Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Зубов Н.Н., Земля Санникова ("Наука и Жизнь 11/1939")


 Sannikova_NIZH-11-1939.gif
Проф. Н. П. Зубов, Земля Санникова // "Наука и Жизнь" 11/1939

С 1664 г., после того как русские, плавая по сибирским рекам на север, дошли до устьев Яны и Индигирки, распространились слухи, будто к северу-востоку от устья Яны лежит громадный неведомый остров. В начале XVIII столетия были получены первые достоверные сведения уже о нескольких островах. Для отыскания этих островов в 1711 г. была организована экспедиция под начальством казака Вагина и Пермякова. Эта экспедиция в мае 1712 г. отправилась на нартах по льду на север от Святого Носа, расположенного к северу от устья Лены, и вскоре дошла до какого-то безлесного острова такой величины, что для того, чтобы объехать его, потребовалось 9—10 дней. Рядом увидели еще один остров, но экспедиция должна была вернуться по недостатку провизии. Пермяков и три его товарища были убиты своими же людьми, не желавшими больше переносить лишения.

Несомненно, что остров, открытый Вагиным и Пермяковым, был одним из Ляховских островов, но честь полного их открытия принадлежит купцу Ляхову, побывавшему на них в 1770 г. Летом 1773 г. Ляхов открыл еще третий остров, гористый, самый большой из них. Один из спутников Ляхова забыл на этом острове свой котел. В 1775 г. землемер Хвойнов, которому было поручено составить карту острова, нашел этот котелок, и с тех пор этот остров называется Ко­тельным.

Открытие Новосибирских островов, расположенных к северу от Ляховских, последовало в начале XIX столетия. Санников, уполномоченный наследников купца Ляхова, открыл на западе от острова Малого остров Столбовой, а затем в 1805 г. остров Фадеевский, который назван был так по имени путешественника, впервые там прозимовавшего. Наконец, в 1806 г. купцом Сыроватским был открыт остров, названный впоследствии Новой Сибирью, а мещанином Бельковым остров, названный по его имени.

В 1811 г. Санников с северного берега острова Котельного увидел высокую землю, к которой он старался подойти по льду, но встреченная большая полынья помешала ему это сделать. По словам Санникова, до этой земли ему оставалось всего около 25 км. С тех пор таинственная Земля Санникова тревожила воображение полярных путешественников и исследователей. Известный русский полярный путешественник Толль в 1886 г. будто бы видел эту Землю с Новосибирских островов.

«При рассказе о виденной мною в 1886 г. Санниковой Земле на север от острова Котельный,— говорит Толль,— мой проводник Джергели, семь раз проводивший лето на островах и видевший несколько лет подряд загадочную Землю, на вопрос мой: Хочешь ли достигнуть этой дальней цели? — дал мне следующий ответ: «Раз наступить и умереть».

При своем вторичном посещении Новосибирских островов в 1894 г. Толль опять заметил на севере какую-то землю, даже различил на ней 4 высоких горы, зарисовал их контуры и определил, что земля находится по направлению на северо-восток 14—18° от северной оконечности острова Котельного.

* * *

Первым судном, дрейфовавшим во льдах в районе к северу от Новосибирских островов, был «Фрам» экспедиции Нансена 1893— 1896 гг. Начал свой дрейф «Фрам» 22 сентября 1893 г. на 78° 50' с. ш. и 133° 30' в. д. Почти всю зиму 1893—94 г. «Фрам» дрейфовал между 130 и 140° в. д. и 79 и 81° с. ш., но никакой земли не обнаружил. Но «Фрам» не заносило много восточнее меридиана о. Котельный, и потому после дрейфа «Фрама» вопрос о Земле Санникова остался от­крытым.

Одной из задач русской полярной экспедиции на судне «Заря» под начальством того же Толля (1900—1903 гг.) было отыскание Земли Санникова.«Заря» вышла из Петербурга 21 июня 1900 г., перезимовала в одной из бухт западного Таймыра (76° 8' 3" с. ш. и 96° 6'30" в. д.) и 1 сентября 1901 г. обогнула мыс Челюскина. Затем «Заря» приблизительно между 76 и 77-й параллелями направилась в район к северу от Новосибирских островов и 11 сентября дошла до острова Беннета, открытого 28 июля 1881 г. экспедицией Де-Лонга на судне «Жаннета». Не увидев на своем пути к острову Беннета Земли Санникова, Толль решил возвратиться к точке, лежащей на 77° с. ш. и на направлении от острова Котельный, по которому, по предшествовавшим наблюдениям Толля, находилась Земля Санникова, и еще раз попытаться увидеть эту Землю. 14 сентября «Заря» в густом тумане дошла до 77° 32' с. ш. и 142° 17' в. д. и Земли Санникова не обнаружила. Надвигавшиеся льды заставили «Зарю» прекратить поиски, повернуть на юг и 24 сентября стать на вторую зимовку в бухте Нерпалах, в проливе между островами Котельный и Бельковский. На следующий, 1902 г., после неудачных попыток пробраться к северу от Новосибирских островов «Заря» вернулась в бухту Тикси в дельте р. Лены.

Следующие попытки отыскания Земли Санникова были сделаны ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач» в 1913— 1914 гг.

«Таймыр», пройдя на север вдоль восточных побережий Новосибирских островов, 20 августа 1913 г. открыл остров Вилькицкого и, приблизившись к острову Беннета, повернул на запад и пошел приблизительно по параллели этого острова к полуострову Тай­мыр. Здесь «Таймыр» соединился с «Вайгачем», в дальнейшем сделал самое замечательное географическое открытие текущего столетия, обнаружив 3 сентября 1913 г. большой архипелаг островов, получивших впоследствии название Северной Земли. 13 сентября оба судна повернули на восток и прошли несколько севернее пути «Таймыра» на запад. Таким образом, район предполагаемой Земли Санникова ледокольным пароходом «Таймыр» в 1913 г. был пересечен дважды, и Земля эта не была обнаружена.

В конце августа 1914 г. «Вайгач» и «Тай­мыр» на своем пути на запад поднялись к острову Вилькицкого, к северу от которого «Вайгач» открыл еще один остров — остров Жохова,— и затем оба корабля еще раз прошли к северу от Новосибирских островов, отчасти стремясь увидеть Землю Санникова.

* * *

В 1924 г. в районе к северу от Новосибирских островов дрейфовало судно «Мод» Норвежской полярной экспедиции. Эта экспедиция вошла в полярные льды у острова

Геральда 8 августа 1922 г. с целью повторения знаменитого дрейфа «Фрама». «Фрам», как известно, вошел во льды к северо-западу от Новосибирских островов, и его пронесло сравнительно далеко от Северного полюса (наивысшая широта, достигнутая «Фрамом», равна 85° 56'). Поэтому на «Мод» рассчитывали, что, если они войдут в полярные льды значительно восточнее «Фрама», то их продрейфует через Северный полюс. Эти надежды не оправдались. Дальше 75° с. ш. «Мод» не поднялась, 1 апреля 1924 г. с «Мод» увидели острова Вилькицкого и Жохова. 10 июля судно освободилось от льдов, а 17 августа, обогнув с севера остров Котельный, вышло на чистую воду моря Лап­тевых.

Во время всех этих плаваний и дрейфов Земля Санникова обнаружена не была, но все же и не было доказано, что она не су­ществует. Действительно, ни одному из этих судов (кроме «Фрама») не удалось в районе к северу от Новосибирских островов выйти на большие глубины Северного Ледовитого океана, а до тех пор, пока материковая отмель недостаточно подробно обследована, всегда можно ожидать открытия островов континентального происхождения. Вот почему одной из задач научной экспедиции на ледокольном пароходе «Садко» в 1937 г. было также поставлено отыскание Земли Санникова.

«Садко» поднялся на север по меридиану острова Котельного, но, не дойдя до 78 — и параллели, из-за льдов был вынужден повернуть на восток и проследовал приблизительно до меридиана острова Беннета. После этого «Садко» повернул к острову Генриетты, где и построил метеорологическую станцию. «Садко» в районе Новосибирских островов прошел севернее, чем какое-либо другое судно, бывавшее здесь до него. Земли Санникова «Садко» не увидел, но за пределы материковой отмели выйти ему также не удалось.

Во время дрейфа «Седова» район к северу от Новосибирских островов был пересечен два раза: один раз с запада на восток, приблизительно по 78-й параллели, и другой раз с юго-востока на северо-запад. К этом надо прибавить, что если пути и дрейфы судов, в том числе и «Седова», пересекли район предполагавшейся Земли Санникова приблизительно в широтном направлении, то полеты экспедиции Героя Советского Союза т. Алексеева, имевшие целью снятие части моряков с ледокольных пароходов «Садко», «Малыгин» и «Седов» и совершавшиеся при хорошей видимости, пересекли этот район от мыса Котельного до местонахождения дрейфующих судов, приблизительно по меридиональному направлению, в общей сложности 6 раз. В первый день полетов — 3 апреля 1938 г.— дрейфующие ледоколы находились приблизительно на 79° 08' с. ш. и 151° в. д., а 26 апреля приблизительно на 80° с. ш. и 147° 15' в. д.

27 августа 1938 г., следуя от острова Котельного приблизительно по его меридиану, ледокол «Ермак» дошел до 83° 06' с. ш. на

138° 24' в. д. и вывел из ледяного плена ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин», приблизительно по тому же меридиану. Наконец, ледокол «Иосиф Сталин», следуя опять-таки прямо на север от острова Котельного, 22 сентября 1938 г. достиг в том же районе приблизительно той же широты, что и ледокол «Ермак» (83° с. ш. и 146° в. д.). Оба эти корабля также никакой Земли Санникова не обнаружили.

Всеми этими плаваниями, дрейфами и полетами легенда о Земле Санникова, просуществовавшая свыше 125 лет и создавшая связанную с ней научную и художественную литературу, была, таким образом, окончательно уничтожена.

* * *

Попутно с уничтожением легенды о Земле Санникова во время дрейфа Седова была разрешена еще одна географическая задача.

Море Лаптевых с физико-географической точки зрения не является морем, а лишь заливом Северного Ледовитого океана, и его северная граница весьма условна. За таковую, согласно постановлению нашего правительства, принята дуга большого круга, соединяющая мыс Молотова — северный мыс Северной Земли — с точкой пересечения меридиана северного мыса острова Котельный (139° в. д.) с краем материковой отмели (с 200-метровой изобатой).

До экспедиции Нансена никто ничего не знал о том, каковы глубины центральной части Северного Ледовитого океана. Сам Нансен, не рассчитывая, что встретит здесь глубины больше 500 м, даже не взял с собой на «Фрам» приспособлений, которые позволили бы измерять большие глубины. Ему срочно пришлось уже на «Фраме» разматывать на отдельные проволоки имевшиеся запасы стального троса и таким образом получить лот-линь достаточной длины.

Как уже отмечалось, «Фрам» 22 сентября 1893 г. пришвартовался к большой льдине на 78° 50' с. ш. и 133° 30' в. д. Тогда, когда его снесло до 78° 45' с. ш. и 134° в. д., Нансен измерил глубину в 1 600 м, а затем приблизительно на 70° 50' с. ш. и на 126° в. д. глубину 3 850 м, — это была наибольшая глубина, измеренная Нансеном за все время его экспедиции. Измерениями Нансена впервые было установлено, что Северный Ледовитый океан является действительно глубоководным бассейном, и с тех пор определение границы материковой отмели в разных районах Северного Ледовитого океана стало одной из важнейших задач всякого рода экспедиций, посылавшихся в центральные части Арктики. Однако эта задача является далеко не легкой, и выходы на большие глубины до сих пор насчитываются единицами.

Сейчас в европейско-азиатском секторе Арктики граница материковой отмели установлена точно у северо-западных побережий Шпицбергена экспедицией Нансена на «Фраме», экспедицией Макарова на «Ермаке» в 1899 г. и, наконец, особенно точно экспедицией Уилкинса на подводной лодке «Наутилус» в 1931 г. В районе к северу от Карского моря граница материковой отмели приблизительно намечена во время дрейфа экспедиции Брусилова на судне «Святая Анна» (1912—1914 гг.), определена во время экспедиции на «Садко» в 1935 г., когда на 82° 42' с. ш. и 87° 04' в. д. была получена глубина 2 365 м. В самом море Лаптевых, кроме уже упомянутых измерений экспедиции Нансена на «Фраме», экспедицией на «Садко» в 1937 г. в центральной части моря Лаптевых на 77° 34' с. ш. и 118° 28' в. д. была измерена глубина в 2 381 м.

Во время дрейфа «Седова» от его начала и до точки, определяемой координатами 79° 37' с. ш. и 149° 58' в. д., Седов дрейфовал по материковой отмели, и измеряемые им глубины не превышали 200 м. Однако уже на 79° 52' с. ш. и 148° 02' в. д. Седов оказался над глубинами, превышавшими 1 000 м, а с 81° 47' с. ш. и 136° 34' в. д. — над глубинами, значительно превышающими 3 000 м. Эти глубины уже являются характерными для глубокого ложа центральной части Арктического бассейна.

На прилагаемой карте показаны основные глубины, измеренные к северу от Новосибирских островов. К сожалению, у меня в распоряжении нет промеров, произведенных ледоколами «Ермак» и «Иосиф Сталин» во время их замечательных плаваний к северу от острова Котельного за 83-ю параллель. Но даже при сопоставлении только промеров «Фрама» и «Садко», дрейфовавшего вместе с Седовым, представляется наиболее вероятным, что материковая отмель на меридиане острова Котельный (139° в. д.) кончается на 78° 30' с. ш. Эту точку и надо считать северо-восточной точкой моря Лап­тевых.