Re: Стругацкий В. Дороги во льдах
Добавлено: 19 Октябрь 2009 19:39
(Продолжение. Начало в номерах за 14, 21, 28 сентября, 5 и 12 октября)
…Капитан «Академика Федорова» Михаил Калошин решил, что «Арктику» на полюсе ждать - никакого смысла и пора катиться на юг, к дрейфующей последние дни «СП-33».
Под три прощальных гудка мы уходили с полюса.
«Можно на полюс сбегать?»
На руле стоял Володя Акимов - курсант судоводительского факультета Макаровки.
- В Питере знакомые спросят, где лето провел. А я скажу: на Северный полюс ходил. Знаете, как все завидовать будут?!
Потом помолчал, поглядел вниз, на выползающие из-под корпуса калабахи, и признался:
- Вообще-то лучше в теплые широты ходить.
…«Арктика» нагнала нас только в первый день осени, когда «Академик Федоров» уже на десять миль ушел к югу. Капитан Дмитрий Лобусов сразу по радио вышел на связь:
- Первое в мире ледокольное судно, достигшее Северного полюса, приветствует первое в мире транспортное судно, достигшее этой точки.
Михаил Калошин тоже сказал «Арктике» добрые слова:
- Мы и вас поздравляем. Вам же в этом году 30 лет.
- Да, мы сейчас отмечаем миллионную милю, пройденную за всю историю…
И капитан «Арктики» попросил вызвать на связь Сергея Фролова:
- Пусть он нам обстановку даст…
И из первых слов «Привет, дорогой!» стало ясно, что знакомы они давным-давно. Оказалось, с тех времен, когда нынешний капитан «Арктики» ходил на этом атомоходе еще третьим помощником. А было это два десятка лет назад. (После «Арктики» Дмитрия Лобусова назначили капитаном нового российского атомохода - «50 лет Победы».)
А потом капитан «Арктики» снова попросил «передать трубочку» нашему капитану и вдруг спросил:
- Можно, мы на полюс быстренько сбегаем, пока вы так резво сами идете?
- Давайте, - благосклонно согласился Калошин.
Так меняются времена. «Можно на полюс сбегаем?» Хотите - бегите. Все просто. Все обыденно и доступно.
И от этого даже грустно.
Вот из-за таких, как Сергей Фролов, земная ось и протерта чуть ли не до дыр. А они этому радуются и этим гордятся. Да еще каждый раз монетку там на счастье кидают - чтобы поскорее вернуться.
Сергей Фролов рассказывал мне, что однажды, в 1994 году, «на полюсе было тесно». 21 августа туда пришел с туристами «Ямал». А на следующий день к нему присоединились два дизельных ледокола - американский «Поляр Си» и канадский «Луи Сен-Лоран». Они принимали участие в международной научной экспедиции и работали на маршруте Берингов пролив - Северный полюс - Шпицберген. Американцам повезло, что они встретили наш «Ямал»: на подходе к полюсу их ледокол сломал лопасть винта и «Ямал» провел иностранные ледоколы за собой через тяжелые льды - до 85-й широты.
А в 2002 году «Ямал» умудрился даже четыре раза подряд сбегать с туристами к Северному полюсу.
К концу третьего международного полярного года - марту 2009 года - число рейсов российских и иностранных судов на Северный полюс выросло аж до семидесяти шести. Но Россия, конечно, явный лидер в организации высокоширотных плаваний - ее ледоколы шестьдесят четыре раза ходили на Северный полюс. И только одно в мире транспортное судно - «Академик Федоров» - смогло дойти до полюса самостоятельно.
Может, ледовая обстановка стала проще? Фролов и многие его коллеги уверяют: она не изменилась. Да и более мощных ледоколов, чем «Арктика», не появилось. Так почему же все-таки казавшаяся непреодолимой стена суеверий и предубеждений наконец-то все-таки рушится?
Прежде всего благодаря морякам. Их опыту. Их мастерству. Их смелости. Но они еще долго с таким бастионом не справятся без помощи полярных исследователей - ученых ААНИИ, без сведений о природе Арктики, о ее льдах. Ну и конечно, без новых полярных судов.
