Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 853

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Обратный поход судов экспедиции

после разгрузки в б/х Амбарчик в 1933 г.

Закончив полностью выгрузку и приняв запас угля от п/х "Хабаровск" 14 августа пароходы "Урицкий" и "Микоян" были направлены на восток самостоятельно с указанием принять уголь и годовое снабжение с парохода "Монгол", который в это время пробивался с востока к острову Шалаурова в тяжелой ледовой обстановке. Учитывая плохое техническое состояние "Монгола", его опоздание в доставке угля и снабжении судов устье р. Колымы, Руководство Экспедиции совместно с Нач. Экспедиции 1933 г. т.СЕРГИЕВСКИМ дало указание капитану "Монгола" дальше о-ва Шалаурова на запад не продвигаться. Для достижения "Монгола" тов.СЕРГИЕВСКИЙ выделил из своих запасов на "Хабаровске" уголь для судов нашей Экспедиции в количестве: п/х "Урицкий" – 90 тн., "Микояну" – 80 т., "Анадырю" – 90 т. и "Литке" -290 т. В случае недостачи угля предполагалось пополнение запасов топлива с парохода "Лейтенант Шмидт", задержанного тяжелой ледовой обстановкой у мыса Козьмина.

Необходимо отметить, что выбор Дальневосточным Морфлотом парохода "Монгол" для доставки угля и снабжения судам Северо-Восточной Экспедиции был для нас совершенно неожиданным и ошибочным. Суда этого типа имеют большую осадку, трюмы без переборок (типа лесовозов), корпус без ледовых креплений. Руководство Экспедиции при выборе судов в 1932 г. в самой решительной форме отвергло предложение Дальневосточного бассейна включить в состав Экспедиции суда типии "Монгол". О назначении "Монгола" со снабжением Руководство Экспедиции узнало из случайно перехваченной телеграммы в последних числах июня, когда п/х "Монгол" уже закончил погрузку. До этого же времени имели сведения, что уголь и снабжение для нас будет послан на п/х "Л.Шмидт". Считая, что уже поздно настаивать на выделении вместо "Монгола" другого более подходящего судна, Руководство Экспедиции, высказав свое мнение о непригодности "Монгола" для полярного плавания, настаивало, чтобы обезопасить себя от всяких случайностей, могущих быть с "Монголом", а также для обеспечения достижения судами нашей Экспедиции "Монгола", - на погрузке возможно большего количества угля на палубы пароходов "Хабаровск" и "Свердловск" и "Л.Шмидта" для передачи нашим судам. Опасения Руководство в отношении "Монгола", к сожалению оправдались : "Монгол" своевременно не прибыл к устью Колымы и в дальнейшем, находясь за ледяным барьером у о-ва Шалаурова значительно задержал продвижение судов. К тому же "Монгол" оказался со значительными дефектами машин и руля и продвижение его до о-ва Шалаурова необходимо отнести за счет энергии и настойчивости капитана АЛЕКСЕЕВА и его экипажа.

16-го августа. Приняв дополнительные запасы угля с "Хабаровска", "Литке" совместно с п/х "Анадырь" вышли на восток. Пароход "Анадырь" принял на борт в устье р. Колымы, по предложению Дальстроя, 70 чел. его рабочих, 35 баржевиков и около 30 чел. пассажиров других организаций: Якутпушнины, КИУРТ'а и Комсеверпути. Всем организациям, отправлявшим людей было предложено в письменной форме обеспечить пассажиров годовым зимовочным запасом продовольствии и одежды на случай вынужденной зимовки п/х "Анадырь", что в особенности было важно для людей Дальстроя, большинство из которых болело цингой и некоторые в тяжелой форме. К сожалению, организации противоцинготными продуктами полностью не снабдили, по их заявления – за отсутствием таковых, а также выделенное снабжение по норме и ассортименту не соответствовало снабжению нашей Экспедиции.

17-го августа "Литке" и "Анадырь", следуя чистой водой при свежем северном ветре подошли к о-ву Айон, где встретили битый рассеянный лед, позволявший продвигаться средним ходом. Но к вечеру вошли в более сгущенный лед при плохой видимости и 18-го утром подошли в густом тумане в тяжелом 8-"Микоян" бальном льду к мысу Шелагскому. Продвигаясь вплотную к приглубому берегу, временами в расстоянии не более 2-х кабельтов "Литке" и "Анадырь" к вечеру побились к мысу Козьмина. "Урицкий" и "Микоян" в это время стояли в тяжелом сплоченном льду несколько восточнее этого мыса; продолжающийся норд-норд-остовый ветер прижал к берегам, создал тяжелую обстановку для продвижения судов.

19 августа утром "Литке" удалось пробиться среди очень тяжелого льда к "Л.Шмидту", стоявшему продолжительное время без движения в тяжелых льдах на пути к Медвежьим островам. Пополнив запасы топлива со "Шмидта" "Литке" начал проводку "Шмидта" на запад. Пройдя около 5 миль, где стоял п/х "Анадырь" суда были вынуждены прекратить работу с наступлением темноты и 20-го с рассветом при непродолжительном западном ветре, несколько улучшившим ледовую обстановку у берега, "Литке" вывел "Л.Шмидта" на прогалину чистой воды и возвратился к "Анадырю", после чего вместе с ним начал пробиваться на запад. В это время пароход "Микоян", находившийся немного восточнее "Урицкого" вплотную к берегу, удачно использовал кратковременный вест-зюйд-вест, обогнул о-в Шалаурова и 21-го августа с большими трудностями среди дрейфующего тяжелого льда, используя аммонал, разворачиваясь и протягиваясь швартовами среди стамух, вышел в береговую прогалину восточнее Шалаурова, соединился с "Монголом" и немедленно начал прием угля и снабжения. "Урицкий" же находившийся несколько мористее "Микояна", продвигаясь во время кратковременного улучшения ледовой обстановки, 20-го августа, с изменением ветра на норд-вест, оказался зажатым в тяжелых льдах несколько западнее Шалаурова. С рассветом 23-го августа "Литке" с "Урицким" и "Анадырем" с большими трудностями прошел Шалауров, но не мог суда вывести в береговую прогалину, т.к. к этому времени норд-вест образовал 2-3 мильный барьер сплоченного торосистого льда, совершенно непроходимого в данное время при сильном нажимном ветре – первыми признаками жестокого шторма, нанесшего сильный ущерб речной Экспедиции капитана МИЛОВЗОРОВА, следовавшего из б/х Тикси в Колыму. Использовать же существующий дрейф на восток вместе со льдом было совершенно недопустимо из-за слишком малых запасов топлива на "Литке", "Урицком" и "Анадыре", которые уже заканчивались.
23-го августа "Литке" занялся проводкой "Анадыря" через ледовый барьер. Работа протекала в необычайно трудных условиях, осложняясь наличием повреждений на ледоколе. Комбинируя работу ледокола со взрывами аммонала, 24 августа "Литке" благополучно провел "Анадырь" через ледяной барьер и совместно с ним подошел к монголу для приемки запаса угля. В это время на "Анадыре" оставалось топлива 10 т., на литке около 90 тонн и на "Урицком", стоявшим за барьером, было 35 тонн. Пароход "Микоян" к этому времени закончил прием угля и снабжения с "Монгола", следовал береговой прогалиной по малым глубинам на восток.

25 августа сильный шторм с пургой от норд-веста ледовую обстановку ухудшил, прижимая льды к берегу при наличии низкой температуры. Шторм начал слабеть, 26-го августа оказавшись роковым не только для Экспедиции МИЛОВЗОРОВА, Нои всех наших судов, находившихся в Восточно-Сибирском море, создав необычайно трудную ледовую обстановку на всем побережье почти от острова Айон до мыса Сердце-Камень. Двигавшийся на восток "Микоян" мелководными береговыми прогалинами вынужден был остановиться несколько восточнее мыса Якана, встретив трудно проходимую перемычку битого льды на мелководье вплотную к берегу. С большими усилиями с помощью аммонала, швартовых концов осилил указанную перемычку и 28 августа береговой прогалиной подошел к западной стороне мыса Северного, оказавшись внутри барьера, разрушить который ему было не под силу, где он и простоял до прибытия "Литке" 11 сентября.
26 августа пароход "Анадырь" закончил прием годового запаса продовольствия и 275 тонн угля. Учитывая необходимость проводки "Урицкого" через тяжелый ледовый барьер в береговую прогалину и исходя из соображений, что на п/х "Анадырь" находится большое количество пассажиров, Руководство Экспедиции, считая этот тип парохода активным во льду, направило его на восток самостоятельно. На другой день "Анадырь", пробиваясь в сплоченном льду, на банках Аачика свернул баллер руля на 15°, а 30-го августа сломал все лопасти гребного винта в тяжелых льдах на малых глубинах несколько западнее мыса Шалаурова изба.

"Литке" 27 августа, приняв на борт 360 тонн угля, начал пробиваться через барьер к "Урицкому". Лед сплоченный последним штормом, покрытый сильным снегопадом, оказался спрессованным, смерзшимся в виде ледяного пака. Продвижение через такой барьер происходило медленно с большой затратой топлива, энергии, сильно отражаясь на состоянии корпуса ледокола. Потребовалось около 30 часов непрерывной работы ледокола для преодоления двухмильного барьера. В полдень 28-го августа "Литке" пробился к "Урицкому" и передал ему 65 тонн угля, специально взятого для этой цели на палубу ледокола. Начав вечером этого же числа работу по проводке "Урицкого" через барьер к "Монголу", ледокол за первые сутки развернул "Урицкого" только на 8 румбов, вместо необходимых 16. Работа ледокола все время комбинировалась с взрывами аммонала. Позднее навигационное время вынуждало отказаться от ожидания более благоприятной ледовой обстановки и вынуждало идти на определенный риск повреждения судов при работе в таких условиях.
И только 1-го сентября, с изменением ветра на ост-норд-ост "Литке" и "Урицкий" вошли в береговую прогалину и ошвартовались к пароходу "Монгол" для приема угля и снабжения. На другой день с рассветом после приемки небольшого запаса топлива "Литке" с "Урицким" и "Монголом" последовали береговой прогалиной на восток. На траверзе мыча Аачим суда вошли в битый 7-"Микоян" бальный лед. Продвижение в этом районе осложнялось опасностью посадки на отмели, расположенной на значительном расстоянии от берегов. В этот же день "Литке" при случайном ударе о крупную торосистую льдину повредил правый винт, потеряв при этом одну лопасть. Вечером суда сблизились с п/х "Анадырь", стоявшим на глубине 15 футов в береговой прогалине и заканчивавшим установку 2-х последних запасных лопастей. При подходе "Литке" с судами – "Анадырь" стоял за ледяным барьером крупного торосистого льда шириной около двух кабельтов. Получив от капитана "Анадыря" т.СТЕХОВА сообщение о желательности вывода "Анадыря" из береговой прогалины через барьер мористее, "Литке" начал пробиваться через ледяной барьер, оставив "Урицкого" с "Монголом" на прогалине отрытой воды. Во время продвижения к "Анадырю" по льду пешком пришел на борт "Литке" капитан СТЕХОВ, который информировал, Начальника Экспедиции, что постановка двух последних лопастей заканчиватся, ночью будет исправлен дифферент судна, а также, что им обследовано направление береговой прогалины на восток, где, поле преодоления перемычки в 1 милю, вероятно возможно продвижение судов с небольшой осадкой даже порожняком для "Анадыря, для "Литке" же с его осадкой в 24 ф. проход там совершенно невозможен. Таким образом, необходимо было или выжидать изменения ледовой обстановки, или же следовать на норд в надежде найти проход на восток мористее, с риском потери судов в случае сжатия, возможного дрейфа с повреждением рулей и винтов судов.

Считая, что при такой обстановке выводить "Анадырь" с большим количеством пассажиров, больных на борту, при наличии двух лопастей винта, - является недопустимым, т.к на ледоколе "Литке" и лесовозах пассажиров и команду "Анадыря" разместить будет чрезвычайно трудно, Начальник Экспедиции, с согласия капитана парохода "Анадырь" т.СТЕХОВА, принял решение оставить пароход "Анадырь" в береговой прогалине, где стоянка была безопасна, а "Литке" с "Урицким" и "Монголом" должны последовать на норд в поисках прохода на восток. Капитан СТЕХОВ при этом заявил, что он попытается начать продвижение в береговой прогалине и если убедится в невозможности и если к тому времени группа "Литке" обнаружит благоприятную обстановку мористее, то он последует путем "Литке"; для облегчения выхода т.СТЕХОВ просил пройти ледорезом до "Анадыря", чтобы несколько нарушить ледяной барьер, что и было выполнено.
С первыми признаками рассвета 3-го сентября группа "Литке" начала продвижение сначала на норд-вест, затем по мере появления прогалин в нужном направлении, склонялась на норд-норд-ост. К полудню, после очень сложной лавировки среди тяжелого битого льда небольшими разводьями "Литке" обнаружил разреженный лед, легко проходимый, расположенный широкой прогалиной в направлении приближенно мыса Биллингс. Находясь в широте 70-00 северной и долготе 174-40 восточной, пройдя от "Анадырь" за 10 часов около 15 миль на норд. Приближенно в это же время получил сообщение от капитана СТЕХОВА, что он с большими трудностями пробивается через барьер для следования путем "Литке" и просит возвратить ледокол для присоединения "Анадыря" к общей группе.

Считая, что обнаруженная прогалина еще не означает свободный проход судов на восток и считая также совершенно недопустимым покинуть в море во льдах неактивных а тяжелой ледовой обстановке "Урицкого" и "Монгола", Начальник Экспедиции в просьбе капитана "Анадыря" отказал. Одновременно с этим, просил капитана "Хабаровска" т. ЕНЯКИНА и Нач. Колымской Экспедиции т. СЕРГИЕВСКОГО соединиться с пароходом "Анадырь" для совместного продвижения, учитывая, что "Хабаровск" находится в исправном состоянии, имеет две запасные лопасти, которые могут подойти к "Анадырю", что и было выполнено пароходом "Хабаровск" 7-го сентября.

В дальнейшем, при попытке продвижения совместно с "Хабаровском" пароход "Анадырь" сломал свои последние лопасти, поставив принятые с "Хабаровска", 13 сентября пароходы "Анадырь" и "Хабаровск" соединились в районе мыса Шалаурова, с п/х "Север", следовавшим на восток после выполнения добавочного тяжелого рейса к устью реки Лены.

Несмотря на всю энергию и мужество, проявленные Начальником Колымской Экспедиции т.СЕРГИЕВСКИМ, капитанами и экипажами "Севера", "Хабаровска" и "Анадыря" эти суда продвинувшись до мыса Якан, вынуждены были стать на зимовку, встретив непроходимый лед на своем пути.

Отмечаю при этом поведение состава парохода "Хабаровск", помогавшего в трудных условиях фактически аварийному "Анадырю", также большую помощь оказал пароход "Север" - "Хабаровску" и "Анадырю", снабдив их углем ("Хабаровск" – 200 и "Анадырь" – 300 тонн) из запасов, принятых в Тикси оставленных на "Севере" на случай недостатка угля, посланного на "Монголе".

3-го сентября вечером группа судов во главе с ледоколом "Литке", следуя вдоль кромки ледяного барьера, расположенного в 3-8 милях от береговой черты подошла к мысу Биллингс. Здесь также лед в направлении берега имел вид ледяного смерзшегося пака и насколько возможно было обследовать с мачты, под берегом совершенно отсутствовали прогалины открытой воды. Перед наступлением темноты, приближенно в широте 69°45 и долготе 176°50 восточной, с ухудшением видимости, группа "Литке" вынуждена была движение приостановить, не найдя дальше свободного выхода на восток. 4 сентября, с рассветом "Литке" обследуя прогалину, обнаружил, что путь на восток прегражден смерзшимся непроходимым льдом. Руководство Экспедиции решило, следуя вдоль мористой кромки прогалины, попытаться найти проход севернее указанного пункта, но, подойдя почти на меридиан Биллингса, прохода не обнаружили и навалившийся вскоре густой туман принудил суда остановиться в ожидании улучшения видимости. Одновременно с этим было дано задание Начальнику Летной части ГУСМП т.КРАСИНСКОМУ произвести ледовую разведку на участке Полярного моря севернее Биллингса.

Тов. Красинский, находившийся с самолетом Н-4 на м. Северном, ответил, что при первой возможности обследование льда произведет. 6-го сентября, не дождавшись авиаразведки из-за упорно державшегося тумана, Руководство Экспедиции вторично пыталось найти проход на восток группой судов во главе с "Литке". Обследовав от норда до зюйд-веста через ост, прохода не обнаружено не было. Учитывая позднее навигационное время, опасность остаться с судами вне береговой прогалины и малых глубин, решено было попытаться форсировать, если найдется неширокая перемычка льда, для выхода под берег к малым глубинам. Обойдя выступ пака, расположенного несколько восточнее Биллингса, обнаружили несколько перекрывающих друг друга языковидных перемычек, доступных для "Литке". Проводя этими перемычками "Урицкого" и "Монгола", "Литке" с судами вошел в битый лед 6-7 баллов – состояние льда, позволившее хоть и медленно, но продвигаться судам на восток.

7 сентября при подходе к мысу Якан ледовая обстановка вынудила "Литке" отклониться снова мористее и около полудня обнаружили узкую прогалину, ведущую на восток, расположенную приближенно в 12-ти милях от берега. Характер льда в направлении берега опять имел вид смерзшегося торосистого пака с большими нагромождениями. Следуя вдоль этой кромки разреженным льдом, встречая иногда небольшие перемычки, суда довольно успешно продвигались на восток. Под вечер над судами пролетел самолет Н-4, но за отсутствием на нем радиоустановки никакой информации о льдах в этот день от него не получили.

8-го сентября характер плавания тот же. Во время сложной лавировки при встрече с одной из более мощных перемычек "Урицкий" поломал все лопасти винти и самостоятельно передвигаться не мог. "Литке" в течение этого дня пытался буксировать "Урицкого", что оказалось крайне затруднительным для обеих судов. Вечером, обнаружив небольшое углубление в барьере, установил там "Урицкого" и приступили к смене винта. Работа происходила в крайне сложных условиях при дрейфующем по левому борту льду, грозящему снести подмостки вместе с людьми.

10-го сентября в полдень экипаж "Урицкого" закончил установку винта. Постановка среди дрейфующего льда 4-х тонного цельного винта была очень трудным и небезопасным делом, поэтому экипажу "Урицкого" были приданы экипажи "Литке" и "Монгола" дабы общими усилиями скорее закончить работу. Вечером этого же числа группа "Литке" подошла к мысу Северному, где в береговой прогалине за ледовым барьером стоял пароход "Микоян". Несмотря на наступление темноты "Литке" начал пробиваться через барьер к "Микояну" используя аммонал, и к рассвету 11-го "Литке" подошел к "Микояну". Проводка этого лесовоза через барьер мористее для соединения с оставленными судами по уже проложенному "Литке" пути была значительно легче. Вышедший утром самостоятельно с разрешения Руководства пароход "Урицкий" после 25-мильного перехода встретил непосильную ледовую обстановку и просил снова присоединить его к общей группе. Около полудня "Литке" с "Микояном", соединились с "Монголом", который ожидал "Литке", имея для него угольные запасы, последовали от мыса Северного на восток.

12-го сентября утром "Литке" с судами подошел к "Урицкий" и уже общей группой продолжал продвижение к мысу Ванкарем. Характер плавания и ледовая обстановка были такими же как от Биллингса до Северного: на 3-5 миль к берегу прилегал барьер сплоченного смерзшегося многолетнего льда пакового вида, вдоль которого тянуласть узкая прогалина более или менее разреженного льда, дающего возможность продвигаться судам с большим трудом. Мористее эта прогалина граничила с сплоченным льдом 8-9 баллов на всю видимость. Береговой барьер в местах расположения больших лагун, как например Амгуэма имел разрывы, позволявшие пройти к берегу, но следовать в береговой прогалине, как это делалось в прежние плавания было невозможно, т.к. полоса открытой воды имелась только в местах расположения лагун, а дальше лед был выжат на берег и сплошным барьером преграждал путь. Таким образом, единственным путем, возможным для следования судов, была указанная прогалина разреженного 6-7 бального льда, расположенная между береговым барьером и сплоченным льдом, мористее. Эта прогалина представляла довольно опасный, а при наличии лесовозов даже слишком рискованный путь, ибо при ветрах от норда и норд-веста весь сплоченный мористый лед неминуемо должен был двинуть к берегу, закрывая прогалину и создавая у берегового барьера сжатие и торосообразование. Поэтому, из опасения быть раздавленными в момент нажима льда с моря, суда во время ночной стоянки, когда продвигаться из-за темноты не было возможности, выбирали в береговом барьере углубления в идее бухточек, могущие оказаться защитой.

13-го сентября, вскоре после полудня, "Литке" с лесовозами прибыл в Ванкарем. Почти одновременно прилетел самолет Н-4 с Северного с тов.Красинским. 3-х часовой полет от Ванкарема до Идлидля выявил, что ледовая обстановка на этом участке мало благоприятна. Несмотря на то, что самолет поднимался на значительную высоту, кромка открытой воды видна не была. Этот полет был совершен по задания Руководства Экспедиции для обследования ледовой обстановки.

14 сентября "Литке" взял на буксир стоявшего в Ванкареме с 20 августа п/х "Красный Партизан". Считая, что буксировка среди льда возможна только и то при значительном риске для буксируемого и буксирующего судна, на коротком буксире вплотную к корме ледокола, "Литке" подал надежный буксир с добавочными боковыми направляющими стальными швартовами, взятыми накрест, для уменьшения рыскливости "Партизана" под кормой "Литке", и поданными в боковые клюзы носового трюма "Партизана". В полдень, неоднократно порвав буксиры было выявлено, что буксировка в 4-х бальном льду проходит с большими трудностями и очень тормозит скорость продвижения, поэтому Руководство Экспедиции разрешило "Микояну" и "Урицкому" следовать вперед самостоятельно, оставив с собой "Монгола", как базу для пополнения топливом "Литке". С наступлением темноты "Литке" с "Партизаном" на буксире и "Монголом" находился в 7-"Микоян" милях к западу от о-ва Колючин, продолжая продвижение с помощью прожектора. "Урицкий" и "Микоян" проходят к этому времени о-в Колючин. В полночь "Литке", неоднократно порвав буксиры с большими трудностями подошел к нордовой оконечности о-ва Колючин и лег в дрейф до рассвета; "Микоян" и "Урицкий" дрейфуют в это время в 3-х милях на зюйд-ост от группы "Литке".

15-го сентября при снеге, плохой видимости суда возобновили продвижение. Лед дрейфует на зюйд-ост, снег. "Литке" обходит отдельные поля льда, с трудом ведя "Партизана". В 7 час. "Урицкий" и "Микоян" встретили мелкобитый лед приближенно в 8 милях на зюйд-ост от о-ва Колючина и застряли в нем.

Убедившись, что лесовозы самостоятельно без помощи "Литке" продвигаться не могут, присоединили их к общей колонне во главе с "Литке", при проходе мимо них в пурге. Утром, после соединения с "Микояна" и "Урицкого" свежий норд-вест ухудшил ледовую обстановку, закрыл прогалины и уплотнил лед. Суда остались в 9-ти бальном льду, до улучшения обстановки.
16-го сентября, с изменением ветра на зюйд-ост лед начал распускаться, отходить на норд, образовались разводья, прогалины. Группа "Литке" начала продвижение в направлении Дженретлена, но с наступлением темноты вынуждены были лечь в дрейф в 4-х милях на норд-норд-вест от Дженретлена.

На другой день, с рассветом, суда возобновили продвижение сплошной лавировкой среди битого льда 5-6 баллов, спаянного молодым. Наваливший густой туман вынудил суда лечь в дрейф еще до наступления темноты при походе к острову Идлидля. В течение ночи группа "Литке" имела благоприятный дрейф в направлении Сердце-Камень, скоростью около 1/2 мили в час. 18 сентября с утра начал дальнейшее продвижении, к вечеру "Литке" вышел на чистую воду в 9 милях к норду от Икигура проводимую им группу судов в составе "Микоян", "Урицкий", "Монгол" и "Красный Партизан" - на буксире. К моменту выхода на чистую воду суда имели следующие повреждения: у "Микояна" осталась только одна целая лопасть гребного винта и та погнута, у "Урицкого" – одна целая лопасть и две обломаны более чем наполовину, "Монгол" отбил одну лопасть и получил пробоину в форпике. Состояние "Литке" было следующее – отбита лопасть правого винта, разбит правый дейдвуд и особенно дейдвудная втулка, которая сильно пропускала воду; повреждена рулевая машина, руль не работает и закреплен прямо руль, через ослабшие заклепки и разошедшиеся швы имелась сильная течь, одна из цистерн задрана наглухо из-за бесполезности откачки из нее, общее поступление воды достигало свыше 200 тн. час, работали все отливные средства.

К моменту выхода изо льдов ледокола "Литке" с лесовозами и "Монголом" следовавшие на восток суда Колымской Экспедиции "Лейтенант Шмидт" и "Свердловск" с большими трудностями пробивались в тяжелых льдах близ о-ва Колючина. Хотя техническое состояние "Литке" не позволяло углубляться далеко в полярный район, т.к. вторичная зимовка ледокола была фактически в его состоянии невозможна, все же Руководство Экспедиции считало необходимым произвести попытку оказать помощь "Свердловску" и "Лейтенанту Шмидту". Для этой цели решено было беспомощный лесовоз "Красный партизан" передать на буксир "Урицкому" и "Микояну", а "Литке" должен был немедленно приступить к перегрузке оставшихся на "Монголе" 200 тонн угля, что составило бы с наличием топлива на нем несколько свыше 300 тонн. Капитан парохода "Л.Шмидт" т.СНЕЖКО сообщал, что при подходе "Литке" он сможет выделить из своих запасов также около 300 тн. Начавшийся с утра 19 сентября шторм от норд-веста не позволил выполнить намеченный план – "Литке" вынужден был оказать помощь связанным буксирами трем лесовозам, фактически всем аварийным, иначе эти суда были бы неминуемо выброшены или на острова Диомид, или Амуриканский берег, т.к. жестокий норд-вестовый шторм продолжался в течение 4-х суток. Этот шторм в корне изменил ледовую обстановку.

Льды были уплотнены на всем побережье Чукотского моря и все суда, не вышедшие к этому моменту, оказались зажатыми в уплотненных спрессованных смерзшихся льдах. Группа судов "Хабаровск", "Север" и "Анадырь" в этот момент оказалась в наиболее благоприятной обстановке на случай вынужденной зимовки – в береговой прогалине между мысами Якан и Биллингс, пароходы же "Свердловск" и "Л.Шмидт", продрейфовав во время шторма до мыса Джентретлен, оказались зажатыми вне береговой прогалины приближенно на норд – норд-вест, в милях 3-4 от мыса.

Также в неблагоприятной обстановке оказался экспедиционный пароход "Челюскин", совершавший сквозной поход Северным Морским Путем из Мурманска во Владивосток, с заданием попутно обслужить колонию на острове Врангеля. "Челюскин" оказался зажатым несколько южнее острова Колючин.

Учитывая продолжающийся норд-вестовый ветер и наступившие низкие температуры, обстоятельства, которые ледовую обстановку ухудшали еще больше Руководство Экспедиции решило отбуксировать лесовозы в бухту Провидения и забункероваться из имевшегося там запаса угля, чтобы ледоколом "Литке" произвести попытку оказать помощь "Свердловску" и "Л.Шмидту".

24-го сентября, прибыв в б/х Провидения "Литке" немедленно приступил к бункеровке и возможному ремонту, для каковой цели были мобилизованы экипажи всех 5 пароходов, за исключением лиц, занятых на ремонте своих пароходов, - как например часть экипажа "Микояна" производила смену винта, который был взят с "Красного Партизана".

С выходом из Арктики фактически аварийных лесовозов и неисправного "Монгола", когда трудности ледового плавания остались позади, следует несколько слов сказать о работе личного состава на этом участке. Ледовая обстановка в Арктике в 1933 г. была также тяжела, как и в 1932 г. Неблагополучные ветры прижали льды к берегу, закрыв продвижение береговой прогалиной, и сильно их уплотнили. Частые смены ветров создавали дрейф льда в разнообразном направлении, грозя повреждениями судам Экспедиции.

Фактически плавание судов в 1933 г. проходило в сплошных тяжелых дрейфующих льдах Неоднократно суда становились перед опасностью больших повреждений, вторичной зимовки и даже катастрофы во время шторма у о-ва Диомид. Экипажи судов, их капитаны, и весь личный состав Экспедиции проявили особую настойчивость и большевистское упорство в выводе судов из Полярного моря. Борьба за выход судов длилась полтора месяца, а для некоторых судов – три месяца. Особая бдительность стойкость и выдержка личного состава в необычайно тяжелых условиях заслуживает особого внимания и поощрения Для экипажей и капитанов судов было целью вывести их Арктики суда с возможно меньшими повреждениями и за эту цель они боролись до последней возможности; на ходу в дрейфующих льдах, грозящих опасностью людям и судну, экипажи производили смену лопастей и цельного винта, работая по пояс в ледяной воде. Наблюдается чуткое отношение и взаимная помощь друг другу.

Можно с уверенностью сказать, что личный состав Экспедиции подлинно ударно по большевистски боролся, выполняя порученное ему задание.

Пред.След.