"Колыма", пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Колыма", пароход

Сообщение Капасёв » 02 Июль 2015 06:44

 2.jpg
 03.jpg


fisch1 пишет:Рядом с могилой Гречухина должны быть ещё три захоронения.


Дружба с чукчами неожиданно подверглась суровейшему испытанию.
Как-то в начале 1929 года, на рассвете, когда уходит полярная ночь и наступает темно-серый день, кочегар Петр Рязанов, проснувшись раньше всех, в одном белье выскочил из носового кубрика на палубу.
Взглянув за борт, он увидел, что в наваленной под бортом горе консервных банок и очисток, выбрасываемых поваром через иллюминатор из камбуза, копошится какой то крупный зверь.
Вообразив, что это росомахи (о них часто говорили в кубрике, но никто никогда не видел), он бросился в кубрик, и, не имея своего оружия, схватил висевший над койкой повара Титаренко винчестер (повара уже готовили завтрак)...
Раздался выстрел, а затем душераздирающий человеческий крик. Подняли всех...

http://flot.com/blog/historyofNVMU/vank ... hp?print=Y
Плотник Моргушко готовил гроб, который по приезде родственников Эттургена был готов. Однако чукчи не захотели хоронить покойника в гробу. Они привезли с собой оленьи нарты, представлявшие собой произведение искусства.
Легкие, из тонких жердочек, стремительного рисунка, без единого гвоздя, болта или шурупа, скрепленные ремнями, они предназначалась для Эттургена, для его отъезда к праотцам.
На этих нартах чукчи предполагали увезти его в сопки и оставить там без какого-либо погребения, как они делали всегда.
Это встретило сопротивление у нас. Мы готовили ему на острове настоящую могилу, отогревая землю кострами, — там же, где был похоронен Гречухин.
И здесь помог Рутель.
Похороны состоялись следующим порядком. Тело Эттургена было одето в новый комбинезон, уложено на доставленные его семьей нарты и крепко принайтовано ременными концами.
В таком состоянии в могилу на нартах было положено старое и очевидно уже не годное ружье, нож, трубка, кисет с табаком, со спичками, и кусок оленины. Нож, почему-то тут же, у могилы, был предварительно сломан. Затем тело Эттургена накрыли куском парусины.
Опускали в могилу нарты с Эттургеном наши матросы.
Могилу засыпали мерзлой землей, сделали холм и вкопали знак, состоящий из дымогарной трубы, приклепанной к ней пятиконечной звездой из латуни с отлитым из баббита серпом и молотом и латунной же табличкой, на которой было написано: «Здесь похоронен чукча Эттурген, умерший от ран», с датой захоронения. Похороны завершились тремя залпами салюта из не менее чем пятнадцати ружей. На похоронах присутствовали несколько чукчей-мужчин и жена Эттургена. Мать его на похороны не приезжала. Текст таблички никому из нас не нравился, но написать именно так приказал капитан.
В 1934 году, проходя мимо острова на ледорезер «Федор Литке» , я с кочегаром Садыковым выехал на остров Шелаурова и прикрепил на шурупах к знаку на могиле Эттургена заранее приготовленную мною табличку:
«Справка. Чукча Эттурген убит случайным выстрелом кочегара п/х «Колыма» Петром Рязановым.»

…опять не обошлось без похорон.
вдруг без всяких жалоб и видимых переживаний в одну из полярный ночей застрелился машинист Ф. Он был похоронен на острове — там же, где лежит Гречухин, Эттурген и матрос п/х «Ставрополь», умерший еще на зимовке в 1924 году.

http://flot.com/blog/history.php?logout ... AGEN_1=348

Сейчас сохранилось всего три, есть могилы Эттургена и Небера
Четвёртое захоронение, "машиниста Ф." мне обнаружить не удалось. Вероятно оно было разрыто медведем.
Аватара пользователя
Капасёв
 
Сообщения: 293
Зарегистрирован: 29 Январь 2014 14:01

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Август 2015 19:57

Про шхуну "Чукотка" темы нет. Пусть тут живет.
P.S.Топерь есть тема.