Сергей Фролов с 2000 года возглавляет в ААНИИ лабораторию изучения ледового плавания - лабораторию, которую много лет, до своей смерти в 1982 году, возглавлял знаменитый ПАГ, как все в Арктике звали доктора географических наук Павла Афанасьевича Гордиенко. Звали, наверное, еще и потому, что такая аббревиатура созвучна с привычным для полярников словом «пак»: паковый, то есть многолетний, лед - самый крепкий.
ПАГ в Арктике - пароль доверия
Именно к ПАГу пришел капитан «Арктики» Юрий Кучиев перед тем, как предложить в Москве идею похода на полюс. И только после того, как ПАГ дал добро, после того, как сказал: «При хорошем научно-оперативном обеспечении дойдете», капитан Кучиев предложил эту идею министру морского флота СССР Тимофею Борисовичу Гуженко.
После этого в ААНИИ поступил официальный запрос из администрации Северного морского пути, и сотрудники отделов ледовых прогнозов и изучения ледового плавания Виктор Ефимович Бородачев, Евгений Георгиевич Ковалев, Геннадий Николаевич Сергеев и Владимир Александрович Спичкин вместе с ПАГом начали разрабатывать оптимальный маршрут. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что сначала наметили два маршрута - западный (от Шпицбергена) и восточный (из моря Лаптевых). И у каждого из них находились сторонники и свои противники. В результате предпочтение отдали второму варианту, рассчитав, что путь «Арктики» совпадет с генеральным направлением дрейфа полярных льдов. По этой «столбовой дороге» льды с востока устремляются на северо-запад - через Северный полюс к берегам Шпицбергена и Гренландии, и по ней прошли многие дрейфующие станции. С таким «попутным ветром» у «Арктики» куда больше шансов добраться до полюса.
В рейс пригласили большой отряд Арктического и антарктического научно-исследовательского института. На «Арктике» работали десять полярных исследователей - ледовиков и корабелов, наблюдающих за поведением судов во льдах: Илья Романов, Александр Дорофеев, Геннадий Сергеев, Владимир Спичкин, Анатолий Иванов, Борис Ионов, Павел Николаев, Александр Ильчук… А еще двое участников того похода - Юрий Хромов и Петр Богородский - ходили на «Академике Федорове» к полюсу в нашей экспедиции «Арктика-2005».
Рейс «Арктики» осторожно назвали научно-экспериментальным. Думали, что продлится он несколько месяцев. И даже продуктов перед выходом набрали чуть ли не с расчетом на зимовку во льдах.
Даже ленинградские ученые не могли предположить, что первый в истории поход ледокола к полюсу в августе 1977 года окажется столь стремительным и успешным. Всего за 13 суток атомный ледокол «Арктика» добрался до Северного полюса и благополучно вернулся в Мурманск. За это время он прошел 3830 миль со средней скоростью 12,3 узла. Хотя часть этого пути пролегала в многолетних льдах толщиной около трех метров.
Да, это был триумф. Как написали в своей статье к 25-летию рейса «Арктики» старший научный сотрудник ААНИИ Владимир Спичкин и Сергей Фролов, «зарубежные исследователи Арктики и Антарктики были единодушны в своем восхищении фантастическим успехом ученых и моряков, оценивая легендарный поход как важнейшую веху в истории полярных открытий».
…Конечно, жаль, что Сергею не пришлось поработать с ПАГом. Павел Афанасьевич был известным полярным исследователем, одним из крупнейших в Советском Союзе специалистов по ледовому плаванию, был эрудитом, балагуром, филателистом и обладателем одной из богатейших полярных библиотек.
Известным полярным исследователем Сергей Фролов наверняка еще станет - его прогнозам полярные капитаны так же доверяют, как доверяли прогнозам ПАГа. Ну а в остальном, пожалуй, он ПАГу ни в чем не уступает: эрудит, балагур, филателист и библиофил. В его полярной библиотеке 4000 томов. А еще такой же заядлый курильщик.
И внешне они чем-то схожи. Фролов тоже чуть грузноватый, но при этом, как и ПАГ, очень подвижен и так же неутомим - может чуть ли не сутками летать на ледовую разведку, отыскивая дорогу судам или льдины для дрейфующих станций.
