Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Минеев А.И. Из записок военных лет

А.И. Минеев. Из записок военных лет. Летопись Севера. Том 4, 1964 г., с.38-55. Том 5, 1971 г., с.93-113.
Автор этих записок — Ареф Иванович Минеев — в годы Великой Отечественной войны был начальником морских операций арктического флота в западном секторе Северного морского пути. Такая организация управления морскими сообщениями, созданная еще до войны, обеспечивала бесперебойный ход навигации, обслуживание ее ледоколами, авиаразведкой, прогнозами погоды и ледовой обстановки. Все суда с момента их выхода из базовых портов находились под неусыпным контролем штаба морских операций.
Работники Советской Арктики в тесном взаимодействии с Северным флотом успешно осуществили поставленную перед ними задачу: они не позволили гитлеровцам вывести из строя Северный морской путь и во все годы войны обеспечили по нему бесперебойную перевозку оборонных и народнохозяйственных грузов.
Записки А. И. Минеева правдиво рассказывают о героическом труде советских полярников в суровые годы войны и в этом смысле значительно дополняют ранее изданные работы (см. литературу). — Ред.


Re: Минеев А.И. Из записок военных лет

Еще в 1940 году, разрабатывая план нападения на СССР, гитлеровский генеральный штаб рассчитывал в самые сжатые сроки добиться победы на северном участке фронта в районе Кольского полуострова. Из приказа командующего Кольской немецко-фашистской группировкой видно, что Мурманск и Полярный фашисты думали захватить в первые же дни войны. Гитлеровцы были настолько уверены в успехе, что специальная директива из Берлина предупреждала о крайней нежелательности бомбардировки верфей, которые, мол, пригодятся немцам, когда они станут хозяевами района [4].
Однако северный участок фронта оказался крепким орешком. Несмотря на грозные приказы, немецко-фашистские войска, специально тренированные для войны в северных условиях, за все время смогли продвинуться только на половину расстояния от нашей границы до западного берега Кольского залива, то есть всего примерно на 40 километров. Они были остановлены на этом рубеже, а затем отброшены.
Вместе с тем в ходе войны возникли обстоятельства, которые фашистское командование не предвидело. Надо напомнить, что в сентябре 1941 года, на четвертом месяце войны, было достигнуто соглашение между СССР, Великобританией и США о взаимных товарных поставках и использовании ресурсов антифашистской коалиции. В общем-то эти поставки по ленд-лизу оказались для СССР весьма небольшими. Имея хотя бы приблизительное представление о масштабах Великой Отечественной войны, можно понять, что помощь союзников, сыгравшая, конечно, свою положительную роль, ни в какой мере не определила нашего успеха в войне. Но в недрах фашистского командования и его генерального штаба существовало на этот счет другое, ошибочное представление. Гитлеровцы явно переоценивали значение военных поставок союзников. Противодействие поставкам они считали одной из своих задач. Это и предопределило развертывание военных действий на Севере.
Грузы ленд-лиза завозились по трем направлениям. Первый путь пролегал через Северную Атлантику, Гренландское, Норвежское и Баренцево моря в Кольский залив или Архангельск. Этот путь подвергался систематическим атакам надводных и подводных кораблей и авиации противника. Однако во всех случаях, когда союзники, направляя караван, хоть немного его охраняли, суда, как правило, доходили до места назначения. Второй путь проходил от западного берега Северной Америки на Владивосток. Этот путь оказался более безопасным, но сам Владивосток был очень удален от основных производственных баз и фронтов. Третий путь лежал через Иран. Грузы морем доставлялись в Персидский залив, в порту Бендер-Шахпур переваливались на трансиранскую железную дорогу, по которой доставлялись в порт Бендер-Шах, на берегу Каспийского моря, где и принимались советскими судами.
В гитлеровском генеральном штабе предполагали, что СССР использует еще и четвертое направление завоза грузов и что это направление— Северный морской путь. Такое убеждение сыграло решающую роль в планировании немцами военных операций на акватории Карского моря, крайней западной части Северного морского пути [7, 8].
Гитлеровцы считали, что арктический пункт Амдерма, расположенный в юго-западном углу Карского моря, связан с Печорской железной дорогой и, следовательно, караваны судов переваливают в Амдерме свои грузы на железную дорогу и таким путем снабжают фронт. Северный морской путь в представлении гитлеровцев вырастал в важную трассу снабжения Советской Армии [7, 8].
Этим и объясняется упорное стремление вражеских военно-морских средств проникнуть в Карское море. В 1942 году в Карском море действовали надводный рейдер «Адмирал Шеер» и две подводные лодки, в 1943 году — одиннадцать подводных лодок и даже в 1944 году, когда фашистская Германия фактически агонизировала, в Карском море занимались пиратскими операциями шесть подводных лодок. Такое положение облегчалось тем, что Карское море летом частично свободно ото льдов и проход в него с запада сравнительно легок [7].
К началу Великой Отечественной войны на побережье Карского моря, не считая дальних островов, работало восемнадцать полярных станций. Эти комплексные научные базы занимались сбором геофизи-ческих сведений для обслуживания морских и воздушных транспортных операций и исследовательских работ. Непосредственного военного значения полярные станции не имели, поскольку были удалены от фронтов на огромное расстояние, а советские военно-воздушные силы арктическими трассами не пользовались.
На острове Диксон в Карском море располагался районный центр Северного морского пути. На самом острове находились радиостанция, геофизическая обсерватория, авиабаза полярной авиации, штаб морских операций западного района Северного морского пути, на материковом берегу, против острова Диксон,— порт, жилой поселок, угольная база (на острове Конус).
В юго-западной части Карского моря в Амдерме находился флюори-товый рудник, законсервированный еще в довоенное время, и размещался довольно большой жилой поселок. Причал в Амдерме имелся только для кунгасов и катеров, погрузочно-разгрузочные работы производились на рейде.
Морская транспортная работа, то есть перевозка грузов и пассажиров, осуществлялась в Карском море в период арктической навигации, да и тогда море отнюдь не представляло собою чистого водного пространства, а было покрыто большими или меньшими массами льда, препятствовавшими судоходству. Полярные станции своей метеорологической и ледовой информацией обеспечивали мореплавание. На некоторых полярных станциях имелось горючее и смазочные материалы для самолетов ледовой разведки; здесь экипажи самолетов отдыхали и отсюда отправлялись на разведку льдов.
Уничтожение полярных станций, авиабаз и особенно порта Диксон могло серьезно затруднить плавание транспортных судов по Северному морскому пути.
В начале войны оборонительные мероприятия в Карском море были незначительны. Транспортные суда вооружили противолодочной и противовоздушной артиллерией, кое-где дополнительно установили зенитные пулеметы. Точно так же были вооружены ледоколы и ледокольные пароходы. Полярные станции вооружения не имели.
В Карском море единственным пунктом, который на случай войны нашли нужным оснастить вооружением, был остров и порт Диксон.
Еще перед войной для него были получены три батареи: одна — для защиты внешних подходов к острову и порту, вторая — для защиты внешнего и внутреннего рейдов порта и зенитная батарея для предотвращения воздушного нападения. С первого дня войны артиллерийские системы были установлены на заранее подготовленных позициях. В остальных пунктах Карского моря при нападении вражеских военно-морских средств и высадке десанта персонал станции должен был уходить в глубь страны.
На большинстве станций были построены резервные приемопередающие радиостанции на случай нападения врага и уничтожения штатной радиостанции. Эти резервные радиостанции строились своими силами из наличных материалов на некотором расстоянии от поселка полярной станции, в местах, скрытых от противника, пришедшего с моря. При выборе места и строительстве такой станции проявлялась инициатива и изобретательность полярников. На острове Диксон, например, резервную станцию спрятали в складках местности и с моря ее не было видно. На острове Уединения рельеф не так удобен, и поднять высоко антенное хозяйство не представлялось возможным, поэтому радист Баранов поднял антенну на кольях, всего на полтора метра над землей. На резервных станциях обычно создавались запасы продовольствия, одежды и топлива на случай, если основная станция будет уничтожена. Там, где резервные станции не были построены, полярники создали в тундре депо с запасом продовольствия, топлива, спальными принадлежностями, палатками и прочим необходимым снаряжением.
В течение первых шести месяцев Великой Отечественной войны вражеские военно-морские средства не проникали в Карское море. По-видимому, в ту пору немецкое военно-морское командование еще было уверено в успехе блицкрига и рассчитывало в течение нескольких недель захватить весь север вплоть до Архангельска. Возможно также, что фашистское командование не успело еще полностью развернуть свои военно-морские средства. Как бы то ни было, они разбойничали только в Баренцевом море, но уже в навигацию 1942 года работникам Советской Арктики довелось держать первое боевое испытание.

Пред.След.