Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Визе В.Ю., Моря Советской Арктики

 Моря советской Арктики.jpg
По изданиям:
Визе В.Ю., Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. Изд. 1–3. – М.-Л., 1936–1948.

Сканы jpg 300dpi в архиве zip 394 383 К
http://www.polarpost.ru/Library/Warehou ... rktiki.zip

Вариант в PDF файле:
Моря Советской Арктики.pdf
(76.45 МБ) Скачиваний: 1401
Содержание
  1. От Издательства. [3]
  2. Древнейшие времена. [4]
  3. Первые русские на Крайнем Севере  [9]
  4. Иностранные экспедиции XVI-XVII вв. в Баренцевом море. [17]
  5. Полярные плавания русских в XVI-XVII столетиях [39]
  6. Великая Северная экспедиция. [59]
  7. Русские на Шпицбергене. [79]
  8. Исследования Новой Земли, Вайгача и Колгуева [94]
  9. Открытие Земли Францa-Иосифа. [119]
  10. Баренцово море. [126]
  11. Ледоколы в Арктике. [132]
  12. Карское море. [142]
  13. Исследования Земли Франца-Иосифа. [166]
  14. Первые сквозные плавания Северо восточным проходом. Открытие Северной Земли [192]
  15. Исследования Северной Земли. [211]
  16. Чукотское море и остров Врангеля [220]
  17. Экспедиция Де Лонга [236]
  18. Восточно-Сибирское море. [246]
  19. Новосибирские острова и море Лаптевых [261]
  20. Экспедиции на „Сибирякове“, „Челюскине“ и „Литке“ [ [287]
  21. Освоение Северного морского пути [308]
  22. Исследование Арктики с воздуха. [331]
  23. Дрейфы „Фрама“ и „Седова“. [345]
  24. Завоевание Северного полюса [363]
  25. Указатель [397]
В приложении:
Схема кругополярной области.
Дрейфы буев в Северном Ледовитом океане и в морях Советской Арктики.

Баренцево море


Баренцово море издавна привлекало к себе внимание ученых исследователей. Интерес к этому морю вызывался главным образом входящим в него с запада мощным потоком теплых атлантических вод, так называемым Нордкапским течением, являющимся ветвью Атлантического течения (неправильно называемого также Гольфстримом). Нордкапское течение оказывает сильнейшее влияние как на климат Баренцова моря и северной Европы, так и на живую природу моря, обусловливая наличие в нем богатой промысловой фауны.

Предположение, что ветвь Атлантического течения проникает в Баренцово море и доходит до самых берегов Новой Земли, было впервые высказано в 1848 году немецким метеорологом Дове. Свое заключение он основывал на сравнительно очень высоких температурах воздуха, которые Пахтусов и Циволька наблюдали в Маточкином Шаре и Мелкой губе. Более обстоятельно развил эту мысль географ А. Петерман в 1870 году.

В том же году русский академик А. Миддендорф сделал первую попытку проследить в Баренцовом море проникновение теплых атлантических вод на восток.

Вскоре затем Баренцово море стало предметом изучения со стороны специальных экспедиций. Из ранних экспедиций в это море особенно богатые материалы доставлены Норвежской североатлантической экспедицией на «Voringen» в 1876—1878 годах и голландским судном «Willem Barents», плававшим в Баренцово море семь лет подряд (1878—1884). В южной части Баренцова моря работал ряд других экспедиций, но систематическим изучением моря они не занимались, и добытые ими наблюдения представляют собою разрозненный материал.

Очень важное значение для исследования Баренцова моря имела организация так называемой Мурманской научно-промысловой экспедиции, на  которую (русским правительством было в течение десяти лет отпущено свыше одного миллиона рублей. Главной целью этой экспедиции, работавшей с 1898 по 1908 год вначале под руководством Н. М. Книповича, а потом Л. Л. Брейтфуса, являлось изучение рыбного промысла в Баренцовом море, преимущественно в водах Мурмана. Для этого надо было прежде всего всесторонне исследовать ту среду, где рыба обитает и находит себе питание, то-есть изучить гидрологию и биологию Баренцова моря.

В распоряжении экспедиции находился пароход «Андрей Первозванный» (336 тонн), имевший свою базу в Екатерининской гавани на Мурмане. Работами экспедиции была охвачена только южная часть Баренцова моря (к югу от 76° северной широты), преимущественно к югу от параллели 73° N. Экспедиция за все время своей деятельности выполнила биологические наблюдения в 2000 пунктов, а гидрологические — в 1500. Результатом работ экспедиции явились первая поаробная батиметрическая карта [*  Карта глубин ] и карта течений Баренцова моря.