Советская Сибирь, 1931, № 218, 9 августа.

 Советская Сибирь, 1931, № 218 (1931-08-09) авария шхуны ЧУКОТКА.jpg
АВАРИЯ ШХУНЫ "ЧУКОТКА"

ХАБАРОВСК. 7. (Роста). С шхуны «Чукотка», терпящей бедствие в Ледовитом океане, получена следующая радиограмма: «Борьба со стихией оказалась невозможной. Шесть суток в нечеловеческих условиях, чтобы спасти судно и груз, вконец измотали физические силы экипажа. Единственное средство спасения судна — вывести его буксиром на чистую воду. Однако, пароход «Колыма» при попытке подойти к шхуне, получил большие повреждения. Дальнейшее продвижение «Колымы» крайне опасно. В связи с этим принято решение покинуть судно и перевести весь экипаж шхуны на пароход «Колыму».
Последний раз редактировалось ББК-10 30 Май 2017 14:09, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Август 2015 19:59

Советская Сибирь, 1931, № 245, 5 сентября.

 Советская Сибирь, 1931, № 245 (1931-09-05) Колыма Ительмен л-т Шмидт.jpg
«КОЛЫМА» И «ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ» В ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ

ХАБАРОВСК. 3. (Тасс). — Чрезвычайно тревожные сообщения поступают с севера от находящихся там пароходов «Колыма» и «Лейтенант Шмидт». По последнему сообщению «Колыма» села на мель и ожидает помощи от «Шмидта». Дальнейшему продвижению судов мешают льды. Местные организации Якутии обратились к командам обоих судов с призывом во что бы то ни стало выполнить задание и доставить снабженческие грузы к устью Колымы. В противном случае на побережье создается чрезвычайно тяжелое положение, т. к. население будет лишено товаров и продовольствия.
Пароход «Ительмен» принял на борт добравшуюся с большим трудом в Уэлен команду погибшей шхуны «Чукотка».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Август 2015 20:01

Советская Сибирь, 1931, № 249, 9 сентября.

 Советская Сибирь, 1931, № 249 (1931-09-09) Колыма и л-т Шмидт подходят к устью Колым.jpg
"КОЛЫМА" И "ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ" - ПОДХОДЯТ К УСТЬЮ КОЛЫМЫ

ВЛАДИВОСТОК, 7. (Роста). Полярные пароходы "Колыма" и "Лейтенант Шмидт" достигли цели: оба судна находятся в районе Колымского края.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 18 Август 2015 20:03

Советская Сибирь, 1931, № 255, 15 сентября

 Советская Сибирь, 1931, № 255 (1931-09-15) в Нижнеколымске.jpg
"Колыма" и "Лейтенант Шмидт" в Нижнеколымске

ВЛАДИВОСТОК, 13. (Роста) Полярные пароходы "Колыма" и "Лейтенант Шмидт", прорвавшись сквозь лады, благополучно прибыли и производят выгрузку в Нижнеколымске. Разгрузочные работы идут быстрыми темпами с целыо избежать зимовки в виду близкого конце навигационного периода в полярных морях. Выход обоих судов в обратный рейс ожидается в ближайшие дни.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 25 Август 2016 16:03

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1931, с.215.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1931, с.215 Колыма.jpg
ЗИМОВКА ПАРОХОДА „КОЛЫМА". По полученным сведениям, п/х „Колыма" был вынужден, в виду невозможности пробиться через лед, на обратном пути во Владивосток встать на зимовку в 12 милях западнее м. Шалаурова. Пароход стоит в 1/4 мили от берега. Команда и пассажиры здоровы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 09 Февраль 2020 19:39

"Персональных" тем по колымским рейсам "Колымы" нет, поэтому здесь поместим.
Рейс 1928-1929 гг.
Советская Сибирь, 1929, № 061, 16 марта

 Советская Сибирь, 1929, № 061 (1929-03-16) Колыма гибнет.jpg
ПАРОХОД "КОЛЫМА" ГИБНЕТ
Радиолюбители Сибири! Ловите сигналы с «Колымы"!

В Новосибирске получены следующее подробности о положении парохода «Колыма», зимующего во льдах между островом Врангеля и Чукотским побережьем.
Пароход находился во льдах у берегов Чукотского полуострова будучи прикреплен тросами к берегу. Под влиянием сильных ветров «Колыма» вместе с окружающими ее льдами оторвана от берега и ее несет в море. По словам, начальника Карской экспедиции, зимовка в районе Чукотского побережья производилась уже три раза. До сих пор зимовка проходила благополучно.
Район восточно-сибирского моря характерен свирепствующими там сильными ветрами, которые в данном случае и оторвали от берега «Колыму». «Колыма» достаточно снабжена, примерно, на год продовольствием и одеждой. Опасность в другом: «Колыма» не приспособлена к дрейфам во льдах, поэтому во время движения льдов может быть разбита ими.
К началу навигации предполагается отправить на выручку «Колыме» специально приспособленное для плавания в полярных льдах судно. Не исключается возможность посылки для розысков «Колымы» самолетов. Некоторый недостаток с начала навигации «Колыма» будет испытывать в топливе.
Руководитель полярной комиссии Академии Наук проф. Виттенбург считает положение «Колымы» весьма серьезным. Сейчас радиостанция ничего не сообщает о положении «Колыма». Это указывает, что корабль унесен уже далеко в море. Принимаются меры к установлению радио-связи с пароходом «Колыма» через радиостанцию и радиолюбителей Сибири и Дальнего Востока (подробности о радиостанции на пар. «Колыма» будут даны в одном из ближайших номеров «Сов. Сибири»).

***
Вчера вечером коротко-волновики Новосибирска получили задание от президиума СибСКВ срочно связаться со всеми коротковолновыми станциями на Севере, узнать позывные парохода «Колыма», узнать о судьбе парохода — и «ловить» сигналы с «Колымы».
Вчера же коротковолновая радиостанции СибСКВ (во Дворце Труда) установила регулярные дежурства для ловли сигналов «Колымы».


Советская Сибирь, 1929, № 062, 17 марта

 Советская Сибирь, 1929, № 062 (1929-03-17) пх КОЛЫМА.jpg
СУДЬБА ПАРОХОДА "КОЛЫМА"


В беседе с нашим сотрудником т. т. Воеводин и Смирнов (работники Комсеверопути, знатоки полярного севера Азии) сообщили, что положение парохода «Колыма» весьма серьезно. Это старый морской пароход, не приспособленный к ледовому плаванию. Возможно, что ему угрожает повторение судьбы Ф. Нансена, который дрейфовал на специальном судне «Фрам» с 1894 года по 1897 год. В течение двух с половиной лет «Фрам» относился льдом от Новосибирских островов на запад и вышел у Шпицбергена.
* * *
Но «Колыма» такого рейса не вынесет.
За прошедшие сутки радио-любители коротковолновики не смогли добиться радио-связи с погибающим пароходом «Колыма».
*
Любитель «тов. Котельников принял запрос Москвы — нет-ли каких-либо сведений о «Колыме»
*
Другой любитель тов. Маликов сообщает, по сведениям из Владивостока, подробности о радио-станции на «Колыме»: Ее позывные XASRB 42
Длина волны от 38 до 42 метров. Мощность 15 ватт.
Радио-оператор на «Колыме» — малоопытный радио-любитель. С «Колымы» несколько месяцев назад явился в Средне-Колымск посыльный на нартах и сообщил, что «Колыма» принимает сообщения Владивостока радио-станции, но ее передачу Владивосток принять не смог. Это было до шторма, который унес «Колыму» со льдом в море.
*
Сибсекция коротких волн общества друзей радио предлагает всем коротковолновикам ловить позывные «Колымы». Кроме этого, надо добиться двух сторожей связи с коротковолновыми станциями RB71, RB 72, RB, 73 и RB74 на Чукотском полуострове и узнать у них подробности о «Колыме».
Эти 4 передатчика работают ежедневно по московскому времени от 4 до 5 часов на волне в 23 метра, от 16 часов до 17 часов — на 69 метров, от 17 до 19 часов — на волне в 41 метр.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 20 Май 2020 20:27

