Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Визе В.Ю., Международный Полярный Год (1932)

 vise-2MPG-1932.jpg
  1. Первый международный полярный год
  2. Американская полярная станция в форте Конгер
  3. Русские станции Первого международного полярного года
  4. В плену у льдов Карского моря
  5. Арктика и наша погода
  6. Второй международный полярный год 1932/1933
  7. Международный полярный год в Советском секторе Арктики
  8. Советские полярные станции
В.Ю. Визе, "Международный Полярный Год". Второе дополненное издание, Ленинград 1932.
Издательство Всесоюзного Арктического Института при ЦИК СССР

Издание Всесоюзного Арктического Института.
Тираж 5000 экз.
Редактор В. Ю. Визе. Техн. редактор М. Г. Дмитриева
Книга сдана в набор 22/III 1932 г. Подписана к печати 20/VI 1932 г.
Бумага печ. 72X105. 1/16. Печатных листов 4 3/4. Печатных знаков в листе 56 000. Заказ № 3198 Ленинградский Горлит № 47511

В плену у льдов Карского моря

Так как русское правительство не могло обеспечить достаточно полное освещение геофизическими станциями северного побережья Сибири в течение Международного полярного года, то пополнить этот пробел взялись Голландия и Дания. Голландцы решили построить станцию на острове Диксон, у входа в Енисейский залив, а датчане избрали местом зимовки район мыса Челюскина на Таймырском полуострове. Однако, ни голландской, ни датской экспедициям не удалось дойти до места назначения, и судьба их сложилась совершенно иначе.

Для голландской экспедиции, во главе которой стоял ученый М. Снеллен, было зафрахтовано небольшое норвежское судно «Варна», с машиной в пятьдесят лошадиных сил и грузоподъемностью в двести пятьдесят тонн. Это судно должно было доставить участников экспедиции, дом, провиант и все снаряжение на остров Диксон, а затем в том же году вернуться обратно. «Варна» покинула Амстердам 5 июля 1882 г. и 3 августа подошла к Маточкину Шару, намереваясь через этот пролив проникнуть в Карское море. Однако, пролив оказался забитым льдом, который представлял для маленькой «Варны» непреодолимое препятствие. Тогда было решено пройти в Карское море через Югорский Шар — пролив, отделяющий остров Вайгач от материка. Но здесь состояние льдов оказалось еще менее благопрятным. Безрезультатной оказалась также попытка пройти Карское море через Карские Ворота, как называется широкий пролив между островом Вайгач и Новой Землей. Выжидая перед входом в этот пролив разрежения льдов, «Варна» 30 августа попала здесь в ледяную ловушку, из которой ей уже не суждено было высвободиться. Затертую льдами «Варну» в одни сутки пронесло быстрым течением через Карские-Ворота, и на следующий день судно было уже в Карском море. Малоутешительная картина представилась здесь путешественникам. Море было покрыто сплошными льдами, среди которых «Варна» лишь с величайшим трудом находила себе путь, большею частью будучи вынуждена пассивно дрейфовать вместе со льдом. 17 сентября голландцы были очень удивлены, увидев среди льдов другое судно. Оказалось, что это был пароход датской экспедиции «Димфна», который, так же как и «Варна», тщетно боролся со льдами Карского моря. Суда приблизились друг к другу, и участники обеих экспедиций поделились своими невеселыми впечатлениями о Кар-ском^море. Надежды на достижение Енисейского залива были уже оставлены, и сомнительной казалась также возможность возвращения в Баренцево море. Действительно, уже через несколько дней после встречи оба судна оказались окончательно затертыми во льдах и с этого времени потеряли всякую возможность самостоятельного движения. Вместе со льдами, цепко державшими их в своих объятиях, они были отданы во власть ветрам и морским течениям, медленно уносившим их на север.

Таким образом, льды Карского моря разрушили планы экспедиции, и голландцы не могли дойти даже до острова Диксон. На этом острове много позже, в 1915 году, была построена русскими метеорологическая радиостанция, действующая по настоящее время. Остров Диксон посещается теперь судами регулярно каждое лето. Начиная с 1918 года через Карское море каждое лето проходят караваны торговых пароходов под названием «Карской экспедиции». Число пароходов, плавающих из Европы к устьям Оби и Енисея, неизменно растет из года в год, достигнувв навигацию 1930 года уже сорока шести. Льды Карского моря принято считать сейчас окончательно побежденными, и вопрос о возможности ежегодной навигации в Карском море на пути к устьям сибирских рек также считается разрешенным в положительном смысле. Спрашивается, отчего же Карское море, широко открытое теперь для торгового мореплавания, явилось решительным препятствием на пути двух экспедиций, пятьдесят лет тому назад следовавших тем же путем, какой теперь делают десятки судов? На этот вопрос нетрудно ответить, если учесть, что технические средства, которыми мы располагаем в настоящее время, совершенно иные, чем пятьдесят лет тому назад. Благодаря изобретению радио, судно, идущее Карским морем, имеет возможность получать извещения о состоянии льдов и о ветрах, дающиеся нашими полярными станциями на берегах Карского моря. Это позволяет судну ориентироваться в ледовой обстановке моря и выбирать наиболее легко проходимый путь. По радио же судоводитель получает от центральной обсерватории предсказания о погоде на ближайшее время, и это, конечно, много облегчает ему правильную прокладку курса корабля. После покорения человеком воздуха можно, с помощью самолетов, производить ледовую разведку на далекие расстояния и тем самым расширить перед судоводителем ледовую картину моря. Научные экспедиции, работавшие в Карском море, выяснили многое, касающееся режима льдов, течений и ветров этого моря, что также очень помогает работе моряка, уже не чувствующего себя в Карском море как в потемках. Наконец, мощный ледокол — детище С. О. Макарова — явился тем орудием, которое должно обеспечить нам окончательную победу над льдами Карского моря.

Если мы сравним теперь все те средства, которые имеются в руках современного мореплавателя, с теми средствами, которые у него были пятьдесят лет назад, то неудачный исход голландской экспедиции станет понятным. Льдам Карского моря мы противопоставляем теперь радио, ледокол и самолет, а голландцы имели только крохотную «Варну», с ее пятьюдесятью лошадиными силами, и впереди ее лежало совершенно неисследованное полярное море. Но, сравнивая голландскую экспедицию на «Варне» с современными карскими экспедициями, все же нельзя забывать, что, помимо разницы в технических средствах, здесь имеется и разница в природных условиях. 1882 год был исключительно тяжелым по состоянию льдов в атлантической части Арктики. Полярные льды блокировали северные берега Исландии, и айсберги в Атлантическом океане доходили к югу до 37° N, вследствие чего пароходы, совершавшие рейсы между Европой и Северной Америкой, были вынуждены прокладывать свой курс много южнее, чем обычно. Особенно тяжелые ледовые условия наблюдались в Карском море. В тот год, помимо «Варны» и «Димфны», пытались пройти через Карское море к устью западно-сибирских рек еще три других судна, но все они потерпели неудачу. Безуспешной оказалась и попытка пройти через Карское море с востока на запад, предпринятая пароходом «Дальман» со стороны Енисея. По тяжелому состоянию льдов в Карском море 1882 год может сравниться еще только с 1912 годом, когда ни одному судну не удалось проникнуть в Карское море, за исключением шхуны экспедиции Брусилова «Св. Анна». Но осенью того же года «Св. Анна» была затерта во льдах, вместе с которыми ее вынесло в Полярный бассейн, где она бесследно пропала. За последние четырнадцать лет, в течение которых происходило регулярное плавание судов по Карскому морю, состояние льдов было каждый год много боле благоприятным, чем в 1882 и 1912 гг. Поэтому не исключена возможность, что когда-нибудь в будущем льды Карского моря приготовят мореплавателям неприятный сюрприз. Конечно, таких тяжелых последствий, как в 1882 и 1912 гг., он иметь не будет, — для этого мы теперь достаточно хорошо вооружены технически, но борьба может быть серьезной. Положение «Варны» — небольшой скорлупки, отданной во власть ледяной стихии — оказалось весьма незавидным, когда она в конце сентября 1882 года была затерта в Карском море. Серьезность положения усугублялась еще тем, что судовая команда «Варны», состоявшая из норвежцев, не была снабжена ни теплой одеждой, необходимой для зимовки, ни достаточным количеством продовольствия. К счастью, экспедиционный состав имел возможность поделиться всем необходимым со своими норвержскими товарищами по несчастью. Так как голландцы не надеялись на то, что маленькая «Варна» сумеет противостоять напору льдов, то немедленно после того, как всякие надежды на освобождение судна рухнули, начальник экспедиции распорядился сложить в шлюпки запасы продовольствия и необходимое снаряжение на случай гибели судна. Кроме того, трехмесячный запас продовольствия был сложен на льду, недалеко от судна. Эта мера предосторожности была нелишней, потому что уже в начале ноября начались жестокие напоры льдов. «Варна» получила течь, а попытка выкачать воду успеха не имела. Часть людей покинула судно и переселилась в небольшой дощатый домик, выстроенный на льду. В декабре "Варна» подверглась еще более сильному давлению льдов, течь увеличилась, и дальнейшее пребывание на судне стало невозможным. Тогда участники голландской экспедиции, вместе с норвежской командой, перебрались на стоявшую совсем недалеко «Димфну», где начальник экспедиции, лейтенант Говгард (участник знаменитого плавания «Беги» вокруг Азии и Европы) оказал потерпевшим крушение полное гостеприимство.

Тем временем «Варна» и «Димфна» вместе со льдами все» время меняли свое место. Так как ветры дули то с одного, то с другого направления, то суда выписывали множество зигзагов и петель, но в конечном итоге их уносило на север. 18 сентября 1882 года суда находились в широте 69°55' N и долготе 64°13' к востоку от Гринвича, а 18 апреля 1883 года они были уже на параллели 71°45' N. В конце апреля подули упорные северные ветры, благодаря чему миновала опасность быть вынесенными в Полярный бассейн, как это случилось в Карском море со «Св. Анной» тридцать лет спустя.

Несмотря на угнетающие условия невольного ледового дрейфа, участники голландской и датской экспедиций не теряли бодрости и деятельно вели научные наблюдения. Метеорологическую будку с приборами голландцы установили на морском льду. Нужно сказать, что от того, что обе экспедиции не достигли места своего назначения, наука не проиграла, а скорее выиграла. Метеорологические наблюдения, которые делались на «Варне» и «Димфне», до настоящего времени являются единственными, производившимися в Карском море с помощью точно проверенных инструментов в течение целого года.

Когда наступило лето, льды около «Варны» пришли в движение, и голландцы стали с беспокойством посматривать па свое судно. Течь с наступлением тепла стала еще больше, и уже на глаз было видно, как с каждым днем судно погружается на несколько сантиметров ниже. Развязка наступила 24 июля. Когда участники экспедиции сидели в кают-компании «Димфны» и завтракали, на палубе раздался возглас: «Судно тонет!» Участники экспедиции выбежали на палубу и еще застали момент, когда «Варна», находясь почти в вертикальном положении, навсегда погрузилась в пучину вод. Это было в северной широте 71°5' и восточной долготе 62°52'. После гибели «Варны» начальник голландской экспедиции Снеллен поставил на обсуждение вопрос, желают ли участники экспедиции в дальнейшем оставаться на гостеприимной «Димфне», ожидая освобождения из ледяного плена, или же они предпочитают сделать попытку достичь материка пешком по льду и, где представится возможность, на шлюпках Голландцы и норвежская команда «Варны» высказались за последнее предложение. 3 августа вся экспедиция, в составе двадцати одного человека простилась с датчанами и покинула «Димфну», имея в своем распоряжении трое саней и четыре лодки. С большим трудом, то переплывая разводья среди льдов на шлюпках, то таща их по льду, путешественники добрались

до маленького островка к северу от Вайгача. Так как этот остров не был обозначен на картах, то голландцы дали ему название острова Бюйс-Балло — в честь знаменитого голландского метеоролога. По определению Снеллена, этот остров имеет в длину всего только 270 метров и в ширину 30 — 70 метров.

На следующий день участники экспедиции перебрались на Вайгач и вскоре затем поплыли на лодках вдоль западного берега этого острова, по направлению к Югорскому Шару, где они намеревались прежде всего зайти в становище Хабарове. В Югорском Шаре им посчастливилось встретиться с двумя судами, к которым позже подошло еще третье — «Луиза». Капитан «Луизы» предложил голландской экспедиции доставить ее на своем судне в Норвегию. Однако, и тут голландцам не повезло: «Луиза» сломала себе винт. К счастью, капитан находившегося здесь же норвежского судна «Норденшельд» согласился отбуксировать «Луизу» до Гаммерфеста — небольшого городка в северной Норвегии.

Судно датской экспедиции «Димфна» освободилось из льдов Карского моря только в середине сентября и 10 октября прибыло в Норвегию.

Пред.След.