Исследования экспедиции показали, что количество тепла, несомое Нордкапским течением, колеблется из года в год и что эти колебания влияют на атмосферные условия и на животную жизнь моря.

В 1901 году океанографические исследования в Баренцовом море производил Руал Амундсен с небольшого судна «Gj6a», на котором он позже (в 1903—1906 годах) совершил свое знаменитое плавание Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий. Добытый Амундсеном весьма обширный материал позже обработал Нансен, сделавший на основании этого материала интересное исследование о происхождении воды, заполняющей глубокие части приатлантических арктических морей. Практическим результатом экспедиционных работ в Баренцевом море, главным образом работ Мурманской научно-промысловой экспедиции, явилось начало тралового лова рыбы. Когда сведения о необычайном рыбном богатстве Баренцова моря дошли цо иностранцев, сюда в 1903 году направились первые траулеры. В 1905 году в Баренцевом море появились английские траулеры. Со стороны русских попытки тралового лова в Баренцовом море начались в 1906 году (капитаном Н. Копытовым), но до революции этот промысел производился русскими только в самых жалких размерах. Благодаря вниманию В. И. Ленина мурманский траловый промысел начал резко увеличиваться сразу же после установления на Севере советской власти.

Количество рыбы, добытой траулерами в Баренцовом море за последние шесть лет до первой мировой войны и за первые шесть лет после ликвидации интервенции на Севере, выражается следующими цифрами (в тоннах): Россия 1908-1913.... 512 СССР 1921-1926 .... 42 080 Начиная с 1929 года, советский траловый флот в Баренцовом море стал заметно расти (в 1919 году — 12 траулеров, в 1925 году — 19, в 1929 году — 23, в 1935 году — 72, в 1937 году — 80); вместе с тем увеличивается и улов (1930 год — 390 тысяч центнеров, 1932 — 542 тысячи центнеров, 1933 год — 750 тысяч центнеров, 1936 год — 1774 тысячи центнеров, 1937 год — более двух миллионов центнеров).

Начиная с 1931 года, в Баренцовом море, у берегов Мурмана, начал широко развиваться лов сельди.

В 1929 году в Баренцовом море было добыто 25 тонн сельди, в 1930 году — 1090, в 1931 году —22 928, в  1932 году — 29 926, в 1933 году — 67 939, в 1934 году — 90 900, в 1935 году —93 300. В 1936 и 1937 годах сельдь к Мурману не подходила. В последние годы организован дрифтерный лов сельди в открытом море.

Громадная работа по исследованию Баренцова моря выполнена Мурманской биологической станцией. Раньше она находилась на Соловецких островах, где была устроена в 1881 году по инициативе проф. Н. П. Вагнера. В Екатерининскую гавань на Мурмане станция была переведена в 1899 году, но вследствие недостаточности средств постройка зданий и оборудование лабораторий сильно затянулись, и официально Мурманская биологическая станция открылась только в 1904 году. В 1908 году станция обзавелась собственным судном, специально приспособленным для производства научных работ, — шхуной «А. Ковалевский» водоизмещением в 40 тонн. С этого времени Мурманская станция заняла одно из первых мест в ряду аналогичных русских и зарубежных научных станций.

На Мурманской станции ежегодно работало от пятнадцати до двадцати пяти ученых, которыми еще до 1915 года на основании произведенных здесь исследований было опубликовано до ста печатных трудов. До революции деятельность станции сосредоточивалась в Кольском заливе и прибрежных мурманских водах. С 1921 года район работ станции значительно расширился и охватил все Баренцово море. В работах станции, доставивших ей мировое имя, особенно деятельное участие принимали проф. К. М. Дерюгин и проф. Г. А. Клюге. После революции последний состоял заведующим станцией и жил на ней безвыездно до 1933 года.

Параллельно с Мурманской станцией с 1921 года планомерными исследованиями Баренцова моря занимался Пловучий морской научный институт (ПлавМорНИН), созданный по инициативе В. И. Ленина.

В декрете Совнаркома, подписанном В. И. Лениным, говорится: «В целях всестороннего и планомерного исследования Северных морей, их островов, побережий, имею.щих в настоящее время государственно-важное значение, учредить при Народном Комиссариате Просвещения Пловучий Морской Научный институт с отделениями: биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геологическо-минералогическим». Районом деятельности института Совнарком определил Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и примыкающими к нему побережьями РСФСР, Европы и Азии. Однако вначале деятельность Морского пловучего научного института ограничилась в основном Баренцовым морем и частично Карским и Гренландским, где производились по преимуществу биологические и гидрологические исследования и изучение промысловых рыб.