…Капитан «Академика Федорова» Михаил Калошин решил, что «Арктику» на полюсе ждать - никакого смысла и пора катиться на юг, к дрейфующей последние дни «СП-33».
Под три прощальных гудка мы уходили с полюса.
«Можно на полюс сбегать?»
На руле стоял Володя Акимов - курсант судоводительского факультета Макаровки.
- В Питере знакомые спросят, где лето провел. А я скажу: на Северный полюс ходил. Знаете, как все завидовать будут?!
Потом помолчал, поглядел вниз, на выползающие из-под корпуса калабахи, и признался:
- Вообще-то лучше в теплые широты ходить.
…«Арктика» нагнала нас только в первый день осени, когда «Академик Федоров» уже на десять миль ушел к югу. Капитан Дмитрий Лобусов сразу по радио вышел на связь:
- Первое в мире ледокольное судно, достигшее Северного полюса, приветствует первое в мире транспортное судно, достигшее этой точки.
Михаил Калошин тоже сказал «Арктике» добрые слова:
- Мы и вас поздравляем. Вам же в этом году 30 лет.
- Да, мы сейчас отмечаем миллионную милю, пройденную за всю историю…
И капитан «Арктики» попросил вызвать на связь Сергея Фролова:
- Пусть он нам обстановку даст…
И из первых слов «Привет, дорогой!» стало ясно, что знакомы они давным-давно. Оказалось, с тех времен, когда нынешний капитан «Арктики» ходил на этом атомоходе еще третьим помощником. А было это два десятка лет назад. (После «Арктики» Дмитрия Лобусова назначили капитаном нового российского атомохода - «50 лет Победы».)
А потом капитан «Арктики» снова попросил «передать трубочку» нашему капитану и вдруг спросил:
- Можно, мы на полюс быстренько сбегаем, пока вы так резво сами идете?
- Давайте, - благосклонно согласился Калошин.
Так меняются времена. «Можно на полюс сбегаем?» Хотите - бегите. Все просто. Все обыденно и доступно.
И от этого даже грустно.
Вот из-за таких, как Сергей Фролов, земная ось и протерта чуть ли не до дыр. А они этому радуются и этим гордятся. Да еще каждый раз монетку там на счастье кидают - чтобы поскорее вернуться.
Сергей Фролов рассказывал мне, что однажды, в 1994 году, «на полюсе было тесно». 21 августа туда пришел с туристами «Ямал». А на следующий день к нему присоединились два дизельных ледокола - американский «Поляр Си» и канадский «Луи Сен-Лоран». Они принимали участие в международной научной экспедиции и работали на маршруте Берингов пролив - Северный полюс - Шпицберген. Американцам повезло, что они встретили наш «Ямал»: на подходе к полюсу их ледокол сломал лопасть винта и «Ямал» провел иностранные ледоколы за собой через тяжелые льды - до 85-й широты.
А в 2002 году «Ямал» умудрился даже четыре раза подряд сбегать с туристами к Северному полюсу.
К концу третьего международного полярного года - марту 2009 года - число рейсов российских и иностранных судов на Северный полюс выросло аж до семидесяти шести. Но Россия, конечно, явный лидер в организации высокоширотных плаваний - ее ледоколы шестьдесят четыре раза ходили на Северный полюс. И только одно в мире транспортное судно - «Академик Федоров» - смогло дойти до полюса самостоятельно.
Может, ледовая обстановка стала проще? Фролов и многие его коллеги уверяют: она не изменилась. Да и более мощных ледоколов, чем «Арктика», не появилось. Так почему же все-таки казавшаяся непреодолимой стена суеверий и предубеждений наконец-то все-таки рушится?
Прежде всего благодаря морякам. Их опыту. Их мастерству. Их смелости. Но они еще долго с таким бастионом не справятся без помощи полярных исследователей - ученых ААНИИ, без сведений о природе Арктики, о ее льдах. Ну и конечно, без новых полярных судов.
