Алексей_74 пишет:Добавлю информацию из Журнала "Наваль"
После гибели Э.В.Толля "Заря" осталась в бухте Тикси и была продана якутской судоходной фирме А.И.Громовой. В 1915 году на судне, стоявшем западнее северной оконечности о. Бруснева, вспыхнул пожар, и оно обгорело по ватерлинию. Вот какой предстала бывшая стройная баркентина членам экспедиции, посетившей "Зарю" 6 лет спустя: "Все надстройки, фальшборт и правая половина верхней палубы сгорели, из корпуса торчат шпангоуты, болты, навалены упавшие шлюпбалки, стойки, и все перепутано несгоревшим стальным тросом стоячего такелажа... Грот-мачта удержалась и, одинокая, торчит нелепо из лежащего на левом боку корабля. Непомерно длинная от уничтоженных огнем окружающих ее пристроек, вытянулась дымовая труба..."
Казалось бы, судно было потеряно навсегда. Но это не совсем так: "Заря" продолжала и продолжает по сей, день приносить пользу людям! Прочный деревянный корпус, намертво приросший к грунту, стал своеобразным основанием нефтепричала, что используется в Тикси и сегодня. (Кстати, идею превратить "Зарю" в причал впервые выдвинул ее бывший командир Ф.Матисен еще в 1919 году). Не менее живучими оказались и некоторые механизмы бывшей яхты. Так, по словам старейшего капитана А.А.Бородкина, в 1944-1945 годах из корпуса "Зари" извлекли паровой котел, и установили его на теплостанции где он исправно работал в течение нескольких лет."
Александр Павлов
Про причал нефтебазы - более чем спорное утверждение. Вся эта галиматья гуляет оттого, что на северном берегу залива Булункан, у предполагаемого места, где "Заря" ушла в ил, была установлена пара створных знаков. Они называются "створы Заря" и под таким названием нанесены на все навигационные карты. Примерно там же, выстроена одна из двух Тиксинских нефтебаз имеющих причал. На местном жаргоне она так и называлась "Заря", "Зорька". Ряд причалов в Тикси (кроме стационарных в торговом порту) имеют в своем основании морские лихтера (стальные) и деревянные ленские баржи.
На деревяшках стоят в частности причалы Ленского Обьединённого Речного Пароходства, причал Тиксинской гидробазы (фактически притопленная баржа с сараем), такая же в районе заброшенного поселка шахтеров на Сого...
Такая же штука стоит и в основании причала на "зорьке". Со временем, вполне закономерно, эта безвестная баржа и стала "Зарёй". Ещё одна нехилая нестыковка вот в чем. Я ещё не разобрался, как прицепить в пост картинку, но когда получится, будет наглядно видно, что между местом "западнее северной оконечности о.Бруснева" и местом нефтебазы более 3 морских миль (пяти с половиной километров). Скорее всего, в заблуждение автора статьи ввело кладбище кораблей, которое как раз находится на северо-западной оконечности острова Бруснева, но по времени гораздо моложе. Там стоят несколько списанных буксиров бывшего Северо-Восточного Управления Морского Флота и танкер "Юкагир" (почти уверен, что тот самый - герой северных конвоев). Выдирать из тиксинского ила лежащий на боку корпус, каким-то волшебным волоком тащить его 3 мили по илистому мелководью, и делать из него причал когда ленских барж под боком ЕСТЬ?!!!
Скорее всего остатки яхты разобрали, а оставшееся ушло в ил. Правда как всегда проста и жёстка. Просохатили яхту, хотя, примеряя условия жизни в Тикси на тридцатые-сороковые, я камнем в людей не брошу.
П.С. В Тиксинском музее должна быть хорошо выполненая модель "Зари" если пришлют фото, выложу.
Блин, а как картинку выложить,?? в пояснение "Изображения" не вьезжаю!!