Страница 1 из 1

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2019 14:29
ББК-10
© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
— М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.
 3cbd4376d866.jpg
 МИКОЯН алиб.jpg

«МИКОЯН»
груз. п/х, 2332 брт, ДГМП. Капитан — И. В. Трескин.
Дата и место гибели — 03.10.42, 14 ч 52 мин, Бенгальский зал., у сев.-вост. берегов Индии, 19°09' с.ш., 85°25' в.д.

С августа 1941 г. занимался перевозкой грузов из английских колоний в порты Персидского зал. Во время следования из Калькутты в порт Карачи с
грузом мешковины был торпедирован японской ПЛ «I-162». Судно начало погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде
капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до порта Гопалпур, затем, проехав через Индию, Иран и Ирак, по Каспийскому
морю, моряки п/х «Микоян» прибыли в Красноводск. Погибших не было.

ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 753, л. 168-170; ДВМП [9]. с. 202; Руднев Г А. [30], с. 248-250; [31], с. 32-33; Rohwer J. [43], S. 263.

Фотографии из сети

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2019 16:17
ББК-10
В 1932-1933 гг. пароход "Микоян" (капитан Стехов В. М.) участвовал в особой Северо-восточной полярой экспедиции Наркомвода (дважды зазимовал).
Известный полярный радист Вадим Борисович ВОСТРЯКОВ был в этой экспедиции начальником радиочасти. Ниже статья В.Б. Вострякова о "тропическом" рейсе п/х "Микоян" 1930 года.



Радиофронт, 1930, №35-36, с.196-198

ТРОПИЧЕСКИЙ РЕЙС RARO
В. Б. Востряков (X EU 2AС)
 Радиофронт1930_№35-36 - 0001.jpg