Сергей Фролов с 2000 года возглавляет в ААНИИ лабораторию изучения ледового плавания - лабораторию, которую много лет, до своей смерти в 1982 году, возглавлял знаменитый ПАГ, как все в Арктике звали доктора географических наук Павла Афанасьевича Гордиенко. Звали, наверное, еще и потому, что такая аббревиатура созвучна с привычным для полярников словом «пак»: паковый, то есть многолетний, лед - самый крепкий.
ПАГ в Арктике - пароль доверия
Именно к ПАГу пришел капитан «Арктики» Юрий Кучиев перед тем, как предложить в Москве идею похода на полюс. И только после того, как ПАГ дал добро, после того, как сказал: «При хорошем научно-оперативном обеспечении дойдете», капитан Кучиев предложил эту идею министру морского флота СССР Тимофею Борисовичу Гуженко.
После этого в ААНИИ поступил официальный запрос из администрации Северного морского пути, и сотрудники отделов ледовых прогнозов и изучения ледового плавания Виктор Ефимович Бородачев, Евгений Георгиевич Ковалев, Геннадий Николаевич Сергеев и Владимир Александрович Спичкин вместе с ПАГом начали разрабатывать оптимальный маршрут. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что сначала наметили два маршрута - западный (от Шпицбергена) и восточный (из моря Лаптевых). И у каждого из них находились сторонники и свои противники. В результате предпочтение отдали второму варианту, рассчитав, что путь «Арктики» совпадет с генеральным направлением дрейфа полярных льдов. По этой «столбовой дороге» льды с востока устремляются на северо-запад - через Северный полюс к берегам Шпицбергена и Гренландии, и по ней прошли многие дрейфующие станции. С таким «попутным ветром» у «Арктики» куда больше шансов добраться до полюса.
В рейс пригласили большой отряд Арктического и антарктического научно-исследовательского института. На «Арктике» работали десять полярных исследователей - ледовиков и корабелов, наблюдающих за поведением судов во льдах: Илья Романов, Александр Дорофеев, Геннадий Сергеев, Владимир Спичкин, Анатолий Иванов, Борис Ионов, Павел Николаев, Александр Ильчук… А еще двое участников того похода - Юрий Хромов и Петр Богородский - ходили на «Академике Федорове» к полюсу в нашей экспедиции «Арктика-2005».
Рейс «Арктики» осторожно назвали научно-экспериментальным. Думали, что продлится он несколько месяцев. И даже продуктов перед выходом набрали чуть ли не с расчетом на зимовку во льдах.
Даже ленинградские ученые не могли предположить, что первый в истории поход ледокола к полюсу в августе 1977 года окажется столь стремительным и успешным. Всего за 13 суток атомный ледокол «Арктика» добрался до Северного полюса и благополучно вернулся в Мурманск. За это время он прошел 3830 миль со средней скоростью 12,3 узла. Хотя часть этого пути пролегала в многолетних льдах толщиной около трех метров.
Да, это был триумф. Как написали в своей статье к 25-летию рейса «Арктики» старший научный сотрудник ААНИИ Владимир Спичкин и Сергей Фролов, «зарубежные исследователи Арктики и Антарктики были единодушны в своем восхищении фантастическим успехом ученых и моряков, оценивая легендарный поход как важнейшую веху в истории полярных открытий».
…Конечно, жаль, что Сергею не пришлось поработать с ПАГом. Павел Афанасьевич был известным полярным исследователем, одним из крупнейших в Советском Союзе специалистов по ледовому плаванию, был эрудитом, балагуром, филателистом и обладателем одной из богатейших полярных библиотек.
Известным полярным исследователем Сергей Фролов наверняка еще станет - его прогнозам полярные капитаны так же доверяют, как доверяли прогнозам ПАГа. Ну а в остальном, пожалуй, он ПАГу ни в чем не уступает: эрудит, балагур, филателист и библиофил. В его полярной библиотеке 4000 томов. А еще такой же заядлый курильщик.
И внешне они чем-то схожи. Фролов тоже чуть грузноватый, но при этом, как и ПАГ, очень подвижен и так же неутомим - может чуть ли не сутками летать на ледовую разведку, отыскивая дорогу судам или льдины для дрейфующих станций.