Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Всеволод Васнецов. Под звездным флагом "Персея"

 обложка.jpg
  1. От редактора(В. И. Черныш, кандидат военно-морских наук)
  2. Вместо предисловия
  3. Глава 1. Шум ветра всколыхнул воспоминания
    Московская весна 1921 года. Разговор с А. А. Шорыгиным. Декрет В. И. Ленина. Знакомство с И. И. Месяцевым. Подготовка к экспедиции. Косинская биологическая станция. Рынок на Земляном Валу. Моя первая трубка.
  4. Глава 2. Первая экспедиция Плавучего морского научного института.
    Сборы и долгий путь в Архангельск. Городской рынок и моя вторая трубка. У Соборной пристани. На "Соловье Будимировиче". Структура Плавморнина и задачи. Программа работ первой экспедиции. К 47-му меридиану. На Новой Земле. "Малыгин" с караваном судов Сибирской хлебной экспедиции. В Москву.
  5. Глава 3. Постройка экспедиционного судна "Персей" .
    В лайском доке. Кладбище кораблей. Рассказ Месяцева. Механики Волков и Елезов испытывают главную машину. Звездный флаг. Техническое описание судна. Пробный рейс.
  6. Глава 4. Первое экспедиционное плавание в 1923 году.
    Маяк СД. Капитан "Персея" П. И. Бурков. План работ экспедиции. Первая встреча со льдами. Земля Франца-Иосифа на горизонте. Уголь кончается. На юг под парусами. Стоянка в губе Белушьей. Встреча с г/с "Мурман". Тыко Вылка. В Архангельск.
  7. Глава 5. Плавания в 1924 году.
    План работ летнего плавания. Закупка мяса. Корабельные котята. Губа Белушья. Губа Пырья. В Кандалакшском заливе. Шторм на баре Северной Двины. Осеннее плавание и его программа. Гибель "Девы". Разрез по 41-му меридиану. В тяжелых полярных льдах. Поиски пресной воды на Земле Короля Карла. Остров Надежды. Моя четвертая трубка. Впервые в Стур-фьорде. Заявочные столбы на уголь. Моя пятая трубка. В Екатерининской гавани на Мурманской биологической станции. Мурманск в 1924 году.
  8. Глава 6. Три экспедиции в 1925 году.
    Мурманская и Кильдинская банки. Снова на Шпицберген. Самый северный город Европы - Вардё. Стурфьорд. Высадка береговой партии. Лагерь и работы на берегу. В Исфьорде. Осень в Печорском море. Обследование южного берега Новой Земли. В губе Новой и Заблудящей. Встреча с Р. Л. Самойловичем. Домой.
  9. Глава 7. Пятилетие Плавморнина и плавания в 1926 году.
    Океанографические работы в Белом море и Чешской губе. Осеннее плавание в Крестовую губу. Горбовы острова. Избушка на острове Заячьем. Путь к Земле Франца-Иосифа опять закрыт. В тяжелых льдах. Обследование заливов Северного острова Новой Земли. Трал на винте. Рождение айсбергов. Я окончил МГУ.
  10. Глава 8. Плавания в Баренцевом море в 1927 году.
    Весенние гидрологические работы и разведка кромки льдов. В центре Баренцева моря тяжелые льды. Корпус поврежден, появилась течь. Бочка масла в море. Ремонт судна в Екатерининской гавани. Осенняя экспедиция в Карское море. Погибшее судно в Петуховском Шаре. Карское море. Маточкин Шар и встреча с Э. Т. Кренкелем. На мысе Желания. Домой под парусами. Шторм на Северной Двине.
  11. Глава 9. Океанографические работы в 1929-1931 годах.
    Старинный чемодан с письмами. Реорганизация Плавморнина и создание ГОИНа. Круглогодичные плавания. Развертывание широких научно-промысловых исследований. Тысячная станция. Земля Франца-Иосифа опять окружена льдами. Начало зимних плаваний. Батиметрическая карта Баренцева моря. Открытие Медвежинской банки. Пожар на корабле. Встреча Нового года в струе Гольфстрима. Ледообразование на центральном мелководье. Продолжение зимних исследований. Распределение стад тресковых в Баренцевом море. Гусиная банка. Принцип научно-промысловых исследований и их итоги.
  12. Глава 10. Второй международный полярный год.
    Распределение работ между странами и доля участия "Персея". Ураган в Мурманске. Маршрут экспедиции. Практикантка. Разрез Нордкап - мыс Южный. Исфьорд. Отступление от Семи Островов. Аврал по разгрузке угля. В гостях у консула. Попытка обогнуть Шпицберген с востока. У острова Белого. Разрез Шпицберген - мыс Желания. Океанографические работы в Карском море. У зимовщиков Матшара.
  13. Глава 11. Продолжение работ по программе 2 МПГ в 1933 году.
    Январское плавание. Жестокий шторм у Нордкапа. Возвращение в Мурманск. Смерть отца. Весенняя экспедиция. Под Нордкапом. Разрез на остров Медвежий. Высадка и встреча со старыми знакомыми. Разрез на мыс Южный. Бесплатный уголь в Исфьорде. Впервые советский исследовательский корабль в Гренландском море. Тяжелые льды Восточно-Гренландского течения. Домой под парусами.
  14. Заключение
  15. Примечания редактора
  16. Краткие биографические справки

Васнецов Всеволод. Под звездным флагом «Персея». Воспоминания. Л., Гидрометеоиздат, 1974 г. 278 с. ил.

Автор книги-старейший советский океанограф был одним из первых сотрудников созданного по декрету В. И. Ленина полвека назад Плавучего морского научного института. В. А, Васнецов делится воспоминаниями о создании института об участии в арктической экспедиции 1921 года на ледокольном пароходе "Малыгин", о строительстве и плаваниях первого в СССР научно-исследовательского судна "Персей".
Литература об Арктике почти не сохранила следов о том далеком и трудном времени. Книга восполняет этот пробел. Она иллюстрирована многочисленными фотографиями, сделанными автором, а также репродукциями с картин новоземельского художника Тыко Вылка и участников экспедиций В. М. Голицына и В. А. Ватагина, никогда не публиковавшимися ранее.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей

Заключение

Я только гидролог и моряк и не обладаю мастерством писателя. Быть может, повествование мое показалось читателю малоинтересным, однообразным или слишком специфичным. Приступая к работе над воспоминаниями, я отдавал себе в этом отчет и предусматривал возможность такой оценки, но все же взялся за перо. Взялся потому, что в литературе почти ничего нет о том отдаленном периоде, когда возникла и получила развитие в нашей стране наука о море.
Я не знаю, почему не пользуется признанием прекрасное русское слово «мореведение», — мне оно нравится и я его применяю.
Молодое поколение мореведов, да и среднее тоже, зачастую не имеет представления о том, что такое Плавморнин, когда и как он возник, что такое «Персей», кому обязано своим возникновением советское мореведение и какие трудности в те далекие годы испытывали его создатели.
Нельзя быть Иваном, не помнящим своего родства. Нельзя быть мореведом, не знающим, что такое Плавморнин, «Персей» и кто такой Иван Илларионович Месяцев.
Я счел своим долгом рассказать о том, в чем сам участвовал или чему был непосредственным свидетелем. И если мой труд лишен литературных достоинств, то как историческая- справка, я надеюсь, он найдет свое место на книжных полках в разделе науки о море.
В моем заключении я хотел бы самым кратким образом обрисовать значение исследований, производившихся на «Персее» в северных морях за те 10 лет, которые я на нем плавал.
На «Персее» получил свое начало и постепенно усовершенствовался комплексный метод океанографических исследований, основоположниками которого явились Иван Илларионович Месяцев и Лев Александрович Зенкевич. От видового изучения донной фауны перешли к количественному ее учету, что стало особенно важным при оценке кормности промысловых банок, на которых концентрировались косяки тресковых рыб. Метод количественного учета распространился потом и на изучение планктона.
Планы экспедиционных работ строились на основе тематических планов института и обеспечивали выполнение различных исследований в море. Экспедиционные программы разрабатывались
очень продуманно, рассматривались и утверждались ученым советом института.
Как в гидрологических, так и в других исследованиях, в том числе в научно-промысловых, укоренилась система работ только на определенно ориентированных разрезах. Стандартные разрезы, повторявшиеся из года в год в различные сезоны, давали хороший материал для сопоставлений и об общем режиме моря.
Десятилетние гидрологические исследования позволили познать режим Баренцева моря и установить схему циркуляции его вод, значительно отличающуюся от прежних представлений.
С первых же экспедиционных плаваний «Персея» пришлось создавать методику океанографических исследований, многое изобретать, вырабатывать навыки, очередность работы на станциях, чтобы одни специалисты не мешали другим и разумно расходовали время.
Были созданы макеты журналов для записей различных наблюдений, разработаны схемы отчетов начальников экспедиций, схемы рейсовых донесений капитанов и т. д.
Организация экспедиций была поставлена настолько продуманно, что при незначительных средствах, которые отпускались для этого, институт, до 1930 года владевший только одним судном «Персей», выполнил на северных морях огромную исследовательскую работу.
При последующем широком развертывании мореведения в нашей стране и создании исследовательских учреждений накопленный на «Персее» опыт был всесторонне-использован.
И наконец, за эти 10 лет на «Персее» прошли первую практику и получили морской опыт, свое первое морское крещение многие молодые научные работники, ставшие впоследствии крупными учеными, основоположниками новых разделов науки о море, руководителями новых исследовательских институтов, изучающих Мировой океан. Учитывая, что наша страна обладает необъятными морскими просторами, что моря эти имеют огромное климатологическое и промысловое значение, разработка методов океанографических исследований, воспитание кадров многочисленных ученых, быть может, является одним из важнейших результатов экспедиций «Персея».

Пред.След.