Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Владимир Стругацкий. "Незаменимый Константинов"

Незаменимый Константинов • Последние дни «СП-33»
Газета "Смена"
04.05.2009 г.

Спросите у любого полярника, какие дни из года зимовки на дрейфующей льдине самые трудные, и он вам скажет - создание станции, первые дни дрейфа. Они самые трудные, конечно, если зимовка проходит спокойно и льдину не ломает. Ну а если ломает, тогда приходится перетаскивать домики и заново строить взлетную полосу.

Вещий сон

С годами у Константинова появился свой метод строительства аэродрома. Метод, способный облегчить людям эту сложную и тяжелую работу. Родился он не сразу. Родился благодаря прекрасному знанию характера полярников.

Константинов считал, что надо начинать с легкого, с самого легкого.

Однажды Юрию Борисовичу пришлось менять начальника станции, который перед строительством аэродрома делил будущую полосу на одинаковые участки: сколько зимовщиков, столько и «делянок». Кирку в руки - и вперед.

«Как же можно разным людям давать одинаковое задание? - удивлялся Константинов. - Если человек работает медленнее, то ему неловко: все это сразу видят... Только ненужные конфликты рождаются».

А строить полосу Константинову пришлось еще в худших условиях, чем его предшественнику. Ровных и ста метров нет - сплошные торосы и бугры. А для посадки самолета нужна ровная полоса длиной почти километр и шириной метров пятьдесят.

Ходили, ходили вокруг станции - нет для аэродрома пригодного места. Оставалось пробиваться среди бугров.

Начальник станции флажками наметил полосу, а на обратном пути глянул назад. Жуть - из-за бугров даже флажков не видно. Ну а что делать? Без аэродрома жизнь станции невозможна. И тогда он выбрал в начале полосы среди торосов самый ровный пятачок, привел всех туда и сказал: «Ну что, братцы, начнем?»

За первые дни, пройдя легкий участок, продвинулись метров на сто. И жить стало веселее. Пусть маленькая часть работы, но она уже сделана. Да, впереди ледяные дебри. Да, предстоит взрывами, кирками сносить все эти холмы. Но вперед-то уже продвинулись.

...Такого не случалось еще ни с одной СП.

...В 1966 году, когда на ученом совете Арктического и антарктического научно-исследовательского института, где собираются доктора наук, начальники отделов и места эмоциям, как правило, нет, обсуждали итоги дрейфа станции «Северный полюс-14», один из старых полярников начал свое выступление так: «Дрейф станции можно считать исключительным по выпавшим на долю зимовщиков трудностям».

...Однажды осенью на «СП-14» Константинову приснился сон. Их льдина упирается в цветущий берег. Дома стоят на берегу, деревья растут. Земной рай...

Константинов проснулся в плохом настроении. Он прекрасно понимал - чушь это все. Они высадились на льдину в Чукотском море, севернее острова Врангеля, и пристать к берегу не могут. Не наткнутся же они на маленькие острова Де-Лонга! Тут переживать нечего. Но из-за сна настроение отвратное. Сон напоминал о том, о чем он так скучал, - о земле, о деревьях. А такие мысли Константинов всегда старался гнать подальше. К тому же если приходят они еще в начале зимовки.

Попробуйте представить себе огромный Северный Ледовитый океан и в нем три горошины, три островка - острова Де-Лонга, - острова, названные именем американца, два года зимовавшего в готовом раздавить его судно своими льдами океане.

«Мы живем как на пороховой бочке в ожидании взрыва», - писал в своем дневнике Де-Лонг. И за все эти лишения им все-таки выпала награда - случайно их судно «Жаннетта» наткнулось на три маленьких острова. Но за открытие трех островов Де-Лонгу пришлось расплатиться жизнями почти всех членов своей команды. Сколько грусти в его справедливых и отчаянных словах: «О зимовке в полярном паке хорошо читать у камина в уютном доме, но перенести такую зимовку - этого достаточно, чтобы преждевременно состариться».

Одному из островов Де-Лонг дал имя своего корабля.

У островов Де-Лонга

...К Жаннетте «СП-14» подошла в конце декабря. И полтора месяца крутилась вокруг. Крутилась на осколочке льдины.

На всякий случай у каждого домика оставили санки с аварийным запасом продуктов, палаткой, баллоном с газом и ящиком для журналов наблюдений.

Но кто мог знать, что непроглядной полярной ночью дрейфующую станцию «СП-14» начнет бить о скалы острова Жаннетты?

Когда их первый раз стукнуло об остров, Жаннетту они почти не видели.

Константинов подошел к краю льдины, выстрелил - ракета осветила мрачные скалы острова. Вокруг лишь сплошное месиво - надвигался вал торосов. Дал второй залп, и все увидели, как вал несет на станцию мешки с хлебом, фанерные ящики, постройки.

К тому времени на льдине остались девять полярников. Остальных Константинов заранее эвакуировал со станции.

Девять человек ждали, когда этот ад кончится. Если он, конечно, кончится и их не настигнет.

Из ада они выбрались через сорок минут. Через сорок минут Константинов снова выстрелил и увидел, что течение вынесло их на чистую воду.

«Ну, кажется, с нашей Жаннеттой мы распрощались, - облегченно вздохнул Константинов. - Теперь жизнь прекрасна и удивительна».

Но передышку Арктика дала лишь на трое суток. Через трое суток их прижало к Генриетте. Льдина лопнула еще в двух местах.

...Даже если бы льдина не столкнулась с островами Де-Лонга, дрейф «СП-14» все равно вошел бы в историю Арктики как один из труднейших.

Столько всяких бед обрушилось на зимовщиков.

«12 мая льдину раскололо пополам... - писал Константинов в своем дневнике. - Взлетно-посадочная полоса вышла из строя».

В третий раз с начала зимовки люди взялись за строительство аэродрома - дважды льды его ломали. И в третий раз, как ни старался Константинов найти относительно ровное поле поближе к станции, ничего у него не получалось. Строить аэродром пришлось в двух километрах - на соседней льдине.

Они за три дня построили полосу - кирками и лопатами. А когда через трое суток надеялись хоть чуть-чуть отдохнуть, то...

«15 мая через льдину прошла серия трещин. На этот раз льдина раскололась в самом лагере. Трещины шириной два метра отделили домик гидрологов, гидрологические палатки, склады с продуктами и углем. Домики радиостанции и метеостанции оказались на самом краю небольшого обломка. Продолжать дрейф в таких условиях стало опасно. Необходимо было искать новое место для лагеря. Куда переезжать?.. Путь на северный обломок преграждала широкая трещина. Она то сходилась, то расходилась, как говорится, дышала. Выбрав момент, когда ее края сошлись и между ними было около метра, перекинули через трещину деревянные брусья, и по этой переправе трактор перетащил домик радиостанции, успели сделать еще два рейса, и трещина разошлась... Через несколько часов края сблизились до двух метров. Узкую часть трещины завалили кусками льда, сверху положили брусья. По этой переправе перетащили кают-компанию и два жилых домика. И снова переправа расползлась. Девять суток почти без отдыха перетаскивали бочки с соляром, продукты, уголь. В старом лагере оставили один небольшой склад угля и часть соляра. Их перевозку отложили до лучших времен».

Удивительный человек Константинов. Кругом стон ломающихся льдов, под ногами - бездна океана, трещина в любой момент может пройти прямо под домиком, а он еще надеется на лучшие времена. А на что надеяться, когда все вымотаны до предела, легли отдохнуть, а он все ходит и ходит по станции? Как только льды начнут новую атаку, надо поднять людей. И даже когда сидел в домике, то и дело смотрел на потолок, где подвешена на веревочке гайка: если льдина задрожит, чуткий «прибор» качнется.

...В январе, когда Константинов в одной из диспетчерских сообщил, что их льдина опять наскочила на остров - на этот раз на остров Генриетты, - в ААНИИ решили, что хватит испытывать судьбу: станцию надо срочно эвакуировать.

3 февраля самолет вышел на льдину «СП-14». Константинов по радио попросил своего старого друга, начальника экспедиции «Север» Корнилова: «Коля, посмотри, нет ли где-нибудь вокруг подходящего поля. Может, мы просто переберемся туда и продолжим дрейф?» Корнилов рассмеялся: «Ты шутишь. На тридцать километров кругом - ни одного блина диаметром хотя бы метров двадцать. Сплошное месиво. Не пойму, как вы-то уцелели. Тебе просто повезло».

Везучий человек Константинов. Удивительно везучий.

Больше всего в жизни ему везло на трудности.

Пред.След.