Как известно, пароход «Микоян» в конце марта 1930 г. вышел в тропический рейс в Аравию и Персидский залив.
Наличие коротковолновой станции на «Микояне» позволяло провести очень интересный опыт связи о СССР в течение всего рейса. Эта связь имела очень большое практическое значение, так как радиостанции в этой части Азии, кроме нескольких частных английских, не принимающих к тому же наших телеграмм, нет — есть только индоевроиейский телеграфный кабель, сильно загруженный и очень дорогой по тарифу.
Между тем, наши торговые представительства и консульства в Аравии и Персии постоянно нуждаются в непосредственной связи о СССР. Воспользоваться же судовым длинноволновым передатчиком для связи, например, с Черным морем, ввиду маломощности длинноволновой станции на «Микояне» и на большинстве других наших судов, не представляется возможным.
Ныне первая часть рейса и месячная стоянка парохода в Персии и Ираке окончены, и можно подвести итоги рейса.
Можно сказать без преувеличения, что короткие волны блестяще выполнили свою задачу: в течение всего рейса была обеспечена ежедневная бесперебойная связь с СССР, несмотря на значительное расстояние (от 4000 до 5000 км).
Но не только регулярностью связи мы были обязаны коротким волнам. Удалось оказать немалого значения деловую услугу, сэкономив Совторгфлоту в валюте 15 000 рублей (подробно об этом ниже).
Кроме того, на коротких волнах велся прием прессы и информационных сводок, так как на длинных волнах прием был невозможен из-за дальности расстояния в невероятных атмосферных помех. Было передано и принято 122 частных и официальных телеграммы почти во все города СССР с числом слов 3200 и принято сводок с общим числом слов около 2800.
Связь велась главным образам с Москвой со станциями 2 BV (оператор т. Круглов) и 2 КВХ (оператор т. Байкузов). Необходимо отметить их прекрасную работу. Тов. Круглов ухитрялся принимать почти без повторений самые длинные сообщения часто при QRJ и постоянно при московских QRNN. Он всегда был QRV и на него действительно можно было рассчитывать. Тов. Байкузов, находившийся, правда, в несколько лучших условиях, также прекрасно принимал многочисленные телеграммы и снабжал пароход сводками.
С 2BV работа велась ежедневно, часов с 20—21GMT, с 2КВХ—через два дня на третий, часов с 19—GMT.
Связь о другими городами, кроме Москвы, была случайной и нерегулярной, хотя вначале и предполагалась регулярная работа с правительственными станциями Одессы и Феодосии.
С Одесской (волна около 90 м) связь прекратилась примерно на середине Красного моря, так как ее стали заглушать отчаянные атмосферные и другие помехи, а перейти на более короткую волну Одесса не могла.
Феодосию ни разу не удалось обнаружить на RARO, несмотря на заранее и через 2BV условленное время и подходящую волну.
По выходе «Микояна», соответственно подготовленного к тяжелому тропическому рейсу, из Одессы (22 марта) в Черном море условия были неважны; почему-то не было слышно ни EU2, ни EU3, и прием сопровождался какими-то помехами. Вскоре по выходе в проливы, в Эгейское и Средиземное море, условия приема улучшились, и работа пошла нормально. Стало слышно много EU и AU и европейцев, особенно ЕК, ЕЕ, ЕР и других.
Чем дальше отходил «Микоян» от СССР и Европы, тем меньше станций становилось слышно. В северной и центральной частях Красного моря европейцы совсем пропали, продолжали хорошо быть слышными лишь 2BV и 2КВХ и некоторые из EU, особенно 2GT и 6АС. Последних можно было слышать, хотя, правда, слабо, почти до самой южной части Красного моря. Особенно удивителен прием 2GT, работавшего, как он сообщал, мощностью всего в 10 ватт. В центральной части Красного моря его иногда удавалось принимать не хуже, чем 2КВХ, имевшего мощность в 150 ватт. 2GT также постоянно сообщал о прекрасной слышимости RARO, доходившей до R8. Повидимому 2GT находится в очень удачных условиях.
Наихудшая слышимость была в южной части Красного моря, где кроме 2BV и 2КВХ и, как это ни странно, нескольких fone никого из любителей не было слышно и все было абсолютно мертво. Это было самое плохое место за весь рейс. А, казалось бы, здесь на двадцатиметровом диапазоне должны были быть хорошо слышны восточные DX, прекрасно принимавшиеся на этих волнах в Средиземном море, а на сорокаметровом диапазоне—близкие AU7, AU и AJ; кстати AU7 и AU8 и в дальнейшем, при улучшении слышимости, не были лучше слышны, чем EU. Как это ни странно, но в дальнейшем средняя QSA AU7 и AUS была R—2—3, а большинства EU, находящихся на вдвое большем расстоянии, — до R5.
Резкое ухудшение слышимости очень заметно было и на длинных волнах.
По выходе «Микояна» в Индийский океан сразу стали слышны, несмотря на увеличение расстояния, как многочисленные любители EU, так и европейцы и любители восточных стран.
 Радиофронт1930_№35-36 - 0002.jpg
Такие же хорошие условия продолжались и в Персидском заливе, и на реке Евфрате вплоть до Ирака.
К сожалению, у RARO не было времени вследствие занятости вахтами и траффиками с 2BV и 2КВХ много работать с любителями. Вое же из Индийского океана и Персидского залива было осуществлено несколько QSO с любителями как EU, так и Европы (ЕК, EG и др. ) и Востока.
Связь же с 2BV, и 2КВХ, как было уже сказано, велась ежедневно, даже и в южной части Красного моря. Когда в Красном море громкость RARO и 2BV на 40-метровом диапазоне стала слабеть, 2BV перешел ва волну 32, 5 м, a RARO— на 36 м. Несмотря на то, что на этих волнах и было проведено несколько хороших QSO, все же вскоре мы опять перешли на старые волны. Правда, при работе RARO на волне 36 м у 2BV было иногда меньше помех, но громкость получалась не выше, чем на 40-метровом диапазоне, а прием, к тому же, на 40-метровом диапазоне был более уверенный и стабильный, замечалось меньше QSB. Вообще же в течение всего рейса QSB на 40-метровом диапазоне с обеих сторон проявлялось довольно мало.
Опыт QSY на 20-метровом диапазоне не удался вовсе, слышимости вообще не было. Вероятно, ото связано со специфическими условиями слышимости в Красном море вообще.
В северной части Красного моря траффик с 2BV начинался с 20 ч. GMT и даже раньше, в то время как любители в этой части моря начинают вообще появляться примерно о 18—19 ч. GMT. Ранее, несмотря на то, что ночь в этих широтах начиналась уже о 14—15 ч. GMT, никого слышно не было. Чем дальше «Микоян» шел на юг, тем позднее появлялись в эфире любители. Из-за этих причин, а также потому, что у 2BV чем позднее, тем меньше помех, —траффик был перенесен на 21 ч. Это время оказалось лучшим для связи в течение всего рейса. Примерно с 22—23 ч. GMT связь почему-то очень часто стала обрываться. Слышимость 2BV (и 2КВХ) в это время часто падала до R—О.
Интересно, что это явление наблюдалось в дальнейшем и в океане, и в Персидском заливе.
Конечно, не обошлось и без разных внешних помех, затруднявших работу. Во-первых, страшная жара в тропиках. 2 апреля, когда мы находились в Джедде (главный порт Геджаса, независимого государства в Аравии) на 21-й параллели (тропики начинаются, как известно, с 23 1/2 параллели), 2КВХ сообщал, что в Москве 5 градусов мороза в идет снег, причем снега выпало столько, сколько не было за всю зиму. У нас же в это время (ночью) было 32 градуса тепла, и я, работая, буквально обливался потом. В Периме, на 12-й параллели (английская африканская колония Сомали) термометр поднялся, несмотря на начало апреля, до 42° в тени. Позднее, в начале мая в Персидском заливе бывало обычно 45— 46 градусов в тени. Люди буквально не находили себе места на судне. В каюты ни днем, ни ночью не войдешь, все, даже деревянные части жгут при прикосновении.
В этих условиях, конечно, очень трудно было работать. QSO, начинавшиеся в 21 ч. GMT, кончались обычно около 3 часов по местному времени. Спать на палубе можно было только до 6 ч. утра. Днем и на палубе спать невозможно. Таким образом коротковолновая связь не давала возможности выспаться, не говоря о трудности работы в душной, накаленной за день, рубке.
Уголь, который мы приняли на палубу в Периме, на всем, в том числе и на радиоприборах, оставлял слой угольной пыли. Угольная пыль, вследствие своей проводимости, сильно влияла на изоляцию приборов, так что за ними приходилось следить очень тщательно.
Помимо этих помех, в работе сказывались и обычные радиопомехи—QRN, QRNN и QRM. QRN сильно стали сказываться в Красном море. О QRN на длинных волнах и говорить не приходится; атмосферные помехи превращались в сплошной рев, заглушавший всякую передачу. Но и на коротких волнах в южной части Красного моря QRN давали довольно сильный и постоянный гул, сильно портивший прием. В Индийском океане, в Персидском заливе и на р. Евфрате QRN стали значительно меньше.
QRNN—местные помехи—сказывались при стоянке судна (портовые и при разгрузке парохода).
Наконец QRM было не так уж много. Правда, иногда мешали любители, особенно любительские fone, но в общем большого вреда они не приносили. Гораздо больше мешал работавший одно время AU 7КАС, громко слышимый на протяжении целых 2—3 метров и постоянно звавший CQ, потому что ему никто не отвечал. Такие станции, не умеющие как следует настраиваться, надо, конечно, закрывать. К счастью, 7КАС скоро совсем прекратил работу.
Заговорив о любительских fone, следует отметить один советский телефон, работающий на волне около 42, 5 м, повидимому станцию им. Попова. Впервые этот fone удалось услышать в Красном море около Джедди, причем он был слышен примерно R4-—R5. Затем вследствие плохих условии слышимости в Красном море он пропал и появился вновь в океане и в Персидском заливе. Но слышимость его в Персидском заливе сильно изменилась. Постоянно была очень хорошо, до R7, слышна несущая волна и почти не было слышно модуляции. Очень неглубокая модуляция коротковолновой станции им. Попова, которой, кстати сказать, страдают очень многие наши телефонные станции, при слушании их на далеких расстояниях, была отмечена мной еще в Москве. В противоположность ст. им. Попова, при слабо слышимых несущих волнах телефонов Эйндховена, и Кенигсвустергаузена, модуляция их всегда была слышна fb.
 Радиофронт1930_№35-36 - 0003.jpg
Необходимо отметить также опыт телефонной работы 2BV. Он неоднократно вызывал RARO, когда «Микоян» находился в Персидском заливе. Несмотря на значительное расстояние—около 4 000 км, телефонная передача 2BV всегда принималась при отсутствии помех о громкостью R3—R4. Это немаловажное достижение для любительской станции.
В заключение расскажу, каким образом е помощью коротковолновой связи удалось сэкономить 1500 фунтов стерлингов и сократить дорогостоящий простой наших судов за границей.
Когда «Микоян» выгрузил сахар в последнем персидском порту — Мохамере, встал вопрос о новом грузе. Было не совсем обычное предложение одного грузоотправителя на груз железа в Италию. Не хотевшие взять на себя ответственность за принятие такого необычного груза, наш местный агент и капитан парохода отправили 21 апреля на коротких волнах через 2BV в Москву в правление Совторгфлота запрос, можно ли брать этот груз и минимум фрахта за него. В тот же день и грузоотправитель послал запрос о фрахте обычным телеграфом. На следующий день, 22 апреля, этот же 2BV передал ответ от Совторгфлота, что груз брать можно, минимум фрахта — 1500 фунтов (15000 рублей), но следует стараться получить больше. На следующий день капитан и агент заключили с грузоотправителем, не имевшим еще своего ответа, договор на отправку груза с фрахтом в 3000 ф. ст. Телеграфный ответ грузоотправителю с сообщением, что можно фрахтовать за 1500 ф. стерлингов, пришел только 29 апреля, т. е. через неделю. Грузоотправитель ругался, но ничего поделать уже не мог — договор был уже подписан.
Таким образом коротковолновая связь принесла нам 1500 ф. ст., выиграла 7 дней стоянки в неизвестности, потребовавшихся бы для получения телеграфного ответа (письма даже воздушной почтой здесь ходят 1—1 1/2 месяца). Коротковолновая связь «Микояна» позволила укоротить стоянку в Персии и другого нашего парохода «Молотова». С «Молотовым» был аналогичный случай. Не будь срочного коротковолнового запроса с «Микояна» и ответа, «Молотов» мог бы простоять лишнюю неделю и даже больше.
Вследствие царствующей здесь системы взяток и доносов, сообщение Совторгфлота, иди оно на длинных волнах, конечно, было бы перехвачено местными английскими радиостанциями (которые от нас не принимают телеграмм для передачи, но регулярно слушают все, что передается для нас) и сообщено грузоотправителю. В этом случае нам бы, конечно, не удалось получить 3000 ф. ст.

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2019 19:54
ББК-10
Есть у Белова в 3-м томе "Истории" "косячок" с п/х "Микоян" (см.сканы стр.424, 427).
Был такой, "Анастас Микоян", буксирный теплоход.
Много чего полезного сделал на Оби и Енисее. В КЭ участвовал и прожил долгую жизнь, но к Северо-Востоку он отношения не имел.
Тема по буксиру "тупичком" закончилась, а продолжить можно, материала в сети много интересного.

 Белов-3-424.jpg
 Белов-3-427.jpg

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2019 21:35
ББК-10
РЕГИСТР СУДОВ СССР (1931-1932 г.г.)
 Микоян-1.jpg
 Микоян-2.jpg

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 21 Январь 2019 22:44
ББК-10
Статья Вадима Борисовича ВОСТРЯКОВА о первом рейсе парохода "Микоян"

Радиолюбитель, 1930, №№2, с.72-73

Работа XEU 2АС (RARO)

22 ДЕКАБРЯ вышел из Ленинграда рейсом в Англию (в Гулль) новый пароход Совторгфлота „Микоян". Помимо длинноволновой ламповой станции мощностью в 250 ватт в антенне, работающей на частотах 425, 5, 500 и 666, 6 кс (705 600 и 450 m) и маленького искрового "аварийного" передатчика, мощностью в 50 ватт в антенне, на пароходе была установлена радистом „Микояна", московским коротковолновиком 2АС, его собственная коротковолновая станция. Целью установка коротковолновой станции на „Микояне" являлось выяснение возможности регулярной связи судна, находящегося в море, с СССР и сравнение условий работы на коротких волнах у нас и за границей.

 Радиолюбитель_1930_№2 МИКОЯН-1.jpg
 Радиолюбитель_1930_№2 МИКОЯН-2.jpg

"Микоян", грузовой пароход

СообщениеДобавлено: 18 Октябрь 2019 16:23
ББК-10
Из серии немаркированных ПК выпущенных УФПС Приморского края в 2018 г.
"Пароходы ДВМП погибшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
 МИКОЯН.jpg