"Заря", яхта

От ладьи и коча до атомохода.

Экспедиционное судно "Заря"

Сообщение Алексей_74 » 26 Ноябрь 2008 23:27

 Naval#2-15.jpg
Добавлю информацию из Журнала "Наваль" viewtopic.php?f=39&t=1339&start=225#p18988

Экспедиционное судно "Заря"
Александр Павлов

Виюле 1899 года Академия наук командировала будущего ру­ководителя полярной экспедиции Э В Толля и лейтенанта НН Коло­мейцева в Норвегию для подыска­ния подходящего судна и немед­ленного его приспособления к плаванию в Арктике Ознакомившись в Бергене и других гаванях Норвегии с различными судами, Толль по рекомендации Ф.Нансена остановился на китобойном барке Таральд Харфагер", который попредложению президента Академии наук после покупки был переименован в "За­рю"

По своей постройке и такелажу трехмачтовый барк Таральд Харфагер"относился к китобойным или тюленебойным судам, строившимся на норвежских верфях для промысла в полярных морях, для плавания в основном под парусами, вблизи кромки льдов. Поэтому паровая машина на нем играла лишь вспомогательную роль Отработанный не одним поколением моряков на чисто практической основе этот тип судов отличался необычайной крепостью, сопротивляемостью льдам, остой­чивостью и прекрасными море­ходными качествами — хорошей устойчивостью на волне, большой маневренностью, что особенно ценится при плавании во льдах.

Считалось, и в те годы без преувеличе­ния, что такие суда бо­лее надежны в аркти­ческих плаваниях, не­жели стальные. Имен­но их выбирали себе Норденшельд, Абруццкий, Жерлаш, Пири для своих экспедиций

Э.В.Толль детально осмотрел ледовый по­яс трехметровой ши­рины, который закан­чивался на два метра ниже ватерлинии, же­лезные тяги, соеди­няющие шпангоуты с бимсами. Его также очень интересовало устройство руля, который можно было за­менять при повреж­дениях без особых за­труднений

Корпус судна был построен в 1873 году на верфи Бринка в Христиании (ныне Ос­ло), в 1894 году под­вергся ремонту с заме­ной ледового пояса, и заново проконопачен В 1900 году, перед вы­ходом в экспедицию, последовала дополни­тельная конопатка и замена пришедших за это время в негодность досок обшивки. Весь набор корпуса состоял из дуба, первая наруж­ная обшивка — из со­сны, вторая — из сосны и дуба в районе ледо­вого пояса, и сам пояс из мореного дуба Форштевень был уси­лен железной обшив­кой

Основные размерения судна: наибольшая длина корпуса — 50 м. длина по ватерлинии — 43.9 м. наибольшая ши­рина — 10,1 м, осадка ахтерштевнем при пол­ной загрузке — 5.2 м Водоизмещение при по­лной загрузке — 1082 т, без груза 589 т. дедвейт — 493 т.

Первоначально Таральд Харфагер" имел вертикальную паровую машину высокого давления, построенную в 1872 году на заводе "Ньюланд" в Христиании. В 1894 году она была заменена на новую, изготовленную в Зандерфьорде, мощностью 228 ин­дикаторных лошадиных сил, которая могла дать судну ход в 8 узлов.

Так как "Заря" отправлялась в рейс под флагом Невского яхт-клуба, она получила статус яхты. После офор­мления покупки судно перевели в Лар-вик (Христиания-фьорд), где оно про­шло дооборудование на верфи под ру­ководством знаменитого строителя нансеновского "Фрама" Колина Арчера. Здесь шпангоуты "Зари" были укре­плены распорками-контрафорсами в виде наклонных столбов между флор-тимберсами и бимсами нижней палубы. По настоянию Толля заменили межпа­лубные переборки, между фоки грот-мачтами соорудили палубную над­стройку с кают-компанией и семью ка­ютами. На главной палубе также была устроена крюйт-камера для патронов, пороха и пироксилина, далее ламповая камера с цистерной для пи­ронафта. Здесь же размещались новые помещения камбуза и бани.

Кормовую надстройку перестроили под лаборатории. Самое большое кор­мовое помещение отводилось под ла­бораторию морской биологии и гидро­логии, затем — рабочее помещение на­чальника экспедиции и геологическая лаборатория. Отдельное помещение служило для биологических и ба­ктериологических исследований. На носовой надстройке была установлена штурвальная и штурманская рубка. Все судовые помещения приспособили для зимовки — снабдили двойными стенами и потолками, с обивкой толем и запол­нением пробкой и опилками.

