Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Re: Стругацкий В. Дороги во льдах

(Продолжение. Начало в номерах за 14 и 21 сентября)

Дойти до Северного полюса на обычном транспортном судне, да еще в одиночку, без ледокола, никто не пытался даже в XXI веке. И вот «Академик Федоров» во время экспедиции «Арктика-2005» решил рискнуть. Вернее, решили рискнуть участники нашей экспедиции: ученые, моряки, летчики. А главное, отцы-командиры: капитан Михаил Калошин и начальник экспедиции Иван Фролов.

По дырочкам

Решили рискнуть, выбрав лишь один из многих вариантов путь - как говорит Сергей Фролов, «по дырочкам», - вариант, позволяющий сэкономить двое суток пути. Шли не вслепую, а со всеми «тузами» на руках: используя спутниковые снимки, прогнозы погоды и ледовой обстановки, данные ледовой разведки, ну и, конечно, опыт судоводителей, накопленный в предыдущих самостоятельных арктических, да и антарктических рейсах «Академика Федорова».

Шли, рассчитывая, конечно, на удачу. А она приходит обычно к тем, кто полагается не только лишь на благосклонность судьбы...

Правда, начальник экспедиции «Арктика-2005» пока не торопится объявлять на весь мир, что «Федоров» самостоятельно идет на полюс.

- Не говори гоп, пока не перескочишь, - наставляет Сергея Фролова начальник экспедиции. - Вон какие калабахи кругом.

Он всю дорогу охлаждает пыл младшего Фролова. Начальнику экспедиции по должности положено служить огнетушителем. Иван Евгеньевич Фролов - директор одного из крупнейших в мире полярных институтов, и именно он отвечает и за все экспедиции, и за те же походы «Академика Федорова».

...Если люди, мало знакомые с Сергеем Фроловым, интересуются, не родственник ли он директору ААНИИ Ивану Евгеньевичу Фролову, он тут же отвечает:

- Даже не однофамильцы.

А когда на одном из совещаний кто-то сказал, что «маленький Фролов - ноль целых пять десятых большого Фролова», то Сергей с улыбкой уточнил:

- Не 0,5, а 0,75.

Как только «Федоров» застревает в многолетних льдах и начальник экспедиции скептически интересуется: «Ну и куда ты нас завел?» - Сергей философски замечает: «Так идем-то на вершину, на полюс, а в горку - всегда тяжело».

...Последние полтора десятка миль до полюса действительно оказались почти непроходимыми.

Из-под корпуса «Академика Федорова» выскакивали здоровенные «чурбаны».

Их можно рассмотреть и не заглядывая с палубы за борт, по телевизору в лаборатории Анатолия Клейна - работяги и создателя уникального «телеканала». У этого «телеканала» чаще всего один зритель - сам Анатолий. Обычно зритель сидит в маленькой комнатушке за капитанским мостиком и даже не всегда смотрит на экран. Он прекрасно знает, что ничего, кроме торосов, ледяных глыб или маленьких, как блинчики, льдин, не увидит. Потому что камера, установленная Анатолием на правом борту судна, смотрит не в мир и по сторонам не рыскает, а уткнула свой объектив под корпус судна - туда, откуда со скрежетом выползают голубоватые глыбы и встают на ребро. Потом каждый снимок, содержавший боковую грань льдины, он снабдит надписью с датой и координатами и с помощью специальной компьютерной программы измерит толщину льда. Только в этом рейсе Анатолий Клейн набрал 20 тысяч таких снимков. Но в его архиве за эти годы 200 тысяч картинок.

После сравнения со среднемноголетними данными они помогут выяснить: что же сейчас происходит со льдом в Северном Ледовитом океане, действительно ли он тает под воздействием климатических изменений, или все не так страшно и вернется на круги своя? Да и сопоставление данных о толщине льда и скорости движения судна, нагрузок на его корпус, позволит прогнозировать наиболее безопасный вариант плавания в разной ледовой обстановке.

Кому нужны эти измерения, если сегодня снимки ледяного покрова можно запросто получать из космоса? Но, к сожалению, даже самые современные спутниковые снимки не могут дать информацию о многих параметрах состояния ледяного покрова: о его толщине, торосистости, о сжатиях.

Анатолий Клейн с 1993 года работает в лаборатории у Сергея Фролова. А до этого семнадцать лет зимовал на Диксоне, исследовал льды Карского моря. По штатному расписанию Анатолий - ведущий программист. Но то, чем он занимался во всех последних экспедициях, никакого отношения к кабинетной работе не имеет. Его чаще можно увидеть на льду, чем в своей каюте. Его коллеги говорят, что по льду Арктики теперь стало легче ходить не из-за глобального потепления, а из-за пробуренных Клейном дырок: он столько льда перетаскал в судовую лабораторию, что ледяной покров Арктики понес невосполнимые утраты.

Лицо у Толи вечно обветренно-загорелое. Когда он снимает шапку и вылезает из комбинезона, видок у него забавный - голова негра на шее альбиноса.

Обычно Сергей Фролов и Анатолий Клейн всегда в экспедициях вместе.

Земная ось

...Когда до полюса оставалось меньше 8 миль, с вертолетной палубы поднялся Ми-8 с экипажем Игоря Закутилина, с ледовым разведчиком Андреем Масановым и старпомом «Академика Федорова» Александром Разгуляевым.

Они надеялись отыскать среди мощных ледовых полей трещины и разводья и показать дорогу судну. Думали зависнуть на полюсе и навести на себя «Федорова». Но как только старпом увидел, какие кругом льды, он прокричал мне в ухо:

- Картинка такая, что в дрожь бросает.

Вертолет выписывал восьмерки впереди «Академика Федорова», отыскивая во льдах слабину. Но если крохотные полоски воды и попадались, то они шли не с юга на север, а по «закону бутерброда» прямехонько по параллелям - поперек нашего курса.

На «земной оси» вертолет, конечно, присел. Минут десять мы постояли на искрящемся солнышке, порадовались, что погодка звенит, что всего минус десять, что ветра нет. Но бортмеханик Валерий Малыхин не дал разгуливать нам по полюсу. Замахал руками, зазывая нас в вертолет:

- Через пару часов «Федоров» все равно здесь будет.

У нашего старпома такого оптимизма не наблюдалось:

- Сюда еще топать и топать.

И мы запрыгнули в Ми-8, не зная, удастся ли нам сегодня на полюс вернуться.

Через полчаса старпом и ледовый разведчик докладывали капитану:

- Дорога есть, но с колдобинами.

Так что через пару часов мы все еще до полюса так и не добрались. И многие по-прежнему не верили, что доберемся до него без «Арктики».

Все нервничают. Все задают друг другу один и тот же вопрос: «Ну когда?» - и получают один и тот же грустный ответ: «Пока идем...» А тут еще нетерпеливые звонки из Москвы и Питера: «Ну дошли или нет?»

А мы за вахту «взяли» всего четыре мили. Идем по океану чуть ли не со скоростью пешехода.

В 16.20 широта - 89°58'02''. Меньше двух миль до полюса. Вон он впереди, чуть правее по курсу - на соседней льдине. Но до нее добраться надо. Осталось пробить лишь одно ледяное поле. А как его разобьешь, если это многолетняя сморозь? Пытаемся обогнуть его с востока. Вроде щелка там есть. Наш «Федоров» втискивается в нее, как клин в крепкое полено.

На полюс пришли только к вечеру - в 18 часов 50 минут по Москве. На всякий случай минут двадцать покрутились в прорубленной майне, чтобы на навигационных приборах несколько раз без всяких других цифр мелькнули девятка с нолями.

«Стоп машина!»

90-й градус северной широты!

Так была претворена в жизнь не только давняя мечта многих участников нашей экспедиции, но и призыв из журнала наблюдений: «Даешь полюс на нашей вахте!» И чуть ниже наконец-то появилось радостное: «Ура! Полюс дали».

Но когда в конце концов «полюс дали» и вахтенный штурман Александр Разгуляев сообщил об этом по судовой трансляции, кажется, даже радоваться мы не могли - так за последние несколько суток измотались.

- На полюсе простоим дня полтора, - буднично сказал капитан Михаил Калошин. -Механики попросили время для профилактики машины.

Металл, видать, тоже устал.

...Все торжества - митинг, подъем флага, хоровод вокруг земной оси - решили отложить на завтра.

Пред.След.