«Память Руслана»,буксирный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

«Память Руслана»,буксирный пароход

Сообщение fisch1 » 25 Декабрь 2020 19:23

ПАМЯТЬ РУСЛАНА (до 1933 г. "Friesland")
Полная вместимость 392 брт. Размерения 44.15 (42.21 между перпендикулярами) х 7.60 х 4.30 м. ГЭУ котломашинная, 750 и.л.с. (83 н.л.с.).
Морской (океанский) буксирный пароход. Спущен в 1919 г. ("Jonker & Stans", Хендрик-Идо-Амбахт, Нидерланды), сдан заказчику в 1920г. и поступил в собственность голландской судоходной компании. В 1933 г. приобретен СССР. С 23.06.1941 г. до конца Великой Отечественной войны числился в составе СФ в качестве спасательного судна. Находился в эксплуатации до 1969 г.

http://www.sovnavy-ww2.ho.ua
 FRIESLAND  .jpg
 friesland.jpg


https://forums.airbase.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Память Руслана»,буксирный пароход

Сообщение fisch1 » 25 Декабрь 2020 19:25

Химаныч О. Настоящая морская элита// Северная неделя 12.01.2015 https://old2.vdvsn.ru


Настоящая морская элита
Предтечу крепкого шторма чувствует почти каждый. Сначала неясное беспокойство. В неразберихе внутренней смуты лишь пунктирно отмечаешь, как море недовольно вздыхает и ворочается где-то в своих потаенных безднах.
Невнятная тревога затем нарастает и усиливается до той секунды, пока взор или слух не споткнется о какой-нибудь верный признак подкравшейся стихии. Им может быть внезапно потемневший цвет воды или же стремительно утонувший во мраке горизонт, шквалистый влажный порыв или же неожиданно и пронзительно зарыдавшие птицы. И тогда уже ясно осознаешь – небеса и глубины извергают угрозы…
Cпасатели. Самая уважаемая морская профессия. Верно, оттого, что она самая тяжелая. А самая тяжелая потому, что спасатели чаще других наперекор с океаном. Шторм – для любого беда, а иному - горе. Но для них – самое время работы. При блаженной погоде их корабли либо трутся своими кранцами о причал, либо тихо дремлют на якорях. А как только загудит, засвистит ненастье, так все на их палубах и в машинах ладится под номер готовности.
Элитой флота у нас отчего-то принято считать подводников либо моряков боевых надводных кораблей, причем чем выше ранг, тем выше элитарность. Иному покажется, где уж тягаться с такими мундирными золотопогонниками буксирам и водолазным судам, привычным к матросской робе?! Но вот какое дело: если подлодка аварийно ляжет на грунт, а лихой, молодцеватый эсминец вдруг потеряет ход, на выручку им, бросив все обыденные дела, первыми уйдут они, спасатели. В любой час беды. В любую непогоду. Рискуя собой. Поэтому, верно, о них слагают легенды. И уж точно - стараются чтить.
Был на довоенном Северном флоте спасатель «Память Руслана». Название свое он получил как бы по наследству и, конечно, в память о другом корабле - буксире «Руслан», который в тридцатые, спасая у Шпицбергена терпящих бедствие, погиб сам.
Фотографию экипажа спасателя «Память Руслана» принес мне Владимир Иванович Удальцов - сын архангельского водолаза Ивана Алексеевича Удальцова, к сожалению, рано ушедшего из жизни. Отец его - среди спасателей «Памяти Руслана». Мы рассматривали этот на удивление прекрасно сохранившийся снимок и вспоминали Ивана Алексеевича, который из далекой великоустюжской деревни был призван во флот и срочную служил водолазом, а затем и в Великую Отечественную, и еще много-много лет после нее отдал своей редкой и опасной профессии.
Фото датировано 1939 годом, но финская зимняя еще не началась... На ленточках бескозырок у матросов начертано золотом «Красноз экспедиция подводных работ». В их воинских документах значилось немного по-другому и сокращенно: ЭПРОН – «экспедиция подводных работ особого назначения». Была такая флотская служба, которая затем трансформировалась в АСС - аварийно-спасательные силы. Что же касательно «Красноз», так это нужно читать «Краснознаменная» - в 1929-м ЭПРОН наградили орденом Трудового Красного Знамени. В центре собравшихся, это следует из надписи на обороте, - начальник мурманского ЭПРОН Малахов и комиссар Обозный.
Кстати, если присмотреться, на груди у одного из офицеров орден Красной Звезды. Тоже ведь примечательная деталь. Раньше, не сейчас - номенклатурных «героев» не было, и боевой орден в мирное время надо было действительно заслужить конкретным делом, связанным с реальным риском для жизни.
Во время войны спасательный буксир «Память Руслана» множество раз упоминается в оперативных сводках Северного флота как корабль, который приходил на помощь поврежденным и терпящим бедствие судам. Практически невооруженный корабль так называемых вспомогательных сил, чье главное назначение заключалось в том, чтобы спасать человеческие жизни, отважно выходил в океан по первому же приказу командования, а его моряки, не страшась вражеских самолетов и подлодок, делали свою тяжелую, но благородную работу - спасали.
Еще скажем, моряки прошлых лет, как правило, на здоровье не жаловались, а в ЭПРОН слабаков тем более не брали: работа здесь была слишком тяжелой и слишком опасной. Поэтому морские спасатели уже тогда считались особой морской кастой, элитой Красного флота...
Между прочим, еще до войны в Балаклавском военно-морском водолазном техникуме Ивана Алексеевича Удальцова готовили к работе на глубинах... 150-160 метров! Выходит, не все так плохо было в Советском Союзе, если водолазы 1938 года могли опускаться в такую бездну, а в России 2001-го, вспомните трагедию «Курска», не нашлось тех, кто мог бы работать даже на 100 метрах.
Впрочем, памятны мне сказания и легенды и о других кораблях-спасателях. Слышал о них из уст бывалых моряков…
Скажем, морской буксир «Водолаз», что достался мурманчанам по ленд-лизу от американцев. Сразу после войны его прописали в Кольском заливе - там он круглыми сутками стоял «на товсь». А уж если пенно рассекал форштевнем воду, то, чаще получалось, выручал рыбаков. На тогдашних промыслах траулеры-паровики частенько наматывали сети на винт, и для них, скромных на тоннаж и слишком обремененных своим грузом и снастями, остаться без хода на зыбях Баренцева моря - настоящее бедствие. Тогда «Водолаз» врубал оба своих дизеля и бодро выбегал из Кольского залива на помощь.
Но был у тех же мурманчан еще и спасатель «Пурга» - особый буксир, его держали на случай крупных аварий и несчастий. Мощный и ходкий, по тревоге он скоро снимался с якорей и размашисто шагал по заливу в море. Именно шагал - с громкой сиреной и полным ходом. А все встречные корабли на фарватере, включая заносчивых и чопорных вояк, без разговоров уступали ему дорогу. Потому что спасатель шел спасать….
Молва донесла до нашего времени: капитану той «Пурги» сам черт братом не был. Старику стукнуло уже семьдесят два, а он в пример молодым крепко стоял на зыбкой палубе и всем видом своим внушал спокойствие и рассудительность. Крепкий и коренастый, как тумба-кнехт. В ручищах с огрубелыми короткопалыми ладонями силу он имел необыкновенную и веслами на ялике загребал ровно и сильно, не по возрасту. Расхаживал по кораблю широко, всегда неспешно.
Фуражка с позеленевшим, канительной нити «крабом» накрепко срослась с его головой – казалось, старик ее и не снимал вовсе. А еще был он приметен отчаянной голубелью глаз на заветренном багровом лице, щедро убеленной бородой. К тому же имел непременный мореманский атрибут - курительную трубку, правда, не дымил, а лишь с тихим посвистом ее посасывал. И все больше молчал, делая исключение лишь при отдаче распоряжений и команд…
Этот колоритный дед познал злобную волну еще зуйком на мурманских промыслах Епимаха Могучего и позже вдоволь хлебнул горькой водицы. Он в скитальческой жизни и тонул не единожды, и горел, и льды его брали жестким хватом, но морю он не поддался, и оно не прибрало его к себе. И, случалось, судачили промеж собой моряцкие вдовы: «Может, дан ему какой оберег свыше?»
Может. Спаситель и спасатель – одного корня!
Вспоминаю порой, как у Красной пристани коротали время в свои последние годы архангельские спасатели – «Тритон» и «Протей». Прозвища от моряков имели, соответственно, «Тритоша» и «Протоша» - уважительные и ласковые. Заслужили, чего уж там! Никакой работы не чурались, морскими тружениками Архангельска «Правда Севера» их называла, и правильно называла! Едва с Белого моря SOS пикнет, как они мигом швартовы долой, и летели на своих дизелях выручать – они же спасатели! А если некого выручать, то и слава Богу – впрягались в проводку законвертованных судов либо барж, понтонов и прочих непрезентабельных плав-средств. Даже в порты Европы их тягали. Да что там Европа! Сам видел «Тритошу» с «Протошей» и у Новой Земли, и у Челюскина…
Для своего времени мощные, ходкие, красивые, выработав ветеранский стаж, они почти не выходили в море. Тревожно дремали, объятые заледенелой Двиной, а на летней ленивой воде у причала скорбели, что не дано им более сразиться со стихией, и наверняка с грустью завидовали своим молодым преемникам финской постройки. В девяностые по начальственному распоряжению их корпуса покрыли черной и багровой краской - оттого еще больше казалось, что стоят они понурые. Но еще оставалось на бортах их профессиональное обозначение - крупными белыми буквами по миделю – СПАСАТЕЛЬ. Гордо это слово читалось, молодо звучало!
Флагманами парадного строя кораблей обычно назначают крупных и осанистых вояк. Либо кого-то из прочих горделивой стати оруженосцев. Спасательные суда и буксиры, считается, не могут украсить главу такого кильватера: они же вспомогательный флот. Однако чего не отнимешь: в их зачастую непрезентабельном, порой грубоватом облике всегда присутствует мужественное и сдержанное от бывалых моряков. Их корпусам чужды яркие цвета, а если и отыщутся такие, так чаще в кровавых пятнах сурика. Им более присущи мятые кранцы и бухты натруженных тросов на палубе. Их не украшают вмятины и другие жестокие отметины на бортах, как не бывают к лицу человека следы ранений. Они привыкли отдыхать в неприметных бухтах, а на портовых рейдах им, как правило, подыскивают стояночные места в отдалении. Скромняги - спасатели не имеют привычки сетовать на свою долю и напоминать о своих немалых заслугах. Но я убежден: именно они, спасатели, настоящая, рабочая, а не парадная морская элита!

Олег Химаныч

 Экипаж спасателя «Память Руслана».jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: AhrefsBot и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения