Добавлю информацию из Журнала "Наваль" viewtopic.php?f=39&t=1339&start=225#p18988
Экспедиционное судно "Заря"
Александр Павлов
Виюле 1899 года Академия наук командировала будущего руководителя полярной экспедиции Э В Толля и лейтенанта НН Коломейцева в Норвегию для подыскания подходящего судна и немедленного его приспособления к плаванию в Арктике Ознакомившись в Бергене и других гаванях Норвегии с различными судами, Толль по рекомендации Ф.Нансена остановился на китобойном барке Таральд Харфагер", который попредложению президента Академии наук после покупки был переименован в "Зарю"
По своей постройке и такелажу трехмачтовый барк Таральд Харфагер"относился к китобойным или тюленебойным судам, строившимся на норвежских верфях для промысла в полярных морях, для плавания в основном под парусами, вблизи кромки льдов. Поэтому паровая машина на нем играла лишь вспомогательную роль Отработанный не одним поколением моряков на чисто практической основе этот тип судов отличался необычайной крепостью, сопротивляемостью льдам, остойчивостью и прекрасными мореходными качествами — хорошей устойчивостью на волне, большой маневренностью, что особенно ценится при плавании во льдах.
Считалось, и в те годы без преувеличения, что такие суда более надежны в арктических плаваниях, нежели стальные. Именно их выбирали себе Норденшельд, Абруццкий, Жерлаш, Пири для своих экспедиций
Э.В.Толль детально осмотрел ледовый пояс трехметровой ширины, который заканчивался на два метра ниже ватерлинии, железные тяги, соединяющие шпангоуты с бимсами. Его также очень интересовало устройство руля, который можно было заменять при повреждениях без особых затруднений
Корпус судна был построен в 1873 году на верфи Бринка в Христиании (ныне Осло), в 1894 году подвергся ремонту с заменой ледового пояса, и заново проконопачен В 1900 году, перед выходом в экспедицию, последовала дополнительная конопатка и замена пришедших за это время в негодность досок обшивки. Весь набор корпуса состоял из дуба, первая наружная обшивка — из сосны, вторая — из сосны и дуба в районе ледового пояса, и сам пояс из мореного дуба Форштевень был усилен железной обшивкой
Основные размерения судна: наибольшая длина корпуса — 50 м. длина по ватерлинии — 43.9 м. наибольшая ширина — 10,1 м, осадка ахтерштевнем при полной загрузке — 5.2 м Водоизмещение при полной загрузке — 1082 т, без груза 589 т. дедвейт — 493 т.
Первоначально Таральд Харфагер" имел вертикальную паровую машину высокого давления, построенную в 1872 году на заводе "Ньюланд" в Христиании. В 1894 году она была заменена на новую, изготовленную в Зандерфьорде, мощностью 228 индикаторных лошадиных сил, которая могла дать судну ход в 8 узлов.
Так как "Заря" отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После оформления покупки судно перевели в Лар-вик (Христиания-фьорд), где оно прошло дооборудование на верфи под руководством знаменитого строителя нансеновского "Фрама" Колина Арчера. Здесь шпангоуты "Зари" были укреплены распорками-контрафорсами в виде наклонных столбов между флор-тимберсами и бимсами нижней палубы. По настоянию Толля заменили межпалубные переборки, между фоки грот-мачтами соорудили палубную надстройку с кают-компанией и семью каютами. На главной палубе также была устроена крюйт-камера для патронов, пороха и пироксилина, далее ламповая камера с цистерной для пиронафта. Здесь же размещались новые помещения камбуза и бани.
Кормовую надстройку перестроили под лаборатории. Самое большое кормовое помещение отводилось под лабораторию морской биологии и гидрологии, затем — рабочее помещение начальника экспедиции и геологическая лаборатория. Отдельное помещение служило для биологических и бактериологических исследований. На носовой надстройке была установлена штурвальная и штурманская рубка. Все судовые помещения приспособили для зимовки — снабдили двойными стенами и потолками, с обивкой толем и заполнением пробкой и опилками.
На баке установили дополнительную паровую лебедку для работ с буксируемыми сетями и донными тралами.
Переделке подверглись рангоут и такелаж "Зари" — прямые паруса оставили только на фок-мачте, что сделало более удобной работу по постановке и уборке парусов Барк стал баркентиной.
В машинном отделении был произведен капитальный ремонт котла и механизмов, расширены угольные бункеры, установлен парогенератор для электрического освещения, токарный станок, здесь же устроили жилое помещение для четырех человек машинной команды.
В октябре 1899 года, после завершения работ, "Зарю" осмотрело норвежское бюро "Веритас". которое выдало аттестат дальнего плавания на три года Именно благодаря этому освидетельствованию мы и располагаем сегодня чертежами яхты.
Безвестному китобойцу суждено было начать новую жизнь, которая принесла ему славу, оставив имя "Заря" на карте Арктики и яркий след в истории освоения Севера
После гибели Э.В.Толля "Заря" осталась в бухте Тикси и была продана якутской судоходной фирме А.И.Громовой. В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о.Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ватерлинию. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспедиции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя:
"Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и. одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек. вытянулась дымовая труба..."
Казалось бы, судно было потеряно навсегда. Но это не совсем так: "Заря" продолжала и продолжает по сей день приносить пользу людям! Прочный деревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным основанием нефтепричала. что используется в Тикси и сегодня. (Кстати, идею превратить "Зарю" в причал впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Ма-тисен еще в 1919 году). Не менее живучими оказались и некоторые механизмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944—1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции, где он исправно работал в течение нескольких лет.
Александр Павлов
Виюле 1899 года Академия наук командировала будущего руководителя полярной экспедиции Э В Толля и лейтенанта НН Коломейцева в Норвегию для подыскания подходящего судна и немедленного его приспособления к плаванию в Арктике Ознакомившись в Бергене и других гаванях Норвегии с различными судами, Толль по рекомендации Ф.Нансена остановился на китобойном барке Таральд Харфагер", который попредложению президента Академии наук после покупки был переименован в "Зарю"
По своей постройке и такелажу трехмачтовый барк Таральд Харфагер"относился к китобойным или тюленебойным судам, строившимся на норвежских верфях для промысла в полярных морях, для плавания в основном под парусами, вблизи кромки льдов. Поэтому паровая машина на нем играла лишь вспомогательную роль Отработанный не одним поколением моряков на чисто практической основе этот тип судов отличался необычайной крепостью, сопротивляемостью льдам, остойчивостью и прекрасными мореходными качествами — хорошей устойчивостью на волне, большой маневренностью, что особенно ценится при плавании во льдах.
Считалось, и в те годы без преувеличения, что такие суда более надежны в арктических плаваниях, нежели стальные. Именно их выбирали себе Норденшельд, Абруццкий, Жерлаш, Пири для своих экспедиций
Э.В.Толль детально осмотрел ледовый пояс трехметровой ширины, который заканчивался на два метра ниже ватерлинии, железные тяги, соединяющие шпангоуты с бимсами. Его также очень интересовало устройство руля, который можно было заменять при повреждениях без особых затруднений
Корпус судна был построен в 1873 году на верфи Бринка в Христиании (ныне Осло), в 1894 году подвергся ремонту с заменой ледового пояса, и заново проконопачен В 1900 году, перед выходом в экспедицию, последовала дополнительная конопатка и замена пришедших за это время в негодность досок обшивки. Весь набор корпуса состоял из дуба, первая наружная обшивка — из сосны, вторая — из сосны и дуба в районе ледового пояса, и сам пояс из мореного дуба Форштевень был усилен железной обшивкой
Основные размерения судна: наибольшая длина корпуса — 50 м. длина по ватерлинии — 43.9 м. наибольшая ширина — 10,1 м, осадка ахтерштевнем при полной загрузке — 5.2 м Водоизмещение при полной загрузке — 1082 т, без груза 589 т. дедвейт — 493 т.
Первоначально Таральд Харфагер" имел вертикальную паровую машину высокого давления, построенную в 1872 году на заводе "Ньюланд" в Христиании. В 1894 году она была заменена на новую, изготовленную в Зандерфьорде, мощностью 228 индикаторных лошадиных сил, которая могла дать судну ход в 8 узлов.
Так как "Заря" отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После оформления покупки судно перевели в Лар-вик (Христиания-фьорд), где оно прошло дооборудование на верфи под руководством знаменитого строителя нансеновского "Фрама" Колина Арчера. Здесь шпангоуты "Зари" были укреплены распорками-контрафорсами в виде наклонных столбов между флор-тимберсами и бимсами нижней палубы. По настоянию Толля заменили межпалубные переборки, между фоки грот-мачтами соорудили палубную надстройку с кают-компанией и семью каютами. На главной палубе также была устроена крюйт-камера для патронов, пороха и пироксилина, далее ламповая камера с цистерной для пиронафта. Здесь же размещались новые помещения камбуза и бани.
Кормовую надстройку перестроили под лаборатории. Самое большое кормовое помещение отводилось под лабораторию морской биологии и гидрологии, затем — рабочее помещение начальника экспедиции и геологическая лаборатория. Отдельное помещение служило для биологических и бактериологических исследований. На носовой надстройке была установлена штурвальная и штурманская рубка. Все судовые помещения приспособили для зимовки — снабдили двойными стенами и потолками, с обивкой толем и заполнением пробкой и опилками.
На баке установили дополнительную паровую лебедку для работ с буксируемыми сетями и донными тралами.
Переделке подверглись рангоут и такелаж "Зари" — прямые паруса оставили только на фок-мачте, что сделало более удобной работу по постановке и уборке парусов Барк стал баркентиной.
В машинном отделении был произведен капитальный ремонт котла и механизмов, расширены угольные бункеры, установлен парогенератор для электрического освещения, токарный станок, здесь же устроили жилое помещение для четырех человек машинной команды.
В октябре 1899 года, после завершения работ, "Зарю" осмотрело норвежское бюро "Веритас". которое выдало аттестат дальнего плавания на три года Именно благодаря этому освидетельствованию мы и располагаем сегодня чертежами яхты.
Безвестному китобойцу суждено было начать новую жизнь, которая принесла ему славу, оставив имя "Заря" на карте Арктики и яркий след в истории освоения Севера
После гибели Э.В.Толля "Заря" осталась в бухте Тикси и была продана якутской судоходной фирме А.И.Громовой. В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о.Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ватерлинию. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспедиции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя:
"Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и. одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек. вытянулась дымовая труба..."
Казалось бы, судно было потеряно навсегда. Но это не совсем так: "Заря" продолжала и продолжает по сей день приносить пользу людям! Прочный деревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным основанием нефтепричала. что используется в Тикси и сегодня. (Кстати, идею превратить "Зарю" в причал впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Ма-тисен еще в 1919 году). Не менее живучими оказались и некоторые механизмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944—1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции, где он исправно работал в течение нескольких лет.