Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бойко В. , Ледоколы "Розы ветров"

Филателия СССР № 3 1994 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин http://kapustin.boom.ru/icebreaker/archiv/archiv.htm

Служба береговой охраны США (в американском сокращении "USCG") - организация невоенного характера, наблюдающая за порядком в прибрежных территориальных водах и известная с 1790 года.

Она осуществляет таможенный досмотр, борьбу с контрабандой, спасательные операции. Во время второй мировой войны в связи с вступлением США в боевые действия против гиtлеровской Германии было принято решение передать Службу береговой охраны в подчинение военно-морских сил США.

В 1945 году, отмечая большие заслуги этой службы, американская почта посвятила ей марку, которая наглядно показывает, что работа в береговой охране в военные годы была делом нелегким. Выполняя союзнический долг, США постепенно наращивали поставки, необходимые для ведения боевых операций на главном - европейском театре военных действий. Перевозки осуществлялись в северных морях, поэтому было решено усилить Службу береговой охраны судами ледокольного типа, которые могли бы обеспечить транспортировку грузов в высоких широтах.

Однако в американском флоте ледоколов, как таковых, в то время не существовало вплоть до 1944 года. И вот по проектам конструкторскго бюро «Джиббс энд компани» фирмой «Вестерн Райр энд Стил компани», что в Сан-Педро в Калифорнии, было в 1944 году построено четыре ледокола типа "Wind" («Ветер»), названных по основным четырем румбам «розы ветров»: "Eastwind", "Northwind", "Southwind", "ЖезИплпйT. Забегая чуть вперед, отметим, что из четырех ледоколов только один «Восточный ветер» остался в американском флоте, остальные были переданы Советскому Союзу в соответствии с соглашением по ленд-лизу.

 windbreackers-01.jpg
«Южный ветер» спущен на воду 15 июля 1944 года, спустя год судно передано Советскому Союзу и стало называться «Адмирал Макаров». В 1950 году он первым из ледоколов "Wind" был возвращен Америке и вошел в состав американского военно-морского флота под названием "Atka". Причем по списку ВМФ стал числиться уже как корабль другого ранга. Только 20 октября 1965 года он снова на службе в береговой охране США и возвращает свое первоначальное название,которому предшествует сокращенное наименование этой организации - "USCGC" (последняя буква расшифровывается как «небольшое судно»).

В американском флоте все эти ледоколы имели собственные почтовые штемпеля. В коллекциях филателистов, увлекающихся полярной и ледокольной почтой, сохранились конверты, побывавшие на этих судах. Это позволяет нам проследить на филателистическом материале все изменения, которые происходили с их переименованиями. Особый интерес представляет один довольно любопытный факт, имеющий прямое отношение к ледоколу «Южный ветер». Официальная дата передачи судна из ВМФ - 20 октября 1965 года. Однако можно встретить письма, погашенные штемпелем "USS Atka" в ноябре этого года и даже в августе следующего. Объяснением служит приказ о переименовании, вступивший в силу, когда уже ледокол отправился в длительное полярное плавание, а штемпель не успели своевременно заменить. Только в 1966 году, с выходом ледокола в следующий полярный рейс, старый штемпель был заменен.

"Northwind" передан Советскому Союзу также в 1944 году. Позже он стал называться «Капитан Белоусов». Под этим именем он бороздил холодные моря советской Арктики до 1951 года, затем снова был передан в состав американского флота под названием "Staten Island". В Службу береговой охраны он переводится только 1 февраля 1966 года, но при этом первоначальное название "Northwind" судну не возвращается, поскольку в Соединенных Штатах Америки появился уже другой корабль с таким же названием.

В феврале-марте 1973 года ледокол "Staten island" и судно Дальневосточного морского пароходства «Прибой» принимали участие в совместном метеорологическом эксперименте в Беринговом проливе. С воздуха экспедицию обеспечивали американский самолет «Конвейер-990» службы «Наса», базировавшийся на Аляске, и советский «Ил-18», действовавший с мыса Шмидта. Имеются почтово-филателистические материалы, отражающие это важное событие в научной жизни двух северных соседей: письма и открытки с судна погоды «Прибой» и ледокола "Staten island". На конвертах, отправленных в это время с американского ледокола и погашенных его почтовым штемпелем, есть характерный штамп - каше в виде головы белого медведя.

 windbreackers-02.gif
"Westwind" спущен на воду 18 сентября 1944 года. В начале 1945 года судно было передано Советскому Союзу и стало называться «Северный Полюс». Спустя шесть лет ледокол возвращается Соединенным Штатам и, в отличие от двух других ледоколов, сразу же включается в состав Службы береговой охраны под своим прежним названием.

"Wind" по энерговооруженности приравнивались к нашим ледоколам класса «И. В. Сталин» и обслуживали различные участки Северного морского пути, помогали в короткий период навигации доставлять из Америки и боевую технику, и прочие грузы. Заканчивая рассказ о советско-американских ледоколах, нельзя не остановиться на ошибке, допущенной как-то в заметке «Ледокол назывался «Северный Полюс» («Календарь филателиста», 1979), где утверждалось, что и «...в наши дни любителю полярной темы доступны почтовые сувениры этого ледокола. Правда, плавает он ныне ... под другим флагом и под другим именем». Но дело в том, что ни этого, ни двух других ледоколов, служивших в советской Арктике, уже нет. Все они были списаны на слом еще в 1974 - 1975 roдах. Имеются и соответствующие почтово-филателистические документы, подтверждающие акт их списания: специальные красочно выполненные конверты и довольно выразительные почтовые штемпеля. Эти ледоколы поработали на славу, вписав незабываемую главу в книгу совместной героической борьбы с фашизмом и освоения суровой Арктики, и их следовало проводить с честью.

Пред.След.