Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Минеев А.И. Из записок военных лет

А.И. Минеев. Из записок военных лет. Летопись Севера. Том 4, 1964 г., с.38-55. Том 5, 1971 г., с.93-113.
Автор этих записок — Ареф Иванович Минеев — в годы Великой Отечественной войны был начальником морских операций арктического флота в западном секторе Северного морского пути. Такая организация управления морскими сообщениями, созданная еще до войны, обеспечивала бесперебойный ход навигации, обслуживание ее ледоколами, авиаразведкой, прогнозами погоды и ледовой обстановки. Все суда с момента их выхода из базовых портов находились под неусыпным контролем штаба морских операций.
Работники Советской Арктики в тесном взаимодействии с Северным флотом успешно осуществили поставленную перед ними задачу: они не позволили гитлеровцам вывести из строя Северный морской путь и во все годы войны обеспечили по нему бесперебойную перевозку оборонных и народнохозяйственных грузов.
Записки А. И. Минеева правдиво рассказывают о героическом труде советских полярников в суровые годы войны и в этом смысле значительно дополняют ранее изданные работы (см. литературу). — Ред.


ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС «АКАДЕМИКА ШОКАЛЬСКОГО»

В 1943 году в Карском море работало экспедиционное судно Арктического научно-исследовательского института Главсевморпути «Академик Шокальский». После цикла исследовательских работ оно зашло в порт Диксон. Экспедицию возглавлял гидролог В. С. Большаков, командовал судном капитан И. С. Снисаренко.
Эта маленькая деревянная шхуна водоизмещением 500 тонн имела паспортную скорость 9,5 узла и была хорошо приспособлена для плавания в битых льдах.
На Диксоне командование экспедиции получило задание зайти в за-лив Благополучия на Новой Земле и сменить персонал станции. Положение там усугублялось тем, что начальник станции тяжело заболел.
Приняв на борт двух сотрудников для работы на станции и врача диксоновской больницы для оказания неотложной помощи больному, погрузив необходимое продовольствие, оборудование и материалы, «Академик Шокальский». 22 июля 1943 года вышел по назначению.
На судне было 26 человек — 19 моряков, членов экипажа, 4 сотрудника экспедиции, врач, 2 работника полярной станции. Время для похода было раннее. В юго-западной части Карского моря, между материком и Новой Землей, располагался остаточный массив льда. Он вскоре и встретился шхуне. Не желая заходить в тяжелый лед, капитан повел судно вдоль кромки, постепенно уклоняясь на северо-восток и срезая по пути языки и полосы льда, которые судно могло пройти.
На меридиане мыса Спорый Наволок в 19 часов 27 июля судно вышло на чистую воду. Стояла ясная тихая погода. На солнце припекало, все свободные от работы люди собрались на палубе. Любовались панорамой суровых берегов Новой Земли, беседовали о предстоящей работе. И совсем забыли о войне. А она неожиданно и властно напомнила о себе.
После часа с небольшим плавания по чистой воде вдруг прозвучал сигнал боевой тревоги. Примерно милях в пяти от судна, со стороны Новой Земли, показалась подводная лодка. Много позднее стало известно, что это была вражеская лодка Ю-255, крейсировавшая в районе мыса Спорый Наволок в ожидании самолета БВ-138, для которого она служила заправщиком.
Капитан повернул судно, оно стало полным ходом уходить ко льду. Тогда подводная лодка открыла по безоружному судну артиллерийский огонь. Снаряды сразу накрыли шхуну. Одним из осколков была перерублена антенна, оборвалась связь. Снаряды рвались на палубе и внутри судна. Были ранены врач, радист, один из полярников, убиты — боцман, третий штурман, третий механик и матрос. На шхуне вспыхнул пожар. Однако двигатель продолжал работать на полную мощность, и судно двигалось к кромке льда.
Уже у самой кромки льда снаряд пробил 6пст судна у ватерлинии. Судно начало заполняться водой, оседая «а корму. Все шлюпки к тому времени были изрешечены осколками. Сброшенные на воду, они быстро заполнялись водой. Людям ничего не оставалось, как бросаться с борта тонувшего судна в воду и вплавь добираться до льда. Этому помогли заблаговременно надетые спасательные пояса. Последними оставили судно второй механик, старший гидролог, начальник экспедиции и капитан. Вскоре «Академик Шокальский» затонул.
Но подводная лодка не оставила в покое тех, кто перебрался на лед: из пушки и автоматов продолжался обстрел безоружных и беззащитных людей. На льду погибли еще несколько человек, в том числе две женщины и моторист, раненым оказался гидролог. Чтобы укрыться от пуль и осколков, люди бросались в проталины и лежали в ледяной воде, как в окопах.
Выбравшись на лед, начальник экспедиции Большаков увидел, что последняя, хоть и продырявленная, шлюпка находится вблизи на плаву, но ее относит в море. Он спрыгнул в воду, доплыл до шлюпки и перевалился через ее борт. Внутри было полно воды, и все же это была плавающая посудина! Гитлеровцы, заметив маневр Большакова, прекратили обстрел. Они подошли к шлюпке и потребовали у Большакова документы. Тот жестами дал понять, что документов у него нет. Тогда фашисты перевернули шлюпку, выбросили человека в воду и ушли. По-видимому, они решили, что оставшиеся на льду люди неминуемо погибнут от холода и голода. Однако немцы плохо знали советских людей.
Большакову все же удалось задержать шлюпку. Кое-как соединенными усилиями ее выволокли на лед. Все, кто мог двигаться, стали собирать разбросанные по льду обломки шхуны. Из них разожгли костер. Немного обсушились. Нашлось кое-какое продовольствие, из которого сварили обед. После краткого отдыха решили разделиться на две группы: одна занялась ремонтом шлюпки, другая сбором вещей, оставшихся после крушения. Осмотр шлюпки показал, что киль и набор ее не тронуты, но обшивка, пробитая пулями и осколками, представляла собой решето. Чем же заделать эти дыры и щели? В дело пошло все, что попадало под руки, в частности кое-какие предметы одежды: ее разрывали на полоски, скручивали в жгуты и ими законопачивали отверстия и щели в обшивке. Тем временем из воды извлекли остатки продовольствия и разные вещи. Были найдены весла, парусное вооружение шлюпки.
Когда шлюпку привели в сносное состояние и спустили на воду, течи как будто не было. Теперь, казалось, самое страшное позади. В шлюпке с трудом разместились все оставшиеся в живых 17 человек, кое-какое продовольствие и одежда; отойдя от кромки льда, шлюпку направили к мысу Спорый Наволок. Однако под тяжестью людей и имущества шлюпка основательно села в воду. Снова появилась значительная течь. Почти беспрерывно приходилось вычерпывать воду.
Весь день 28 июля гребли к Новой Земле. Фашисты больше не появлялись. Трудно описать радость, когда наконец подошли к берегу вблизи мыса Спорый Наволок. Из плавника развели костер, обсушились, поели, напились кипятку и тут же заночевали.
Утром 29 июля после скудного завтрака пошли на шлюпке вдоль берега к заливу Благополучия. Используя попутный ветерок, поставили парус. Когда ветер стихал, брались за весла. Так шли весь день. Вечером увидели низкий берег. Решили пристать к нему и отдохнуть. Шлюпку не стали разгружать, с нее сняли только необходимое для ужина и отдыха. Потом все же решили шлюпку втащить немного повыше на песчаный приплесок и на всякий случай носовой конец прикрепить к большому камню, чтобы не унесло водой.
Тут же неподалеку от шлюпки собрали плавник и развели костер. Огонь на берегу всегда привлекает внимание с моря. Так случилось и на этот раз. На беду, огонь заметила проходившая мимо подводная лодка врага, возможно, та самая, что уничтожила судно. Занятые своими делами, люди на берегу не следили за морем, забыли о возможности повторного нападения. И вдруг в районе высадки стали рваться снаряды. Только после этого потерпевшие увидели подошедшую с моря подводную лодку, она вела огонь, ориентируясь на костер.
После первых же разрывов полярники укрылись в прибрежных камнях. К счастью, обстрел не причинил вреда людям. Но фашисты оказались верны своим пиратским законам. Подводная лодка подошла почти вплотную к берегу, и с нее спустили клипербот. Два фашиста сошли на берег и столкнули шлюпку в воду. Потом подводная лодка приняла своих людей на борт, взяла шлюпку на буксир и ушла в море. Отойдя недалеко от берега, подводная лодка отдала буксир, отошла от шлюпки, а затем развернулась и, набрав скорость, с ходу таранила ее, окончательно уничтожив последнюю надежду людей, терпящих бедствие.
И все же наши люди не сдались. Утром 30 июля они пошли пешком по берегу Новой Земли в направлении к заливу Благополучия. Берег для пешего путешествия здесь очень неудобный. Между заливом Течений, где подводная лодка вторично напала на людей с «Шокальского», и заливом Благополучия в море спускаются четыре ледяных языка. Они представляют собою грозное препятствие для плохо обутых и одетых людей, не имеющих к тому же никакого опыта хождения по ледникам. Все же им удалось преодолеть два препятствия: ледник Розе шириной 8 километров и следующий за ним ледник Новопашенного шириной 6,3 километра. Ледники Рождественского и Вершинина переходить не пришлось, так как людей к этому времени заметили и сняли.
Трудности встретились не только при пересечении ледников. С возвышенной части острова в прибрежье стекают бесчисленные ручьи и речки. Эти небольшие водные потоки довольно глубокие, с быстрым течением. Переход через них связан со значительными затруднениями, а люди были предельно измучены. Они стихийно разбились на группы, несколько человек ушло вперед, а те, кто послабее, отстали.
2 августа идущих впереди заметили с работавшего в этом районе мотобота «Полярник». Людей подобрали, позже удалось разыскать и вторую группу. Отставших двух человек найти не удалось. Пятнадцать человек были доставлены в порт Диксон.
Когда с борта «Академика Шокальского» в штаб морских операций сообщили о нападении на него подводной лодки, радист не успел указать точно место, где это случилось. Чтобы обнаружить это место и оказать помощь пострадавшим, с Диксона был послан самолет. Но полет не дал результата. Новые полеты тоже оказались безрезультатными.
Вместе с тем возникала острая необходимость быстрее решить вопрос о смене персонала полярной станции в заливе Благополучия. Начальник станции продолжал тяжело болеть, и ему требовалась неотложная помощь.
Командование морскими операциями приняло решение сменить людей в заливе Благополучия самолетом. 28 июля пилот Стрельцов вылетел с Диксона, взяв на борт двух человек, продовольствие и необходимые-технические материалы. Спустя несколько часов самолет вернулся на Диксон, доставив больного начальника и его товарища. В заливе Благополучия остались два новых работника — радист и метеоролог.
Все лето, то есть остаток июля, весь август, а также почти весь сентябрь станция работала успешно и без перебоев. Правда, положение на станции оставалось тревожным, можно было ждать в любое время нападения врага. На всякий случай начальник станции и его напарник постепенно перенесли со станции в неприметное место, подальше от берега, запас продовольствия, одежды, спальные мешки, несколько бидонов керосина, примуса, палатку и другие необходимые для жизни вещи» В случае нападения вражеской подводной лодки они рассчитывали укрыться в районе склада и там выждать, пока подойдет помощь.
Ежесуточная связь с Диксоном поддерживала людей, они не чувствовали себя одинокими, знали, что за ними следят и в случае несчастья окажут помощь.
И все же день испытания пришел. Вражеская подводная лодка Ю-711 подошла к полярной станции залива Благополучия 24 сентября. Она не вошла в залив, так как даже по старым картам было видно, что вход в залив, имеющий такое хорошее название, на самом деле очень опасен из-за большого числа камней, разбросанных от мыса Опасного почти до середины входа.
Полярная станция стояла на перешейке, соединяющем полуостров Сомнений с Новой Землей. Место было выбрано так, чтобы наблюдатели могли видеть море и залив, не уходя далеко от станции.
Подводная лодка подошла в сумерки и сразу же открыла огонь из пушки. После первого же выстрела начальник станции Крымов связался с Диксоном, сообщил о нападении и попросил следить за ним. Диксон через каждый час вызывал станцию Благополучия, но она упорно молчала. На следующий день вызовы продолжались, однако безрезультатно. Стало ясно, что подлодка сожгла станцию, и если люди живы, то они не могут дать о себе знать.
Необходимо было срочно уточнить положение. Было решено послать два самолета: один для снятия людей, а второй для барражирования. Второй самолет должен был предупредить пилота самолета, сидящего на воде, о появлении подводной лодки, если она еще продолжает крейсировать в этом районе. Кроме того, подводная лодка вряд ли осмелилась бы появиться из воды на виду у самолета, находящегося в воздухе.
Выполнение операции было поручено пилотам Черевичному и Стрельцову, первый должен был барражировать, второй — снять людей.
По пути в залив Благополучия самолеты вошли в облачность и разошлись, хотя они все время поддерживали телефонную связь. Когда Черевичный подошел к станции, он не нашел там самолета Стрельцова. К счастью, им все же удалось восстановить связь по телефону. Чтобы не терять времени, Черевичный решил сесть и снять персонал станции, а Стрельцов, уже находившийся на подходе к станции, взял на себя охрану операций с воздуха.
Люди были живы и находились вблизи станции. Черевичный сел в заливе и подрулил к сожженному дому. Зимовщики встретили пилотов с огромной радостью.
Не обошлось без веселого происшествия. В котухе станции оставалась большая свинья, которую полярники откармливали как подспорье к рациону. Что делать с нею? Бросить? Жалко! Черевичный решил свинью заколоть, разделать, а тушу погрузить на самолет и увезти на Диксон. Эта операция и была проделана под охраной Стрельцова, который, описывая круги в небе, вначале никак не мог понять, что за возня происходит на берегу. Пока занимались разделкой свиньи, имущество и люди были погружены на самолет, который вскоре взял курс на Диксон.
Черевичный еще с воздуха доложил, что станция уничтожена полностью, но люди сняты в хорошем состоянии.
Третья военная навигация в западном секторе Арктики ознаменовалась и другими тяжелыми происшествиями. В Карском море были потоплены пароходы «Архангельск» и «Киров», шедшие с западного берега Северной Америки в Енисей. В Арктике продолжались пиратские действия фашистских подводных лодок.
Теперь уже всем стало ясно, что суровая природа Арктики, льды, покрывающие ее моря, не могут сколько-нибудь надежно защитить от проникновения врага. И все же фашистам не удалось осуществить свои замыслы — появление в северных водах подводных лодок и прорыв в Арктику мощного рейдера хотя и привели к гибели нескольких судов и разрушению нескольких полярных станций, но ни в какой мере не деморализовали нас и не отразились на ходе арктических навигаций. Перевозки по-прежнему совершались бесперебойно, строго по плану, суда уверенно прибывали в арктические порты, сдавали там грузы и возвращались затем в базовые порты, так же планомерно, как и в мирное время. Приходилось лишь внимательно следить за воздухом и заботиться о сопровождении и охране караванов при выходе их из Арктики в Баренцево море. Горький опыт первых военных лет многому научил. Люди стали строже, дисциплинированнее.
Военные испытания на этом не кончились. Но Арктика, ее люди с честью выдержали проверку.

Пред.След.