Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сашенков Е.П.: публикации в журнале "Филателия СССР"

Журналист, историк, действительный член Русского Географического общества, писатель — этот человек создал самую известную книгу по истории российской арктической почты. Скурпулезно исследуя и изучая, он перенес предмет своего увлечения из простой коллекции "Арктика на марках" в полноценную "Полярную почту", уникальную и неповторимую своей спецификой.

Глубоко владея темой, непосредственно общаясь с участниками событий как журналист "Московского Радио", работая с многочисленными архивами разбросанными по всей стране, Егений Петрович живым и образным языком увлекал читателей через свои книги в суровые и прекрасные края, знакомя с их историей и будничным настоящим, прививая "лихорадку высоких широт" людям далеким от Севера и никогда там не бывавшим.

Авиапочта Чукотки

Е. Сашенков, действительный член Географического общества СССР, член клуба "Полярфил".
Филателия СССР №11, 1982г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Название отделения связи
Анадырь
Марково
Ваеги
Еропол
Ламутское
Чуванское
Канчалан
Усть-Белая
Снежное
Бухта Провидения
Урелики
Чаплино
Яндракинот
Сиреники
Нунлигран
Энмелен
Певек
Валькумей
Западный
Шелангский
Биллингс
Тип 2:"Авио Биллингс"
Лаврентия
Лорино
Нешкан
Уэлен
Энурмино
Эгвекинот
Иультин
Амгуэма
Конергимо
Мыс Шмидта
Рыркарпия
Ванкарем
Нутепельмен
Остров Врангеля
Бухта Угольная
Алькатваам
Хатырка
1-е поле - Угольная
Островное
Примечание



Закрыто в конце 60-х годов







Закрыто
Совр.назв.Янракыннот







Тип 1:"Авиа Биллингс"




Штамп употребляется






Совр.назв.Рыркарпий

Совр.назв. Нутэпэльмен
На штампе: "Остров-Врангеля"



Переименовано: Нагорный
.
Коллекционирование почтовых документов, иллюстрирующих развитие воздушной, пароходной и железнодорожной почты Сибири и Дальнего Востока, относится к разделу филателии, который в последние годы привлекает повышенное внимание советских и зарубежных филателистов.

Ни в одном другом географическом районе страны реорганизация почтового дела не была так связана с авиацией, как на Чукотском полуострове. Известный полярный пилот М. Каминский, отдавший 25 лет высоким широтам, писал: " Чукотка до 30-х годов нашего века считалась почти необитаемой и бесполезной землей".

6 февраля 1935 года на двух самолетах пилоты Водопьянов и Линдель выполнили почтовый рейс из Хабаровска на мыс Шмидта, пробив брешь в глухой стене, отделявшей Чукотку от мира.

Почтовые дороги прокладывались в небе Чукотки трудно и долго. Сейчас это кажется невероятным, но еще в середине 30-х годов на доставку письма из центральных районов страны в чукотские поселки требовался целый год. В этих условиях опорными пунктами заново создавшейся почтовой службы и особенно системы авиапочты служили не старинные населенные пункты вроде Марково или Анюйска, а быстро растущие молодые культбазы и полярные станции на побережье.

Важной вехой в развитии авиапочты на Чукотке явилось образование в рамках тогдашнего Дальневосточного края Чукотского национального округа (10 декабря 1930 года). По существующему тогда административному делению округ имел три района: Анадырьский - с центром в Ново-Мариинске (он же Анадырь), Уэленский - с центром в Уэлене и Эскимосский - с центром в Чаплино. О том, с чего начинали окружные власти организацию почты, говорит следующий отрывок из отчетного доклада президиума Чукотского окрисполкома , направленного Дальневосточному крайисполкому и охватывающего период со второго полугодия 1931 года по 1933 год. Именно в тот период на территории вновь образованного национального округа в населенных пунктах со стабильным населением создавались местные административные центры - сельские Советы. Число их дошло до 20, и вот они-то, наряду с уже сформировавшимися до конца 30-х годов поселками, составили ядро первой авиапочтовой сети на Чукотском полуострове.

Огромных трудов стоило окружным властям обеспечение почты такими транспортными средствами как легкомоторная авиация. От нее ждали многого. Но в документах тех лет встречаются ссылки на неблагополучное положение с почтовым обслуживанием населения. В объяснительной записке Чукотского окрисполкома к пятилетнему плану округа на 1933- 1937 годы признается: " Народная связь находится в весьма неудовлетворительном состоянии".

Итак, опорными пунктами авиапочты на Чукотке стали почтовые отделения, сформировавшиеся к середине 30-х годов в тогдашних райцентрах: Анадыре, Уэлене, Чаплино, Усть-Белой, Марково.

Представляют известный интерес для исследователя ряд старых почтовых отделений, открытых в труднодоступных населенных пунктах на побережье Берингова пролива.

Говоря об истории авиапочты на Чукотском полуострове, нельзя не назвать поселок Уэлен - самый северо-восточный населенный пункт нашей страны и всей Азии. При взгляде на карту бросается в глаза, как постепенно редеют к востоку кружочки населенных пунктов, и самый последний одинокий кружочек - в конце полуострова - Уэлен. Уже в начале 30-х годов здесь находилось почтовое отделение, действовала полярная станция, работающая и поныне. Кстати, тогда и получил поселок свою известность: он упоминался в связи со знаменитой челюскинской эпопеей. В довоенные годы было принято написание через два "Л": Уэлен. Так оно утвердилось когда-то и на почтовом штемпеле.

Автору довелось летом 1981 года побывать в маленьком домике уэленской почты, стоящем прямо на берегу бухты. Работниками отделения связи с индексом 686950 гордятся им, собирают материалы об истории самой северо-восточной почты СССР.

Но известны случаи, когда то или иное отделение связи, сыгравшее важную роль в развитии авиапочтового дела, по разным причинам прекращало свое существование.

Особенно следует сказать о почтовых рейсах на остров Врангеля.

6 февраля 1935 года Водопьянов и Линдель выполнили почтовый рейс из Хабаровска на мыс Шмидта, продолжив затем свой полет дальше на север, до острова Врангеля, чтобы доставить туда почту. Сейчас почтовые операции осуществляются через райцентр Мыс Шмидта. В момент открытия отделения связи на острове - в 1954-1955 годах - здесь применялся календарный штемпель "Остров Врангеля". Авиапочтовые отправления с гашением этим штемпелем - чрезвычайно редкие документы почтового обращения. Имеющиеся в коллекции автора радиограмма и конверт имеют следующие даты гашения: 25.8.59 (литера "а") и 30.9.65 (литера "б"). В регистрационной книге контрольных оттисков Чукотского окружного узла связи имеются оттиски штемпелей с датами 1961 года (литера "б") и 1962 года (литера "а"). В заметке Е. Миловидова "Арктическому поселку Ушаковский - 50 лет" указывалось, что штампы "заказное" и "заказное авиа" в отделении связи "Остров Врангеля" не известны. Тем не менее есть доказательства применения этих именных вещей - упоминавшаяся регистрационная книга.

О переименовании отделения связи "Остров Врангеля" на "Ушаковский" с соответствующей заменой календарных штемпелей в 1966 году уже писалось. Неосвященной в филателистической литературе осталась история почтового отделения на острове. Оно действовало в 60-е годы при полярной метеостанции Бухта Сомнительная, обслуживавшей островной аэропорт. Как свидетельствует заместитель начальника Чукотского узла связи, в прошлом вся почта для острова Врангеля поступала через Бухту Сомнительную, где действовала вертолетная площадка, принимавшая вертолеты с мыса Шмидта. Основная часть корреспонденции обрабатывалась календарным штемпелем "Бухта Сомнительная", но с переводом вертолетной площадки в поселок Ушаковский потребность в услугах связи отпала.

Прошли годы, и вот теперь маршруты почтовых самолетов и вертолетов пронизывают огромную территорию Чукотского полуострова, как кровеносные сосуды живое тело. Сейчас в Чукотском автономном округе восемь районных узлов связи, а по состоянию на конец 1981 года общее число действующих отделений связи составило 88. Ныне в шесть узлов связи авиапочтовая корреспонденция идет из Анадыря: в Чаунский (райцентр - Певек, островное отделение связи - Айон), Шмидтовский (райцентр Мыс Шмидта, островное отделение связи - Ушаковское на о. Врангеля), Иультинский (райцентр Эгвекинот), Провиденский (райцентр Провидения), Чукотский (райцентр Лаврентия), Беринговский (райцентр Нагорный). Лишь Билибинский районный узел связи получает почту не из Анадыря, а из областного центра Магадана. Объясняется это спецификой эконономических связей, хотя расстояние воздушным путем до Билибино от Магадана ровно вдвое длиннее (1520 км), чем от Анадыря.

Самая протяженная мастная, то есть внутриокружная почтовая авиалиния связывает Анадырь с Чаунским районным узлом связи: до райцентра - города Певека 1015 км. Установлено интенсивное авиасообщение. Вызванное, во-первых, наличием в районе значительного количества селений, а во-вторых, тем, что Певек является одним из пунктов промежуточной посадки на самой протяженной внутрисоюзной линии Аэрофлота Анадырь - Москва. Авиа корреспонденция доставляется в Чаунский район большими самолетами, а затем через Певек вывозится "малой авиацией" в соседние районы Чукотки.

В последнее время Анадырь оказался в эпицентре "почтовой активности". Объяснение этому дал заместитель начальника Чукотского окружного узла связи С.Р. Маценко, сказав, что дело здесь не только в том, что в административном центре располагается и крупнейшее предприятие связи. Сразу два узла связи - Чукотский окружной и Анадырский районный дислоцируются в весьма напряженном треугольнике: Анадырь - Шахтерский - Угольные копию. В центре этого треугольника и находятся "воздушные ворота" Чукотского полуострова - Анадырский аэропорт, ныне один из самых активных в Арктике. Почти 100 процентов проходящего почтового потока - авиапочта. Роль обменного пункта отведена Шахтерскому. При обработке почты здесь используется так называемый "самолетный" календарный штемпель - с контурным изображением самолета и надписью: "Шахтерский 3 Магадан. Обл." Диаметр штемпеля - 30 мм, и он аналогичен подобным штемпелям, используемым обменными пунктами при некоторых аэропортах, в частности - Эгвеконот.

В Анадырском аэропорту находится отделение связи, применяющее календарный штемпель того же диаметра с надписью: "Анадырь аэропорт Магадан.обл.". В отличии от штемпелей этого вида, используемых в ряде аэропортов страны, здесь нет изображения самолета. Почта обрабатывается двумя экземплярами штемпелей, отличающихся литерами ("а" и "б"). Интересно, что и в тексте именной вещи - штампа заказной регистрации имеется указание на специфическую функцию отделения связи: "Анадырь аэропорт".

Анализ авиапочтовой функциональности календарных штемпелей и штампов авиазаказной регистрации был бы весьма неполным без ссылки на штампы "Заказное авиа", которые в свое время применялись во многих отделениях связи Чукотского полуострова. Именно на Чукотке эти именные вещи получили особенно широкое распространение - ими было оснащено примерно 50 процентов всех отделений связи. И это может служить еще одним свидетельством всеохватывающего значения авиации в развитии почтового дела на самой дальней окраине нашей страны. Примерно в середине 70-х годов штампы "Заказное авиа" были почти повсеместно на Чукотке изъяты из обращения и в 1981 году еще применялись в некоторых отделениях связи (Провидения, Уэлен) параллельно со штампами "Заказное" современного образца.

Сведения о чукотских штампах "заказное авиа" приводятся в перечне.

Пред.