Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Стругацкий В. Дороги во льдах

Продолжение. Начало в номерах за 14, 21, 28 сентября, 5, 12, 19 и 26 октября)

Летом 2007 года мы снова шли с Сергеем Фроловым на «Академике Федорове» к Северному полюсу, шли вместе с атомным ледоколом «Россия», чтобы впервые в истории глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» достигли дна Северного Ледовитого океане в точке полюса. Это была первая в истории высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция на Северный полюс. И ледокол сопровождал «Академика Федорова» для страховки - чтобы помочь найти на полюсе просторную полынью, дежурить во время спусков. На нем и размещался штаб экспедиции во главе с Артуром Чилингаровым.

Дедушка-энтузиаст

В экспедиции Сергей Фролов, как всегда, был главным «поводырем» - начальником научно-оперативного отряда.

И потому еще 1 августа, когда «России» и «Академику Федорову» до полюса оставались последние 45 миль, Сергей Фролов и гидролог с ледокола Александр Ким на Ми-8 с Вадимом Базыкиным полетели к полюсу. Цель - отыскать наиболее безопасный путь и посмотреть, есть ли в районе полюса полынья, пригодная для спуска «Ми­ров». Я, конечно, тоже в тот полет напросился.

Целый час Ми-8 пропиливал галсами бескрайние, сверкающие на солнце просторы полярной шапки.

- Лед однолетний - толщиной метра полтора, - объяснял мне Сергей Фролов, сидя у иллюминатора и глядя на заснеженные поля, расчерченные темно-голубыми разводьями и лазурными озерцами воды - снежницами. - Вон, видишь темные пятна? Это вкрапления многолетнего льда - толщиной до трех метров. Но таких вкраплений мало. Так что, думаю, до полюса и «Россия», и «Академик Федоров» дойдут без проблем.

Я слушал Фролова, а сам все время смотрел на джипиэску, в которой скачут цифры. Вот уже широта 89 градусов 48 минут… 89 градусов 49 минут…

И вот под наши крики «Ура!» на экране мелькает цифра 90 и рядом с нею - нули. Мы на полюсе.

Вертолет, не заглушая двигателей, зависает над подтаявшей пористой льдиной. Спрыгиваем на лед. Бортмеханик Евгений Закутилин дает залп из ракетницы. И конечно, мы фотографируемся на память.

- У меня сегодня, считай, юбилей, - улыбается Сергей Фролов. - На полюсе своими ногами стою десятый раз. Так что первый раз на полюсе - на «Сибири» - мы с тобой были вместе и вот опять вместе… Ну ты на полюсе тоже, наверное, уже десяток раз побывал?

Пришлось признаться, что цифры точной не знаю - не считал. Могу лишь сказать, что перед этим полетом на полюсе был 22 апреля 2007 года. В тот день Артур Чилингаров в точке полюса поднял флаг Международного полярного года.

Четверть века назад, во время рейса «Сибири», мы тоже летали на Северный полюс на вертолете. Тогда Ми-8 впервые в истории сел на полюсе. Теперь такие полеты - дело почти обыденное.

И глаза у меня не горят уже, к сожалению, так, как у одного заокеанского джентльмена, много лет мечтавшего на российском ледоколе с туристами добраться до полюса. Сергей вчера мне о нем рассказывал.

92-летний дедуля прилетел из Америки в Мурманск, чтобы идти на «Ямале» к полюсу. И перед посадкой на ледокол ему вдруг стало пло­хо. Пришлось старичка обратно в Америку отправлять. Так он на следующий год опять прилетел. На этот раз до полюса дошел. Хотя по ледоколу едва передвигался по одному маршруту - из каюты в кают-компанию. И чтобы хоть как-то его жизнь разнообразить, моряки решили организовать для дедули на полюсе персональную экскурсию - помогли спуститься на лед, а потом провели по ледокольным палубам.

- Сегодня самый прекрасный день в моей жизни! - восторгался старичок. И так воодушевился, что вдруг добавил: - Хорошо бы с девчонками его закончить…

- Пришлось вместо девочек выдать дедуле выписку из судового журнала, что он в 93 года достиг географической точки Северного полюса, - смеялся Фролов. - Наверное, для Книги рекордов Гиннесса.

А мы с Фроловым давным-давно лишили себя возможности так радоваться. Так что в 93 года придется искать другие забавы. Но лучше решать проблемы по мере их поступления. Сначала надо до такого возраста дожить. А это потруднее, чем попасть на Северный полюс.

…Разгуливать на полюсе времени нет - караван ждет доклад Фролова и карту ледовой обстановки. И через 11 минут наш Ми-8 поднимается над полюсом и летит на юг - туда, где «Россия» и «Академик Федоров» пробиваются во льдах.

Форточка на полюсе

И как только садимся на палубу, Фролов спешит на мостик. Артур Чилингаров, конечно, уже на нервах - хочется поскорее прийти на полюс, а льды впереди довольно тяжелые.

- Разводьев мало, и они узкие, - докладывает Сергей начальнику экспедиции. - Са­мое широкое - двадцать метров. Будет трудно найти хорошую полынью для спуска «Миров».

- Побыстрее готовьте кар­ту, - торопит Чилингаров. - Как вы порекомендуете, так и пойдем.

В тот же день к вечеру, в 20.54, «Академик Федоров» добрался до полюса. Так что около 1300 миль от Мурманска до Северного полюса мы прошли всего за 8 дней.

Ледовые разведчики обозначили на карте десятки разводьев в радиусе пяти миль от полюса. Из них надо выбрать самое большое и надежное и предсказать, как в ближайшие сутки оно себя поведет. А это всегда зависит от множества причин - температуры воздуха, силы ветра, скорости течений.

И когда разводье выбрали, Чилингаров то ли в шутку, то ли всерьез, не то спрашивая, не то предупреждая, сказал Фролову:

- Ты мне головой отвечаешь, что, пока мы будем под водой, оно не захлопнется?! Или завещание жене и детям писать?

Это был тот редкий случай, когда температуру воды от поверхности до дна океана, скорость и направление течений в точке полюса замеряли прежде всего ради безопасности людей. Слишком многое зависело от точности прогнозов - метеорологических и ледовых.

Научные сотрудники экспедиции измерили температуру воды от поверхности до дна, составили метеорологический прогноз и прогноз дрейфа льда. Всю эту информацию Сергей Фролов вручил перед погружением Чилингарову, чтобы на борту «Мира» у начальника экспедиции она всегда была под рукой.

- Работать подо льдами нам еще никогда не приходилось, - сказал перед спуском Анатолий Сагалевич - командир одного из «Миров». Чувствовалось, что нервничает даже он - один из самых опытных в мире гидронавтов.

2 августа девять часов «Ми­ры» проработали под водой. В точке полюса они «приземлились» на дне океана - на глубине 4261 метр. Там поставили металлический флаг России и взяли образцы грунта.

Но самым тяжелым оказался не спуск, а подъем. Радиобуи, расставленные в полынье, отказали. «Мир-1» ча­са полтора рыскал под корпусом «Академика Федорова» в поисках чистой воды. И только когда судовой кран подцепил в разводье его красно-белую, похожую на кита «ту­шу», нервное напряжение немножко ослабло. Но чуть ли не все участники экспедиции так и стояли у правого бор­та, ожидая второй аппарат. «Мир-2» всплыл еще через час.

И за это время форточка во льдах, к счастью, не захлопнулась, а лишь немного уменьшилась в размерах.

На полюсе экспедиция проработала 34 часа 17 минут. И уже на следующий день мы двинулись на юг. 3 августа быстренько добежали до 89-й широты. Повезло, что проложенный нашими судами несколько дней назад канал не захлопнулся, а лишь отдрейфовал на 2,5 мили к западу. Так что по этому каналу, в шутку названному кем-то в честь начальника научно-оперативной группы каналом Фролова, наш «Академик Федоров» и побежал.

Пред.След.