Позднее ПлавМорНИН был реорганизован во Всесоюзный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В конце 1933 года Мурманская биологическая станция также была преобразована в филиал ВНИРО — в Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии, находящийся в г. Мурманске.

Широкая программа исследовательских работ на Севере, намеченная ленинским декретом о ПлавМорНИН, легла в основу деятельности Арктического института.

В последнее время взамен Мурманской биологической станции Академия Наук строит новую биологическую станцию на Мурмане, в губе Зеленецкой.

Для производства океанографических работ на Севере ПлавМорНИН, а затем ВНИРО располагал двумя хорошо оборудованными для таких работ судами («Персей» и «Николай Книпович»).

Океанографическое судно «Персей» (водоизмещением в 550 тонн), построенное в 1922 году, совершило в августе — сентябре 1934 года свой пятидесятый полярный научно-исследовательский рейс, а в 1940 году — семьдесят пятый. До 1941 года «Персей» выполнил восемьдесят четыре экспедиции, во время которых было сделано 5525 океанографических станций. За все время работ в Баренцовом море «Персеем» и «Н. Книповичем» выполнено более 6500 глубоководных гидрологических станций. В 1935 году в Баренцовом море, к югу от 75-й параллели, судами «Н. Книпович» и «Персей», под общим руководством проф. Н. М. Книповича, была выполнена систематическая гидрологическая съемка. Подобная съемка на морях СССР была проведена впервые.

Во время Отечественной войны старейшее исследовательское судно арктического флота «Персей» подверглось бомбардировке немецких самолетов и затонуло у одного из причалов в Кольском заливе.

Как показали работы Мурманской научно-промысловой экспедиции, температура воды в Баренцовом море не остается постоянной из года в год. Изучение этих колебаний имеет очень большое значение, потому что, с одной стороны, от них зависит миграция промысловых рыб, с другой — они оказывают несомненное влияние на состояние погоды в северных и умеренных широтах нашего Союза, а потому и на состояние льдов в западном секторе Советской Арктики. Для изучения колебаний термики Баренцова моря по меридиану Кольского залива производятся систематические наблюдения над температурой воды на разных глубинах. Эти гидрологические разрезы выполнялись до Отечественной войны четыре раза в год, а в некоторые годы и значительно чаще.

В связи с наблюдающейся в последние двадцать лет повышенной температурой воды в Баренцовом море промысловые рыбы атлантического происхождения, в том числе и треска, стали в большом количестве заходить гораздо дальше на восток и северо-восток, чем раньше. Треска подходит теперь в промысловом количестве даже к берегам северного острова Новой Земли, где ее в период работ Мурманской научно-промысловой экспедиции не было (во всяком случае в массовом количестве). В 1937 году большие стаи трески были обнаружены около Русской Гавани и у островов Пахтусова (восточный берег Новой Земли).

Таким образом, в связи с изменением гермики Баренцова моря меняются и места тралового лова рыбы осенью и зимой. «В течение всего нескольких лет, — замечает Н. М. Книпович, — произошло заметнее перемещение на восток относительно тепловодных форм, и притом как легкоподвижных стай рыб, так и малоподвижных обитателей дна. В какие-нибудь полтора десятка лет или даже в еще более короткий промежуток времени произошло такое изменение в распределении некоторых представителей морской фауны, какое связывается обыкновенно с представлением о долгих геологических промежутках времени. И произошло это благодаря определенному изменению гидрологических условий — благодаря некоторому повышению температуры воды под влиянием усиленного притока воды теплого течения».

В настоящее время твердо установлено, что потепление испытал не только район Баренцова моря (где это явление было впервые подмечено), но и вся Арктика, в том числе ее центральная часть. Установлена также ближайшая, причина потепления Арктики, заключающаяся в усилении общей циркуляции атмосферы на земном шаре. Усиление притока теплых атлантических вод в высокие широты есть одно из следствий интенсификации атмосферной циркуляции.

Потепление Арктики отразилось чрезвычайно сильно на ледовом режиме арктических морей: уменьшилось общее количество льда в Арктике, в прибрежной полосе море стало замерзать позже и вскрываться раньше, чем в первой четверти текущего века. В качестве примера можно указать на то, что за последние пять лет в советских окраинных арктических морях площадь льдов в августе в два раза (то-есть примерло на 1 миллион квадратных километров) меньше той площади, какую льды занимали здесь до 1925 года. Переживаемое нами потепление климата Арктики является наиболее сильным колебанием климата земного шара, отмеченным метеорологическими летописями со времени изобретения термометра.

В связи с потеплением Арктики и установившимися весьма благоприятными ледовыми условиями советские суда, начиная с 1927 года, стали ежегодно плавать в крайних северных широтах Баренцова моря. В 1927 году здесь производило океанографические исследования судно Института по изучению Севера «Зарница», а в 1929 и 1930 годах в северных пределах Баренцова моря работали экспедиции Арктического института на «Седове».

В 1931 году судно Океанографического института «Н. Книпович» вышло к западу от Земли Франца-Иосифа в Полярный бассейн, достигло здесь 82° северной широты, а в следующем году это же судно, под начальством Н. Н. Зубова, впервые в истории мореплавания обогнуло с севера весь архипелаг Франца-Иосифа.

Чрезвычайно обширные гидрологические исследования были выполнены в 1935 году в южной части Баренцова моря под руководством проф. Н. М. Книповича. Благодаря интенсивным работам советских экспедиций Баренцово море в настоящее время является одним из наиболее изученных морей.

Почти неисчерпаемые рыбные богатства Баренцова моря побудили и иностранцев предпринять здесь некоторые научные исследования.

В 1930 году норвежская экспедиция на судне «Bratvaag» посетила и впервые исследовала небольшой остров Виктория на западе Баренцова моря. Этот остров был открыт в 1898 году норвежским промышленником Нильсеном. В 1928 году к острову Виктории подходил ледокольный пароход «Седов» (капитан В. И. Воронин), а в 1932 году экспедиционное судно «Н. Книпович» подняло на этом острове советский флаг. Остров Виктории, согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 15 апреля 1926 года, является крайним западным владением Советского Союза в Арктике.

В период Отечественной войны Баренцово море, как окраинное, стало ареной разбойничьих диверсий немецкого военного флота. В водах Баренцова моря действовало несколько немецких подводных лодок. Однако происки немецких захватчиков не смогли сорвать работу наших моряков.

В момент, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, на ромадном пространстве Баренцова моря было разбросано несколько десятков рыболовецких траулеров. Многие из них находились за 500—600 миль от своих баз. Все они по приказу командования, переданному по радио, благополучно вернулись в свои порты, несмотря на то, что пиратские суда немцев, базировавшиеся на северное побережье Норвегии и, следовательно, находившиеся в непосредственной близости от коммуникаций и районов промысла тралового флота, предпринимали усиленные попытки перехватить советские траулеры.

Потребность в рыбе, которая является основным продуктом питания на Крайнем Севере, вынудила вскоре возобновить промысел, тем более, что доставка продовольствия в Заполярье была затруднена из-за условий военного времени. Атаки противника на рыболовные суда как в море, так и в портах придали промыслу новый характер. Часть экипажа несла на судах круглосуточную боевую вахту, готовая в любую минуту отразить нападение. До войны траулеры применяли по ночам яркое прожекторное освещение, особенно необходимое при запуске трала и при разделке рыбы. Во время войны все работы производились в темноте, даже при штормах. Матросы спускали и поднимали трал не видя друг друга, рыбу разделывали на ощупь.

От ряда районов привычного промысла пришлось временно отказаться. В связи с этим во время войны были освоены некоторые новые районы, считавшиеся ранее непромысловыми. Эти районы изучались и осваивались в ходе самого промысла.

Радиостанции на траулерах молчали из опасения, что враг сможет запеленговать суда. Капитанам приходилось работать без руководства со стороны флагмана, без информации о работе соседних судов, не имея возможности вызвать в случае необходимости инструктора или помощь.

Советские моряки Баренцова моря с честью выдержали все эти испытания. Своим самоотверженным трудом они помогли Советской армии и Военно-Морскому флоту отразить натиск врага на крайнем северном фланге Великой Отечественной войны.


Литература
  1. Дерюгин К. М., Мурманская биологическая станция 1899—1905, «Труды СПб. общества естествоиспытателей», XXXVIII, вып. 4, 1906.
  2. Зубов Н. Н., Вокруг Земли Франца-Иосифа, М., 1933.
  3. Книпович Н. М., Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана. «Записки Русского географического общества по общей географии», XIII, 1906.
  4. Научные работы экспедиции на «Малыгине» в Баренцовом море летом 1928 года, «Труды Института по изучению Севера», вып. 45, 1929.
  5. Научные работы экспедиции на «Красине» в 1928 году, «Труды Института по изучению Севера», вып. 50, 1931.
  6. На траулерах в Баренцовом море. Двадцать пять лет советского тралового флота, Л., 1946.

Пред.След.