Ледоколы:общая информация

От ладьи и коча до атомохода.

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 10 Август 2020 20:32

 пароход-ледокол.jpg
Для борьбы с сильными заторами в устьях рек, а также для расчистки судового хода в портах при толстом слое льда применяются специальной конструкции пароходы-ледоколы.
Одни из них ломают лед ударом, а другие разбивают ледяной покров своею тяжестью, напирая на него сверху. В пароходах второй категории киль имеет подъем к носу. Двигателем служит винт, который должен быть настолько прочен, чтобы льдины не могли его поломать. При осадке менее 1,5 м. употребляются два винта. Такой ледокол имеет форштевень, защищенный железной накладкой, предохраняющей от порчи (вследствие ударов о лед) соединения обшивки с штевнем; поясные обшивки около ватерлинии с той же целью делаются толще (до 18 мм), чем остальные. Нос имеет острое образование; в средней части судно имеет некоторый развал бортов, предохраняющий от раздавливания льдом. Во время действия ледоколу придают сильный дифферент на корму, так что носовая часть киля высовывается из воды; ледокол, вследствие этого, не только режет лед, но и находит на встречающиеся льдины и раздавливает их своей тяжестью. Наибольшая толщина гладкого льда, который может быть проломлен ледоколом современного устройства, составляет 60 см., набивной лед может быть и толще; тающий и покрытый снегом колется труднее гладкого. Для быстрого перемещения центра тяжести судна, с целью сконцентрирования давления на ледяную массу, а также для уравновешения судна в неправильных его положениях, ледоколы шведского типа снабжаются как в кормовой, так и в носовой частях водонепроницаемыми резервуарами, служащими помещением для водяного балласта. Сильные насосы могут во всякое время переместить жидкий балласт из одной части в другую и тем помочь восстановить теряемое равновесие. Ледоколы применяются как на реках, так и в портах. В портах Швеции, по берегам Каттегата и Северного моря, а также между берегами Швеции и Дании пароходы-ледоколы прорубают теперь в зимнее время каналы, давая свободное сообщение между портами. У нас пароходы-ледоколы деятельно работают между Кронштадтом и Ораниенбаумом, в Рижском и Николаевском портах. Из ледоколов в Финском заливе известны: «Луна» и «Заря» Ораниенбаумского пароходного общества, служащие для сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом во время ледохода; пароходы купца Бритнева в Кронштадте, который первый (в 1863 г.) завел правильное сообщение посредством паровых ледоколов между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Из казенных пароходов употреблялись как ледорезы «Силач» и «Могучий» (морского вед.). В настоящее время (1895 г.), по заказу русск. правительства, на Нюландском механическом заводе в Христиании строится пароход-ледокол для Либавского порта, с машиной двойного расширения в 700 индикаторных сил. Длина его назначена в 135 фт., ширина 35 фт.; наибольшее углубление ахтерштевнем, при полном вооружении, с водой в котлах и холодильнике и 70 тоннами угля в ямах, не более 13 фт. Для водяного балласта предполагаются носовые и кормовые цистерны, общей вместимостью в 100 тонн, причем наполнением последних будет достигнута осадка ахтерштевнем в 16 фт. Скорость парохода при тихой погоде назначена в 10—10½ узлов.
См. Runeberg, «Steamers for winter navigation and ice breaking» (1894 г.; русский перевод Нюберга, 1895); Шеман, «О ледоколах» («Морской Сборник», 1894, № 12).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. XVII (1896): Култагой — Лед, с. 467—469
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 10 Август 2020 20:35

 1-2.jpg
 3=4.jpg


Энциклопедический словарь товарищества Бр. А. и И. Гранат и К°. Том 26. Железнов В.Я., Ковалевский М.М. и др. (ред)
Т. 26: Кровообращение — Лемуан. — М.: Изд. тов. А. Гранат и К°, 1914
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 10 Август 2020 20:49

Техническая энциклопедия. Том 11./ Мартенс Л. К. (гл. ред. ). - Акционерное общество "Советская энциклопедия" Москва 1930 с.878-890

 877-878.jpg
 879-880.jpg
 881-882.jpg
 883-884.jpg


 885-886.jpg
 887-888.jpg


 889-890.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 11 Август 2020 20:10

 1.jpg
Каштелян В.И., Рывлин А.Я., Фаддеев О.В., Ягодкин В.Я., "Ледоколы", «Судостроение», Ленинград 1972

В книге «Ледоколы» обобщен опыт,
накопленный при создании и проектировании
ледоколов, освещены способы расчета
их ледовых качеств,
особенности конструкции
и устройства и определены пути
дальнейшего совершенствования.
Дано описание всех построенных отечественных
и современных зарубежных ледоколов,
проанализированы условия их работы,
рассмотрены основные ледовые качества ледокола
(ледовая ходкость, ледовая прочность,
маневренность, условия заклинивания),
методы оценки этих качеств,
разработанные советскими специалистами;
отмечены особенности конструкции основных
механизмов и систем ледоколов;
приведены рекомендации по их проектированию.
Значительное место в книге
отведено особенностям выбора формы
корпуса, главных размерений, мощности
энергетической установки.
Приведены данные по конструкции
корпуса ледокола и зависимости для назначения
прочных размеров набора и обшивки.
Проанализированы условия работы гребной
электрической установки,
приведены схемы ГЭУ ледоколов,
находящихся в эксплуатации;
сформулированы требования,
предъявляемые к этим схемам.
Рассмотрены особенности конструкции
и расчета специальных ледокольных систем
(креновой и дифферентой, системы охлаждения
двигателей, гидросистем).
Представлены материалы по некоторым
общесудовым устройствам
(буксирному, рулевому и вертолетному).
В заключительном параграфе книги указаны
особенности системы управления ледоколом,
освещены перспективы и направление ее развития.
Табл. 28, илл. 150, библиогр. 44 назв.


Глава I книги посвящена краткому описанию отечественных
и иностранных ледоколов. В ней приведены данные справочного
характера практически по всем современным ледоколам, дана
классификация ледоколов, рассмотрены ледовые условия
плавания и особенности работы ледокола во льдах.
Главы II и III посвящены основным ледовым и мореходным
качествам. В этих главах изложены расчетные методы оценки
ледовой ходкости, ледовой прочности, маневренности и
заклинивания во льдах, а также ходкости на чистой воде,
остойчивости и др. Расчетные зависимости учитывают влияние основных
характеристик ледокола и параметров внешней среды на его
ледовые и мореходные качества. Приведенные методы являются
оригинальными и базируются на теоретических и
экспериментальных исследованиях в натурных условиях и в ледовом
бассейне. Некоторые из них публикуются впервые, например
методы оценки ледовой ходкости с учетом формы обводов корпуса,
маневренных качеств, анализ заклинивания и др.
В главе IV рассмотрены вопросы, связанные с определением
основных элементов ледокола и формы обводов его корпуса.
Авторы стремились научно обосновать выбор водоизмещения,
главных размерений, мощности и параметров, характеризующих
форму обводов корпуса проектируемого ледокола.
Содержащийся в главе V анализ архитектурных типов
ледоколов и их общего расположения иллюстрирован примерами,
взятыми из практики.
В главе VI описывается конструкция корпуса ледокола и
приведена методика расчета прочных размеров корпусных
конструкций.
Главы VII, VIII и IX посвящены энергетической установке,
основным системам и устройствам ледокола. При этом главное
внимание уделено особенностям их работы в ледовых условиях.
В этом аспекте освещены вопросы проектирования гребных
электрических установок, креновых, дифферентных и
гидромеханических систем, а также буксирного и рулевого устройств.


http://www.polarpost.ru/biblios.html#icebreackers
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 11 Август 2020 20:16

 Крушащие льды.jpg


Митрофанов А. Ф.Крушащие льды. Ледоколы России / А. Ф. Митрофанов —«ЛитРес: Самиздат», 2018

Большинство морей, прилегающих к берегам России, ее реки и озера,
значительную часть времени года скованы льдом. Чтобы обеспечить
устойчивое судоходство на этих акваториях потребовалось создать мощный
ледокольный флот. В книге описывается история его создания и развития,
участие российских ледоколов в Гражданской и Великой Отечественной
войнах, современное состояние и будущее ледокольного флота. Отдельные
главы посвящены "Ермаку", "Красину" и "Волынцу" ("Суур Тыллу") -
ледоколам, вписавшим яркие страницы не только в историю флота, но и всей
страны.

Содержание
Рождение ледокола… 6
Ледоколы в Первой мировой и Гражданской войнах… 9
Ледокольный флот в 1921-1941 годах …16
Советские ледоколы в Великой Отечественной войне …38
Ледокольный флот СССР и России после 1945 года …53
«Ермак» – родоначальник российского ледокольного флота…. 124
Ледокол «Красин» …133
Новая жизнь «Волынца» (“Suur Tõll”) …139
Использованная литература

Крушащие льды. Ледоколы России.pdf [11.14 МБ Скачиваний: 646]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 11 Август 2020 20:23

 2.jpg
 1.jpg


Белкин С. И. Сокрушающие лед.— М.: Знание, 1983.— 192 с— (Жизнь замечательных идей)

Научно-популярная книга о ледоколах. В ней рассказывается о том, где, когда и кем была предложена в реально воплощена идея специального судна, способного работать в арктических льдах, показан путь, который прошел в нашей стране ледокольный флот за несколько десятилетий со дня спуска на воду первого ледокола, построенного по проекту известного русского адмирала С. О. Макарова.
Книга предназначена для широкого круга читателей.



sokrush-led-1983.djvu [7.11 МБ Скачиваний: 223]
Последний раз редактировалось fisch1 11 Август 2020 20:26, всего редактировалось 1 раз.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 13 Август 2020 20:00

 1.jpg


Андриенко В.Г. Ледокольный флот России, 1860-е—1918 гг. / Ответственный редактор, доктор технических наук Л.Г. Цой. — Москва: Европейские издания, 2009. — 536 с., илл

В книге впервые воссоздается история возникновения российского ле-
докольного флота за указанный период. На основе архивных документов
приведены исторические и технические сведения о большей части бороз-
дивших отечественные воды с 1862 по 1917 г. ледокольных судов, а также
их чертежи, схемы и фотографии. В приложении дана «Хроника истории
судов ледового плавания в России». Для удобства поиска сведений имеет-
ся «Указатель судов».
Книга является научно-популярным изданием, адресованным морякам,
портовикам и судостроителям, а также всем тем, кто интересуется истори-
ей отечественного судостроения и флота.


PDF-файл(19.98 МБ) из распознанного FB2


fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 13 Август 2020 20:17

 1.png


Кузнецов Н.А. Забытые герои Арктики: люди и ледоколы: (сборник) Москва:Паулсен (Paulsen) ,2018

Издательство «Паулсен» представляет монографию о последнем крупном географическом открытии XX века. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана закончилась в разгар Первой мировой войны, так что обретение архипелага Северная Земля отметили тогда лишь специалисты. Участники же похода в большинстве своем либо погибли в Гражданскую, либо оказались в эмиграции.
Книга, которую вы держите в руках, включает воспоминания и отчеты об этом великом путешествии по Северному морскому пути с востока на запад. Часть представленных материалов публикуется впервые, некоторые увидели свет более 100 лет назад и с тех пор не переиздавались. Публикуемые в данном сборнике воспоминания и статьи значительно дополняют историю одной из выдающихся полярных экспедиций Российского флота и являются долгом памяти перед людьми, чьими общими усилиями осуществилось последнее крупное географическое открытие.

Последнее крупное географическое открытие XX века в свое время осталось почти незамеченным современниками: Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана закончилась в разгар Первой мировой войны, так что обретение Земли Императора Николая II (сейчас – архипелаг Северная Земля) отметили тогда лишь специалисты. Участники же похода в большинстве своем либо погибли в Гражданскую, либо, как начальник экспедиции в 1913–1915 гг. Б. А. Вилькицкий, оказались в эмиграции.
Книга, которую вы держите в руках, включает воспоминания и отчеты об этом великом путешествии по Северному морскому пути с востока на запад. Часть представленных материалов публикуется впервые, некоторые увидели свет более 100 лет назад и с тех пор не переиздавались. Авторы воспоминаний – врач Э. Е. Арнгольд, капитан 2-го ранга Н. А. Транзе и матрос А. И. Киреев.
Подробно рассказывается в сборнике и о судах экспедиции – ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», сыгравших важную роль в истории Российской Арктики. Кроме того, в книгу включено много дополнительных материалов, помогающих полнее представить картину Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.


Н. А. Кузнецов. Предисловие. «Наша экспедиция, это не советское дитя...»
Э. Е. Арнгольд. «По заветному пути». Воспоминания о полярных плаваниях и открытиях на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в экспедициях 1910-1915 гг
Н. А. Кузнецов. Эдуард Егорович Арнгольд
М. С. Боднарский. Предисловие к изданию 1929 г
Введение
ГЛАВА I. Возникновение Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ее работы в1910 и 1911гт
ГЛАВА II. Работы экспедиции в 1912 г
ГЛАВА III. Работы экспедиции в 1913 г., открытие новых земель и возвращение во Владивосток
ГЛАВА IV. Работы экспедиции в 1914 г. Плавание из Владивостока в город Ном на Аляске и оттуда к Земле Врангеля
ГЛАВА V. Продолжение работ экспедиции в 1914 г. Плавание от Земли Врангеля к Северной Земле и мысу Челюскин
ГЛАВА VI. Зимовка у мыса Челюскин в 1914-1915 гг.
ГЛАВА VII. Отбытие к острову Диксон и затем в Архангельск
Заключение
Н. А. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана
Н. А. Кузнецов. Николай Александрович фон Транзе
Н. А. фон Транзе. Плавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в1912г.
Н. А. фон Транзе. Кошмарные недели у мыса Челюскин
Н. А. фон Транзе. Во льдах Таймыра

А. И. Киреев. Воспоминания о службе на флоте и участии в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1914-1915 гг

Н. А. Кузнецов. Аркадий Иванович Киреев
От автора
ГЛАВА I. От Кронштадта до Владивостока
ГЛАВА II. Владивосток
ГЛАВА III. От Владивостока до островов Фирнлея в Северном Ледовитом океане(1914)
ГЛАВА IV. Зимовка 1914-1915 гг
ГЛАВА V. 1915 год
ГЛАВА VI. Пеший переход от места зимовки «Таймыра» и «Вайгача» у островов Фирнлея до Гольчихи на Енисее (1915)

Доклады участников экспедиции ГЭСЛО
Б. В. Давыдов. Плавание и работы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1911 г
Сообщение, сделанное капитаном 2-го ранга Б. А. Вилькицким в Морском собрании. Плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 г
Сообщение доктора Л. М. Старокадомского. Плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 г
Доклад капитана 2-го ранга П. А. Новопашенного, прочитанный в Морском собрании. Плавание Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 г

Репринты статей 1913-1915 гг
Б. А. Вилькицкий. Последнее плавание и открытия Экспедиции Ледовитого океана
П. Вельский. Русская экспедиция в Северном Ледовитом океане
Полярное плавание экспедиции флигель-адъютанта Б. А. Вилькицкого
Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач»
А. И. Дубравин. Особенности конструкции ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»
А. И. Дубравин. Общее расположение, оборудование и судовые устройства судов «Таймыр» и «Вайгач» и опыт их эксплуатации в экспедиции 1910-1915 гг.
Н. А. Кузнецов. Гибель ледокольного транспорта «Вайгач»
Н. А. Кузнецов. Ледокольный пароход «Таймыр». Краткая хроника (1915-1953)
Н. А. Кузнецов. Послесловие. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910-1915 гг. и судьба результатов ее работы

Приложения
Из писем участников и современников ГЭСЛО
Дм. Д. Бадюков, А. А. Першин. Перезахоронение участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на полуострове Таймыр в 1996 г. отрядом МАКЭ
Н. А. Кузнецов. К вопросу о питании на зимовке 1914-1915 гг
Л. М. Старокадомский. Краткий очерк плавания и зимовки в Северном Ледовитом океане в 1914-1915 гг. транспорта «Таймыр» в санитарном отношении
Э. Е. Арнгольд. Краткий обзор плавания и зимовки в Северном Ледовитом океане транспорта «Вайгач» в 1914-1915 гг
А. М. Лавров. Склад провизии на мысе Могильном в заливе Толля
Н. И. Евгенов, В. Н. Купецкий. Поощрения и награды личному составу экспедиции
Н. А. Кузнецов. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана.
Краткая хроника событий (1909-1915)
Н. А. Кузнецов. Офицеры Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1909-1915)


Kuznetsov_N_A_Zabytye_geroi_Arktiki_Lyudi_i_ledokoly .pdf [12.47 МБ Скачиваний: 619]


Kuznecov_Zabytye_geroi_Arktiki._Ludi_i_ledokoly_ltr.fb2.zip [2.16 МБ Скачиваний: 202]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 13 Август 2020 20:52

 1.jpg

Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от "Ермака" до "50 лет Победы" / Никита Кузнецов; [ред. Г. Медникова]. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] c.
















«Ермак» — «дедушка» ледокольного флота . . . . . . . . . . . . . . . 5
Легендарный «Красин» …………………………………………………………11
Ледоколы типа «Иосиф Сталин» —труженики и воины. . . . . .. 16
«Ленин» — первый атомный ледокол. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
«Арктика» — покоритель Северного полюса. . . . . . . . . . . . 27
Перспективы развития ледокольного флота. . . . . . . . . . . . . 31


fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 13 Август 2020 20:55

Литература по истории советского и российского ледокольного флота

Андриенко, В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. / В. Г. Андриенко; отв. ред. д-р. техн. н., проф. Л. Г. Цой. - Москва : [Европейские издания, 2009]. - 531 с.
Аннотация: В книге воссоздается история возникновения российского ледокольного флота за указанный период. На основе архивных документов приведены исторические и технические сведения о большей части бороздивших отечественные воды с 1862 г. по 1917 г. ледокольных судов, а также их <чертежи>, <схемы> и <фотографии>.

Бережной, С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза : справочник / С. С. Бережной. - Санкт-Петербург : Велень, 1994. - 399 c.

Блинов, В. М. Атомные ледоколы : очерки истории и современности : [в 2 книгах]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. - Кн. 2: [Споры со временем и пространством]. - 2014. - 255, [1][8] л. цв. ил. C

Блинов, В. М. Атомные ледоколы: очерки истории и современности : [в 2 книгах]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2014. - Кн. 1: [Стрелка компаса показывает на север]. - 2014. - 270, [1][12] л. цв. ил. c.

Блинов, В. М. Ледокол Ленин: первый атомный / Владимир Блинов. - Москва : Европейские издания, 2009. - 287 c.
Аннотация: В книге, посвященной созданию и эксплуатации атомного ледокола "Ленин", впервые полно и всесторонне рассказывается об уникальном опыте применения на морском транспорте атомной энергии. Результатом деятельности отечественной науки, промышленности и морского транспорта стало создание единственного в мире атомного ледокольного флота, принадлежащего России. Это рассказ о том, как научно-технический прорыв в новой области применения атомной энергетики привел к прорыву в ледовом мореплавании, которое стало возможным в Российской Арктике круглый год. В книге показано, насколько непростыми были пройденные атомоходами за полвека работы флота ледовые мили, как в сотрудничестве ученых, производственников и моряков рождались смелые технические решения, благодаря которым атомоход "Ленин" успешно отработал в Арктике 30 лет, перекрыв проектные нормативы своей эксплуатации. Рассказано о том, какое развитие получил опыт, накопленный на первом атомном ледоколе, при строительстве и эксплуатации атомоходов последующих поколений. На страницах повествования эмоционально отражена атмосфера поиска, напряженной работы моряков атомного флота, раскрывающая представление о романтике морской профессии, прослежены судьбы ее выдающихся представителей.

Дальневосточное морское пароходство, 1880 – 1980 : [очерки] / М. С. Бабиевский, В. П. Бянкин, С. А. Иванов и др.; авт. вступ. ст.: Ю. И. Островский ; редкол.: Ю. И. Островский (гл. ред.) и др.]. - Владивосток : Дальневосточное книжное изд-во, 1980. - 585, [3] с., [16] л. ил. c.

Данишевский, И. И. К вопросу об оборудовании ледоколом Архангельского порта / И. И. Данишевский. - Архангельск : [б. и.], 1911. - 14 c.

Деятельность вице-адмирала С. О. Макарова в судостроении: [очерки] / [науч. ред. д-р воен.-мор. наук, проф. Владимир Семенович Шломин]; под общ. ред. А. И. Дубравина. - Ленинград : Судостроение, 1977. - 252, [3] c.
Аннотация: Сделан обзор работ Макарова С.О. по проблемам непотопляемости, развития кораблей класса миноносцев, ледовой защиты кораблей, главных и вспомогательных механизмов и устройств, подводных судов, показано участие в создании полярного ледокола "Ермак", в исследовании морей и океанов.

Евгенов, Н. И. Научные результаты полярной экспедиции на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910-1915 годах / Н. И. Евгенов, В. Н. Купецкий; Отв. ред. А. Ф. Трешников; АН ССВСР, Геогр. о-во СССР. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 184 c.

Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от "Ермака" до "50 лет Победы" / Никита Кузнецов; [ред. Г. Медникова]. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] c.

Ледоколы. - Ленинград : Судостроение, 1972. - 286 c.

Макаров, С. О. "Ермак" во льдах / Степан Осипович Макаров. - Москва : Эксмо, 2011. - 474, [1] с., [12] л. цв. ил., портр.

Макаров, С. О. Ледокол "Ермак": [сборник] / С. Макаров, Н. Кузнецов, С. Долгова; [сост., авт. предисл. Н. А. Кузнецов ; под общ. науч. ред. П. В. Боярского]. - [Москва] : Паулсен, 2010. - 633, [22] с. c. + 1 л. : ил., черт.

Морские ледоколы и буксирные суда: Справочник. - Ленинград : Транспорт. [Ленинградское отделение], 1969. - 142 c.

Пузырев, В. П. Морские суда: труженики и герои: краткий справочник / В. П. Пузырев. - Москва : Изд-во "Росархива", 2012. - 126 c.
Аннотация: В справочнике помещены краткие данные о судах морского торгового флота Императорской России и Советского Союза, оставивших определенный след в истории морского судоходства, в исследовании морей и океанов, в судостроении и обороне нашей страны.

Пузырев, В. П. Флот в годы Второй Мировой войны: статьи, доклады, очерки / В. П. Пузырёв. - Москва : Росархив, 2015. - 330 c.
Аннотация: Публикуются статьи, рассказывающие о событиях на море в период второй мировой войны. Они посвящены действиям советских и иностранных флотов на Севере и при доставке грузов ленд-лиза по другим маршрутам.

С. О. Макаров и завоевание Арктики. "Ермак" во льдах: материалы и документы о С. О. Макарове и ледоколе "Ермак"/ [сост. Д. А. Левоневский; отв. ред. проф. В. Ю. Визе]. - Ленинград ; Москва : Издательство Главсевморпути, 1943. - 330, [1][1] вкл. л. портр.

Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селиверстов. - Мурманск : Книжное изд-во, 2008 (Санкт-Петербург : Тип. Правда 1906) . – 413

Эдлинский, С. Ф. 40 лет советской Северной ледокольной флотилии : (ист. очерк) / С. Ф. Эдлинский. - Архангельск : Кн. изд-во, 1958.


https://vss.aonb.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 14 Август 2020 20:29

Мирошниченко Л. Заполярье на Фонтанке //Юный техник 1967 № 9 с.28-29

 28.jpg
 29.jpg


Прежде чем новый ледокол начнет крушить и расталкивать льдины... нет, его модель не испытывали в маленьком Ледовитом океане. Ледокол спускали на воду, и свое первое крещение он получал среди настоящих льдин и торосов. И бывало, в первый день плавания в арктических льдах — уже пробоина.
Между тем модели ледоколов надо проверять куда строже, чем обычные корабли: плыть во льдах и по теплому морю не одно и то же.
Самолеты проверяли, используя законы аэродинамики, корабли — с помощью гидромеханики. А ледоколы?
В доме, окруженном столетними липами, блестит на солнце окованная железом дверь. За ней кончается ленинградское лето.
За следующей дверью — «Ледовитый океан», длинный узкий бассейн, покрытый льдом. Именно отсюда, из ледяной ванны, теперь начинают плаванье все ледоколы нашей страны. Исследователи прорезают во льду майну и ставят на чистую воду модель ледокола.
Сигнал «Старт!». Запел электромотор, и модель двинулась вперед, подламывая лед и разгоняя в стороны его обломки, как самый заправский ледокол.
Бассейн на Фонтанке уникальный, подобного нет нигде в мире. Его построили после того, как советские ученые академик Ю. А. Ши-манский и профессор Л. М. Ногид разработали теорию моделирования для движения судна во льдах.
Вот лед — на вид ничего особенного. Но его прочность много меньше обычного — настолько, насколько испытуемая модель меньше будущего ледокола. Она, как правило, достигает в длину полу-тора-двух метров — в 30—60 раз короче настоящего корабля.
Толщина льда в бассейне подобрана по законам теории моделирования. Намораживание идет по строгому регламенту. Сотрудники непрерывно замеряют толстеющий покров. Дошло до нормы, лед готов.
В зависимости от масштаба модели готовят моделированный лед нужной крепости. Но в любом случае коэффициент трения должен быть такой же, как у натуральных торосов Ледовитого океана.
Климат севера на Фонтанке создают аммиачной холодильной установкой. Ее насосы прогоняют охлажденный рассол из хлористого кальция по трубам и батареям, которые густо навешены на стенах и потолке. Из помещения каждый час отсасывается 140 тыс. килокалорий тепла (столько дают при сгорании 12 л бензина).
Ледоколы маленького Ледовитого океана плавают без собственного мотора. Их движет специальная упряжка — бесконечный трос, проходящий через два колеса, которые стоят на противоположных берегах бассейна. На валу одного колеса есть еще и второй трос. К нему прикрепляется груз — своеобразный двигатель модели. Он «работает» всегда с постоянным усилием, не зависящим ни от скорости модели, ни от сопротивления: тяга постоянно равна весу
груза, а по существу — силе тяги винтов.
Миниатюрное судно идет за тросом свободно: покачивается, дает крен, дифферент — все, как в настоящем плавании. За движениями модели следят приборы с самописцами, кинокамера, спрятанная на дне «океана», там же стоит телевизионная установка, передающая изображение на поверхность, на большие экраны. Можно заглянуть под воду и с помощью перископа.
Модель совершила первый рейс. За ней остался битый лед. Его выловили сачками, растопили и воду вернули в бассейн. Поэтому соленость воды и прочность льда не меняются. Снова идет в путь ледоколик, и снова склоняются к приборам ученые. И так много раз подряд.

Плавание кончилось. Испытатели покидают свой «океан» и уходят в обычные кабинеты. Все сведения, собранные во время многочисленных проб, нужно пересчитать, имея в виду «взрослый» ледокол. Так был спроектирован и атомоход «Ленин», и самый современный из неатомных ледоколов — «Москва». Сейчас все ледоколы — океанские и портовые — проверяются подобным образом.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 16 Август 2020 20:45

 1.jpg
 2.jpg


Баринов А.Н., Козлова Е.А. Люди и ледоколы / А.Н. Баринов, Е.А. Козлова. — М. : Радугапринт,2019. — 416 с.
viewtopic.php?f=10&p=77249&sid=df13a5b6faf4df01581f21d826ba9157#p77249
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 16 Август 2020 20:50

РОССИЙСКИЕ ЛЕДОКОЛЬНЫЕ СУДА //Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова
Часть II
Подборка составлена по материалам журнала «Судостроение».
Использованы фотографии с сайтов forum.flot.su, potoship.co.uk и rosimperflit.ru.
Содержание
Ледокольные транспорты ТАЙМЫР и ВАЙГАЧЪ
Ледорез ФЁДОР ЛИТКЕ (EARL GREY, КАНАДА, III ИНТЕРНАЦИНАЛ)
Ледокольный пароход АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ (BELLAVENTURE)
Ледокольный пароход ГЕОРГИЙ СЕДОВ (BEOTHIC)
Ледокольный пароход МАЛЫГИН (BRUCE II)
Ледокольный пароход САДКО (LINTROSE)
Ледокольный пароход АНАДЫРЬ
Ледокольный пароход СЕМЁН ДЕЖНЁВ

ledokolnye_suda 2.pdf [6.25 МБ Скачиваний: 265]
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 19 Август 2020 11:51

 01.jpg

Музалевские М.В. и П.М., "Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы". Том 2. М.: РИЦ "Кавалеръ", 2010. 102 с., илл.

viewtopic.php?f=39&t=1339&start=1275
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Ледоколы:общая информация

Сообщение fisch1 » 20 Август 2020 21:18

 1.jpg

Гордость Страны Советов: ледокольные пароходы Севера 1915-1964 (Часть 1)
(Морская коллекция журнала "Моделист-Конструктор", 2018-11 (230))
ЗАО "Редакция журнала "Моделист-конструктор"
 2.jpg


viewtopic.php?f=9&t=8078
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения