"Андрей Первозванный", пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Октябрь 2008 02:15

Скопировано из http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=7072#p7072

Первый в мире научно-промысловый корабль.
Изображение

Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение Александр Андреев » 03 Сентябрь 2013 20:54

 AP.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 14:20

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 14:28

Андрей Первозванный –
пароход, который стал первым в мире научно-промысловым судном и первым специально построенным научно-исследовательским судном Российской империи. Впоследствии был переименован в «Мурман».
Судно «Андрей Первозванный» было заказано Российской империей на судостроительном заводе «Бремер Вулкан» (Bremer Vulkan) в Германии; спущен на воду в 1899 году. Строительство формально финансировалось Комитетом помощи поморам Русского Севера, но в основном, судно «Андрей Первозванный» было построено на государственные деньги.
«Андрей Первозванный» до 1907 года был экспедиционным судном "Экспедиции по научно - промысловому исследованию Мурмана",базой экспедиции был г. Александровск на Мурмане (ныне г.Полярный). Руководители экспедиции Книпович Н.М., позже Л.Л.Брейтфус. Исследования проводимые на судне стали началом развития промысловой океанологии С начала эксплуатации (1899 г.) на "Андрее Первозванном" гидрографией занимался выпускник мореходных класоов СПБ речного яхтклуба,потомок великого дворянского рода Чичаговых - Василий Николаевич Чичагов (1875 - 1931 г.), с 1903 по 1907 года В.Н.Чичагов служил капитаном на этом пароходе и после расформирования "Мурманской экспедиции" был направлен для дальнейшей работы в Дирекцию маяков и лоций Белого моря. В 1910 году пароход «Андрей Первозванный» был переименован в «Мурман».
Водоизмещение «Андрея Первозванного» - 410 т. (по другим данным – 336 т). Мощность энергоустановки была достаточна для того, чтобы развивать скорость до 11 узлов. Дальность плавания – 3 700 миль.
На борту судна располагались гидрологическая и биологическая лаборатории, снаряжение, предназначенное для проведения тральных и гидрографических работ.
В разработке технического задания на постройку судна участвовал русский гидролог и зоолог профессор Н. М. Книпович.

Краснов В. Н., Балабин В. В. История научно-исследовательского флота Российской академии наук// Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. – М.: Наука, 2005. – 264- стр. 8, 45, 4 РГА ВМФ (фонд Р-2192, опись 2, дело 5389)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Первозванный_(судно)
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 15:03

ОТЪЕЗДЪ. АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

"Время отъезда приближалось. Вce мы купили себе высокiе непромокаемые сапоги, запаслись шапками съ наушниками, теплыми куртками и т. д. Въ начале апреля мы выехали въ Либаву, куда долженъ былъ придти изъ заграницы «Андрей Первозванный» (такъ назывался нашъ пароходъ).

Меня, да вероятно и другихъ, все сильнее и сильнее волновало приближенiе момента, когда мы должны будемъ познакомиться съ моремъ. Вынесу-ли я? Не осрамиться бы!

Рано утромъ 11 апреля мы все были въ Коммерческомъ порту. Кругомъ насъ — обычная жизнь большого торговаго порта: шумъ лебедокъ и лязгъ цепей, крики и говоръ чуть не на всехъ европейскихъ языкахъ, дымъ, свистки пароходовъ …

Наконецъ изъ-за леса мачтъ, изъ-за клубовъ бураго удушливаго дыма показалась красивая белая двухмачтовая яхта... Мы сразу узнали нашего «Андрея», такъ не похожъ онъ былъ на вcе окружавшiия насъ суда.

Но не скоро еще попали мы на него: несколько часовъ продолжался таможенный досмотръ и другiя формальности.

Но вотъ я и на «Андрее Первозванномъ»! Не на какомълибо речномъ пароходишке, а на пароходе, предназначенномъ для плаванiя въ океане, въ Ледовитомъ океане! Такъ думалъ я, впервые вступая на палубу. Здесь для меня все было ново.

Все, начиная отъ палубы, каютъ, вплоть до совершенно своеобразнаго распределенiя дня. Целый новый мiъ со своимъ необычнымъ для меня укладомъ жизни открывался предо мною.

Позвольте же хоть въ самыхъ общихъ чертахъ познакомить васъ, читатель, съ нашимъ новымъ жилищемъ.

Полная длина «Андрея» — 151 футъ, наибольшая ширина — 26 футовъ — вотъ его величина. Какъ видите, пароходъ небольшой. Если бы вы попали на его палубу, то вамъ показалось бы на ней тесно. Действительно, вся средняя часть палубы застроена «рубками», такъ что свободными остаются только неширокiе проходы вдоль бортовъ да носовая и кормовая части или, по морской терминологии, «бакъ» и «ютъ». Такое обилiе «рубокъ» объясняется темъ, что кроме обычныхъ помещенiй — штурманской рубки, въ которой хранятся карты, хронометры и др. мореходные инструменты и принадлежности, камбуза или по-просту кухни и т. д., у насъ въ рубкахъ помещалась лабораторiя.

Лабораторiя находилась въ кормовой части рубки, и дверь изъ нея открывалась на корму. Лабораторiя состояла изъ двухъ комнатъ. Первая предназначалась для черновой работы: въ ней разбирали вытащенныхъ со дна животныхъ, вскрывали и измеряли рыбъ и т. п. Въ этой части помещались на столе акварiумы, въ которыхъ держали живыхъ животныхъ; въ шкапахъ, стоявшихъ вдоль стенъ и въ ящикахъ столовъ, была масса различныхъ банокъ, въ которыхъ сохранялись добытая животныя, на полкахъ въ большихъ банкахъ находился спиртъ и формалинъ для консервированiя коллекцiй, здесь же сохранялись некоторые снаряды и приборы для изследованiй. Вторая комната была более уютной; правда, и здесь каждый уголокъ былъ занятъ или шкапомъ съ банками или какими-либо другими приспособленiями, но большой столъ и стулья придавали этому помещению более жилой характеръ. Здесь производились работы съ микроскопомъ, здесь велись записи въ рабочихъ журналахъ и здесь же шли нескончаемые разговоры въ перерывахъ между работами.

На корме прямо передъ лабораторiей была большая лебедка, т.-е. громадная катушка съ намотанными на нее стальными тросами; она приводилась въ движенiе при помощи пара и служила для работъ съ оттертроллемъ (громадная сеть для лова на дне моря).На корме же помещался входъ въ «кубрикъ», т.-е. помещенiе для команды. На носовой части палубы передъ штурманской рубкой была вторая лебедка, несколько меньшихъ размеровъ; и тросы на ней были тоже значительно тоньше, чемъ на кормовой. При помощи этой лебедки спускались болee мелкiе снасти и приборы.

Наше помещенiе находилось въ носовой части. Здесь было 6 каютъ и одна довольно большая каютъ-кампанiя. Я поместился въ каюте съ Несторомъ Александровичемъ С. У насъ было 2 койки, т.-е. два неглубокихъ ящика одинъ надъ другимъ, небольшой диванчикъ вдоль борта, 2 шкапа для платья, столикъ, который открывался и превращался въ умывальникъ, и несколько полочекъ. Вотъ и все наше помещенiе.

Скоро разсовали мы свои пожитки по каютамъ и собрались вce въ каютъ-кампанiю... Здесь мы познакомились съ нашимъ капитаномъ, Александромъ Петровичемъ С., и его старшимъ помощникомъ, Василiемъ Николаевичемъ Ч.
А ведь у насъ, Николай Михайловичу и музыка есть! — сказалъ капитанъ и дернулъ за рычагъ музыкальнаго шкапа.
Одну за другой прослушали мы рядъ пьесъ.

Скоро разговоръ перешелъ на постройку парохода, на связанныя съ ней задержки и т. д.

— Въ чемъ же заключаются приспособленiя «Андрея» къ полярному плаванiю? — спросилъ кто-то изъ насъ.
— А вы обратили вниманiе на его носъ? — спросилъ Александръ Петровичъ. — Ведь носъ у него, какъ у ледокола.При встрече со льдами онъ будетъ всползать на нихъ и ломать.
— А если ледъ толстый?
— Тогда можно въ особыя носовыя помещенiя накачать воды; обычной толщины льдина, конечно, не выдержитъ такой тяжести. Конечно носовая часть «Андрея», какъ и у всякаго ледокола, укреплена особенно хорошо.
— Ну, а какъ вы, Александръ Петровичъ, вообще довольны судномъ?
— Хорошее судно; прочное! На волну взбирается хорошо! На немъ не страшно идти, куда угодно. Конечно, есть некоторые недостатки, но мы ихъ исправимъ, а съ некоторыми придется мириться.

После ужина часть нашей компанiи отправилась въ городъ или, какъ говорилъ капитанъ «на берегь». Я забрался въ каюту, повернулъ выключатель, и яркiй электрическiй светъ залилъ наше крохотное обиталище; было такъ уютно!
После дня, полнаго новыхъ впечатленiй, хотелось успокоиться... Расположившись на своемъ столике-умывальнике, я принялся за письма къ своимъ далекимъ друзьямъ. Черезъ известные промежутки раздавался бой склянокъ; откуда-то изъ глубины судна доносился равномерный шумъ электрической машины, надъ головой моей на палубе медленно шагалъ вахтенный; у борта вяло плескалась вода..."


Из дневника студента К.П.Ягодовского 1899 г.
http://www.bio.spbu.ru/murmbs/Documents/diary.php
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 16:08

 Члены экспедиции и экипаж «Андрея Первозванного» в 1899 году..jpg

Члены экспедиции и экипаж «Андрея Первозванного» в 1899 году.
"В 1897 году Книпович за казенный счет совершил поездку по странам Западной Европы для обучения современным методам исследований. Дабы иметь возможность Комитету осуществить разработанную программу, правительство единовременно отпустило 150 тыс. рублей, на которые был приобретен в Германии пароход – двухмачтовое судно «Андрей Первозванный» водоизмещением 336 тонн. Специально построенный и оснащенный для биологических исследований и пробного лова рыбы в Баренцевом море, данный корабль полностью отвечал своему названию, став и первым отечественным траулером, и первым научно-исследовательским судном (НИС) России.

Около полудня 15 мая 1899 года с борта оснащенного оттер-тралом«Андрея Первозванного» было проведено первое траление в районе Варангер-фьорда к северо-западу от Айновых островов (эти тралы, горизонтальное раскрытие которых обеспечивалось распорными досками, применялись рыбаками Западной Европы и были по тем временам наиболее надежным орудием лова рыб, населяющих дно и придонные слои моря). Улова этот первый замет не принес, по словам Книповича «в кутке копошились морские звезды, колючие ежи, раки-отшельники с цветками-актиниями, креветки». Но для науки, как мы знаем, и отрицательный результат является результатом. Можно сказать, что в данном случае исследователи получили материал, характеризующий флору и фауну данного участка морского дна."


http://murmanfish.com/dates/260/
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение fisch1 » 23 Март 2015 16:46

 А.jpg
Из кн.:Брейтфус Л.Л.Труды Мурманской научно-промысловой экспедиции 1906 года: отчет Начальника экспедиции Л.Л.Брейтфуса.Петроград 1915
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Андрей Первозванный", пароход

Сообщение ББК-10 » 24 Март 2020 20:43

1926 г.
Советская Сибирь, 1926, № 178, 5 августа
 =Советская Сибирь, 1926, № 178 (1926-08-05) Авария МУРМАНа в эксп. Матусевича.jpg

АВАРИЯ «МУРМАНА».

АРХАНГЕЛЬСК. 4. (Роста). Получено сообщение, что вышедший в гидрографическую экспедицию под руководством профессора Матусевича пароход «Мурман» потерпел аварию в районе Белушьей губы Новой Земли. Отправлены суда на помощь «Мурману».

Советская Сибирь, 1926, № 181, 10 августа
 =Советская Сибирь, 1926, № 181 (1926-08-10) МУРМАН снялся с мели.jpg

«МУРМАН» ПРОДОЛЖАЕТ ПУТЬ.

АРХАНГЕЛЬСК, 7. (Роста). Пароход гидрографический экспедиции «Мурман» наскочивший на мель в районе Новой Земли, благополучно снялся с мели и вышел в дальнейший путь.


Власть труда 1926 № 227 (2032), 6 октября.
 Власть труда 1926 № 227(2032) (6 окт.) Эксп. Матусевича.jpg

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОВОЙ ЗЕМЛИ


АРХАНГЕЛЬСК, 4. Вернулся из Мурмана пароход северной гидрографической экспедиции, работавшей на Новой Земле. Произведены топографические съемки, а также промер берегов. Во главе экспедиции работал профессор Матусевич.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения