледовой обстановки.

Около полудня 29-го июля "Анадырю" удалось пробиться к прибрежной полосе забитой крупным спрессованным льдом с небольшими полями, которая для судна была непроходима. Встав на ледяной якорь к большому полю, "Анадырь" начал дрейфовать вместе со льдом на ост-зюйд-ост со скоростью от 1/4 до 1/2 мили в час, находясь в момент остановки в 6 милях на норд-вест от острова Идлидля. С этого времени до вечера 5 августа – момента соединения с п/х "Сучан", где находился Начальник Экспедиции тов.ЕВГЕНОВ, п/х "Анадырь" дрейфовал со льдом на зюйд-ост вдоль берега от 12 до 15 миль сутки.

Таким образом, попытка "Анадыря" продвинуться на запад в течении 14 суток оказалась неудачной, судно, израсходовав бесполезно 175 тонн угля, в конечном счете оказалось почти в исходном положении к юго-востоку от мыса Сердце Камень. В дальнейшем, видя бесполезность таких попыток при данной обстановке, тов. ЕВГЕНОВ воспретил самостоятельное продвижение на запад, главным образом из соображении экономии угля, до улучшения обстановки. В своем донесении тов.СИДНЕВ говорит, что во время дрейфа у м. Сердце Камень у него на борту побывал вместе с местными жителями норвежец Воол, живущий на м. Сердце Камень 32 года; по его словам, он вывел заключение из своих наблюдений, что в течении 30 лет он таким тяжелым в ледовом отношении годом считает только 1919 г. и объясняет отсутствием за весь летной период сильных южных ветров, при наличии упорно держащихся северных.

Пароход "Сучан" под командой капитана ХРЕНОВА, следуя в Восточно-Сибирском море, уже в полдень 24-го июля, подходя к проливу Беринга, обнаружил лед, прижатый к берегу полосой 3-6 миль, начиная от района выше залива Лаврентия вокруг массива Дежнева и далее на запад. Вечером сего же числа при подходе к м.Икигур "Сучан" вошел в разреженный лед, который по мере продвижения на запад становился более тяжелым; выйдя затем опять на чистую воду, держась кромки льда, последовал далее и около полудня прошел траверз п/х "Анадырь", стоящего во льдах между мысами Икигур и Сердце Камень. Вскоре навалил густой туман, что вынудило п/х "Сучан" остановиться у кромки льда на глубина 20 саж., ожидая прояснения. Утром 25 июля с улучшением видимости "Сучан" последовал далее на запад, лавируя среди льдов, и вскоре подошел к кромке сплошного невзломанного поля и вынужден был встать на ледяной якорь, с ухудшением горизонта, находясь в это время на расстоянии 9 миль от мыса Сердце Камень. С полудня туман рассеялся, с салинга были устроены полыньи и каналы между льдами, куда "Сучан" и последовал. Но пройдя всего три мили снова подошел к огромному полю невзломанного льда, несколько мористее и к западу у этого же поля стоял и п/х "Анадырь", также ожидая улучшения ледовой обстановки. Вечером 26-го июля, обнаружив, что упомянутое поле начало двигаться всей массой на ост-зюйд-ост, п/х "Сучан", опасаясь сжатия вышел на чистую воду, спустил на воду самолет Р-5 и отправил его на разведку и обследование льдов в районе м. Сердце Камень – м.Онман. Около полуночи самолет возвратился. По донесению его командира тов.БЕРДНИКА, он поднявшись от места стоянки судна в широте 67°03’ нордовой и долготе 171°31’ вестовой, лег курсом на Онман. Немного не долетая до меридиана восточного берега Колючинской губы, встретил густой туман и вынужден был повернуть вдоль его границы, откуда в дальнейшем повернуть на ост, направляясь вдоль берега мыса Дженретлен и далее до острова Идлидля, от которого повернул на норд, после чего возвратился к судну.

Состояние льдов виденного им района следующее: полоса льда шириной до 12 миль от береговой черты в море представляет собой большие ледяные поля с небольшими полыньями и крупно-битый непроходимый лед, мористее этой полосы следует мелко-битый лед с разводьями, проходимый для судна, на границе которого виднелась открытая вода. Вдоль берега, от косы Беляка до м. Дженретлен имеется заберег чистой воды, шириной до мили, который от мыса до острова Идлидля суживается до 1/2 мили, мористее же тяжелый лед.
Подняв самолет, капитан ХРЕНОВ решив по собственной инициативе пройти вдоль кромки льдов для попытки найти вдали от берега проход к мысу Онман, т.к. информация "Анадыря" и данные летной разведки выявили невозможность пробиться в береговую полосу, где обычно льды бывают легче. Подойдя вдоль кромки вдоль кромки льда на расстоянии 32 мили к норд-осту острова Колючино "Сучан" обнаружил, что лед лежит плотной массой и, при наличии норд-вестового ветра, непроходим в желанном направлении. В дальнейшем кромке имела направление на норд-вест; проследовав вдоль нее "Сучан" вскоре обнаружил, что комка приняла направление на норд-норд-вест и вечером сего же числа (27 июля) п/х "Сучан" убедившись, что кромка льда и в дальнейшем склоняется на норд, повернул обратно к последнему пункту м. Сердце Камень, находясь в это время в широте 68°14’ нордовой и долготе 173°30’ вестовой, т.е в расстоянии 55 миль от ближайшего берега.

В течении 28 и 29 июля "Сучан" держался в районе мыса Икигур, большей частью в тумане, и вечером последнего числа пытался продвинуться в прибрежную полосу в районе мыса Сердце Камень, но вскоре, получив распоряжение от Руководства Экспедиции не входить в тяжелые льды до прибытия л/р "Литке" для приема на борт части Руководства, продвижение к берегу приостановил.

31 июля к п/х "Сучан" подошел ледорез "Литке" и пересадил на его борт Начальника Экспедиции тов.ЕВГЕНОВА вместе с ним перешли Завметслужбой Экспедиции т.ГЕОРКЯНЦ, Пом.Нач. Экспедиции по речной части тов. МОЛОДЫХ, уполномоченный НКСвязи т.ВОЛЬФБЕРГ и специальный корреспондент «Известий» и гидролог ГАККЕН.

В дальнейшем л/р "Ф.Литке" возвратился к остальным судам, державшихся с баржами и катерами в районе м. Дежнева, п/х же "Сучан" и "Анадырь" были соединены в авангардную группу под непосредственным руководством тов. ЕВГЕНОВА и самостоятельное их продвижение на запад на этом закончилось.

Для обрисовки более ясной картины ледового состояния участка Полярного моря, лежащего впереди на пути судов Экспедиции к Колыме, необходимо вкратце остановиться на плавании зимовавших пароходов "Л.Шмидт" и "Колыма".

Выйдя 23-го июля от места своей зимовки , у мыса Певек (Чаунская уба) п/х "Л.Шмидт" под командой нашего лучшего опытного полярника тов. МИЛОВЗОРОВА, 25 июля соединился с п/х "Колыма", зимовавшим у острова Шалаурова. Без значительных трудностей оба судна подошли береговой полосой к мысу Биллингс. Здесь ими был встречен невзломанный лед с неширокой прогалиной на расстоянии 30 миль от берега в северном направлении. Пройдя указанной прогалиной в расстоянии 30 миль от берега, суда обнаружили возможность обогнуть невзломанный лед и снова войти в береговую полосу, где обычно происходит продвижение судов при тяжелой ледовой обстановке, не приспособленных к полярному плаванию. Успешно выполнив рискованную операцию – отрыв от берега при начавшемся только вскрытии ледового покрова, п/х п/х "Л.Шмидт" и "Колыма" 28 июля прошли мыс Якан и в 20 милях к юго-востоку от него встретили еще невзломанный лед, где и стали в ожидании изменения обстановки, имея ничтожный запас топлива. Такая обстановка создалась в районе их стоянки только через полмесяца.

Пред.След.