На баке установили дополнитель­ную паровую лебедку для работ с бук­сируемыми сетями и донными тралами.

Переделке подверглись рангоут и такелаж "Зари" — прямые паруса оставили только на фок-мачте, что сде­лало более удобной работу по поста­новке и уборке парусов Барк стал баркентиной.

В машинном отделении был произ­веден капитальный ремонт котла и ме­ханизмов, расширены угольные бун­керы, установлен парогенератор для электрического освещения, токарный станок, здесь же устроили жилое поме­щение для четырех человек машинной команды.

В октябре 1899 года, после завер­шения работ, "Зарю" осмотрело норвеж­ское бюро "Веритас". которое выдало аттестат дальнего плавания на три го­да Именно благодаря этому освиде­тельствованию мы и располагаем се­годня чертежами яхты.

Безвестному китобойцу суждено было начать новую жизнь, которая при­несла ему славу, оставив имя "Заря" на карте Арктики и яркий след в истории освоения Севера

После гибели Э.В.Толля "Заря" оста­лась в бухте Тикси и была продана яку­тской судоходной фирме А.И.Громовой. В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о.Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ва­терлинию. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспе­диции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя:

"Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и. одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек. вытянулась дымовая труба..."

Казалось бы, судно было потеряно навсегда. Но это не совсем так: "Заря" продолжала и продолжает по сей день приносить пользу людям! Прочный де­ревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным осно­ванием нефтепричала. что исполь­зуется в Тикси и сегодня. (Кстати, идею превратить "Зарю" в причал впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Ма-тисен еще в 1919 году). Не менее жи­вучими оказались и некоторые меха­низмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944—1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции, где он исправно работал в течение нескольких лет.
Алексей_74
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 Ноябрь 2008 03:26

"Заря", яхта

Сообщение Алексей_74 » 26 Ноябрь 2008 23:51

padsee пишет:
Алексей_74 пишет:
padsee пишет:Где-то в ЖЖ видел сообщение, что немагнитная шхуна"Заря" точная копия "Зари" Толля???
Поишшу.

Нет. Это совершенно разные суда. Не магнитная шхуна "Заря" - специально построенный парусник. Если мне не изменяет память - спущена после 2МВ войны в Финляндии.
А судно полярной экспедиции барона Толля - бывший норвежский зверобой (построен в конце 19 века).

Нашел

http://www.domogarov.com/forum/lofiversion/index.php/t1022-0.html

Ночевала я у другой знакомой - вместе десять лет проработали в лаборатории главного геомагнитного поля, сидели в комнате, дверь в которую скрывается как раз вот за этим прекрасным парусником:
[url]http://polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_563fcca211b6.jpg[/url]
- это так называемое "немагнитное судно "Заря", очень известный исследовательский корабль Академии Наук, точная копия шхуны "Заря", на которой молодой морской офицер Александр Колчак отправился на поиски экспедиции барона Толля. Господи, ну, до чего всё связано в этом мире!..

Легенда, конечно, интересная, но к сожалению, ваша знакомая ошибается.
Эти два судна, кроме названия, и того, что оба экспедиционнные - не имеют ни чего общего.
Алексей_74
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 Ноябрь 2008 03:26

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 01:23

Алексей_74 пишет:
padsee пишет:
Алексей_74 пишет:Нет. Это совершенно разные суда. Не магнитная шхуна "Заря" - специально построенный парусник. Если мне не изменяет память - спущена после 2МВ войны в Финляндии.
А судно полярной экспедиции барона Толля - бывший норвежский зверобой (построен в конце 19 века).

Нашел

http://www.domogarov.com/forum/lofiversion/index.php/t1022-0.html

Ночевала я у другой знакомой - вместе десять лет проработали в лаборатории главного геомагнитного поля, сидели в комнате, дверь в которую скрывается как раз вот за этим прекрасным парусником:
[url]http://polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_563fcca211b6.jpg[/url]
- это так называемое "немагнитное судно "Заря", очень известный исследовательский корабль Академии Наук, точная копия шхуны "Заря", на которой молодой морской офицер Александр Колчак отправился на поиски экспедиции барона Толля. Господи, ну, до чего всё связано в этом мире!..

Легенда, конечно, интересная, но к сожалению, ваша знакомая ошибается.
Эти два судна, кроме названия, и того, что оба экспедиционнные - не имеют ни чего общего.

Ошибается не моя знакомая, а некто Александр Домогаров :))
По поводу судов, совершенно согласен :)
Кроме названия, еще тип судна общий.
Форум, он ведь для того и есть, чтобы сообща отсеивать всякие "зюки".
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Ноябрь 2008 01:28

padsee пишет:Ошибается не моя знакомая, а некто Александр Домогаров :))
По поводу судов, совершенно согласен :)

Я в сообщении чутка подправил разметку, теперь на цитату стало больше похоже. :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Заря", яхта

Сообщение Алексей_74 » 27 Ноябрь 2008 02:01

Года три тому назад, один товарищ написал мне письмо по поводу "Зари".
К сожалению ни как не могу его найти (письмо), но суть, своими словами - в следующем.
Он жил и работал в Тикси и якобы, нашел там какие-то остатки "Зари".
Сказал, что едет на вахту и по возвращении - расскажет подробнее.
Но на связь он после этого не вышел, пропал.
Поэтому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.
Теоретически, что-то могло и сохраниться.

Tiksi Bay
Изображение
Взято здесь http://www.photoline.ru/photo/1138005173
Алексей_74
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 Ноябрь 2008 03:26

"Заря", яхта

Сообщение Бабай » 27 Ноябрь 2008 02:34

padsee пишет:
alex_andr пишет:
Алексей_74 пишет:Спасибо!
Нижний снимок до сей поры не видел.
Если, паче чаяния, промелькнут еще кадры этого судна, добавьте в эту ветку.
Буду премного благодарен.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_zarja.jpg[/url]

"Заря" в Норвегии, 1899 г.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_zarja1.jpg[/url]

Зимовка во льдах

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_zarja1913.jpg[/url]

Эти знакомые.

У Н. Ляха мачты "Зари" торчали из воды в Тикси в 1934-м.
Такие есть?

Есть.

С. Морозов. Ленский поход. М., Молодая гвардия. 1934.
Остатки "Зари" в б. Тикси в 1933 г.

Изображение
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 02:45

Бабай пишет:
padsee пишет:

Эти знакомые.

У Н. Ляха мачты "Зари" торчали из воды в Тикси в 1934-м.
Такие есть?

Есть.

С. Морозов. Ленский поход. М., Молодая гвардия. 1934.
Остатки "Зари" в б. Тикси в 1933 г.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/293_cady-1933.jpg[/url]

Это конкретно!

Кто же прав?

У Ляха " мачты торчат" в 1934 году.

У Павлова:
В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о. Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ватерлинию. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспедиции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя: "Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и, одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек, вытянулась дымовая труба..."


но, у того же Павлова, спустя 10 лет:

Казалось бы, судно было потеряно навсегда. Но это не совсем так: "Заря" продолжала и продолжает по сей, день приносить пользу людям! Прочный деревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным основанием нефтепричала, что используется в Тикси и сегодня. (Кстати, идею превратить "Зарю" в причал впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Матисен еще в 1919 году). Не менее живучими оказались и некоторые механизмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944-1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции где он исправно работал в течение нескольких лет."
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 14:19

В тему
С сайта http://www.tiksi.ru/

ЯКУТСК. ОАО «Морской порт Тикси» приступил в этом году к реализации пилотного проекта «Очистка донной поверхности бухты Тикси от затонувшей древесины и остовов судов».


Для его осуществления предприятие заключило контракт с Исполнительной дирекцией российской программы «Организация инвестиций в оздоровление окружающей среды», которая взяла на себя финансирование проекта. Насколько важен он для порта, акватория которого не очищалась от молевой и подтопленной древесины лет пятнадцать-двадцать, тиксинцев убеждать не нужно. Выживать в суровых условиях на небольшие средства, которые зарабатывает порт, оказывая услуги, им с трудом удается. Продвинуться вперед в таком важном деле, как экология окружающей среды, на которую в Арктике денег никогда не хватает, казалось, вообще нереально. Но невозможное бывает возможно. И это произошло благодаря генеральному директору акционерного общества Владимиру Земнухову, который убедил руководителей программы в необходимости создания пилотного проекта.

В мае-июне специалисты порта проанализировали отечественный и зарубежный опыт по очистке акваторий. В июле расконсервировали и отремонтировали грузоподъемную технику, плавсредства, обучили персонал технологии работ подъема подтопленного леса, и только после этого занялись очисткой бухты. Усилия портовиков не были напрасными. С помощью кранов, транспортных барж-площадок, буксира они подняли, завязали в пучки, скрепили и складировали 1000 куб. м древесины. Кроме этого, было поднято из воды 15 тонн проволоки и тросов. Водолазы обследовали 4 затонувших судна, на двух установили герметические пластыри на трещинах и проемах, одно осушили, подняли и транспортировали к причалу.

После сбора молевой и подтопленной древесины ОАО «Морской порт Тикси» заключило договор на проведение научно-исследовательских работ по оценке степени загрязненности акватории бухты Тикси, залива Булункан до очистки и экологического состояния после нее с ФГУ «Государственный природный заповедник «Усть-Ленский». Результаты исследований будут представлены учредителям проекта. Они оплатят трудозатраты и транспортные расходы, причем по некоторым позициям в объеме, превышающем плановый. Небольшие расходы порт возместит из собственных доходов, как это было предусмотрено контрактом.

Ирина Зарицкая, ЯСИА
http://www.tiksi.ru/news/224.html?task=view
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение SVF » 27 Ноябрь 2008 15:01

А цитируемый Павлов как полностью называется (в смысле книги)?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 16:04

SVF пишет:А цитируемый Павлов как полностью называется (в смысле книги)?

Это статья в альманахе:

"Наваль" №2, 1993 г.
А.Павлов. Экспедиционное судно "Заря"

http://tank.uw.ru/ms/naval/index.khtml
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение SVF » 27 Ноябрь 2008 16:49

padsee пишет:
SVF пишет:А цитируемый Павлов как полностью называется (в смысле книги)?

Это статья в альманахе:

"Наваль" №2, 1993 г.
А.Павлов. Экспедиционное судно "Заря"

http://tank.uw.ru/ms/naval/index.khtml

Спасибо!
А эл. версии у Вас случаем нет? Там еще что-то про Колчака было... :)
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 17:12

SVF пишет:
padsee пишет:
SVF пишет:А цитируемый Павлов как полностью называется (в смысле книги)?

Это статья в альманахе:

"Наваль" №2, 1993 г.
А.Павлов. Экспедиционное судно "Заря"

http://tank.uw.ru/ms/naval/index.khtml

Спасибо!
А эл. версии у Вас случаем нет? Там еще что-то про Колчака было... :)

К сожалению нет.
Цитировал Алексей_74, наверное располагает.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Ноябрь 2008 22:01

Алексей_74 пишет:Года три тому назад, один товарищ написал мне письмо по поводу "Зари".
К сожалению ни как не могу его найти (письмо), но суть, своими словами - в следующем.
Он жил и работал в Тикси и якобы, нашел там какие-то остатки "Зари".
Сказал, что едет на вахту и по возвращении - расскажет подробнее.
Но на связь он после этого не вышел, пропал.
Поэтому не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.
Теоретически, что-то могло и сохраниться.

Tiksi Bay
[url]http://i070.radikal.ru/0811/75/4053000854e9t.jpg[/url]
Взято здесь http://www.photoline.ru/photo/1138005173

Сообщение с форума Тикси на вопрос о наличии останков "Зари":

"полагаю, что лишь воспоминания. там, где находились ее останки давным-давно построен причал"
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Заря", яхта

Сообщение Алексей_74 » 28 Ноябрь 2008 01:31

padsee пишет:
SVF пишет:
padsee пишет:Это статья в альманахе:

"Наваль" №2, 1993 г.
А.Павлов. Экспедиционное судно "Заря"

http://tank.uw.ru/ms/naval/index.khtml

Спасибо!
А эл. версии у Вас случаем нет? Там еще что-то про Колчака было... :)

К сожалению нет.
Цитировал Алексей_74, наверное располагает.

Пожалуйста... 5Мб.
____________.zip - 5.73MB
Была еще не плохая статья в альмонахе "Вокруг Света" за 91год.
Называлась "Гранит во льдах". Авторя за давностью лет запамятовал. Подробн (для журнала) рассматривались причины и предпосылки трагедии на Беннете.
Алексей_74
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 Ноябрь 2008 03:26

"Заря", яхта

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Ноябрь 2008 02:11

Алексей_74 пишет:"Наваль" №2, 1993 г.
А.Павлов. Экспедиционное судно "Заря"

Пожалуйста... 5Мб.
____________.zip - 5.73MB

:(
Попробуем завтра что-то удобоваримое из этого сделать.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения