Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бочек А.П., Доклад Начальника Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.

Бочек А.П. Доклад Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА 1934 г.
http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boolg.html
Для облегчения ориентировки при чтении доклада пользователям Google Earth - можете скачать файл kmz с названиями географических объектов и позициями судов по координатам приведенным в тексте:
google-earth-Bochek.zip
(9.02 КБ) Скачиваний: 855

Посмотреть на сервере Google maps

© Филиал по Чукотскому автономному округу ФГУ «ТФИ по Дальневосточному федеральному округу». Использование материалов разрешено только с указанием ссылки на источник.
Инв. № 12
Не подлежит оглашению

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА тов. ЯНСОНУ Н.М..
красным карандашом, почерк Бочека: Директору Дальстроя т. Берзину
Начальника Северо-Восточной Полярной Экспедиции НАРКОМВОДА
- БОЧЕК А.П.

ДОКЛАД
1934 г.


slava_zz : 22 Октябрь 2009 19:14  Вернуться к началу

Грузовые операции в устье р.Колымы.


Еще в походе судов к устью Колымы Руководством Экспедиции был разработан при участии представителей Дальстроя и КИУРТ'а предварительный план разгрузки судов (в Петропавловске и б/х Провидения). Затем уже в Полярном море планы выгрузки были тщательно переработаны и уточнены опять также совместно с представителями упомянутых организаций. Наряду с этим, план был доведен до сведения и проработан на производсовещаниях и общих собраниях судоэкипажей, на судах была произведена разбивка экипажей на смены е бригады из расчета производства круглосуточных работ и заблаговременно же дано указание и проведен осмотр, ремонт и подготовка грузовых плавсредств (особенно кунгасов).

Планом грузовых операций предусматривалась одновременная разгрузке всех судов у устья р.Колымы, т.к. по характеру и ассортименту погруженных на суда грузов (продовольствие, скот, горючее и необходимые для работ на берегу материалы), а также по состоянии. И наличию в бункерах и трюмах судов угля к моменту прихода в Колыму и, наконец, считаясь с количеством пассажиров, подлежащих высадке в Колыме, - необходимым и наиболее целесообразным являлась одновременная разгрузке всех судов Экспедиции.
Этими же планами предусматривалась полная разгрузка лесовозных судов ("Микоян", "Урицкий", "Красный партизан") за баром, в реке, после необходимой отгрузки у бара, но при условии, разумеется, наличия соответствующей обстановки для похода в реку через бар (своевременность подхода к устью, наличия ограждения у лоцманов, промеров и т.п.).

Организация, администрирование и руководство грузовыми операциями и рабсилой КИУРТ'а и Дальстроя на берегу по планам разгрузки были возложены на КИУРТ. Силами состава Экспедиции должны были выполнять трюмные работы на судах и работы на плавсредствах у борта п/ходов, обслуживание плавсредств (команда на катерах и кунгасах); буксировка плавсредств до берега и техническо-руководящая помощь при выгрузке тяжеловесов и особых грузов на берегу, а также прием плавсредств у берега.

Наряду с этим, Руководство Экспедиции сохраняло в своей компетенции вопросы регулирования отгрузки судов, что необходимо было в виду позднего времени прихода их к устью, наличия пассажиров, не обеспеченных продовольствием на берегу, наличия поврежденных корпусов судов с течью в носовых частях, израсходованием запасов топлива в бункерах и необходимостью отгрузки трюмов для извлечения из них запасов угля и главное – в виду необходимости предотвратить дезорганизацию разгрузки в виду того, что ко времени похода к устью Колымы обнаружилось резкое расхождение в интересах различных организаций и стремление их к соблюдению узковедомственных задач. К сожалению, дело регулирования по разгрузке судов в устье Колымы было связано и тормозилось отсутствием в распоряжении Руководства разъездного катера, нужда в котором предусматривалась Руководством еще до отправления Экспедиции из Владивостока. Однако, несмотря на все усилия Руководства заполучить один подходящий катер специально для деловых служебных поездок, особенно необходимых в условиях отдаленности рейдовой разгрузки в Колыме, таковой предоставлен Экспедиции во Владивостоке не был.

Произведенный на судах ремонт плавучих средств, показал, что кунгасы весьма жидкой конструкции, построены из сырого и бракованного леса, весьма небрежно, несмотря на ремонт текут и что по совокупности этих причин они не могут быть использованы при разгрузке на полную их грузоподъемность, т.е иными словами, их возможно загружать только на 10-12 тонн (вместо 15-ти). Моторные катера (мотор Фербенкс) явились малознакомыми для наличного кадра мотористов, причем горючее для них, отгруженное Сектором Снабжения ТОВ СТФ, оказалось мало пригодным и в недостаточном количестве.

К моменту прихода к устью р. Колымы в распоряжении Экспедиции имелось: катеров моторных 12-ти сил – один, и по 50 сил –четыре, всего 5 единиц; кунгасов больших (по 10-12 тн.) – 8 единиц; кунгасов малых по 5-7 тонн – 8 штук, всего 16 единиц. Баржей деревянных по 50 тн. – 4 шт. Кроме того было доставлено к устью р. Колымы на буксире транспортных судов из Владивостока, баржей железных в загруженном состоянии по 250 тн. грузоподъемностью – 2 един. и паровых деревянных катеров по 200 сил – 2 един.
В соответствии с характером предстоящих у устья Колымы грузовых операций, количеством и ассортиментом грузов на том или ином пароходе, наличные плавсредства Экспедиции, согласно плана были распределены:

1. П/х "Красный партизан" : 4 малых кунгаса и 1 катер
2. П/х "Микоян" : 3 малых кунгаса и 1 большой кунгас
3. П/х "Урицкий" : 1 малый кунгас, 1 баржа в 50 тн. 1 большой кунгас и 1 моторный катер
4. П/х "Анадырь" : 2 больших кунгаса, 1 баржа в 50 тн., 1 моторный катер
5. П/х "Сучан" : 2 больших кунгаса, 1 баржа в 50 тн., 1 моторный катер
6. П/х "Север" : 1 баржа в 50 тн., 1 моторный катер

Следует отметить, что в целях усиления плавсредств пп/хх "Анадырь", "Сучан", "Красный партизан" - добрали возможное по наличию и возможности погрузки на палубе количество плавсредств в Петропавловске, б/х Провидения и с п/х "Л.Шмидт".

Как указано выше, 4 сентября все суда, за исключением п/х "Красный партизан", заканчивавшего разгрузку в Чаунской губе, подошли к устью р. Колымы и стали на якорь м.Медвежьего. Одновременно же прибыл и п/х «Сибиряков» с двумя речными буксирными пароходами Якут» и «Партизан», которые приведены им из устья р. Лены. Речные буксиры проследовали в б/х Амбарчик за бар.
Одновременно прибыл начальник КИУРТ'а т.ЗЫКОВ.

Немедленно на всех судах приступили к спуску на воду плавучих средств и одновременно же исследовали и осмотрели совместно с представителями Дальстроя и КИУРТ'а места выгрузки груза в б/х Амбарчик. В результате обследования мест выгрузки в б/х Амбарчик нашли наиболее подходящее место, расположенное вглуби бухты (по направлению к мысу Столбовому), как единственно соответствующее количеству имеющегося на судах груза по разметкам складской площади и сравнительно расчищенный от плавника берег.
Начиная с первого же дня прихода Экспедиции к устью Колымы, пришлось встретиться с рядом неблагоприятных для производства грузовых операций факторов, как внешнего или объективного, так и внутреннего (или организационного) порядка.

1. Прежде всего по условиям загрузки и осадки судов, а также высоты воды на внешнем(входном) баре, наиболее близким к берегу местом якорной стоянки судов оказалось возможным выбрать место в расстоянии 6 миль от берега.
2. Место якорной стоянки судов у бара, т.е. около м. Медвежьего, является совершенно открытым для ветров от всех румбов, разводящих даже при незначительной силе ветра, значительную неспокойную и неправильную зыбь (вследствие малых глубин и течения рек).
3. Груженым плавсредством или вообще плавсредством от борта судна по направлению берега необходимо преодолевать противное течение (с зыбью) из реки омывающее б/х Амбарчик. Это обстоятельство при незначительном ветре и неспокойной воде делало бессильным ряд моторных катеров в 50 сил, буксирующих двух, а иногда и одного груженого кунгаса от борта к берегу.
4. Неблагоприятный по сезону (времени) приход судов Экспедиции, т.е. 4-го сентября совпал с месяцем, в течении которого в районе устья Колымы часто преобладают крепкие ветры от всех румбов, доходящие до силы штормов, т.е. иными словами, состояние погоды моря в сентябре неблагоприятно для производства грузовых работ вообще и особенно у бара.
5. Мелководность подходов к берегу в б/х Амбарчик у места выгрузки и отсутствие промеров глубин в районе бухты, фарватера, необходимых для плавания при работе в бухте плавсредств со значительной осадкой (паровых катеров, шхуны "Темп", п/х "Ленин").
6. Неблагоприятная для производства работ обстановка в б/х Амбарчик обуславливалась еще тем, что помимо мелководности у берега, при наличии ветров от рейдовых румбов, создается убыль воды в бухте, лишающая плавсредства возможности близкого подхода к берегу. При наличии же ветров от нордовых румбов, наряду с нагоном воды в бухту, наблюдается сильный прибой у берега, препятствующий производству грузовых операций у берега, заливающий плавсредства и подвергающий их риску гибели. В то же время у борта судов на рейде все эти направления ветров, даже при незначительной силе, препятствуют производству грузовых операций.

При столь неблагоприятных естественных условиях и обстановке, сопровождавших суда Экспедиции за все время их пребывания в районе устья Колымы, необходимо привести и причины, устранение которых возможно было при заботливом и внимательном отношении к нуждам Экспедиции, или, так сказать к свои собственным, т.к. целью Экспедиции являлось и является удовлетворения требований и нужд клиентуры по перевозкам.

1) Обследование берега б/х Амбарчик показало, что к приходу судов Экспедиции никакой подготовки не велось и вообще никто Экспедицию не встречал.
2) Подготовкой берега, сходен, мотов, настилов в б/х Амбарчик не занимались, т.е иными словами, в б/х Амбарчик не обнаружено было следов подготовки причалов для плавсредств и приему грузов.
3) Местная рабсила фактически отсутствовала, как в момент прихода судов, так и течение всего времени стоянки судов Экспедиции у устья Колымы.
4) Местные плавсредства в начале отсутствовали, так как находились (как например баржи, кунгасы и катера в средних плесах реки, а часто, как напр. п/х "Ленин" вне района р. Колымы.
5) Работы по промерам, по ограждению и обстановке фарватера реки, а также по наблюдениям и отметкам уровня воды на баре не производились. По этой причине, считаясь с поздним подходом судов Экспедиции к устью и особенно с низким горизонтом воды в реке в это время навигации, а также размерами, осадкой и силой машин судов лесовозного типа, существовавшие у Руководства Экспедиции намерения посылки судов на баржи в реку для разгрузки в ней пришлось отставить, поход судов северного типа через бар вообще исключался в виду чрезмерно значительной их с грузом и без груза.
6) С первых же дней прихода к устью среди личного состава КИУРТ'а резко обнаружилась тенденция исключительно к самообслуживанию (удовлетворению своих ведомственных нужд), к уходу со своими грузами, плавсредствами и людьми в реку, в Ср.Колымск, а до получения такой возможности замечено было нежелание рабочей силы КИУРТ'а покинуть доставившие их суда и принять участие в работе по разготовке берега и в грузовых операциях на берегу.
7) С приводом к устью буксировавшихся судов КИУРТ'а и назначением на них последним своего состава судокоманд, работа этих судов стала производиться, заставляя желать много лучшего. Кадры КИУРТ'а оказались недисциплинированными, недостаточно опытными и вовсе неприспособленными для работы в условиях рейдовой стоянки судов под выгрузкой и в б/х Амбарчик.
8) Тенденция руководства КИУРТ'а, проводившиеся им в начале разгрузки судов и выразившиеся в намерении и практике самостоятельного и не согласованного с Экспедицией распоряжения плавсредствами, гл. обр. паровыми катерами и др. судами (Ленин, Якут, Партизан) временами нарушала необходимое течение работ по разгрузке судов; высадке пассажиров и приводила, в некоторых случаях, к необходимости принятия решительных и жестки мер со стороны руководства Экспедицией в отношении аппарата КИУРТ'а . Разумеется, такие моменты не способствовали налаженности работ, особенно в первые дни прихода. В результате предпринятых Экспедицией мер и донесения Наркомводу, последним было предложено КИУРТ'а подчиниться распоряжениям Экспедиции во время пребывания ее у устья Колымы.
9) Перед лицом наступивших трудностей в работе, в условиях места стоянки и разгрузки судов, была замечена некоторая нервозность и натянутость, приведшая к нарушению и невыполнению намеченного КИУРТ'а плана работ на берегу, к распылению кадров его наличной рабсилы, в результате чего доля участия рабсилы КИУРТ'а в грузовых операциях оказалась малопроизводительной.

Наряду с этими недочетами, недостатками и неблагоприятными условиями производства грузовых работ в устье Колымы, следует отметить, что:
1. Плавучих средств, доставленных в Колыму и находившихся в распоряжении Экспедиции, для успешной и быстрой разгрузки судов было явно недостаточно сравнительно с количеством, родом и характером имевшегося к выгрузке груза, особенно считаясь с сезоном и состоянием погоды. Кроме того, в этих условиях, некоторые плавсредства оказались мало пригодными или эффективными для производства грузовых операций помощью их (кунгасы, моторные катера).
2. Вооружение или снаряжение на всех плавучих средствах (кунгасы, катера, баржи), как, например, рули, весла, брезенты, концы буксиров, тросы, якори почти полностью и везде отсутствовало в результате недоснабжения судов Экспедиции по их требованиям ТОБ СТФ. Аналогичное же положение наблюдалось с горючим для моторных катеров, с брезентами и помпами для баржей, с отливными средствами, с концами и тросами для грузовых стрел, с лампами для освещения грузовых трюмов и палуб.
3. Новые грузовые кунгасы номинальной грузоподъемностью в 15 тонн, будучи небрежно и недопустимо построенными верфью АКО во Владивостоке из сырого и бракованного леса, с неустранимой, невзирая на неоднократные ремонты течью, а отсюда и подмочкой грузов, оказались мало пригодными для грузовых операций, породили значительную подмочку грузов и в результате жидкости своего набора, конструкции и отмеченных выше дефектов, полностью вышли из строя еще до момента прекращения грузовых операций. В течении же процесса последних, загрузка кунгасов, при условии беспрерывной откачки из них воды во время погрузки и буксировки, не могла превышать 8-10 тонн груза, гл. обр. не боящихся подмочки (см. акт п/х "Сучан", характеризующий постройку, состояние кунгасов).
4. Кадр мотористов на судах Экспедиции оказался мало знаком с двигателями катеров (система Фербенкс). В результате этого, а также снабжения катеров плохим и недостаточным по качеству и количеству горючим (нефть, мотор, масло) моторные катера зачастую бездействовали.

Вообще же, в условиях позднего времени прихода к устью Колымы и состояния погода и моря, на внешнем рейде и в б/х Амбарчик катера и кунгасы оказались мало
пригодными для грузовых операций, причем слабосильность катеров, вынужденных при буксировке одного, максимум двух, груженых кунгаса, преодолевать сопротивление морской зыби и противного течения реки, заставило Руководство Экспедиции перебросить их на работу гл.образом в пределах б/х Амбарчик, с тем, что на участке от мест якорной стоянки до б/х Амбарчик (за м.Медвежий) д.была производится паровыми буксирами (200 сил).

Пред.След.