Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Стругацкий В. Дороги во льдах

(Окончание. Начало в номерах за 14, 21, 28 сентября, 5, 12, 19, 26 октября, 2 и 16 ноября)

7 сентября 2009 года в точке с координатами 81 градус 33 минуты северной широты и 164 градуса 31 минута западной долготы был поднят флаг над 37-й российской дрейфующей станцией. Именно спутниковые данные, которые каждый день поступали на борт атомного ледокола «Ямал», и помогли «сократить время на шараханье по океану». Технология поиска льдин для дрейфующих станций явно совершенствуется, да и опыта с каждым годом прибавляется, но главное, появляются совершенно новые технические возможности, возможности связи, позволяющие не ждать по несколько дней, как было в предыдущие наши арктические рейсы, данных о движении льдов, а получать их практически в режиме реального времени и в любой момент «отлавливать» приглянувшиеся льдины.

Профессия: океанолог-грузчик

Но никогда не выходит, чтобы все гладко. С поисками льдины не мучились, так с грузовыми операциями хлопот оказалась масса. Атомный ледокол, в отличие от научно-экспедиционного «Академика Федорова», курсирующего то в Арктику, то в Антарктиду, к перевозке грузов приспособлен приблизительно так же, как верблюд к игре в хоккей. У него нет грузовых трюмов, и все станционные строения во время эвакуации «СП-36» сначала пришлось разбирать на льдине, подтаскивать к борту, поднимать, укладывать каким-то образом на верхних палубах, а когда подошли к месту высадки следующей станции, «крутить кино в обратную сторону»: разгружать щиты, собирать домики, растаскивать их по местам. Так что эвакуация «СП-33» и высадка «СП-34» на родном «Академике Федорове» в нашей экспедиции 2005 года - это просто «орешки». Ведь тогда мы собирали щитовые домики еще по пути в Арктику - в трюмах и на палубах - и уже вертолетом их готовенькими ставили на льдину. Считайте, просто курортный отдых.

- А тут еще нам с моим сотрудником Женей Гришиным пришлось стать «королевами бензоколонок», - веселится теперь Фролов. - На «Федорове» мы везли в трюме боч­ки с горючим. Их в «авоську» запихал - и вертолетом на льдину. А здесь чуть ли не тысячу бочек пришлось заполнить солярой на льду, шлангом из танков ледокола. Ну заливку бочек нам не доверяли: этим занимались спецы - механики из экипажа «Яма­ла». А вот закручивать потом на них пробки, выгружать из сеток и расставлять на сепарацию по 70 бочек на поддон - для этого вполне годятся и научные сотрудники. Так что к вечеру руки у всех висели ниже колен. А запах солярки в нас так въелся, что до сих пор меня преследует.

О том, что во многом именно благодаря его научно-оперативному отряду экспедицию удалось провести в небывало короткие сроки - все­го за четверо суток добрались из Мурманска до вынесенной к берегам Гренландии «СП-36», а потом всего трое с половиной суток заняла до⁠рога до района высадки «СП-37», хотя это расстояние в тысячу миль, - Сергей Фролов не распространялся. Он лишь сказал: «Переходы были изумительные - спокойные. Удалось не вляпаться в многолетние льды. Мы летели по 12 узлов. И не шли быстрее, только опасаясь, что котлеты из тарелок повыпрыгивают».

22 августа «Ямал» вышел из Мурманска, а вернулся уже 16 сентября. Хотя за это вре­мя прошел по Западному полушарию 3500 миль. Находить самый разумный, безопасный и быстрый путь среди льдов - его обычная работа.

Самая дорогая для полярника награда

- Быстро вы проскочили, - позавидовал я. - Видно, потому, что Арктика теплеет.

- Да кто тебе сказал, что теплеет, - в который раз возмутился Сергей. - Да, Карское море сейчас чистое - суда «Норникеля» бегают без ледоколов. Кромка однолетних льдов аж в районе 84-й широты, выше Земли Франца-Иосифа. Но это на западе. И то это явление временное. А на востоке Севморпути лед интенсивно морозится, и ледовая обстановка в районе Айонского ледяного массива усложняется. С 2007 года лед в Арктике довольно интенсивно нарастает. Хочешь последние данные? Причем не наши, а американские. Так вот. Ес­ли в 2007 году минимальная площадь льдов в Северном Ледовитом океане составила 4,1 миллиона квадратных километров, то с тех пор каждый год она увеличивается аж на полмиллиона и в сентябре 2009 года составила уже 5,1 миллиона квадратных километров.

- Ты хочешь сказать, что без работы не останешься?! - съязвил я.

- Ты вроде тоже - тут же отбил мяч Фролов.

…Когда «Ямал» вернулся в Мурманск, на причале его ждал Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров. В отличие от руководителей Росгидромета, он нашел время, чтобы специально прилететь в Мурманск и поздравить участников экспедиции с успехом. Хотя как тяжело ему было вырваться из Москвы за неделю до своего 70-летия, легко представить. Но Артур сам просто прекрасно знает, как важна для полярников встреча на причале после любой тяжелой экспедиции. Ну а давно известно - легких экспедиций не бывает. Даже если спустя какое-то время о них начинают вспоминать как о забавном приключении.

В тот день, 16 сентября 2009 года, прямо на борту стоящего у причала «Ямала» специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике вручил Сергею Фролову самую дорогую для полярников награду - знак «Почетный полярник».

…Когда мы ходили с Серге⁠ем Фроловым на «Академике Федорове» к Северному полюсу, «Сибирь» - второй атомный ледокол из серии «Арктика», на котором мы больше двадцати лет назад и познакомились с Сергеем в высокоширотной экспедиции под командованием Артура Чилингарова, - уже давно стояла на приколе. Ее жизнь в полярных льдах оказалась куда короче, чем у знаменитой предшественницы. Хотя она моложе «Арктики» - в свой первый рейс «Сибирь» вышла в 1977 году. А конец этой жизни грустный - с 1993 года знаменитый ледокол замер у
причала в Мурманске. Уже решено отправить его на металлолом.

Но такое уж в нашей стране отношение к старикам. Независимо от того, кто эти старики - люди или пароходы. Умудрились же разрезать на металлолом знаменитый «Ер­мак» - «дедушку русского ледокольного флота», первый в мире ледокол, построенный еще адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Мы режем на металлолом суда, которые любая уважающая себя страна превратила бы в музеи и гордилась бы их историей.

Быть может, и из-за того, что бессилен повлиять на бездумное отношение крупнейшей в мире арктической державы к своей полярной истории, Сергей Фролов выбрал тему сво­ей филателистической коллекции - «Ледоколы на Северном полюсе и на дрейфующих станциях». В ней - мар­ки и конверты из разных экспедиций. И первых - совсем дале⁠ких: например, высадка «СП-10» атомным ледоколом «Ленин». И тех экспедиций, в которых руководитель лаборатории изучения ледового плавания Сергей Фролов помогал прокладывать судам дорогу в Арктике - до самой макушки нашей Земли, до Северного полюса.

Дороги эти трудно найти. Ну какие посреди Северного Ледовитого океана верстовые столбы и указатели? Лед, лед и лед. А под ним - километры океана. Самого холодного и самого труднодоступного на Земле. Ледяная пустыня.

Прошел, и дорога молниеносно исчезает, захлопываясь за кормой. Но все-таки эти дороги остаются. Остаются на картах. Остаются в архивах. В книгах и статьях. Да и на тех же полярных конвертах. А главное - в памяти людей. И тех, кто рискнул их прокладывать. И тех, кто повторит этот путь.

Пред.