Советская Сибирь, 1930, № 187, 16 августа

 Советская Сибирь, 1930, № 187 (1930-08-16) Авария пх КОЛЫМА.jpg
Пароход "Колыма", совершающий полярный рейс в районе острова Айон, потерпел аварию, получив пробоины в первом трюме. Заделав пробоины, "Колыма" продолжает путь в Колымск среди тяжелых льдов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Колыма", пароход

Сообщение ББК-10 » 12 Июль 2020 21:20

1925 г.
Советская Сибирь, 1925, № 211, 16 сентября

 Советская Сибирь, 1925, № 211 (1925-09-16) из Тихого в СЛО остров Врангеля.jpg
Из Тихого океана — в Сев.Ледовитый.
(От нашего хабаровского корреспонд.).

Вопрос о снабжении отдаленного Колымского края морем через устье реки Колымы, впадающей в Северный Ледовитый океан, поднят был еще в дореволюционное время. С 1911 по 1925 год к устью Колымы из Владивостока было совершено девять рейсов: два рейса парохода «Колыма» и семь рейсов «Ставрополя». Целью этих рейсов было завести товаропродукты до устья Колымы и даже вверх по Колыме до Средне-Колымска с тем, чтобы оттуда эти товары могли быть уже сухопутным путем распределены во всему северу Якутской области. Такой завоз товаропродуктов в Якутию коммерчески выгоднее снабжения из Иркутска, перевозка морем стоит гораздо дешевле и, следовательно, устраняет необходимость колоссальных наценок, неизбежных при перевозках грузов по тысячеверстной якутской тайге.
***
Но... здесь есть очень существенное «но». Дело в том, что колымские рейсы сопряжены с громаднейшими трудностями и опасностями по малоисследованному Северному океану, с его полярными льдами, грозящими расплющить пароход или сковать его на целую зиму. Предыдущие рейсы, несмотря на опытность капитанов «Колымы» и «Ставрополя», неоднократно побывавших в северные водах, не всегда кончались благополучно.
Вот в нынешнем году «Колыма» опять отправилась из Владивостока в дальний рейс до Средне-Колымска, имея на борту 30.000 пудов груза для населения Колымского края — в адрес Якутгосторга. Как и в прошлые годы, приходится гадать: дойдет «Колыма» или не дойдет, довезет груз или нет?
Не мудрено поэтому, что и колымский рейс попал в поле зрения высшего хозяйственного органа нашей республики — Госплана.
По предложению Госплана, вопрос о целесообразной организации колымских рейсов был несколько месяцев тому назад рассмотрен Приморским (во Владивостоке) губпланом.
По мнению губплана, вопрос о смешанном снабжении Якутии, т.-е. о снабжении по морю и суше,— в роде завоза товаров сначала в Аян или другой какой порт на Охотском море, а затем отсюда сушей вглубь многоверстной тайги, — должен быть отвергнут, так как и при такой комбинированной доставке товаров они будут стоить не дешево.
Примгубплан предложил два следующих решения. Первое заключается в постройке специального парохода с двигателем внутреннего сгорания и с осадкой не более 15 фут., но в то же время достаточно вместительного (50 тыс. пудов полезного груза). Этот пароход должен быть сконструировав по типу ледорезов, а также иметь прочный корпус, могущий выдержать напор северных льдов. Этот ледорез увеличит шансы бесперебойного снабжения Колымы из Владивостока. Но и в этом случае нет гарантии, что пароход этот не зазимует в Ледовитом океане. Дело в том, что условия плавания там еще мало изучены, наблюдений за движением полярных льдов еще нет. Иногда льды, гонимые северным или западным ветром, подходят к самому берегу и, наоборот, при южном или восточном ветре между берегом и краем льдов получается широкая чистая полоса, удобная для движения судов. В этом последнем случае рейсы бывают удачными.
Второй проект губплана состоит из двух частей: 1) пароходы Доброфлота (теперь Совторгфлота) завозят товары в Анадырь или на мыс Дежнева, там устраиваются склады и пристани; рейсы эти практикуются уже много лет и трудностей не представляют; доставка груза в эти места будет стоить не дороже 40 коп. с пуда и 2) организуется особый полярный флот с постоянным местом зимовки в каком-либо пункте Северного побережья, (Нижне-Колымск, бухта Провидения и др.). Этот флот (не менее 4-х единиц) должен быть сконструировал подобно полярным шхунам американцев, т.-е. небольшие парусно-моторные шхуны с деревянным корпусом, с водоизмещением не более 600 тонн. Практика американцев, отлично плавающих в наших северных водах на таких шхунах, не боящихся отмелей и поднимающихся далеко вверх по сибирским рекам, вполне подтверждает целесообразность и выгодность такого полярного флота. Эти шхуны будут снабжать прибрежное население северных бухт и рек, (что устраняет значительную часть гужевого пути) и одновременно могут собирать пушнину и служить охранными судами СССР в водах Ледовитого океана.
Китобойный промысел, научное изучение Северного океана, и проч. — всем этим сможет заниматься этот полярный флот, так как времени свободного у него будет достаточно: ему не нужно будет торопиться к выходу в Тихий океан. С экипажем из местных, привыкших к суровому климату, жителей (конечно, их будет не больше половины на каждой шхуне), имея возможность зимовать почти в любом пункте побережья эти шхуны дадут полную гарантию доставке товаров по назначению.
***
Пока ни один из указанных проектов не претворен в жизнь. Но если судить по тому, что Якутгосторг недавно приобрел в Японии специальную небольшую шхуну «Красный Якут», приблизительно такого типа как описывалось только что, — последний проект снабжения Колымского края и Якутской республики одержит верх.
Двухмачтовая моторно-парусная шхуна «Красный Якут», - специально приспособленное для полярного плавания судно, длиною 90 фут., водоизмещением 500 тонн, снабжено 50 сильным керосиновым двигателем, деревянная подводная часть обита красною медью, имеет динамо-машину и радио-телеграфную станцию.
Шхуна приобретена Якутреспубликой для совершения рейсов в Северном Ледовитом океане для обслуживания побережья как Ледовитого океана, между Дежневым проливом и р. Леною, так и рек, впадающих в океан. Шхуна будет развозить по побережью товары и продукты, которые на пароходах доставляются из Владивостока, производить сбор и скупку пушнины по побережью океана и нести административную службу в наших северных водах.
По своей конструкции «Красный Якут» соответствует американским шхунам, плавающим в наших северных владениях, которые удачно лавируя между, льдамм, избегают аварий и во время успевают выполнять все торговые операции по скупке пушнины.
***
Постоянный полярный флот должен содействовать, помимо развитию китового и звериного промысла, также изучению Чукотского полуострова и острова Врангеля, где, по последним данным, обнаружено золото. Полярный флот, безусловно, необходим для того, чтобы эксплоатация этих богатств могла осуществиться.
Наконец, полярный флот приблизит осуществление сплошного Северного пути из Европы в Азию и Америку, пути имеющего несомненно большое будущее.
Стоит ли говорить о том, что Сибирь, как никто другой, заинтересована в создании этого пути?

Хабаровск.
А. Леонов
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения